Микродиффузоры: один из подходов к созданию уникального почерка акустики и дизайна помещения

ТEКСТ: Комментарии (50)
79.91 дБ
Микродиффузоры: один из подходов к созданию уникального почерка акустики и дизайна помещения

Один из самых популярных вопросов любителей хорошего звука касаемо акустики помещения сводится к поиску того, чем можно занять свободное пространство на стене между громкоговорителями так, чтобы это было не только красиво, но еще и полезно. Предложу вам мой вариант ответа на этот вопрос, отличный от картины или ковра.

Микродиффузоры - что это такое и откуда появилось?

Микродиффузорами я называю очень миниатюрную копию (от 5х5 см) обычных трехмерных диффузоров, с которыми все вы знакомы. Идея сделать такое изделие впервые пришла мне около года назад и весной этого года я принялся за ее оформление и реализацию. Предпосылки были следующими:

1. Размещение диффузоров "стандартных" (от 60х60 см) размеров это затея, связанная с выделением достаточно большого количества места, переноской тяжестей, сложностью монтажа и т.д. Даже при желании что-то сделать с акустикой помещения - связываться с таким решением нужно очень захотеть. Мне хотелось сделать что-нибудь попроще в плане производства и инсталляции.

2. Бытовые решения в виде картин и ковров безусловно дают какой-то эффект, но он является непрогнозируемым и его хоть какая-то оценка возможна только после применения. Кроме того, эффективность таких средств на фоне специализированных обычно бывает мала. Диффузор, пусть даже очень маленький - это специализированное средство акустической обработки на основании расчета.

3. Среди специализированных решений спросом пользуется в большинстве случаев акустический поролон, который по сути своей является поглотителем. В случае, если решается задача построения домашнего кинотеатра с целевым временем затухания, это правильный путь, во всех остальных случаях - нет. Любой диффузор же это прежде всего рассеивание, а только потом поглощение.

4. Передо мной стояла задача обработать сложные поверхности (потолок, балконная дверь, стекло и т.п.).

Проектирование и выбор инструментария

Первое, что я обнаружил - так это то, что ни одна из известных мне программ не умеет считать диффузоры в тех размерах, в которых мне предстояло их изготовить. В итоге я остановился на QRDude, результаты расчетов которой экстраполировал на требуемый мне диапазон частот, после чего еще немного поправил вручную.

На основе этих исходных данных создал твердотельные модели изделий в трехмерном редакторе и адаптировал их под возможности производства (сделал небольшие радиусы вместо острых углов, например). Спор между деревом на фрезерном станке и пластиком на 3D принтере решился в пользу последнего исходя из соображений снижения стоимости (во всех смыслах, прежде всего - трудозатрат). Ручная обработка деревянных изделий при тысячном тираже слишком дорогое удовольствие.

Создание ассортимента: цвет, форма и размер

Пластики не предоставляют такую богатую палитру оттенков, как колерованная краска, но кое-что найти используя материалы разных производителей все-таки можно. Я хотел сделать пано оттенков коричневого цвета, поэтому остановился на "коричневом" от DEXP, а также "какао" и "шоколаде" от FDPlast (на фото ниже расположены в указанном порядке - может быть кому-нибудь пригодится). После печати все изделия прошли обработку поверхности до состояния сатин с помощью ацетоновой бани.

Изделия решил промаркировать следующим образом - μDi в качестве названия (μ приставка "микро", Di сокращение от "Diffusor") и несколько цифр, отвечающих за размер в сантиметрах и "порядок" диффузора. Соответственно 511 с фотографии выше говорит о том, что данный μDi имеет 11 ячеек (итого 121 ячейка на изделие), расположенных вдоль стороны 5 см (основание всех изделий сделано в форме квадрата).

Чтобы случайно не создать себе фильтр, настроенный на определенную частоту, а также чтобы разбавить хаотичность цветового заполнения поверхности хаотичностью формы - решил делать μDi разного "порядка" (с разным количеством ячеек), т.е. рассчитанные на разный диапазон частот, т.к. рабочая частота зависит от геометрических размеров ячейки. Поскольку на выбор конкретных значений влияло не только желание, но и возможность изготовления в вменяемые сроки, то предварительно провел эксперимент, напечатав все возможные варианты.

μDi 531 это изделие максимального "порядка", которое мне удалось напечатать. Я был впечатлен, держа в руках кроху, в которой поместилась 961 ячейка. К сожалению, печать заняла неприличное время (более суток) из-за огромного количества накладных перемещений 3D принтера в процессе работы, в то время как собратья менее сложной организации печатались существенно быстрее: μDi 507 за 3 часа, μDi 511 за 5 часов. На них и решил остановиться.

Изначально я хотел провести обработку деталями трех разных размеров - 5х5, 10х10, 15х15 см. От самых больших экземпляров пришлось отказаться - помимо крайне долгой печати, как и в случае с μDi 531, они требовали приличного количества материала и сильно увеличивали бюджет проекта. Дело в том, что с увеличением размеров в длину и в ширину, неизбежно растет и высота. И если изделия 5х5 см имеют высоту порядка 2 см, то для 15х15 высота составляет уже около 6 см. Таким образом по занимаемой площади они относятся как 1:9, а вот по объему как 1:27 (расход материала в 3 раза выше на ту же занимаемую площадь).

Инсталляция

Изначально я планировал закрыть на потолке участок размером 180х120 см в виде прямоугольника, но принимающая участие в инсталляции супруга вмешалась заявив, что прямоугольник это вообще-то скучно и нам нужно сделать рваный край так, чтобы он производил впечатление некоторой незавершенности... В итоге получилась вот такая вот композиция.

На нижнюю сторону каждого μDi я наклеил двухсторонний скотч в надежде на то, что этого будет достаточно для того, чтобы зафиксировать изделия на потолке. Первое же проветривание показало, что я ошибся - началось диффузоропадение. Видимо это произошло из-за слишком разных коэффициентов температурного расширения скотча и обрабатываемой поверхности. Жидкие гвозди помогли оперативно исправить ситуацию без значительного усложнения процедуры инсталляции. На все пано ушло около 3 часов при работе вдвоем.

Итого на потолке поселилось 60 696 ячеек в 648 изделиях и сверху в качестве вишенки на торте тот самый μDi 531. Я получившимся результатом в целом остался доволен ("коричневый" слегка пестрит на фоне "какао" и "шоколада"), обязательно буду проводить аналогичную обработку всей площади потолка, когда придет время кино и музыке переезжать в отдельное помещение. Помимо потолка в комнате также был обработан пластик в нижней части балконной двери (изделиями белого цвета).

Результаты замера и прослушивания

Согласно расчету работать данная инсталляция должна начиная минимум с 4 кГц и заканчивая уже за 20 кГц. На графике ниже красная кривая это замер "до", зеленая кривая замер "после", кривые представлены без сглаживания (соответствует настройке 1/48 в REW).

Моя интерпретация полученного результата звучит следующим образом:

1) Диапазоны 5-11 кГц и 16-17,5 кГц стали обладать лучшей линейностью (за исключением небольшого горба на 9,7 кГц). При этом последний диапазон еще и выиграл по уровню. Скорее всего это произошло за счет свойств поверхности (ГКЛ поглощает в данном диапазоне больше пластика).

2) Диапазон 10,3-15,3 кГц, а также 19+ кГц естественным образом потеряли в уровне за счет процесса рассеивания в ячейках. Оцениваю потери незначительными как в абсолютных величинах, так и относительно полученной линейности (в том числе в этих диапазонах частот).

3) До 1,7 кГц никакой разницы по большому счету нет (ниже 500 Гц графики вообще совпадают 1 в 1), но вот после этой границы и вплоть до 5 Гц она есть. При этом наиболее заметна она именно на нижнем промежутке в диапазоне 1,7-2,8 кГц, хотя и в диапазоне 3,4-4,3 кГц положительный эффект тоже наблюдается. Это стало для меня небольшим сюрпризом.

Что касается результатов "просмотра", то "I'm Gotham's reckoning" и "Your punishment must be more severe" из "The Dark Knight Rises" обрели четкие очертания в почти безжизненной интонации из-под маски. При спусках в атмосферу на кораблях "Ranger" и старте ракеты в "Interstellar" стали более явным образом ощущаться сопротивление воздуха и объемы истекающего горящего газа. В целом выразительность актеров с низким голосом выиграла за счет повышения разборчивости в произносимых шипящих и свистящих звуках верхнего диапазона при бедности в среднем диапазоне - отсюда и другое впечатление от соответствующих звуковых эффектов. А еще лучше стало ощущаться помещение, в котором разыгрывается та или иная сцена. Думаю, что это связано непосредственно с эффектом эха, который обычно используют для создания объема помещения.

По прослушиванию - тарелки и кисточки в малых составах стали яснее, на "Within" с "Random Access Memories" это становится слышно сразу. В больших составах этого практически не заметно, т.к. послезвучия значительной своей частью тонут в общей массе музыкального материала. Однако паузы с акцентами и в этом случае стали более выразительными. Но больше всего на мой взгляд преобразилось звучание исполнителей эмбиента - все эти скрежещущие, сыплющие, трескающие, рвущие и т.п. звуки изменились до неузнаваемости. В "Hijack" и "Sea Wall" с "Blade Runner 2049" набор беспорядочного шума стал гораздо лучше передавать ту атмосферу, которая была задумана для восприятия с учетом одновременного просмотра сопутствующего видеоряда.

Вот такая вот история о том, чем еще можно было бы занять свободное место на стене. Желаю всем удачи в реализации смелых идей!

79.91 дБ +

Комментарии

#

Ого, вот это фундаментальная работа! Поздравляю, отличный эксперимент!

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Спасибо, главное - удачный.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Именно слово "фундаментально" и я хотел написать). Большое спасибо автору.

- 50 дБ +
#

Не читал, но одобряю. Подход серьезный. (Ну, абзаца 3 прочитал, многабукаф, потом осилю)))

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

честность и открытость не в почете ((

- 50 дБ +
#

Из собственного опыта, чем выше разрешение, собственно системы, тем меньше обращаешь внимание на сопутствующую акустическую обстановку. Проходил как-то мимо Ниссан-Мурано с открытой передней дверью, отчётливо слышно было - звук качественный, разборчивый, с высоким разрешением. А ведь я находился вне салона авто и слушал со стороны.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #
Из собственного опыта, чем выше разрешение, собственно системы, тем меньше обращаешь внимание на сопутствующую акустическую обстановку

Из моего опыта ровным счетом наоборот. Если в комнате плохое (высокое или рваное) время реверберации, например, никакое даже самое высокое разрешение дело не исправит. Наоборот, все его преимущества утонут.

Проходил как-то мимо Ниссан-Мурано с открытой передней дверью, отчётливо слышно было - звук качественный, разборчивый, с высоким разрешением. А ведь я находился вне салона авто и слушал со стороны.

А в салоне звук будет ощутимо хуже, с открытой дверью он играет в "поле". В салоне же будут все прелести неправильного размещения ВЧ и неправильной формы лобового стекла в ближнем поле, разного расстояния до громкоговорителей, ну и т.д.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Всегда обходился без ухищрений по акустической обработке. Диван, ковёр на противоположной от колонок стороне. Как обычно, нужно решить, что первично, что вторично, система или, сопутствующее ей. Ситуация подобна кабельной теме, если система не очень, никакими ухищрениями это не выправить, породистый же звук и в акустически неважной комнате не загинет. Когда в АС заменил проводку на правильную и сделал 4 моноблока в классе А би-ампингом, на комнату не обращаю внимания. Хоть на голову становись, звук никуда не денется. Вторая система, в спальне, аналогично. Там, вообще, колонки стоят на одном подоконнике, звучание без проблем. Как и в ситуации с Ниссаном, из другой комнаты слышно - звучит замечательно. Как-то, лет десять назад делали звук в Москвиче 412, что в салоне, что со стороны, нормально звучало, потому как, звук правильный. Обычно на фото из сети с домашними дорогими системами редко наблюдается какая либо специальная подготовка помещений.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #
Как обычно, нужно решить, что первично, что вторично
Ситуация подобна кабельной теме

На мой взгляд сравнение не вполне корректное, т.к. "играет" как раз комната. Количество прямого и отраженного звука в месте прослушивания будет разниться в зависимости от размера помещения и взаимного расположения источника звука и слушателя - но для большинства случаев, в число которых входит стандартная квартира - роль отраженного звука (а следовательно и комнаты) очень велика (вплоть до 50+ % общего звука). Лично я неоднократно был свидетелем ситуации, когда "неважная" система прекрасно звучала в правильном помещении и наоборот. Собственно, с этого можно сказать и начался мой интерес к этой теме. Я разочаровался, когда мой первый "сетап" Hi-Fi зазвучал ничуть не лучше компьютерной акустики и пребывал в сожалении о потраченных деньгах ровно до тех пор, пока не выдалась возможность послушать его в соседней комнате.

Обычно на фото из сети с домашними дорогими системами редко наблюдается какая либо специальная подготовка помещений.

Ровным счетом наоборот, отдельные КДП зачастую представляют из себя чуть ли не произведения искусства, даже с не запредельно дорогим "сетапом". Не наблюдается подготовка там, где интереса большого к музыке нет, но при этом "деньги не имеют значения".

- 50 дБ +
#

Весьма интересно! И если цвет надоест то наверное легко перекрасить из баллончика?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VeloJohns #

Да, можно, такой эксперимент тоже проводился. Буду закрашивать пластик снизу балконной двери. Использовал остатки белого цвета от трех производителей... и все три белых оказались разными. Но поскольку там был один цвет и остатков разное количество, то "рисунка" не вышло и выглядит не очень (терпимо, но перекрашу).

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

От зачётный пылесборник! Жена видела? ))) Шучу! Прекрасная затея, снимаю шляпу!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Практика показывает что всё не так страшно

- 50 дБ +
#

Судя по расчетам тут, диффузор высотой 2 см, работает от 8,5 кГц (до ~34 кГц в данном случае). Хотя на фото видны более высокие варианты, они должны начинать работать пониже.

Интересно, ставилась задача рассеивания именно в высокочастотном диапазоне?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @artemf #
Судя по расчетам тут

Когда-то давно пробовал пользоваться этим калькулятором, не понравился - если память не изменяет, он делает расчеты только для ассиметричных моделей (количество рядов и столбцов должно различаться) и не умеет "двигать ряды". Также не помню, как он считает перегородки (у меня свое мнение на их учет в изделиях). А вообще все считается в Excel, формула известна и проста - все калькуляторы это просто небольшое удобство.

диффузор высотой 2 см, работает от 8,5 кГц (до ~34 кГц в данном случае)

Ну как бы это в целом вывод несколько некорректный, на 2 см высоты по XY приходится 1 ячейка или 1000? Работать же они будут по разному и звук на них под углом "падает", а не заходит по Z (тогда рассмотрение только высоты действительно было бы верно).

ставилась задача рассеивания именно в высокочастотном диапазоне?

Да.

- 50 дБ +
#

Автор крут! За идею можно и патент прикрутить, инсталировать страждущим - в перспективе.. С праздником и Удачи.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Патент оформлял на изделие из прошлой своей статьи. Не зря прошел этот путь и получил соответствующий опыт, но в коммерческой перспективе для защиты прав нужны существенные материальные вложения. Поскольку в нашей стране мало чего своего (оборудование, сырье), то опасаться стоит скорее зарубежных коллег (они тупо перебьют по цене). Патент в одном только Евросоюзе это удовольствие в несколько сотен тысяч рублей, а если брать весть Старый свет, то там далеко за миллион перешагнет. Ну а инсталлировать страждущим отсутствие патента никак не мешает, а запатентовать это вместо меня уже все равно никто не сможет (появилось в публичном доступе раньше подачи заявки на патент).

С праздником!


- 53.01 дБ +
#

Просто Лего диффузор какой-то. Красиво выглядит. Можно ещё стереокартинку записать этими фишками. Отклеиваются элементы от скотча из-за хладотекучести изобутилена.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Есть какой-то двухсторонний скотч не обладающей этими отрицательными (для конкретного применения) свойствами, или они все такие по своей природе? Я разные на самом деле использовал скотчи, брендовые держат существенно лучше (даже не помню, падали ли изделия с ними, но решил не проверять и все перемазал гвоздями).

Можно ещё стереокартинку записать этими фишками.

Классная фишка кстати может быть, если делать композицию перед собой. Напечатать картинку с любимым музыкантом на поверхности, а в стерео сделать объемное изображение инструмента или самого исполнителя. Это был бы реально лютый Hi-End в акустической обработке помещения )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

3М акриловые, минус - если что-то налепил не так то уже ничего не исправишь. На них детали грузовиков крепят

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Поднял историю - брал на полипропиленовой основе. Собственно, выбирал из того, что было нужного размера и доступно. Будут смотреть акриловые впредь.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Скотчей таких много, например во флексографии, где сам тружусь. И 3M считаются не самые крепкие, tesa лучше.

Например.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Elias #

Я искал шириной ровно 48 мм, чтобы под 50 мм скотч встал не вылезая за края. Эти все ленты насколько я вижу уже по ширине, хотя если они держат намертво, наверное это не стало бы проблемой. Спасибо за наводку, приму во внимание.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

у меня на двух полосках держатель для душа крепится)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Elias #

Забавно мне демонстрировали возможности 3М скотча на строительной выставке. Просто приклеиваешь кусок к поверхности - отклеивается без проблем. Проводишь пальцем после приклейки - сопротивляется отклеиванию очень ощутимо. Потрёшь ногтем - отрывается вместе с покрытием (лист металла покрашенный эмалью, эмаль и отрывается). Как всегда видимо у нас не любят читать инструкции :)) Даже на предприятиях :)))

- 50 дБ +
#

За труды и основательный подход к делу плюсую!

Вид панели (кроме цвета) нравится. Да не запишут меня коллеги по увлечению в подкаблучники, но уговорить супругу на такой «наворот» на потолке можно только если есть отдельная комната для аудио. В моих же реалиях это практически невозможно ибо женщинам (не всем, но многим) на технику (вырезано цензурой), а уж обклеить помещения панелями - это бунт на корабле:)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Simple #

Моей супруге понравилось, правда, я сам был немного удивлен. Наверное я ее за годы просто заразил своим увлечением. Бас-ловушки она согласилась убрать с тумбы только когда, когда поняла, что лучшего места для елки действительно не найти )))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Simple #

В белом цвете на потолок на ура зайдёт

- 50 дБ +
#

Супер! А где купить то их?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kmndr #

Статью попробуйте прочесть.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kmndr #

Напишите на почту в профиле.

- 50 дБ +
#

Mexkb, Вы молодец!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Для тех, у кого ещё нет объёмных принтеров. Покупаем на базе сотню, другую офисных ёжиков и делаем им обрезание: оквадрачиваем, модулируем им иголки по высоте:)))

- 56.02 дБ +
#

Никита, браво!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Игорь, спасибо - рад, что вам понравилось.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Я хоть и не сторонник активного акустического оформления КДП (ну прям как мой тёзка), но то, что вы делаете - это очень здорово. Вы большой молодец. И эти микрушки мне нравятся больше Шрёдера :)) Видимо не доиграл в детстве в Лего, только с сыном принимал участие в строительстве :)))

- 50 дБ +
#

А , 1 м2 во цене сколько вышел ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Эквивалент: 2 принтеров (специально были докуплены на этот проект), кучи запчастей к ним (технология сыровата), сотни кВт электроэнергии, 25 кг пластика, герметичной камеры, 2 бутылок ацетона - в деньгах. Все это поделить на общую площадь - точнее не скажу, считайте )))

- 50 дБ +
#

классный стартап. интересно, а по стоимости ваше изделие выгоднее аналогичных заводских изделий, но стандартного размера? ни разу не хочу бросить тень на ваш проект, но стоит ли овчинка выделки?


на популярном сайте объявлений, из дерева делают похожие модели и весьма недорого

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AntNik #
а по стоимости ваше изделие выгоднее аналогичных заводских изделий, но стандартного размера?

1. В мире вообще нет ни одного "завода", который занимался бы серийным выпуском изделий для акустической обработки (в силу мизерного спроса, разумеется). Все, даже более-менее известные в мире конторы подобной тематики очень малы и в основном их можно было-бы охарактеризовать, как гараж (иногда большой и дорогой гараж).

2. Мне интересны инновации, поэтому делать "как все" и ввязываться в ценовую конкуренцию "по издержкам" не мой вариант. После комментария Бориса в статье про диффузоры с подсветкой я ради интереса сделал несколько вариантов изделий "стандартных" размеров, чтобы посмотреть что там получается по цене. Дешево - но это же скука смертная.

ни разу не хочу бросить тень на ваш проект, но стоит ли овчинка выделки?

Я делал это прежде всего для себя и своей комнаты - потраченные усилия считаю сполна окупившимися.

По поводу конкурентной стоимости такого решения по сравнению с изделиями "стандартного" размера, откинув всю разницу в характеристиках, скажем так - если будете делать μDi 503/505/507, то цена будет весьма схожей. Изделия выше порядком - будут существенно дороже (уровень оборудования, время на печать, количество материала).

- 60 дБ +
⇡ в ответ @AntNik #

По мне, так стоит! Внешне гораздо красивее деревяшек, а по эффективности графики показали, что изменения в пределах точности измерения. То есть, "диванковер" более эффективен, но менее оригинален.

Работа отличная, идея супер!!!!!

- 50 дБ +
#

Никита, Вы большой молодец! Успехов в Ваших начинаниях! Думаю, Вы не раз еще сможете всех удивить.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Вадим, спасибо!

- 50 дБ +
#

Поздравляю, Никита! Это здОрово! Особенно целеустремленность, работоспособность и знание материальной части. Статья написана талантливо. Успехов!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Show #

Дмитрий, спасибо!

- 50 дБ +
#

Никита, а может на 3D-принтере делать только модель, а потом горячей штамповкой (или как там формовка ещё называется) ? Мы так с корпусами супертвитеров и фланцами ВЧ поступаем.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Рассматривались разные варианты на самом деле: печать; двухкомпонентные пластики путем отливки; горячее литье; формовка. Двухкомпонентные пластики получались дороже в любом случае - сам материал дороже и его нужно было больше (при печати можно делать 50% и меньшее заполнение, например). Изделия с большим количеством ячеек отлить в силиконе при этом задача сложная (речь о заполнении перемычек и отверстий размером 0,5-1,5 мм). Горячее литье и формовка выгодны только при очень больших объемах, т.к. матрица и подготовка тех. процесса n кратно превышали бюджет всего проекта. Опять же, любая отливка/формовка это не совсем правильно с точки зрения необходимости делать уклон модели для съема (думаю, что потери были бы не велики, но все же это не по фен-шую). В общем, как ни странно, печать получилась удобнее по всем параметрам, кроме времени. В процессе самого производства уже по ходу делались кое-какие правки, кстати, которые не получилось бы сделать в случае другого, более жесткого подхода.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Ну вот у нас так получилось, на 3д-принтере дороже. Считали конечно, получилось так.

В любом случае удачи!!!

- 50 дБ +
#

Интересная статья почти в тему https://www.popmech.ru/technol...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.