Веским доказательством того, что главным носителем аудиоданных становится компьютер или сервер, а не оптические диски, можно считать появление системы типа «ЦАП — мощник» в классе High End, самом консервативном и трудно поддающемся влиянию моды.

На вопрос, какой производитель наиболее точно иллюстрирует германский подход к созданию High-End-электроники, мы без колебаний отвечаем: Т+А. С 1978 года, т.е. более 35 лет, эта сравнительно небольшая компания (расположена в Герфорде, земля Восточная Вестфалия) собственными силами разрабатывает и выпускает AV-компоненты для самых взыскательных покупателей, опираясь на бескомпромиссные схемотехнические решения. От начала работ над новой моделью до появления серийного образца зачастую проходит не один год, но и служит такой аппарат десятилетия, радуя владельца безупречным качеством. Иными словами, если Т+А пополнила свой арсенал устройством для воспроизведения аудиофайлов с компьютера, значит, цифровая революция неотвратима.

В конструкции DAC 8 воплощен более чем 20-летний опыт фирмы по созданию цифровых аудиокомпонентов непревзойденного качества (достаточно вспомнить выпущенный в середине 90-х ЦАП-предусилитель PreDA 3000 AC, уникальный для своего времени). В результате появился универсальный аппарат — не просто внешняя звуковая карта для компьютера, но устройство, способное превратить цифровые аудиоданные любого вида в аналоговый сигнал, отвечающий самым высоким стандартам. При этом инженеры не забывали об эргономике и дизайне.

Компактные устройства класса High End — довольно большая редкость. Строгий и вместе с тем элегантный дизайн придает им по-настоящему эксклюзивный облик.

DAC 8, равно как и AMP 8, — компактные устройства одинаковых габаритов. Основание представляет собой квадрат со стороной всего 270 мм, высота составляет 95 мм. Корпуса полностью алюминиевые, причем верхняя и нижняя крышки выполнены из 6-мм плиты, а боковые стенки и фасад — из профиля, отлитого под давлением. Полученный таким образом жесткий корпус установлен на ножки-демпферы. Передние панели можно назвать образцами утилитарности. На фасаде ЦАПа лишь матричный дисплей, восемь кнопок выбора входов и вида цифровой фильтрации плюс еще две, образующие регулятор громкости, а также «телефонный» выход 6,3 мм. «Лицо» усилителя украшают три светодиода — нет даже кнопки включения. Она располагается на тыловой панели, рядом с гнездом сетевого кабеля и двумя парами высококачественных винтовых клемм для громкоговорителей. Подключить DAC 8 можно как по несимметричной, так и по балансной шине. ЦАП, помимо соответствующих (RCA и XLR) выходов, имеет пять коаксиальных (4хRCA и 1хBNC), оптический (Toslink) и балансный (AES/EBU) входы цифрового аудио и один коаксиальный выход, сопротивление которого составляет всего 22 Ом. Разумеется, есть и вход USB B.

О серьезности намерений разработчиков также свидетельствует наличие раздельных блоков питания для аналоговых и цифровых цепей ЦАПа. Уровень сигнала на выходах регулируется посредством сложной аналоговой схемы, позволяющей сохранить динамику звучания даже на низкой громкости. При желании регулятор можно отключить, задействовав два реле с позолоченными контактами.

Аппараты можно соединить как по несимметричной, так и по балансной шине. ЦАП- предусилитель оснащен пятью коаксиальными входами (в т.ч. BNC) и портом USB B для подключения компьютера

Все входы, кроме оптического, принимают сигнал размерностью до 24/192 (Toslink читает данные не выше 24/96). Вход USB работает в режиме USB Audio Class 1 с сигналом до 24/96 или в режиме USB Audio Class 2 (воспринимается сигнал до 24/192), при этом можно выбрать синхронный или асинхронный, требующий установки на ПК специального драйвера вариант работы.

Цифроаналоговое преобразование осуществляют восемь 32-битных ЦАПов Burr-Brown, функционирующих в двойной симметричной цепи. Такое решение позволяет компенсировать любую нелинейность при обработке, а уровень фонового шума снизить на 6 дБ. Передискретизацию выполняет 56-битный процессор по алгоритмам, разработанным Т+А специально для данной схемы, что снижает джиттер. Для борьбы с ним приняты и другие действенные меры (специалисты фирмы прекрасно понимали, что цифровой сигнал на DAC 8 будет поступать главным образом с компьютера — устройства, отнюдь не аудиофильского). Сигнал преобразуется в два этапа. Сначала из полученного потока выделяются собственно аудиоданные и обрабатываются цепью PLL (фазовой автоподстройки частоты), дабы избавить их от грубых временных ошибок. Затем данные анализируются специальным микропроцессором, и если они отвечают заданным критериям по частоте и стабильности, ЦАПы DAC 8 переводятся на работу по собственным чрезвычайно точным синхроимпульсам. (Генератор последних полностью независим от источника сигналов, что сводит к нулю джиттер, создаваемый компьютером и получающийся при передаче сигнала. Синхроимпульсы формируются двумя кварцевыми излучателями — один выдает сигнал для файлов с частотой дискретизации 44,1/88,2/176,4 кГц, второй — для файлов 48/96/192 кГц.) Если же входной поток не соответствует вышеупомянутым критериям, он вновь проходит PLL-обработку, и остаточный джиттер уменьшается в 4 раза.

Если снять верхние крышки, мы увидим собранную на одной многослойной печатной плате схему ЦАП-предусилителя (верхнее фото) и мощный тороидальный трансформатор блока питания мощника (нижнее фото).


Цифровая фильтрация проводится посредством преобразований Безье, а также при помощи FIR-фильтров — стандартного и с крутым спадом характеристики. Выбрать желаемую фильтрацию можно с передней панели ЦАПа или с пульта ДУ.

Есть возможность инвертировать фазу входного сигнала или расширить полосу пропускания выходного сигнала (до 120 кГц).

Аналоговые цепи, гальванически развязанные от цифровых, собраны на дискретных элементах без использования операционных усилителей. Линейность их характеристик обеспечивается не большой глубиной обратной связи, а высоким качеством комплектующих.

В основе схемы мощника AMP 8 лежат решения, использованные в аппарате PA 3000 HV (см. No10, 2013). Входной каскад представляет собой каскодный усилитель J-FET с перекрестной связью, а напряжение усиливает FET-каскод Хоксфорда, работающий в классе А. В выходном каскаде, отвечающем за усиление по току, стоят высококлассные транзисторы ThermalTrak со стабильными характеристиками и высоким быстродействием.

В качестве пульта ДУ к ЦАПу прилагается небольшая пластиковая коробочка. Она совершенно непритязательная по дизайну, зато позволяет выбирать даже входной фильтр.

Усилители по напряжению и по току полностью независимы друг от друга; они даже питаются от отдельных источников. Это позволяет исключить влияние обратной связи через громкоговорители на усилители по напряжению, что значительно улучшает качество звучания. Каскады усилителя имеют высокую линейность и широкую полосу пропускания, поэтому не требуют обратной связи большой глубины, а диапазон рабочих частот доходит до 200 кГц. В схеме используются тщательно подобранные компоненты аудиофильского качества, в т.ч. немагнитные резисторы Vishay и заказные конденсаторы WIMA и ELNA. Источник питания рассчитан на работу с экстремальными нагрузками. Его тороидальный трансформатор отдает до 400 Вт при минимальных токах утечки, что позволяет раскачать практически любую акустику.

Прослушивание системы превратилось в многочасовой марафон — необходимо было выявить, как влияют на звучание цифровые фильтры. Разумеется, без риска показаться пристрастным нельзя выдавать субъективные впечатления за нечто абсолютное, но все же... По нашему мнению, для записей, изначально сделанных в высоком разрешении, лучше всего подходит фильтр BEZ 1. Фильтр BEZ 2 чрезмерно повышает интенсивность баса, однако эта же особенность благотворно сказывается на звучании попсовых треков начала 70-х, записанных излишне «сухо» (характерный пример — альбомы шотландской группы Middle Of The Road, вышедшие на фирме RCA). Прослушивая CD-рипы в нативном разрешении 16 бит/44,1 кГц, эксперты отметили, что фильтр FIR 1 придает басу дополнительную упругость, а образам — четкие очертания, в то время, как FIR 2, несколько снижая динамику трека, усиливает ощущение глубины звуковой сцены.

Расширение полосы пропускания DAC 8 делало звучание несколько более раскованным. Что касается мощника, то ему нужно поставить высший балл за достоверность передачи материала любого жанра. Главным достоинством High End-аппаратуры мы считаем деликатность — стремление оставить слушателя наедине с музыкой. Этим свойством данный комплект наделен в полной мере.

Результаты измерений и паспортные данные ЦАПа-предусилителя T+A DAC 8 и усилителя мощности T+A AMP 8

Амплитудно-частотная характеристика ЦАПа измерялась при расширенной полосе пропускания и цифровом фильтре BEZ 2, который вызывает спад амплитуды с 8 кГц (если его задействовать, то на ВЧ будет наблюдаться не уменьшение, а рост сигнала примерно на 0,7 дБ на 15 кГц). Дисбаланс каналов ничтожен, КНИ также очень мал на всех частотах (максимальная величина больше опорной на 1 кГц всего в 3,5 раза). Отлично выглядит спектр выходного сигнала: «коврик», не имеющий следов паразитных гармоник, располагается

на уровне –90 дБ.
АЧХ усилителя — классическая для аналоговой схемы. Амплитуда выходного сигнала начинает снижаться на частотах выше 20 кГц, и к 95 кГц завал достигает 9 дБ. Измеренная мощность превосходит паспортную почти в 1,5 раза, так что в стереорежиме усилитель обеспечит порядка 90 Вт/ кан. Вкупе с довольно значительным коэффициентом демпфирования это свидетельствует о том, что АМР 8 способен работать даже с напольными колонками.

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Декабрь, 2013.

ЦАП-предусилитель T+A DAC 8

Неравномерность АЧХ, дБ: 3,9

Дисбаланс каналов на 1 кГц, дБ (L-R): 0,02

КНИ на 1 кГц/пик, %: 0,006/0,021

Усилитель мощности T+A AMP 8

Рвых, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 117,3/119,7/109,6

Коэффициент демпфирования: 66

КНИ на 0,5 Pвых, % на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц: 0,024/0,035/0,068

Верхняя рабочая частота по –0,5/–3/–6 дБ, кГц: 12,5/>31,5/>63

Неравномерность в полосе 20 — 20 000 Гц, дБ: 1,2

Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ: 0,3/–9,0

Дисбаланс каналов, дБ (L-R): 0,2

Паспортные данные

ЦАП-предусилитель DAC 8

Аналоговые выходы: несимметричный+, балансный+

Цифровые входы/выходы: коаксиальный4хRCA+BNC/RCA, оптический Toslink+/–, балансный вход AES/EBU+, Порт USBB

Выход на наушники 6,3 мм: +

Релейный выход 12 В: –

Масса, кг/габариты, мм: 4,0/270x95x270

Чтение файлов 24/192: +

Число цифровых фильтров: 4

Инверсия фазы выходного сигнала: +

Возможность сделать выход нерегулируемым: +

Изменение яркости дисплея: +

Управление: пульт ДУЦАП

Усилитель мощности AMP 8

Выходная мощность (8 Ом), Вт: 2х80

Аналоговые входы: несимметричный+, балансный+

Крепление акустического кабеля: винт.

Масса, кг/габариты, мм: 7,0/270x95x270