Акустическая подготовка к прослушиванию в обычной квартире

ТEКСТ: Комментарии (25)
75.68 дБ
Акустическая подготовка к прослушиванию в обычной квартире

Именно так. Ведь привычное уху профессионала словосочетание «акустическая подготовка помещений» не отражает суть дела. А суть эта — в бесчисленных историях о том, как «...была куплена дорогущая аппаратура, огромные колонки, привезли, установили — а звука нет!..»

Действительно, так бывает нередко. Негатива добавляет реакция соседей и домочадцев на громкую музыку. Что со всем этим делать в условиях обычной квартиры — именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить, причем без применения объемных теоретических выкладок и измерительных приборов, не говоря уж о промышленных системах рум-коррекции. Достаточно собственной головы и ушей.

Немного об идеале

Начнем с пугающих вершин, к которым надо стремиться, но которые, увы, недостижимы в обычной жилой квартире. Для качественного звучания колонок комната, где они установлены, должна иметь приемлемый коэффициент реверберации (другими словами, быть умеренно гулкой) и не демонстрировать акустических резонансов и стоячих волн (мест, где звучание низких частот, например, превращается в некое бубнение).

Кроме того, в такой комнате не должно быть источников призвуков — чего-то резонирующего и дребезжащего. Это то, что касается «внутренних» параметров. Повторюсь: мы стараемся не использовать основанные на измерениях известные стандарты и нормы, описанные в профессиональной документации.

Безэховая камера

Есть и «наружные» параметры — то, из-за чего соседи рано или поздно начинают стучать в батарею, как ни противна нам вся эта проза жизни. Без звукоизоляции не обойтись. Соответственно, акустическая подготовка помещений состоит из двух-трех частей, важнейшими из которых являются звукоизоляция и звукопоглощение. И важно не путать эти два направления.

Фрагмент интерьера звукозаписывающей студии. Не самое жилое помещение...

А теперь об идеалах. В профессионально подготовленных помещениях для акустической подготовки принимаются серьезные меры. Плавающие полы и потолки, акустические панели, специальные двери (причем не одинарные). Все это — с использованием специальных материалов и покрытий.

Так оформлены студии звукозаписи, серьезные домашние кинотеатры и многие другие объекты. Масштабы работ впечатляют. Все это закладывается еще во время проектирования. Простой факт: толщина звукоизоляционного слоя, создающего реальный эффект, начинается с 5 см.

Звукоизолирующий пол — не так уж просто

А у нас — обычная квартира. И максимум, что мы можем себе позволить в целях акустической обработки — косметический ремонт. Что ж, это тоже немало. Засучив рукава, приступим!

Начнем со звукоизоляции

В деле звукоизоляции не важно, хотите вы убрать (вернее, радикально уменьшить) шум от соседей либо преследуете благородную цель минимизировать причиняемое им беспокойство, исходящее от вашего аудиосетапа. Средства одинаковы. Но прежде всего — об ошибках.

Например, идея покрыть смежную с источником шума стену пенопластом и отделать ее как-нибудь для красоты (оштукатурить или оклеить обоями) часто высказывается общественностью и даже представителями ремонтных бригад. Парадоксально, но таким образом звукоизоляцию можно даже ухудшить. Это ТЕПЛОизоляция — и звук здесь ни при чем. Два листа гипсокартона с разными воздушными промежутками при той же толщине, стоимости и трудоемкости сработают на порядок лучше.

Но давайте договоримся, что увеличивать толщину стен в квартире не стоит. Что же тогда? А тогда нужно поискать места, где звук особенно легко проникает в соседнее помещение. Именно эти слабые места нам следует усилить.

Усиливаем слабые места

Прежде всего (и это особенно важно для некапитальных не несущих стен) обратите внимание на розетки. Часто строители устанавливают розетки одновременно с двух сторон. Это удобно: сверлится сквозное отверстие, в нем — розетки, ваша и соседская. Для звука такое отверстие остается практически сквозным. Можете попробовать, прислонив ухо. Только осторожно, там все под током!

Розетки нужно доработать!

Наши действия: отключаем электричество, демонтируем розетку, затем ее монтажную коробку, видим дно монтажной коробки соседей. Промежуток между этими коробками заполняем диском из максимально плотной минеральной ваты или аналогичного вещества (очень желательно неорганического происхождения, негорючего).

Затем фиксируем и шпаклюем, например, алебастром либо цементным раствором — дешево и сердито. В итоге ваша монтажная коробка должна встать на свое место. И только тогда снова включаем электричество. Желание употребить монтажную пену с негодованием отметаем: ее звукоизоляционные свойства никуда не годятся — к тому же она пожароопасна и применять ее возле проводки нельзя.

Сняв крышку распределительной коробки, иногда можно поздороваться с соседями

При этом розетки — это не единственные слабые места, легко пропускающие звук. Есть еще и распределительные коробки. Было время, когда их делали в верхней части стен, но сейчас возможны варианты. Если такая коробка использует сквозной проем в стене, закрытый с двух сторон тонкими крышками, то для звукоизоляции это сущая беда.

Найти ее очень просто простукиванием. Ситуация исправляется аналогично. Правда, в случае коробки (да и розетки тоже) стоило бы воспользоваться услугами профессионального электрика. Там ведь по идее расположены соединения проводки вашей (а возможно, и не только вашей) квартиры.

Межпанельная щель — расшить и обработать

Еще один источник проблем звукоизоляции — промежутки между панелями в домах из бетона. Со временем швы трескаются и пропускают звук все больше. Такое место необходимо расшить и загерметизировать раствором и (или) акриловым герметиком. Естественно, это связано с демонтажем плинтусов или обоев и т. д.

Стояк — отличный проводник звука

В квартирах также присутствуют стояки, то есть места, где трубы проходят сквозь стену. Их положено пропускать через трубу большего диаметра — гильзу, зацементированную в стене. А промежуток между гильзой и трубой должен быть заполнен минераловатой и загерметизирован нетвердеющим герметиком.

Проблема чаще всего в том, что промежуток не заполнен. Иногда и самой гильзы нет — сэкономили. Промежуток между гильзой (стеной) и трубой все-таки заполняем чем положено, а по краю — силиконовый герметик.

Окна — источник шума

Забавно наблюдать интерес к аппаратуре с соотношением сигнал/шум -120 дБ в то время как уличный шум в комнате, где ее будут слушать, достигает -40 дБ. В этом смысле металлопластиковые окна предпочтительны.

Одно- или многокамерные — это практически безразлично, но по сравнению с покоробившимися деревянными они обеспечивают ощутимо большую степень тишины. Настолько, что шум из соседних квартир после замены окон становится гораздо явственней. Почему? Потому что до того он маскировался уличным шумом.

Уплотнитель

С деревянными окнами тоже не все потеряно. Дребезжащие стекла извлекаем и (в идеале) заменяем на более толстые. В любом случае, ставим обратно на герметик. По периметру прокладываем самоклеящийся силиконовый уплотнитель (доступен в широком ассортименте). Важно, чтобы окна после этого по-прежнему можно было закрыть. И если получилось, то их звукоизоляция уже практически не уступает металлопластику — заодно и зимой будет теплее.

Звукопоглощение

Заходя в помещение, где что-либо будет звучать, многие специалисты (в кавычках и без) в области звука хлопают в ладоши. Резкий звук позволяет «на глазок» оценить реверберацию помещения (наличие, характер и степень интенсивности эхо).

Здесь может быть два крайних случая. Очень сильная реверберация, которая наблюдается в «голых четырех стенах» — к примеру, бетонных или кафельных, поглощающих не больше 1–3% энергии падающего на них звука. либо практически полное отсутствие реверберации, которое достигается, например, в безэховых камерах либо помещениях с невероятным количеством ковров, драпировок, книг и мягкой мебели.

Интерьер в духе минимализма... Проблемы с гулкостью гарантированы

Повторим предупреждение: полное описание акустической ситуации займет в 10 или 100 раз больше места и будет доступно выпускникам электроакустического факультета. Наша задача — дать несколько советов для решения проблем с акустикой комнаты минимальными средствами, без применения измерительной аппаратуры и даже усложненной терминологии, просто и более-менее доходчиво.

Мягкая мебель, ковры, шторы, салфетки — чем не безэховая камера?

Итак, реверберация, несмотря на то, что она присутствует в самой фонограмме, в комнате прослушивания также нужна — давайте примем это за аксиому. Другое дело, что ее параметры должны соответствовать определенным пределам, которые понятны субъективно (критерий «приятно или неприятно слушать»).

Кроме того, стоит понимать, что сам выбор типа и размеров акустики, уровня ее возможного звукового давления зависят от размеров комнаты — причем не только кубатуры, но и высоты потолков, формы, материала стен, применяемых покрытий, наличия мягкой и корпусной мебели, окон и штор и многого, многого другого, включая, естественно, взаимное расположение акустики и слушателей.

И поскольку объем полного описания всех взаимодействующих в этом случае факторов стремится к бесконечности, предлагаем диаметрально противоположный подход: вульгарно упростить задачу.

А теперь — по пунктам

Давайте отталкиваться от пустой комнаты, наполняя ее всем, что в ней должно быть, и анализируя влияние на звук каждого предмета обстановки.

• Легкие межкомнатные двери и корпусная мебель, особенно пустая, способны катастрофически влиять на звучание. На первом месте здесь шкафы-купе. Обратите внимание на резонирование панелей большой площади — для этого к ним достаточно приложить руку — и, если что, их необходимо зафиксировать, задемпфировать, утяжелить или убрать.

• Стеклянные шкафы чреваты дребезжанием самого стекла. То же касается сервизов, бокалов и т. д.

• Любой легкий достаточно жесткий объемный предмет — например, рисунок на картоне, висящий на стене — способен стать источником призвука. Находим и обездвиживаем.

• Мягкая мебель, ковры и прочее — это, чаще всего (до определенной степени, когда комнату называют «переглушенной»), позитив. Причем интерьер второй половины прошлого века, с ковром на всю стену, для акустики может оказаться очень неплохим. Особенно если ковры висят на торцевых стенах.

• Полки с книгами также являются, по сути, акустическими ловушками, способными позитивно повлиять на нежелательную реверберацию. Лишь бы не вмешивалось стекло.

• Окна для качественного аудио — негатив. Большая гладкая отражающая поверхность. Дребезг незакрепленных стекол недопустим. Плотные шторы значительно улучшают ситуацию.

• Музыкальные инструменты также способны вносить свою лепту в звук. Свободно подвешенная акустическая гитара обычно резонирует где-то в районе «ля» — и если слушать музыку, сидя рядом, эта нота может помешать всем остальным...

• Взаимное расположение колонок и слушателей также описано во многих книгах статьях, заметках и рисунках. О том, что между колонкой и слушателем ничего не должно находиться почему-то сообщают гораздо реже. Тем не менее, правило, что каждый слушатель должен видеть, по крайней мере, оба твитера — незыблемо.

Теперь попробуем воспользоваться всем этим на практике. Как правило, акустика попадает в комнату с уже готовым интерьером. Критически осмотритесь. Проанализируйте каждый предмет. Иногда минимальное вмешательство позволяет получить впечатляющие результаты.

Движение — это жизнь!

Поскольку наш единственный измерительный прибор — это собственные уши, воспользуемся им. Нужна фонограмма с хорошими, мощными и разнообразными басами и хорошей стереосценой. Включаем на громкости чуть выше средней. Начинаем двигаться по оси прослушивания от тыльной стены к колонкам.

Обращаем внимание на два обстоятельства: равномерность стереосцены по ширине и «вкусность» баса. Первое обычно зависит от степени звукопоглощения по бокам от зоны прослушивания. Второе показывает на наличие в комнате стоячих волн, связанных с так называемыми резонансными модами. И в том и в другом случае нужно попробовать корректировать поверхности.

То, как видит это сам производитель акустики

Для равномерности сцены со стороны ее усиления на боковую или прилегающую стену стоит повесить что-то шероховатое. Аппликацию, картину штапелем, цветок... В случае с басами помогает применение басовых ловушек, но если без расчетов и измерений — то все эти щиты Бекеши, панели Шредера и ловушки Гельмгольца можно попробовать заменить длинноворсовым ковром.

И если нет места на стене, то на полу он также неплохо работает. Таким образом мы сможем получить приемлемые условия прослушивания в комнате, не соответствующей золотому сечению, требованиям Dolby, THX или другим строгим критериям.

Акустические панели для улучшения акустики помещения

Еще один важный фактор — расположение слушателей и колонок в комнате. Сабвуферы — это вообще отдельная песня, недаром у инсталляторов существует поговорка «саб еще не нашел своего места». Самое печальное, что эти места часто несовместимы с уже привычным расположением предметов. Что ж, компромиссы необходимы.

На этом, пожалуй, остановимся. Уверен, что любой любитель аудио сможет добавить к написанному что-то свое — и суммарно вполне реально замахнуться на создание целой энциклопедии. С другой стороны — сядьте и послушайте. Может, есть смысл поправить что-нибудь еще?

75.68 дБ

Комментарии

#

Спасибо. Полезная информация.

53.01 дБ
#

Спасибо за статью.

По своему опыту заметил следующее -

Ковер на полу с длинным ворсом делает бас более объемным и густым, чем гладкий ковер. Если кожаную мягкую мебель накрываю толстым пледом, то сцена отодвигается вглубь, а если нет пледа, то она ближе к месту прослушивания.

56.02 дБ
#

К сожалению ничего нового не прочёл,для начинающих и не подготовленных конечно будет интересно,большинство из нас на самом деле живут в таких условиях,за статью большое спасибо читать легко и интересно,хотелось бы почаще подобного материала,спасибо.

50 дБ
⇡ в ответ @milkman #

Более полно и развёрнуто сможете прочитать здесь.

53.01 дБ
#

Ковер как бас-ловушка и аппликация как рассеиватель это шикарно.

50 дБ
#

Что-то вы какую-то скромную БЭК разместили, прямо таки ультрабюджетную любительскую:))

Спасибо за статью.


50 дБ
⇡ в ответ @bluesevich #
Что-то вы какую-то скромную БЭК разместили

Ага, тут у камрадов гостиные таки были

46.99 дБ
⇡ в ответ @Nikiniko #

:)))) Ну вот у Динаудио с пятиэтажку комната. Да и в МТУСИ 7х7х7 метров:))

50 дБ
#

У меня квартира, как в девяностых. Ковер на весь пол на - ворс не длинный. Толстый тканный ковер на всю заднюю стену в зоне прослушивания. Никакой кожаной мебели. Пол перестелен- подогнанные пятидесяти на новых лагах. Стены оклеены обоями. Правая стена ступенчатая. Левая - тяжелые портьеры. Потолок : сегментированный " плавающий " тонкий пенопласт. Один шкаф. Телевизор в углу. 5 на 4 комната. Равносторонний треугольник соблюден. Стойки самосварные, каждая 30 кг. на виброгасителях (конусах). На самих стойках (на верхней площадке) "сэндвич из тонкого и плотного двустороннего скотча - основы, затем мраморная монолитная (не склееная доска) , затем очень тонкие ситикатные пластины. Плинтусы тоже дереванные. Желоб для прок лаки кабелей в наличии. Нигде никакого гипсокартона. Всё звучит ОК!

50 дБ
⇡ в ответ @Show #

Чем всё это расписывать легче бы фото скинули, и нам нагляднее и понятнее:)

56.02 дБ
⇡ в ответ @AlexSalnikoff #

Я же написал, "как в 90-х" . Какое фото? Потолок переклеивался на аналогичный. Пол - покрашеные 50-ки . Стены с обоями. На полу ковер. Сзади на стене ковер. Фото выставлять стрёмно. "Стесняюся я". У всех комнаты, как КДП, а у меня "задержался в 90-х"? Не-а... фото не будет. Визуально представьте, но полагаю, себе такое не захотите, да и не советовал я. Всё новое, но концептуально и по моде не актуальное.

50 дБ
⇡ в ответ @Show #

Фото покажите

50 дБ
⇡ в ответ @Show #

"Телевизор в углу". Как при этом расставить многоканальную АС?

50 дБ
#

проблемы у людей…

А вот представьте себе: колонки вдоль длинной стены, а короткие стены - стекло от пола до потолка)))

46.99 дБ
#

DALI Opticon 8 раскрылись по низким после приобретения коврового покрытия. Напротив стоит мягкий уголок, но он этой проблемы не решал. Кстати натяжной потолок тоже пошел на пользу. Ещё стало лучше, когда повесили в углах тяжёлые шторы до пола.

53.01 дБ
⇡ в ответ @WLAG #

Смотрится все вроде круто, но ошибка размещения АС сразу бросается ! Правая ас в углу, еще и таких размеров, вроде ни чего не препятствует сдвинуть " сетап " левее.

57.78 дБ
⇡ в ответ @Marsianin #
вроде ни чего не препятствует сдвинуть " сетап " левее.

Как это не мешает а пылесос куда ему тоже музыку слушать хочется или на улицу его )))

53.01 дБ
⇡ в ответ @Aim_Rec #

Сосальщик пыли может и левее за шторой заряжаться, или даже возле любой свободной розетки в другой комнате.

56.02 дБ
⇡ в ответ @WLAG #
натяжной потолок тоже пошел на пользу

Убедился в этом на собственном опыте. Кто бы что ни говорил - даже обычный плёночный натяжной потолок за счёт своей подвижности способен преобразовывать часть акустической энергии в механическую. Иначе его позитивное воздействие на акустику помещения я не могу объяснить.

Переехал в новую КДП, первые впечатления - ужас просто. Хотя, в новом помещении есть возможность выстроить всё по канонам. И акустика по короткой стороне, и прочие изыски - комната только для прослушивания музыки. Сейчас как раз занят акустической обработкой - борьба с эхо стартовала с книжных полок. Книг много, подходящей мебели - мало. Принято решение сделать подходящие полки самому, чтоб и в дизайн попасть, и в берлогу книжного червя не превратить КДП.

По итогам насыщения КДП книгами уже будет видно, стоит ли добавить дополнительные элементы для поглощения ревебраций.

Тяжёлые шторы и ковер в пустой комнате никак не помогают - реверберации остаются на неприемлемом для меня уровне.


53.01 дБ
#

Всем доброго дня!

Меня тоже интересовала тема акустической подготовки КДП. Смотрел информацию на специализированных сайтах, фото реализованных проектов, ролики на YouTube и конечно статьи на STEREO.RU.

Сейчас пришло время делать ремонт квартиры. Уговорил супругу, что гостиную она отдает мне для организации домашнего кинотеатра. Решил обратиться к специалистам, чтобы сделать в гостиной акустическую подготовку, соответственно выполнить проект и сами работы. Ниже выкладываю фото дизайн-проекта. В настоящее время в гостиной выполнен основной объем работ, остается чистовая отделка, установка и настройка аппаратуры. В связи с тем, что в квартире продолжается ремонт, планирую завершение работ в апреле 2021г. Ключевые моменты и решения которые заложены в проекте:

- комната 6х5м, 30 кв.м, телевизор и фронтальная акустика располагается по широкой стене (по другому не разместить)

- передняя "фальш-стена" с нишей под телевизор, в стене проложен звукопоглощающий материал, проложено 3 выделенные линии электропитания, 2 для аппаратуры, 3-я для света и других приборов. Ниша под телевизор, деревянные рейки и специальная "фактурная" штукатурка для рассеивания звука.

- "плавающий", многослойный пол.

- потолок - ниша, наклейка мембраны + дополнительный звукопоглощающий материал + натяжной потолок из специального звукорассеивающего материала.

- задняя стена со скошенными углами, внутри звукопоглощающий материал, утяжеление мешками с кварцевым песком (чтобы исключить вибрацию), снаружи "фактурная" штукатурка, деревянные рейки и декоративные элементы для рассеивания звука.

- стена с окном - штора из плотной ткани на всю стену

- стена с дверью - встроенные шкафы для дисков, снаружи "фактурная" штукатурка

- дверь под заказ


62.79 дБ
⇡ в ответ @Alexpolax #

Не по теме конечно, но неужели в 2020 году кто-то еще делает бежевые интерьеры с многоуровневыми потолками?

50 дБ
#

А натяжной потолок вч не душит? Он вибрирует в такт с музыкой. Нет ли дополнительных искажений от потолка или эффекта переглушенности КДП?

50 дБ
⇡ в ответ @evgeniy424 #

Ремонт пока не закончен. О результате сообщу позже. Учитывая, что площадь «плоского» потолка была значительная (около 30кв.м), решили сделать 2-х уровневую конструкцию потолка, по периметру смонтировать бордюр, чтобы он «работал» на рассеивание звуковых волн, основная плоскость на поглощение. Также, для рассеивания звуковых волн решили установить люстру современного дизайна.

50 дБ
⇡ в ответ @evgeniy424 #

У меня тоже натяжной потолок. Немецкий, на ткани. Никаких артефактов в звук не привносит.

50 дБ
⇡ в ответ @bluesevich #

Мы заказали “слоеный” Ceritti Next. Перед началом проекта сделали замеры комнаты. В целом АЧХ была достаточно ровной, «провалов» не было, было 2 подъема на частоте 90-110гц и на 1700-1900гц. По завершению проекта будем делать повторные замеры, посмотрим как в все сработает в комплексе.

50 дБ