В новостях мы уже писали об этом успешном проекте на Kickstarter. Пока все самоделы вокруг жалуются, идея доступных планаров украинского разработчика собрала почти двести тысяч долларов. Нам стало интересно, как же это у него получилось?
Заполнив форму и отправив письмо — спустя некоторое время получаешь на руки образец этих самых наушников. Модель Verum 1 в начале кампании стоила 300, теперь уже 350 долларов. На данный момент изделие удостоилось нескольких обзоров и все они весьма благожелательны. О дизайне наушников можно спорить, но видно, что каждая деталь, вплоть до кабеля в капроне, сделаны аккуратно и с любовью, которую нельзя подделать.
Verum 1 использует крупные 82 мм излучатели и при достаточной чувствительности 96 дБ, обладает очень малым импедансом 10 Ом (11,8 Ом, если быть точным и учесть сопротивление кабеля). Таким образом, можно слушать эти массивные наушники даже с дохлыми смартфонами на Андроид. Действительно, эксперимент с триумфом удался — хоть и в крайнем положении ползунка громкости.
Породистый, дорогой саунд больших изодинамических излучателей оценит даже далекий от аудиофильских иерархий человек. Можно безо всяких комплексов сопоставлять звучание Verum с аналогичными конструкциями Audeze, HiFiMAN и MrSpeakers. Собственно, об этом и пишут западные обозреватели. Здесь они нас обогнали, зато мы первыми проведем интервью с разработчиком Verum. Знакомьтесь — харьковчанин Игорь Шипилевский.
— Был ли у вас опыт разработки наушников до Verum?
— Да, был. Я сделал электростаты. И, несмотря на то, что они были очень хороши, я не решился пытаться выйти в серию с таким узкоспециализированным устройством.
— Почему именно магнитопланары — чем привлекательна эта технология?
— Магнитопланары хороши очевидными вещами: малый вес подвижной мембраны, нулевая индуктивность. Вкупе с мощной магнитной системой мы получаем практически безынерционный излучатель, который двигается на любой частоте как единое целое.
— Какие же недостатки у магнитопланарной технологии?
— Самый большой недостаток — вес. Verum 1 весят около 500 грамм, из которых 200 — это магниты, а ещё 100 — обоймы, которые удерживают их вместе. Дальнейший путь снижения веса лежит либо в области использования карбона и кевлара вместо стали, но тогда взлетает цена, либо использования менее мощных магнитов. Тогда ухудшится звук. Это дилемма.
— Существует ли в планарных технологиях задел для роста помимо внешней DSP-коррекции?
— Уменьшение толщины пленки и увеличение энерговооруженности магнитной системы. Но первое влечет за собой ненадежность, а второе — вес. Так что все ищут золотую середину.
— Низкий импеданс, чувствительность — прокомментируйте эти цифры. Почему они у вас не такие как у конкурентов?
— Низкий импеданс — потому что я сделал очень широкие дорожки, чтобы они не отклеивались от пленки. Реальная чувствительность довольно высока, поскольку стоят мощные магниты.
— Вы сами вышли на Kickstarter, или вам помогали? Насколько это было сложно?
— Это мой, наверное, уже десятый проект на Kickstarter. Правда, этот первый, что связан именно с аудио. Тем не менее делать это в десятый раз уже не сложно.
— Какие были еще проекты до аудио?
— До аудио были разнообразные игрушки с магнитным полем, фонарики, ручки и т.д.
— Чем заслужить доверие интернационального клиента? Kickstarter — хорошая площадка для Hi-Fi-техники?
— Kickstarter сам по себе мне принес не более 10% денег.
— Тогда прокомментируйте цифру 185 638 долларов — это 10%? На какой платформе тогда получены остальные 90%?
— Сам по себе ни Kickstarter, ни Indiegogo не генерируют трафик и клиентов, но я вижу статистику заходов. Собственно, внутренний трафик Kickstarter составил около 20 000 долларов, остальное — это заказы по внешним ссылкам: Head-Fi и SBAF. Особенно второй. Если бы я просто выложил проект без подготовительной работы и рассылки образцов во все концы земли, то получил бы заказов раз в двадцать меньше. Нужно сначала завести тему на профильном форуме и сразу сообщить — я хочу сделать вещь Х, которая уникальна тем-то и тем-то. Если получится — я буду ее продавать. А пока я еще ничего не сделал — расскажу-ка я вам о своих мыслях и процессе производства. Авось и вам будет полезно, что-то посоветуете-используете. Люди там ценят такой подход.
— Из какой страны больше всего заказали наушников?
— Больше всего из США — порядка 40%. Дальше скандинавские страны с 20% и 15% —Азия.
— Сколько времени занял проект от макета до реализации?
— Полтора года. Но это не полтора года работы. Из этого срока я как минимум месяцев шесть не делал ничего. Просто ждал заказанного какого-нибудь компонента. Обычно, магнитов или очередного варианта пленки.
— Где берете материал для мембран?
— В Украине для меня по спецзаказу собирают сэндвич из ПЭТ и алюминия.
— Сколько людей занято в производстве?
— Сложно сказать. Совокупно руку приложило, думаю, человек сто. Вот как это считать, если много смежников? Считать всех швей? Всех маляров? Всех токарей и термистов? У меня литьевое производство, и чашки я отливаю у себя. Считать ли грузчика, который принёс мешок?
— У вас есть любимый источник и любимые наушники (помимо Verum)?
— Я, скажем так, стационарный аудиофил. И наушники считаю вынужденным суррогатом. Любые. Я думаю, это слышно, что Verum играют довольно похоже на акустику, т.к. это референсная точка. Но выбирая из наушников, — лучшее, что я слышал — это HiFiman HE-1000. Источник — Flux Lab Solid Оne (прим. ред: еще один украинский производитель из Харькова).
— Каким измерительным инструментарием пользовались при настройке и доводке продукта?
— MiniDSP Ears и самодельный измерительный стенд.
— Почему в наушниках получаются всегда такие кривые измерения?
— Кривули получаются, так как микрофоны ставят в искусственные уши, гуляют переотражения от амбушюр, да еще и используют специальные коррекции для наушников. Если померять Verum 1, как пищалку — то он покажет ровный график с завалом, начиная с 16 кГц. Ну и вообще графики наушников в действительности можно сравнивать только сделанные на одном стенде, поскольку в этом вопросе — полнейший разброд и шатание .
— Какова корреляция и расхождения между измерениями и слушательским опытом?
— Вообще никакой корреляции. Мнения бывают от «ярчат» до «темнят» и от «баса нет вообще» до «самый глубокий бас, что я слышал».
— Поддерживаете ли связь с коллегами, занятыми в производстве наушников? Поступали ли предложения включиться в чужие проекты? Насколько мне известно, для Meze во Львове делают капсюли на амфитоновских мощностях, плюс для Oppo они также выполняли научно-техническое задание.
— Несомненно, я в будущем свяжусь с компанией Rinaro, которая делает мембраны для Meze. Но я заранее чувствую, что у нас явно разный подход к проектированию и производству. Предпочитаю замыкать производственный цикл на себе и производить самостоятельно все ключевые узлы и агрегаты.
— Планируете ли вы развивать выпускать новые модели или это одноразовый проект?
— Конечно, планирую. И в данный момент стою на распутье — что такое Verum 2? Это наушники еще выше классом, дороже, с более премиальной отделкой и дальнейшим заходом в топовый сегмент или попытка протолкнуть аудиофилию пользователям смартфонов с небольшой, недорогой и звучащей не как масс-маркет моделью? Пока я в раздумьях.
На видео ниже — несколько различных стадий производства и сервиса наушников Verum 1.