Тест полочной акустики ELAC Carina BS 243.4: власть тарелок

ТEКСТ: Комментарии (21)
76.63 дБ
Тест полочной акустики ELAC Carina BS 243.4: власть тарелок

В сознании некоторых любителей аудиотехники есть установка: полочники — это ненастоящие, неполноценные колонки. И берут их от безысходности: комната небольшая, денег недостаточно, ставить планируют на стол. Ну и, конечно же, на тылы в домашний кинотеатр — и больше полочники ни на что не годятся. В сознании же других аудиолюбителей бал правят самые разные циферки: от АЧХ, чувствительности и габаритов динамиков до массы.

По идее, ELAC Carina BS 243.4 не будут удостоены даже взгляда тех, кто исповедует как первый, так и второй подходы. Это совсем крошечные полочники.

В их технических характеристиках нет ничего необычного: стандартные 5,25 на низах, чувствительность в 85 дБ и отыгрываемый частотный диапазон от 46 Гц до 30 кГц, фронтальная панель по площади едва ли размером с листик А4, а весит одна колонка всего 6,6 кг. Привлекают внимание разве что ленточный твитер да скошенное днище.

И это нормально. Для каждой задачи есть свои решения — и именно поэтому производителей так много, а у них есть линейки техники на любой вкус, цвет и размер.

Если что-то выглядит, как мини-монитор, и по цифрам близко к нему, значит, наверное, играть оно тоже будет как мини-монитор. Даже с учетом того, что принадлежит не профессиональной линейке, а вполне домашней.

Скепсис может вызвать стоимость Carina: в России она шестизначная (а от цены в США с учетом налогов отличается даже в меньшую сторону с нынешним курсом). И, как нынче принято, читатель может начать недоумевать и считать, что колонок ему в пересчете на килограмм или даже на кубический сантиметр немножечко не доложили.

Все же знают, что для того, чтобы получить хороший звук, нужно надорвать спину при переноске компонентов — иначе магии не выйдет. Но факт в том, что Carina — далеко не самые дешевые крошки-полочники на рынке.

Спереди — вроде бы самый обычный полочник, разве что со слегка утопленным в волновод излучателем Хейла

С техникой самого бюджетного модельного ряда обычно все более-менее понятно: простые конструкции без излишней вычурности плюс парочка фирменных технологий, перешедших по наследству от прошлых поколений старших линеек.

С самым старшим вроде бы тоже все ясно — самые сливки, новейшие Супер-Мега-Гипер-Разработки, способные телепортировать слушателя прямиком в аудионирвану с уютного дивана, и еле произносимые аббревиатуры, за которыми эти технологии скрываются. Но что остается средним линейкам?

Нос — папин, уши — мамины

Серия Carina с первого взгляда придумана с прицелом на домашний кинотеатр: в ней есть вот эти крошки-полочники, напольники и центральный канал. Но производитель подчеркивает, что и сами по себе BS 243.4 «рассчитаны на прослушивание музыки самых разных жанров».

Вся линейка — наследница легендарной 240-й: отсюда и названия моделей, и позиционирование, и фирменный ленточный твитер JET. От более старших колонок Carina унаследовали необычный порт фазоинвертора — похожая конструкция, например, стоит в Vela, но здесь она несколько переработана.

Офис ELAC расположен в городе Киль, известном своим судоходством, а название города, в общем-то, и значит «киль» — элемент кораблей и лодок, который обеспечивает устойчивость и жесткость корпусу. В латыни слово «сarina» тоже обозначает «киль» — и именно в форме этого элемента инженеры и дизайнеры компании постарались воспроизвести порт фазоинвертора.

Вся необычность — в оформлении порта фазоинвертора: у Carina скошенное днище и специальная рама, на которой установлена акустика

Он направлен в нижнюю заднюю часть акустики, при этом дно корпуса немного скошенное — задняя стенка короче фронтальной — и в итоге колонка стоит на раме с парой распорок и с лица выглядит обычным прямоугольным полочником.

Такая конструкция, как утверждают в компании, улучшает низкочастотный отклик и дает больше свободы в размещении акустики в помещении — но все равно лучше держать колонки хоть на каком-нибудь расстоянии от стены: фазоинвертор знатно пыхтит как назад, так и вбок.

Корпус у Carina в принципе задуман неровным: задняя стенка мало того, что короче фронтальной, так еще и уже. Все ради избавления от стоячих волн и нежелательных резонансов. Стенки, судя по всему, разной толщины: если по ним постучать, бока звучат не так, как фронтальная или задняя панели.

Акустика доступна в сатиновой черной или белой отделке — и белая на черной подставке выглядит даже несколько биомеханически. Защитные сетки в конструкции в принципе не предусмотрены — ни магнитные, ни какие-либо еще.

Фирменный ленточный высокочастотник переработали. Конкретных данных не разглашают, однако заверили, что играть он стал еще чище, быстрее, точнее, воздушнее и в более широком диапазоне — до 30 кГц.

За средне- и низкочастотный диапазон отвечает новый динамик, придуманный специально для работы с усовершенствованным твитером. У него алюминиевый диффузор сложной кривизны, и эта форма позволяет лучше контролировать изгибной резонанс и вывести частоту этого резонанса за пределы рабочего диапазона динамика.

Плюсом идут крупная катушка и вентилируемый магнит, тоже не страдающий тщедушностью — все ради быстроты и мощи баса. Друг с другом динамики стыкуются на частоте в 2,7 кГц, причем акустика поддерживает подключение по биампингу и бивайрингу.

В общем, крошки-полочники оказались очень даже непростыми с инженерной точки зрения.

Лента... ах, лента!

У ленточных излучателей есть одна замечательная особенность: у них широкая дисперсия по вертикали, что упрощает их установку как дома, так и в тестовых сетапах — проще подобрать стойки.

Тест Carina — один из редких тестов, в котором мне не хотелось сползти на пол: помогли и лента, и более высокие, чем обычно, стойки. Разницы в характере звучания — что с пола, что со стула, — нет. Лишь баса становится чуть больше за счет отражений.

На стойках в 70 см высотой им хорошо

В тестовом сетапе Carina играли с Rotel A14 и Aurender A100 в качестве источника. Расстановка на характер акустики влияет достаточно сильно: при параллельной установке колонки звучат более воздушно, масштабно, но и более размыто, а вот в направленном варианте фокуса больше, но и звук становится камерным, маленьким, совершенно явно полочным.

При параллельной расстановке они неплохо озвучивают помещение, можно садиться подальше, а вот в направленном варианте их хочется слушать, сидя достаточно близко: до двух метров между колонками и не более двух до слушателя. Даже если выкручивать громкость — а это захочется сделать.

Потому что на низкой громкости Carina скучные: медленные и какие-то суховатые. Оживить их может что-то приблюзованное и само по себе игривое — вроде «Chase The Darkness Out» или «McDougal Street» от Buckethead. Звук получается слегка ленивый, но четкий, яркий, хорошо различимый, и у огромного Les Paul чувствуется вес.

А вот при громкости выше средней жизнь и задор вселяются во все треки. В исполнении Carina ранние альбомы 65daysofstatic звучат одновременно чисто и эмоционально — расслышать можно все, но сохраняется эта отчаянная агрессия в барабанах и легкость в клавишах.

И то же самое можно сказать о стоунере: на месте и жирнота, и грузность, но музыка не удушает, не превращается в вязкую кашу, а на фоне гула изумительно похрустывают тарелки.

Судя по всему, тарелки Carina очень любят: они выделяли их и чуть подкрашивали — что в стоунере, что в джазе, что в блюзе, что в брасс-бэндах. Пожалуй, такое же внимание они уделяли разве что тонким струнам гитар да верхнему регистру фортепиано. Но как звенят тарелки!..

Нельзя сказать, что они выходят на первый план в мелодии, однако вовсе не теряются на фоне, их отчетливо слышно, тарелки становятся полноправной частью общего микса, а не топчутся где-то на периферии — и потому придают давно известным трекам некую изюминку.

К качеству мелодий Carina относятся серьезно: компрессию слышно слишком явно, и все эти проседания громкости при большом количестве инструментов выпрыгивают резко и будто бы из ниоткуда. Так что со сложными записями схалтурить не выйдет: симфонические мелодии, металл и джент лучше искать в максимальном качестве.

Но назвать звучание некомфортным при всей его подробности нельзя: детали и различные инструменты не душат, не заваливают, не погребают под собой — они есть и отлично вписываются в общую канву, но не кричат: «Э-ге-гей, заметь меня, я здесь!».

Возможно, причина в околомониторном формате самой акустики и в том, что сам по себе звук у нее не очень масштабный и попросту не способен завалить слушателя. С плохими записями хочется просто пожать плечами и перейти к следующей, не забивая голову, с хорошими — сидеть и наслаждаться, не препарируя мелодии на составляющие.

Низы очень мягкие и приятные — и при этом достаточно шустрые. Эти крошки удивительно плотно и сочно играют драм-н-бейс, додав и четкости, и жужжания, при этом не превращая мелодии в бездумную долбежку.

Да и в целом справляться с электронной музыкой им понравилось — что с Prodigy, что с Chemical Brothers, что с Crystal Method сэмплы собирались в осязаемые образы, хоть и расположенные в очень замкнутом пространстве. С симфонической музыкой ситуация, кстати, похожая: масштаба и грандиозности нет, но эмоции, подробности, физическое ощущение инструментов вполне себе на месте.

Голоса Carina, как мне показалось, больше любят те, что пониже, поглубже, побасовитее — им дается больше веса, объема и полноты. Интересно, что при такой симпатии к тарелкам и звонким звукам более высокий женский вокал звучал пустовато и простовато — хотя, может, мне певицы такие попались. Впрочем, ранее за Imogen Heap я такого не замечала.

Музыка как хобби

При прослушивании Carina у меня в голове всплыла ассоциация со специалистом, который вернулся с работы и в свободное время решил заняться хобби — без напряжения, расслабившись, но пользуясь всем имеющимся у него набором профессиональных умений.

Эти колонки не стремятся быть вычурными, разделять запись на составляющие или же как-то ее сильно украшать — они просто играют. Без какого-либо морального давления в стиле «быстрее, выше, сильнее»: они уже умеют достаточно быстро, очень даже высоко и вполне сильно — и не собираются ставить рекорды. Думаю, эту акустику с таким подходом действительно можно назвать младшим братом профессиональных мониторов.

Стоит учесть, что они все-таки питают некую любовь к звенящим звукам, но при этом не скатываются в назойливый свист и цокот. Отработка баса для таких размеров у них и вовсе неожиданная: ни капли расхлябанности, но при этом есть хоть какая-то массивность.

Ленточный излучатель утоплен совсем немного и, вроде бы, волновод должен увеличивать дисперсию по горизонтали, но по факту направленность у акустики достаточно заметная

Нужно следить за качеством проигрываемый мелодий: в хорошей записи ворох инструментов не свалится в кашу, а вот в плохой громкость будет гулять туда-сюда слишком уж очевидно. И, конечно же, придется поэкспериментировать с расположением.

С высотой стоек можно заморачиваться по минимуму (но все-таки желательно расположить акустику на уровне ушей), а вот угол направленности лучше подобрать тщательно, в соответствии с хотелками — больше фокуса и деталей или же больше звука и воздуха. Carina способны дать и то, и другое — только не одновременно.

Можно ли было ожидать от этих полочников такого результата, основываясь исключительно на цифрах технических характеристик? Было ясно, что они могут неплохо себя повести в роли настольной акустики ближнего поля. Как оказалось, этим их область применения не ограничивается.

Достоинства: за счет конструкции фазоинвертора можно ставить достаточно близко к стене; неутомляющая детальность; шустрый и при этом мягкий бас; интересный дизайн.

Недостатки: кому-то могут показаться излишне звонкими; скучны на низкой громкости.

Официальный сайт: ELAC Carina BS 243.4

Цена: 101 643 рубля

Паспортные данные

Количество полос: 2

Акустическое оформление: фазоинвертор

ВЧ-излучатель: ленточный излучатель JET

СЧ/НЧ-излучатель: 5,25 дюйма, алюминиевый

Частота раздела кроссовера: 2 700 Гц

Диапазон частот: 46–30 000 Гц

Чувствительность: 85 дБ/2,83 В/1 м

Рекомендуемая мощность усилителя: 30–150 Вт на канал

Пиковая мощность: 100 Вт

Номинальный/минимальный импеданс: 6/4 Ом

Отделка: черный сатиновый лак, белый сатиновый лак

Габариты (ШхВхГ): 204x318x216 мм

Масса: 6,6 кг (одна колонка)

ТЕГИ:#ELAC
76.63 дБ +

Комментарии

#

Хороший представитель современных АС: Лента, алюминий. Интересно что внутри и не впендюрили ли электролиты в кроссовер...

- 50 дБ +
#

Alina vs Carina ))

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

+++++

- 50 дБ +
#

"Все же знают, что для того, чтобы получить хороший звук, нужно надорвать спину при переноске компонентов — иначе магии не выйдет" - вот за это плюсик поставил.. 👍😁

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ronin #

А потом сползать на пол и растягивать спину:)

Тест Carina — один из редких тестов, в котором мне не хотелось сползти на пол:

- 50 дБ +
#
Думаю, эту акустику с таким подходом действительно можно назвать младшим братом профессиональных мониторов.

на мой взгляд элаки играют изящнее тех же Адам сопоставимых габаритов, хотя 5х тоже хороши и стоят невпример дешевле как активная акустика, но элак все же поинтереснее звучат. Можно говорить про старшего брата)

- 50 дБ +
#

Вот я удивляюсь автору. Взять колонки для теста, подключить к весьма посредственному усилителю и писать после этого обзор выявляя не понятные недостатки. Перед покупкой этих полочников и усилителя Arcam SA30 я прослушивал их с другими усилителями. Rotel на мой взгляд вообще не подходит для связки с Elac, как и NAD, очень понравились еще Naim Supernait 3 (но для меня дорого), и Musical Fidelity M6si (слишком мало возможностей). С Arcam SA30 слушаю уже месяц и очень доволен, стоят колонки на полке примерно в 10 см от стены и все в порядке.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @a2plug #

Да, я тоже полностью согласен, что связка выбрана очень странная. Сам хотел написать и задать вопрос почему так? Вы опередили.

- 56.02 дБ +
#

Неплохие тылы в ДК

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Victor2019 #

У меня сейчас на работе (из ремонта) стоят Tannoy Dimension, полный комплект для ДК. 12-ки на фронт, 8-ки на тыл, центр и саб:)) Тоже неплохие тыловики :)) Да и центр не подкачал:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Ну про эти элаки правильно вроде сказали, на фронты они не тянут, сильно громкости в них не навалишь в нормальном помещении потеряются. А вот в маленьком помещении на средней громкости, или как тылы просто супер. Почему вы стебетесь над танной, чесно говоря не очень понял, настолько плохи?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ref #

Ну...да:)) Снаружи хайэнд, внутри колхоз и "ацкий ужос", звук хороший, но явно не на свою цену.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Лично меня в танной всегда отталкивала внешность бабушкиного комода. Если еще и звук так себе, то скоро мы про них забудем.. да независимо от звука даже. Сегодняшний мир такого не прощает, никому, они держатся по инерции, запас прочности есть

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ref #

Ну я бы не сказал, что здесь

отталкивающая внешность :)) Всем нравится, кто заходит.

Ну а то, что Танной выезжает только на старых заслугах - не секрет. Они ведь закрыли в своё время серию Престиж (те самые комоды бабушкины), и у них вообще продажи упали. Пришлось возвращать эту линейку. А авторы то...уже не с нами. В общем осталось громкое имя и старые наработки...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Надо признать эти действительно выглядят неплохо, не слежу за ними особо, эти пытаются соответствовать рынку. Но вы же сами говорите, что звук довольно средний. Видимо их топовые наработки, динамики продолжают ставить в древние комоды почему то. Недавно они вышли на рынок бюджетных активных мониторов со своими дуалконцентрик, вот старшую версию было бы интересно послушать. хотя по отзывам тоже очень противоречивые

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ref #

В Дименшн стоят фирменные коаксиальные динамики. Те же (почти), что и в Престиж ставят. Двенашки в районе полутора лямов стоят:)) А весь комплект почти в три с половиной обходился.

- 50 дБ +
#

За полтора ляма в них должна быть магия уже, которая тебя влюбляет в себя. Хотя ценообразование иногда мне не очень понятно, бывают и полочники из двух динамиков иногда за подобные деньги. Оставляю это на совести проиводителей американского(или японского) рынка, где миллионеров в стране много. А так бред конечно, за эти деньги можно купить супертехнологичный современный автомобиль из миллиона даталей, над которым работали множество конструкторских бюро и умудрились совместить все и сделать так, чтобы все это ездило и по возможности не ломалось. Одна коробка передач автоматическая чего стоит, современные разновидности просто технологическое чудо, просто космос, какие там нахрен колонки. Тем не менее колонки из пары динамиков, из бумаги и титана нам втюхивают (пытаются) как чудо по цене автомобиля.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Ref #

Вот такой хайэнд предлагает уважаемая английская фирма...

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Да всё понятно, повторюсь, скоро мы их не увидим значит, я знаю о чем говорю, работал в свое время на две британские компании, обе больше практически не существуют, тоже думали, что достаточно продолжать делать то, что проверенно годами. На любую критику многих людей говорили, что у нас недостаточно средств, что бы сильно что то форматировать. В итоге доигрались, их больше нет. За миром надо успевать, он очень стремительный, а британцы ребята достаточно инертные, живут в своей реальности

- 50 дБ +
#

Чуйка 85db! Думаю,что на самом деле дела обстоят ещё хуже. Вопрос: о чём думал изготовитель? При такой чуйке к дешёвым ( я полагаю цена около 100000 для хороших полочников вполне демократичная) полочникам нужен очень серьёзный усилитель. Ротель-это даже не смешно! Чтобы качнуть такие тугие колонки нужен как минимум Krell, Chord или ещё что нибудь мощное.Но тогда цена усилка будет заоблачной и кому придёт в голову имея такой дорогой и мощный усилок покупать такие дешёвые и тугие колонки.

- 50 дБ +
#

на самом деле нет, у меня практически такие же на тылах стоят, раскачиваются очень легко даже ресивером, сильноточный усилитель им особо не нужен, хотя пробовал разные, подача особо не меняется, смысла заморачиваться особо нет, они легкая нагрузка. Думаю там больше чем 85 на самом деле.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.