В сознании некоторых любителей аудиотехники есть установка: полочники — это ненастоящие, неполноценные колонки. И берут их от безысходности: комната небольшая, денег недостаточно, ставить планируют на стол. Ну и, конечно же, на тылы в домашний кинотеатр — и больше полочники ни на что не годятся. В сознании же других аудиолюбителей бал правят самые разные циферки: от АЧХ, чувствительности и габаритов динамиков до массы.

По идее, ELAC Carina BS 243.4 не будут удостоены даже взгляда тех, кто исповедует как первый, так и второй подходы. Это совсем крошечные полочники.

В их технических характеристиках нет ничего необычного: стандартные 5,25 на низах, чувствительность в 85 дБ и отыгрываемый частотный диапазон от 46 Гц до 30 кГц, фронтальная панель по площади едва ли размером с листик А4, а весит одна колонка всего 6,6 кг. Привлекают внимание разве что ленточный твитер да скошенное днище.

И это нормально. Для каждой задачи есть свои решения — и именно поэтому производителей так много, а у них есть линейки техники на любой вкус, цвет и размер.

Если что-то выглядит, как мини-монитор, и по цифрам близко к нему, значит, наверное, играть оно тоже будет как мини-монитор. Даже с учетом того, что принадлежит не профессиональной линейке, а вполне домашней.

Скепсис может вызвать стоимость Carina: в России она шестизначная (а от цены в США с учетом налогов отличается даже в меньшую сторону с нынешним курсом). И, как нынче принято, читатель может начать недоумевать и считать, что колонок ему в пересчете на килограмм или даже на кубический сантиметр немножечко не доложили.

Все же знают, что для того, чтобы получить хороший звук, нужно надорвать спину при переноске компонентов — иначе магии не выйдет. Но факт в том, что Carina — далеко не самые дешевые крошки-полочники на рынке.

Спереди — вроде бы самый обычный полочник, разве что со слегка утопленным в волновод излучателем Хейла

С техникой самого бюджетного модельного ряда обычно все более-менее понятно: простые конструкции без излишней вычурности плюс парочка фирменных технологий, перешедших по наследству от прошлых поколений старших линеек.

С самым старшим вроде бы тоже все ясно — самые сливки, новейшие Супер-Мега-Гипер-Разработки, способные телепортировать слушателя прямиком в аудионирвану с уютного дивана, и еле произносимые аббревиатуры, за которыми эти технологии скрываются. Но что остается средним линейкам?

Нос — папин, уши — мамины

Серия Carina с первого взгляда придумана с прицелом на домашний кинотеатр: в ней есть вот эти крошки-полочники, напольники и центральный канал. Но производитель подчеркивает, что и сами по себе BS 243.4 «рассчитаны на прослушивание музыки самых разных жанров».

Вся линейка — наследница легендарной 240-й: отсюда и названия моделей, и позиционирование, и фирменный ленточный твитер JET. От более старших колонок Carina унаследовали необычный порт фазоинвертора — похожая конструкция, например, стоит в Vela, но здесь она несколько переработана.

Офис ELAC расположен в городе Киль, известном своим судоходством, а название города, в общем-то, и значит «киль» — элемент кораблей и лодок, который обеспечивает устойчивость и жесткость корпусу. В латыни слово «сarina» тоже обозначает «киль» — и именно в форме этого элемента инженеры и дизайнеры компании постарались воспроизвести порт фазоинвертора.

Вся необычность — в оформлении порта фазоинвертора: у Carina скошенное днище и специальная рама, на которой установлена акустика

Он направлен в нижнюю заднюю часть акустики, при этом дно корпуса немного скошенное — задняя стенка короче фронтальной — и в итоге колонка стоит на раме с парой распорок и с лица выглядит обычным прямоугольным полочником.

Такая конструкция, как утверждают в компании, улучшает низкочастотный отклик и дает больше свободы в размещении акустики в помещении — но все равно лучше держать колонки хоть на каком-нибудь расстоянии от стены: фазоинвертор знатно пыхтит как назад, так и вбок.

Корпус у Carina в принципе задуман неровным: задняя стенка мало того, что короче фронтальной, так еще и уже. Все ради избавления от стоячих волн и нежелательных резонансов. Стенки, судя по всему, разной толщины: если по ним постучать, бока звучат не так, как фронтальная или задняя панели.

Акустика доступна в сатиновой черной или белой отделке — и белая на черной подставке выглядит даже несколько биомеханически. Защитные сетки в конструкции в принципе не предусмотрены — ни магнитные, ни какие-либо еще.

Фирменный ленточный высокочастотник переработали. Конкретных данных не разглашают, однако заверили, что играть он стал еще чище, быстрее, точнее, воздушнее и в более широком диапазоне — до 30 кГц.

За средне- и низкочастотный диапазон отвечает новый динамик, придуманный специально для работы с усовершенствованным твитером. У него алюминиевый диффузор сложной кривизны, и эта форма позволяет лучше контролировать изгибной резонанс и вывести частоту этого резонанса за пределы рабочего диапазона динамика.

Плюсом идут крупная катушка и вентилируемый магнит, тоже не страдающий тщедушностью — все ради быстроты и мощи баса. Друг с другом динамики стыкуются на частоте в 2,7 кГц, причем акустика поддерживает подключение по биампингу и бивайрингу.

В общем, крошки-полочники оказались очень даже непростыми с инженерной точки зрения.

Лента... ах, лента!

У ленточных излучателей есть одна замечательная особенность: у них широкая дисперсия по вертикали, что упрощает их установку как дома, так и в тестовых сетапах — проще подобрать стойки.

Тест Carina — один из редких тестов, в котором мне не хотелось сползти на пол: помогли и лента, и более высокие, чем обычно, стойки. Разницы в характере звучания — что с пола, что со стула, — нет. Лишь баса становится чуть больше за счет отражений.

На стойках в 70 см высотой им хорошо

В тестовом сетапе Carina играли с Rotel A14 и Aurender A100 в качестве источника. Расстановка на характер акустики влияет достаточно сильно: при параллельной установке колонки звучат более воздушно, масштабно, но и более размыто, а вот в направленном варианте фокуса больше, но и звук становится камерным, маленьким, совершенно явно полочным.

При параллельной расстановке они неплохо озвучивают помещение, можно садиться подальше, а вот в направленном варианте их хочется слушать, сидя достаточно близко: до двух метров между колонками и не более двух до слушателя. Даже если выкручивать громкость — а это захочется сделать.

Потому что на низкой громкости Carina скучные: медленные и какие-то суховатые. Оживить их может что-то приблюзованное и само по себе игривое — вроде «Chase The Darkness Out» или «McDougal Street» от Buckethead. Звук получается слегка ленивый, но четкий, яркий, хорошо различимый, и у огромного Les Paul чувствуется вес.

А вот при громкости выше средней жизнь и задор вселяются во все треки. В исполнении Carina ранние альбомы 65daysofstatic звучат одновременно чисто и эмоционально — расслышать можно все, но сохраняется эта отчаянная агрессия в барабанах и легкость в клавишах.

И то же самое можно сказать о стоунере: на месте и жирнота, и грузность, но музыка не удушает, не превращается в вязкую кашу, а на фоне гула изумительно похрустывают тарелки.

Судя по всему, тарелки Carina очень любят: они выделяли их и чуть подкрашивали — что в стоунере, что в джазе, что в блюзе, что в брасс-бэндах. Пожалуй, такое же внимание они уделяли разве что тонким струнам гитар да верхнему регистру фортепиано. Но как звенят тарелки!..

Нельзя сказать, что они выходят на первый план в мелодии, однако вовсе не теряются на фоне, их отчетливо слышно, тарелки становятся полноправной частью общего микса, а не топчутся где-то на периферии — и потому придают давно известным трекам некую изюминку.

К качеству мелодий Carina относятся серьезно: компрессию слышно слишком явно, и все эти проседания громкости при большом количестве инструментов выпрыгивают резко и будто бы из ниоткуда. Так что со сложными записями схалтурить не выйдет: симфонические мелодии, металл и джент лучше искать в максимальном качестве.

Но назвать звучание некомфортным при всей его подробности нельзя: детали и различные инструменты не душат, не заваливают, не погребают под собой — они есть и отлично вписываются в общую канву, но не кричат: «Э-ге-гей, заметь меня, я здесь!».

Возможно, причина в околомониторном формате самой акустики и в том, что сам по себе звук у нее не очень масштабный и попросту не способен завалить слушателя. С плохими записями хочется просто пожать плечами и перейти к следующей, не забивая голову, с хорошими — сидеть и наслаждаться, не препарируя мелодии на составляющие.

Низы очень мягкие и приятные — и при этом достаточно шустрые. Эти крошки удивительно плотно и сочно играют драм-н-бейс, додав и четкости, и жужжания, при этом не превращая мелодии в бездумную долбежку.

Да и в целом справляться с электронной музыкой им понравилось — что с Prodigy, что с Chemical Brothers, что с Crystal Method сэмплы собирались в осязаемые образы, хоть и расположенные в очень замкнутом пространстве. С симфонической музыкой ситуация, кстати, похожая: масштаба и грандиозности нет, но эмоции, подробности, физическое ощущение инструментов вполне себе на месте.

Голоса Carina, как мне показалось, больше любят те, что пониже, поглубже, побасовитее — им дается больше веса, объема и полноты. Интересно, что при такой симпатии к тарелкам и звонким звукам более высокий женский вокал звучал пустовато и простовато — хотя, может, мне певицы такие попались. Впрочем, ранее за Imogen Heap я такого не замечала.

Музыка как хобби

При прослушивании Carina у меня в голове всплыла ассоциация со специалистом, который вернулся с работы и в свободное время решил заняться хобби — без напряжения, расслабившись, но пользуясь всем имеющимся у него набором профессиональных умений.

Эти колонки не стремятся быть вычурными, разделять запись на составляющие или же как-то ее сильно украшать — они просто играют. Без какого-либо морального давления в стиле «быстрее, выше, сильнее»: они уже умеют достаточно быстро, очень даже высоко и вполне сильно — и не собираются ставить рекорды. Думаю, эту акустику с таким подходом действительно можно назвать младшим братом профессиональных мониторов.

Стоит учесть, что они все-таки питают некую любовь к звенящим звукам, но при этом не скатываются в назойливый свист и цокот. Отработка баса для таких размеров у них и вовсе неожиданная: ни капли расхлябанности, но при этом есть хоть какая-то массивность.

Ленточный излучатель утоплен совсем немного и, вроде бы, волновод должен увеличивать дисперсию по горизонтали, но по факту направленность у акустики достаточно заметная

Нужно следить за качеством проигрываемых мелодий: в хорошей записи ворох инструментов не свалится в кашу, а вот в плохой громкость будет гулять туда-сюда слишком уж очевидно. И, конечно же, придется поэкспериментировать с расположением.

С высотой стоек можно заморачиваться по минимуму (но все-таки желательно расположить акустику на уровне ушей), а вот угол направленности лучше подобрать тщательно, в соответствии с хотелками — больше фокуса и деталей или же больше звука и воздуха. Carina способны дать и то, и другое — только не одновременно.

Можно ли было ожидать от этих полочников такого результата, основываясь исключительно на цифрах технических характеристик? Было ясно, что они могут неплохо себя повести в роли настольной акустики ближнего поля. Как оказалось, этим их область применения не ограничивается.

За счет конструкции фазоинвертора можно ставить достаточно близко к стене; неутомляющая детальность; шустрый и при этом мягкий бас; интересный дизайн.

Кому-то могут показаться излишне звонкими; скучны на низкой громкости.

ELAC Carina BS 243.4

101 643 рубля

Количество полос: 2

Акустическое оформление: фазоинвертор

ВЧ-излучатель: ленточный излучатель JET

СЧ/НЧ-излучатель: 5,25 дюйма, алюминиевый

Частота раздела кроссовера: 2 700 Гц

Диапазон частот: 46–30 000 Гц

Чувствительность: 85 дБ/2,83 В/1 м

Рекомендуемая мощность усилителя: 30–150 Вт на канал

Пиковая мощность: 100 Вт

Номинальный/минимальный импеданс: 6/4 Ом

Отделка: черный сатиновый лак, белый сатиновый лак

Габариты (ШхВхГ): 204x318x216 мм

Масса: 6,6 кг (одна колонка)