Тест проектора Sony VPL-VW870ES: лазер как статус

Тест проектора Sony VPL-VW870ES: лазер как статус

Помнится, еще недавно чуть ли не в каждой заметке о проекторах говорили, что лазеры — это будущее, и они скоро вытеснят морально «устаревшие» лампы. Теперь об этом слышно все реже, потому что реальность оказалась немного иной. Сегодня лазеры устанавливают в мощных презентационных моделях и проекторах для коммерческих кинотеатров. А в сфере домашнего использования лазеры ставят лишь в самые дорогие аппараты, то есть они стали признаком высшего класса.

Современный 4К-проектор с лазерно-фосфорным источником света, удовлетворяющий всем требованиям, предъявляемым к HDR-видеоустройствам, стоит дорого. Не потому, что лазеры и фосфор — самые модные технологии. А потому, что сделать сам проектор с перечисленными выше свойствами — дорого.

На самом деле существует немалое число лазерных проекторов с относительно невысокой ценой, но ни один из них не может даже сравниться по цветопередаче с этим. Как и с любым другим лазерным проектором Sony. Потому что здесь применяется другой фосфор, а это — самое главное. Как рассказали сами японцы (не скажу, кто именно), фосфор для таких проекторов делает всего одна компания в мире.

Спрос на ее продукцию относительно невысок, ведь тираж подобных устройств на порядки отличается от тиража презентационных или life-style-моделей, поэтому и цена такая. И снижать ее она, похоже, не собирается. По крайней мере, за прошедшие пять лет серьезных подвижек в этом плане не наблюдалось.

Проектор редких пропорций - в ширину больше, чем в глубину

Снизить цены на лазерные проекторы, а точнее, перевести лазеры в более доступный сегмент, пытались производители самих проекторов. Результаты, скажем так, были неоднозначными — нарочитая экономия на всем, включая качество корпусов и оптики, на фоне все еще высокой цены отпугнуло часть покупателей. И, начиная с прошлого года, производители высшей лиги проекторостроения решили, похоже, больше не экспериментировать, поступив радикально. Кто-то решил отказаться от лазеров в пользу ламп, а вот Sony выпустила дорогой, но ультимативный по всем параметрам аппарат. И он перед вами.

Формально Sony VPL-VW870ES — не флагман линейки, если учитывать присутствие в ней Sony VPL-VW5000ES — проектора фактически профессионального, но переведенного в разряд «домашних» путем удаления части разъемов и добавления некоторых чисто пользовательских функций.

Дома без риска навлечь на себя гнев заказчиков и дизайнеров его можно ставить только в специальном кабинете или в «будке киномеханика» за задней стенкой кинозала. И если все-таки вынести его за скобки, то Sony VPL-VW870ES можно считать самым крутым домашним кинотеатральным проектором компании. Причем во всех смыслах.

Лазеры и фосфор требуют идеального охлаждения, поэтому вся площадь задней и передней панели - это вентиляционные решетки

Во-первых, он огромен. Ни намека на модную компактность и няшность. В глубину — пол-метра, в ширину еще больше — 560 мм! В высоту, благо, он не очень велик — 223 мм без ножек, отчего под потолком смотрится все же не слишком угрожающе. По дизайну напоминает знаменитую Sony Qualia 004 — первый матричный проектор высшего класса от этой компании.

Лазерные секреты

Немаленькие размеры аппарата обусловлены не статусом, а необходимостью обеспечить наилучшее охлаждение агрегатов при минимальном шуме системы вентиляции. Лазеры и, особенно, фосфор требуют идеальных температурных условий для работы. А шумит этот проектор и вправду очень мало — сравнимо с простым ноутбуком. Заявленные 24 дБ — это слишком скромная оценка, на мой взгляд. В реальности больше похоже на 21–22 дБ.

Разъемы традиционно для проекторов Sony расположены на боковой панели

От ламповых аппаратов с аналогичным уровнем шума работы звук этого отличается чуть слышной высокочастотной составляющей. Это «звучит» вращающееся с большой скоростью фосфорное колесо — диск с нанесенным на его поверхность особым люминофором. Ведь лазерно-фосфорный источник у проекторов Sony построен по классической схеме: синие лазерные диоды светят сквозь толщу фосфора на колесе, заставляя светиться и сам фосфор, а колесо крутится, чтобы мощные лазеры не выжигали фосфор в одной точке.

Таким образом, яркость повышается, фосфор эффективно бережется, цветопередача улучшается, и проектор оказывается безопаснее для пользователя. Ведь не стоит забывать, что у лазернофосфорных DLP-проекторов диоды для создания синего цвета светят напрямую на матрицу и далее — в объектив через прозрачный сектор в фосфорном колесе. То есть оттенки синего на экране формируются из света одной длины волны, а не спектра, да еще и когерентного, совсем не безвредного для зрения. Здесь же ничего подобного нет: свет лазеров, проходя через фосфор, теряет когерентность, спектр получается широким и цветопередача, соответственно, лучше.

Аналогичный лазернофосфорный модуль применялся в модели Sony VPL-VW760ES, но у этого проектора световой поток выше — 2200 лм. Этому в определенной степени поспособствовала и другая оптика — светосильный объектив с линзами из минерального стекла с просветлением от той самой 5000-й модели. Он намного больше, чем у 760-й, но в том же корпусе поместился идеально — японцы явно изначально планировали устанавливать его на этой платформе. И не прогадали!

Четкость, ясность картинки — безупречная! По сравнению с недорогими моделями будто какой-то фильтр убран из оптического тракта. На 135-дюймовом экране пиксели различаются по всей площади и теряются из виду уже с 40 см, потому что межпиксельная сетка на экране получается еще тоньше из-за отсутствия размытия. Да и видно ее лишь на самых дорогих полотнах без перфорации и с идеально гладкой поверхностью. На всех прочих — не видно вообще!

Подача материала

Впрочем, высокая детальность — заслуга не только оптики, но и аккуратной обработки сигнала. Помните, как в первые годы появления 4К многие жаловались на отсутствие значимого прогресса в четкости UHD-релизов по сравнению с Full HD? И по сей день жалуются, называя большинство выходящих в 4К фильмов апскейлами или сетуя на технологии съемок. Это потому, что не нужно смотреть эти релизы на отсталой аппаратуре!

Вот этот проектор вообще не дает никаких поводов для разочарования. В его исполнении (в сочетании с хорошим плеером, конечно) практически все 4К-релизы выглядят отлично, потому что он явно показывает прирост детальности на видео. В сети недавно появились фильмы бондианы 60-х годов, да и в iTunes они давно есть. Так они на этом аппарате выглядят просто великолепно. Да, с пленочным зерном, не все с HDR, но насколько же лучше, чем на Blu-ray — загляденье! Это потому, что их изначально ремастировали в 4К еще для выпуска на DVD. Современные картины в 4К выглядят еще интереснее, ни с каким телевизором не сравнится.

Объектив намного больше, чем у "лазерной" модели Sony VPL-VW760ES, и немного выступает за пределы корпуса

Единственное, что надо учитывать — цветопередача сильно зависит от настроек. Мало того, что у проектора в пределе очень широкий цветовой диапазон (охват), что, безусловно, хорошо. Так еще и установки в меню полярны, включая режимы для HDR, обозначенные по устоявшимся названиям стандартов вроде ВТ.2020, но на деле не полностью им соответствующие. Это нормально, потому что тот же стандарт ВТ.2020 полностью не поддерживает ни одно видеоустройство для домашнего использования.

Но не все об этом знают, поэтому настраивать такие проекторы с реально широким диапазоном нужно со всей серьезностью и лучше — вооружившись измерительным оборудованием. Если настроить грамотно, с разными установками под типы контента: с HDR и без него, — то картинка будет эталонной. Не просто правильной, а именно эталонной. То есть и с идеальным балансом, и с красками — яркими и сочными, как летом в солнечный день.

Помимо этого, довольно короткофокусного объектива на проектор можно установить другой, короткофокусный для необычных инсталляций, например, с обратной проекцией. Но приобретается он отдельно

Кстати, о солнце. Sony VPL-VW870ES — это элита видеопроекторов, настоящий High End в видеотехнике. И, как свойственно аппаратуре этого класса, он отличается от конкурентов не столько по характеристикам, сколько по характеру изображения. В частности, он визуально воспринимается более ярким. В цифрах у него и динамика, и яркость практически такая же, как у конкурентов, но визуально, повторю — ярче. И многим это нравится.

Измерения

Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500 К и отключена динамическая подстройка диафрагмы. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.

Максимальный цветовой охват, традиционно для Sony, достигается не при выборе пространства ВТ.2020, а при установке ColorSpace2 и примерно равен по площади треугольнику стандарта DCI-P3. Поэтому именно его логично выбрать для основы в настройке под HDR-контент.

Для сравнения, охват при выборе пространства, обозначенного как ВТ.2020, выглядит так:

ColorSpace2 лучше использовать в качестве отправной точки и для настройки под Full HD, потому что режим ВТ.709 дает излишне зажатую по цветам картинку, охват которой выглядит вот так:

Настройка же в любом случае потребуется, если стремиться к откалиброванному балансу. Изначально при выборе цветовой температуры 6500 К (D65) в меню он выглядит так:

При D55 — лучше, реальная температура в среднем по диапазону составляет 6500 К, но она не стабильна, поэтому настройка все равно требуется.

С профилем ColorSpace2, стандартным режимом работы источника света и отключенной системой динамического управления диодами максимальная яркость белого поля составила 1330 кд/м2. Это много! С профилем кино — 790 кд/м2, что тоже немало. Уровень черного во всех случаях (без динамического управления яркостью) не опускался ниже 0,005 кд/м2 — очень хороший результат, но не рекордный. Соответственно, все градации серого были пропорционально ярче, и вся картинка — светлее. Максимальная статическая контрастность составила 266 000:1.

Выводы

Не пойдя на компромиссы, Sony выпустила ультимативный проектор, в котором собраны все лучшие наработки фирмы за последние несколько лет. У него эталонная картинка и нет недостатков, а цена… Лазерный проектор с такими данными не может стоить дешево и так будет еще долгие годы. Лазер сегодня — поистине признак высшего класса.

Достоинства: отличная цветопередача, малый шум при работе, пресеты для регулировки обработки HDR-видео, впечатляющий срок службы источника света.

Недостатки: нет.

Официальный сайт: Sony VPL-VW870ES

Цена: 2 099 900 рублей

Паспортные данные

Технология проекции: три 0,74-дюймовых панели LCOS (SXRD)

Разрешение: 4096x2160

Объектив, зум: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали +/-80%, по горизонтали +/-31%, моторизованный

Источник света: лазернофосфорный, ресурс до 20 000 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 2200 ANSI люмен в максимальном режиме работы диодов

Динамическая контрастность: нет данных

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096x2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096х2160/60р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек).

Акустический шум: 24 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (Ш. x В. x Г.) (без выступающих частей): 560x223x496 мм

Масса: 22 кг

ТЕГИ:#Sony
74.15 дБ +

Комментарии

#
Помните, как в первые годы появления 4К многие жаловались на отсутствие значимого прогресса в четкости UHD-релизов по сравнению с Full HD? И по сей день жалуются, называя большинство выходящих в 4К фильмов апскейлами или сетуя на технологии съемок. Это потому, что не нужно смотреть эти релизы на отсталой аппаратуре!

Т.е. вы утверждаете, на данной продвинутой аппаратуре за 2 млн апскейл 2K -> 4K выглядит как настоящий 4K? А та аппаратура, на которой видно, что апскейл это апскейл (вы же знаете про Digital Intermediate Masters в 2K?) - отсталая?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @artemf #

Нет, я утверждаю ровно обратное. Что на этом проекторе четко видна прибавка детальности в 4К релизах, которая не видна или не столь ощутима на более простых устройствах. И даже примеры привел - фильмы с Бондом, а именно выложенные Из России с любовью и Голдфингер. В обсуждениях их трансферы называют апскейлами с блюреев, хотя это не так

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #
Что на этом проекторе четко видна прибавка детальности в 4К релизах, которая не видна или не столь ощутима на более простых устройствах.

Подозреваю, что прибавка "детальности", про которую вы пишете - скорее всего влияние DFO (про которую вы не написали, хотя это новая фишка проектора), дополнительного фильтра резкости. Это всего лишь компьютерная обработка (возможно, хорошая), она добавляет резкости картинке, но также добавляет артефактов. Но как и любая обработка, она лишь увеличивает наблюдаемую резкость, кол-во деталей она не в состоянии увеличить. Кому интересны подробности, тут есть полный тест проектора: http://cine4home.de/test-sony-...

Любое настоящее 4K устройство (ТВ или проектор, если не брать во внимание влияние экрана), если оно не дефективное, покажет одинаковое кол-во деталей с одного и того же источника.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @artemf #

Хаха! Эээх! Вы теоритезируете. Эти же фильмы я посмотрел и на других проекторах. Вы дома пользуетесь проекторами подобного класса? Я - да. Когда купил первый фулл хд дживис (HD100), радовался что на нем даже ролики с ютуба выглядят отлично. Второй дживис (95) с тем же плеером (дюна бэйс 3) показывал уже нааамного детальнее. И ролики стали отображаться во всей своей красе: с артефактами сжатия и прочим. Наивно (мало опыта) полагать, что один и тот же материал всегда и везде отображается одинаково

- 56.02 дБ +
#

Вызвала интерес цифра из раздела "измерения" - яркость 1330 кд/м2 (1330 nit, 388 fL) - это выше, чем у многих 4K ТВ! Вы точно ничего не напутали?

Проектор с реальными 2200 люмен на экране 135" с 3,5 метров будет давать 45 fL или 153 кд/м2, т.е. на порядок меньше цифр, указаных в статье. Похоже на лишний нолик.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @artemf #

Вы прочитали про условия измерения? Видимо, нет. Измерялся поток, а не отраженный свет. Согласен, что это не совсем корректно и не дает четкого представления о яркости картинки на экране. Но это единственный способ "отвязаться" от экрана, исключив его влияние на результаты, чтобы сравнивать проекторы разных поколений от года к году. Ведь тестировать приходится в разных условиях с очень разными полотнами. Только в демо-комнате Digis эти условия поменялись уже дважды. Сейчас там два экрана, кардинально отличающихся по характеристикам. А базу по измерениям я веду уже лет 12. Кроме того, сам проектор вносит влияние. В частности лазер. На него мой датчик реагирует не очень адекватно, привирая где-то 10% по моим ощущениям. Проверить это сложно. Если его исключить, заменив на новый, то опять же изменятся условия измерений, и сравнивать уже нельзя будет. А так я четко понимаю, что этот проектор где-то в 1,5 раза ярче, чем, например, Сони 350. Согласен, что при измерениях отраженного света от экрана яркость была бы на порядок меньше, тем более, что экран звукопрозрачный.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #

Просто ваши измерения ведут к необычным выводам, как статическая контрастность 266 000:1. Даже у JVC, насколько я помню, максимум 160 000:1 (JVC X9900).

Надежные источники (http://cine4home.de/test-sony-vpl-vw870-vs-vw760-vs-vw5000-wo-ist-sonys-neues-highend-modell-wirklich-einzuordnen/) измерили контрастность проектора как 14,000:1 - 23,000:1. Получается, вы вводите читателей в заблуждение своими цифрами, т.к. у проектора контрастность (а это ключевая хар-ка) ниже на порядок, чем указано в статье.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @artemf #

Сразу видно, что вы вообще не ведете сами статистику измерений. В лучшем случае калибруете. Но, подозреваю хуже - разводите теорию. У всех, повторяю, у всех абсолютные данные измерений разнятся! Потому что у всех разные условия измерения. У меня одни. У них - другие. И настройки разные при измерениях. Это нормально. Единой методики не существует, условий - тем более. Я даю возможность читателем сравнить модели. А мериться п... - удел не мой. Я если и смотрю на коллег, то тоже сравниваю ИХ измерения РАЗНЫХ моделей

- 40 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #

Все таки , измерять контраст в прямом луче- неправильно , если только как показатель абсолюта для неких идеальных условий. Недавно замерял суперпроектор JVC N9, несмотря на абсолютные показатели контраста порядка миллионов****:1 в реальных условиях темно-серой комнаты с полным затемнением измерен контраст 330:1. И это хороший результат. Т.к. обеспечить реально черную комнату для измерений трудновато. И еще нужно, чтобы измеряльщик был с черным лицом в абсолюте. А реально кино ( у нас) будут смотреть белолицые. Сразу можно записать потерю реального контраста до пары сотен к одному. :-) Но , конечно , это не значит, что абсолютные показатели контраста не важны. Важно итоговое поведение яркости вблизи нижней границы "черного" , это собственно и калибруется и напрямую зависит от "абсолютной" контрастности.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Ну вот, посыпались "разоблачения")))))))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #

а какой датчик был кстати?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Spyder 3, а что? Он не лучший. Дает разброс на низких яркостях, поэтому приходится мерить раз по 5-7, чтобы убедиться. Но он интегральный, и его не так глючит от лазеров. Лазерные, работающие на отражение, дают с лазерными проекторами вообще неадекватные результаты

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #

просто интересная для меня тема со колориметрами,

огорчает, что там нет среднего ценового сегмента

- 60 дБ +
#

Разве 30 с небольшим килобаксов это дорого? На памяти ещё RANCO DLP Full HD за 50.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Emir #

Ну вы сравнили! ))) А трехкинескопный ранко помните сколько стоил? ))) 9-дюймовый - под сотню!

- 50 дБ +
#

Xgimi H 2, не хуже.)

- 50 дБ +
#

Не дают редактировать. RUNCO.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.