Ким Ки Дук, даешь пять! Топ-5 фильмов главного гуманиста корейского кино

Ким Ки Дук, даешь пять! Топ-5 фильмов главного гуманиста корейского кино

20 декабря 1960 года в деревне Собенни (Южная Корея) родился всемирно известный ныне режисcер Ким Ки Дук. Биография получилась пестрой: бросил школу будучи 15-летним подростком ради работы на заводе, затем сразу же попал в ряды морских пехотинцев, мечтал о работе священника, увлекся рисованием, учился в Париже. Свой первый сценарий Ки Дук написал, когда ему было за тридцать...

Со времен его дебютного фильма «Крокодил» (1996) вышло несколько десятков картин — противоречивых, шокирующих, пронизанных духом Азии, смесью нечеловеческой жестокости и поэтической красоты. Мы вспомнили наиболее яркие работы режиссера.

1. Адрес неизвестен (Address Unknown, 2001)

«Адрес неизвестен» — драма-размышление режиссера на тему послевоенной Кореи. Начало 70-х. Страна, разделенная на две части; маленькая деревушка с расположившейся по соседству военной базой США. В центре сюжета трое — одноглазая девушка, художник-интроверт и парень-полукровка. Сложно понять, что объединяет так непохожих на первый взгляд друг на друга молодых людей. Еще сложнее поддаются пониманию мотивы персонажей.


«Я рос в деревне и помню множество писем, беспорядочно разбросанных по земле. Они не были получены, поскольку посылались на неизвестные адреса. Большая часть этих писем надолго застревала в почтовых ящиках, пока порыв ветра не уносил их вслед за собой. Всякий раз при виде этих писем я испытывал непреодолимое желание вскрыть конверт... Я читал истории, полные грусти и отчаяния. Для меня три персонажа этого фильма — словно не доставленные письма из моего детства», — рассказывает режиссер в одном из своих интервью.

Тем не менее, несмотря на всю депрессивность и ставшую уже фирменным знаком режиссера жестокость, лента не оставляет после себя тяжелого впечатления. Напротив, ностальгия Ки Дука — череда меланхоличных пейзажей, выразительное музыкальное сопровождение и робкие чувства измученных людей — оставляет надежду, как проблеск света в конце туннеля, на гуманизм и сострадание, на светлую-светлую грусть...

2. Береговая охрана (The Coast Guard, 2002)

Одними из самых жестких в фильмографии режиссера считаются сцены с рыболовными крючками в пищеводе и влагалище героев ленты «Остров». Вы, наверное, просто не помните или не видели эпизода на 19-ой минуте «Береговой охраны». Здесь чуть дергается глаз, здесь возникает довольно много болезненных ассоциаций из мировой истории и литературы — про «каталог грубых ошибок», про «последнее звено в эволюции животного мира».

«Насилие — важный источник энергии. Я знаю, о чем говорю, ведь меня много били. Били все: отец, ребята на улице, били полицейские, били на флоте. Я понял, насилие — это взаимодействие, в результате которого рождается нечто новое», — уверен Ким Ки Дук. Новое насилие «Береговой охраны» старо как мир: «осечка», лишившая жизни одного и разума двоих, полоумная, отдающаяся поочередно всей роте, «групповой аборт штыком». Игнорируя все политкорректное в кино, постоянно нарушая равновесие, накаляя нервы зрителя до предела, жестокость по Ки Дуку — всего-навсего тень, без которой невозможно разглядеть свет.

«Когда я снимал это кино, я обнаружил, что в армии не все хорошо, присутствует много неправильного», — комментирует Ки Дук. Что такое армия? Лишенные здравого смысла приказы, уничтожение несуществующих врагов, всеобщее умопомрачение, а в результате — страдания хороших по сути людей.

«Казарменный триллер», обруганный феминистками всех мастей, «The Coast Guard» занимает заслуженное место в нашем списке как один из наиболее ярких антивоенных фильмов.

3. Весна, лето, осень, зима... и снова весна (Spring, Summer, Fall, Winter... And Spring, 2003)

Начиная с «Весна, лето...» режиссер несколько отдаляется от прямолинейной демонстрации насилия. Зритель становится свидетелем жизни главного героя, его детства, отрочества, юности, возмужания и зрелости. Времена года между тем неспешно сменяют друг друга...

Фильм, получивший в свое время достаточно положительную критику и рейтинг 95 на сайте Rotten Tomatoes, стал своеобразным скачком для режиссера, обратившего свой строгий взор в сторону буддизма и человека в поисках смысла.

Смена времен года циклична: мы наблюдем зарождение жизни в природе, затем ее рост, старение и угасание. То же видят двое из хижины на озере — учитель и его ученик. Последнему предстоит познать полную чашу переживаний — от страсти, одержимости и страдания до искупления и просветления.

Для людей западной цивилизации с трудом поддается пониманию смысл однообразных ритуалов: многочасовые бдения у фигурки каменного Будды, «резьба по дереву» сутки напролет, молчание, пара фраз, молчание и созерцание. В процессе просмотра ловишь себя на мысли о том, что не совсем понимаешь, в современном ли мире происходит повествование или, скажем, в прошлом веке, хотя от внешнего мира двоих отделяет лишь символическая дверь на воде...

Одновременно простой и сложный, фильм переполнен чистой энергией умиротворения и гармонии — редких жемчужин в творчестве режиссера. Ну и отдельный бонус для зрителя — появление самого Ки Дука в финале.


4. Пустой дом (Empty House, 2004)

Еще одна кино-притча, картина «Пустой дом», познакомит зрителя со странным персонажем — безмолвным молодым человеком, который селится в дома, пока их хозяева в отъезде. Он не просто ест и спит в чужой постели, но и аккуратно чинит неработающие вещи в квартире. Рассматривает фотографии на стене и сам фотографируется на фоне снимков.

В одном из «пустых домов» герой встречает несчастную женщину. Взаимный интерес отправляет странную пару на мотоцикле куда-то в ночь.

Но было бы наивно ожидать от Ки Дука красивой романтической истории без нюанса. Нет, история действительно удивительно красива — здесь и проникновенный интерес человека к человеку, и слезы, и нежность настоящей близости, — но это вовсе не о любви. Хотя любовь, безусловно, одна из составляющих картины.

Тонкие связи между посторонними людьми возникают совершенно случайно, без лишних слов и телодвижений. Фактически близкие люди в действительности оказываются сущим злом; за основательным, красивым фасадом часто скрываются насилие, горечь и боль. «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», а любовь для простого смертного — только фантазия. Иногда она кажется настолько реальной... но стоит протянуть руку — призрак.

5. Натянутая тетива (The Bow, 2005)

Одинокая баржа в море. На ней двое — не считая периодически заезжающих рыбаков, — старик и дева младая. «Он твой дед?» — фамильярничают рыбаки, то и дело прихватывая деву за мягкие места. Между тем она его найденыш, а он — жених ее. Несмотря на пропасть в возрасте и прогрессирующую старость, он считает дни на календаре до своей свадьбы, все-таки десять лет ростил и кормил...

Однако было бы слишком линейно воспринимать и эту картину как историю о неравном браке. Здесь и деликатное размышление о скоротечности жизни и невозможности повлиять и поглотить то, что тебе не принадлежит; и наглядная демонстрация, как традиционный косный уклад медленно чахнет, слабеет, и выход только один — взять и удавиться.

Построенный на контрастах и подкупающий с первых же минут «вкусной-превкусной» картинкой, фильм, скорее всего, запомнится зрителю именно визуальной составляющей: яркими живописными образами, символами, своей меланхолией, медитативным настроением. И конечно же, музыкой, добавляющей произведению поэтичности и художественной завершенности.

Как и Такеши Китано, Ким Ки Дука не слишком жалуют на родине, полагая, что те своего рода «торгуют матрешками» на экспорт. Пожалуй, это слишком упрощенный взгляд на творчество режиссера. В конце концов, кто более цинично эксплуатирует зрителя — постановщик трагедии или лубочной мелодрамы? В Древней Греции однозначно выше ценили первый вариант.

На сегодняшний день фильмография Ки Дука насчитывает около 23 фильмов, а буквально на днях вышла его новая работа «Человек, место, время и снова человек», поэтому представленная в обзоре пятерка — лишь малая часть творчества «поэта насилия». Если у вас есть свои любимые работы режиссера, добро пожаловать в комментарии.

75.05 дБ +

Комментарии

#

Да!! Спасибо! Будет что посмотреть на новогодних выходных!

- 50 дБ +
#

Давно думал посмотреть фильмы данного режиссера, спасибо за подборку.

ЗЫ К японским именам я давно "привык", а вот к корейским не получается)

- 50 дБ +
#

"Крокодил" лучший и самый искренний (пересматривал несколько раз), еще штук пять его фильмов пытался смотреть - эстецтво ради эстецтва, дань моде и т.п. Поддался конъюнктуре фестивального кино.

После дебюта заметили и раскрутили в своё время на западе, но "Крокодил" - это его, без привнесенного налета т.н. "авторского кино", где надо снимать как можно непонятней и чернухи навалить.

При том, что в "Крокодиле" тоже насилие. Но насилие объяснимое. Ты смотришь и понимаешь, почему он так делает. Огромное количество фильмов (не только от Ким Ки Дука, в основном западный мейнстрим для взрослых) - это насилие бессмысленное, или же непонятное нашей культуре.

И еще. У Ким Ки Дука сцены секса отбивают охоту самого секса, наверное тоже стандарт западного "авторского кино"?

А вот в Крокодиле и фильме с длинным названием про плот на озере (пожалуй) - в общем не отвращает.

Но "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", несмотря на красоту картинки - что-то в нем плохое, опасное, при том что насилия, насколько помню там немного.

ИМХО, попробуйте посмотреть сами. Но мимо Крокодила не проходите. А друзьям я обычно говорю, когда интересуются - "Вот Крокодил, дальше можешь не смотреть..."

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Elias #

ну у вас и претензия - “сексуальные сцены отбивают охоту”. Разве задача была вас возбуждать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Естественно это второстепенная причина, и конечно я не хочу, чтобы главный акцент был на ней. Просто решил немножко пнуть авторское кино (целенаправленно брал на рутрекере фильмы советуемые как нечто стоящее), Ким Ки Дук обычно входит в список.

Первая проблема - непонятность. Обычно считается, что это именно достоинство - зритель должен сделать усилие и понять. Делал усилие, пытался, но у меня стойкое впечатление, что чаще всего автор сам не знает, что хочет сказать.

Дальше - попытка шокировать, вывести из равновесия. У Ким Ки Дука это есть в ассортименте, ну и частый элемент в авторском кино. Может я чего не понимаю, но для человека информация, подвергающая его в шок - должна быть связана с конкретными событиями, иметь причины и следствия - а сама картинка неприятного - как показ последствий этих событий.

Я как раз собираюсь посмотреть новый фильм Питера Джексона "Они никогда не станут старше" (хоть и документальный) - судя по обзору - это тот фильм, который стоит посмотреть, хотя там много неприятного. Но там правильная очевидна цель, для чего эти шокирующие подробности.

Или другой момент. Почти досмотрел новый сериал "Моя гениальная подруга" (хороший, кстати) - там есть шокируюшие вещи, например, детей бьют. Но там понимаешь, зачем детей бьют, почему родители так поступают.

Зато есть очень-очень много фильмов, где кто-то кого-то бьет или мучает - непонятно зачем, просто нравится, или настроение такое. Начинаешь задумываться - а зачем я это смотрю, потом думаешь, а зачем это снимают?

Это я плавно перехожу ко многим фильмам Ким Ки Дука, которые не смог досмотреть.

При этом Ким Ки Дук талантливый режиссер, просто вошел в определенные круги и начал снимать по шаблоном - не массового продукта, но авторского фестивального кино, на который тоже есть спрос, конечно.

Ну и наконец, прямой ответ на ваш вопрос - задачу воздействия той или иной сцены естественно выбирает сценарист и режиссер. Этой задачей может быть возбудить, повеселить, показать как у людей бывает, вызвать омерзение, шокировать. Обычно у Ким Ки Дука превалируют последние две задачи. Поэтому возникает тот же вопрос а зачем я это смотрю, а за ним: а зачем это снимают?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Elias #

Вы так возмущены, будто с Вас 100 долларов за просмотр содрали.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Elias #

можно, конечно, копаться в мелочах и привести примеры той же "Весны", где любовные сцены показаны очень даже романтично. Да и вообще у Ким Ки Дука чаще всего очень красивые главные герои. И это старая-добрая классика кастинга: по этому принципу режиссер выбирает мужчину, которым хотел бы быть, а женщину - с которой хотел бы спать.

но вообще в подобных беседах, мне рано или поздно приходиться напомнить собеседнику известную фразу - "я бежала за вами три квартала, чтобы сказать, что вы мне безразличны".

ну не ваш режиссер, зачем столько страсти? Смотри что-нибудь другое, силком же никто не тащит. Ларса фон Триера тоже многие граждане прям ненавидят из-за некоторых творческих методов, но кто они, а кто он - самый тонкий, понимающий и человечный режиссер планеты.



- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Много текста было как раз за тем, что в подобном обсуждении всегда заканчивается: "Не ваш режиссер" или как вариант "Не понимаешь таких-то вещей".

Поспешил объяснить развернуто, что не стОит - до того, как возникнет вердикт. После - никто слушать, в данном случае - читать, не будет, на что вы прозрачно намекнули, значит работает. Страсти - нет, просто выложил ранее сформировавшиеся тезисы (в других обсуждениях) о режиссере.

- 53.01 дБ +
#

Бмография:

Родился в Корейской деревне

Бросил школу

Учился в Париже


Лол, что? Тут явно самое интересное пропущено.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Не дружил с Сартром, и на том спасибо.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.