Говорят, история развивается по спирали, повторяя все те же события, но на другом уровне. К проекторам JVC это наблюдение относится на 200%. Особенно к тем, чей индекс начинается цифрой «5».

Пару лет назад про JVC DLA-X5500 мы так и написали — «доступный High End», памятуя о том, что фирма фактически делает доступные модели на основе дорогих с потрясающей оптикой и технологиями, характерными для аппаратов высшего класса. И это был не единичный случай — так происходило в течение последних 15 лет.

JVC KENWOOD — относительно маленькая компания. Она может позволить себе разработать новую платформу раз в 5–8 лет. При этом она обладает патентами на ряд уникальных технологий, позволяющих добиться рекордных показателей в качестве изображения. Поэтому выпускает проекторы высшего класса, где эти показатели может полностью реализовать. А так как другой платформы у нее нет, то получается, что доступные аппараты компания делает на основе моделей высшего класса — так в мире больше не делает никто. И я не уверен, что это самая выгодная для компании позиция, однако потребители от такого лишь выигрывают.

То, что проекторы новой серии спроектированы и сделаны лучше прежней, хорошо видно даже по передней панели

В этом году компания стала продавать модели с матрицами с реальным 4К-разрешением и… ситуация повторилась, но уже на другом уровне. Для них компания разработала новую платформу, то есть новые корпуса с другим engine block, другой обвязкой, системой охлаждения и электроникой.

Только в этот раз система увеличения разрешения e-shift досталась уже только высшей модели, превратив ее в 8К-проектор. При этом, как и раньше, младшая модель в новой N-серии заняла позицию «базовой».

Противопыльный фильтр теперь располагается сзади, что разумнее, чем было раньше - на нижней панели

В русском языке слово «базовый» обычно обозначает «пустой», «самый простой» и «дешевый». И формально все вроде бы верно — у DLA-N5 нет дополнительных элементов, которые отличает NX9, и, говорят, процессор стоит попроще, чем у N7. Но постойте! Даже если рассматривать DLA-N5 после своих старших собратьев, то его «база» все равно выглядит круче, чем все конкуренты вместе взятые со всеми их наворотами! А уж понятие «дешевый» к нему вообще не относится, потому что он — противоположность этого понятия.

Стекло

Выглядит он дорого. По высоте проектор в полтора раза выше, то есть толще, чем модели Х-серии. Не намного, но шире их и длиннее. Однако общее впечатление создает не только это. Корпус очень хорошо сделан, выглядит намного лучше предшественников и на голову лучше моделей прямого конкурента. Это касается и пластика корпуса, и стыков, но главное — мелочей, которые чаще всего и влияют на впечатление. Например, объектив хоть больше и не имеет автоматической шторки, но обрамлен специальной планкой, закрывающей щель между ним и корпусом. Вроде бы мелочь, но у конкурентов такого нет даже в моделях за пару миллионов.

Сам объектив и остальная часть оптической системы традиционно выполнена из элементов минерального стекла, а не поликарбоната, а главные линзы еще и имеют просветление. Все регулировки, как и у дорогих моделей, у него имеют сервоприводы. А среди регулировок, естественно, присутствует и оптический сдвиг по горизонтали и вертикали — причем в больших диапазонах, чем у конкурентов.

Вы скажете: эка невидаль! Такое из базы и убрать-то невозможно. Однако у JVC DLA-N5 и лампа такая же, как у более старших моделей серии! Как получилось, что у него световой поток меньше, чем у N7? Скорее всего, так же, как ранее у моделей Х-серии. Но это не очень-то и важно. Разницу в 100 лм сложно «поймать» с помощью приборов, а на глаз — еще труднее. Тем более что с выходом новой прошивки яркость в большинстве режимов еще и меняется! Так происходит из-за настроек, но это — тема отдельной статьи.

Почти клон

В общем, JVC DLA-N5 — это почти клон N7. Причем его с высшими моделями роднит гораздо больше, чем обычно бывает у проекторов других производителей. А стоит он при этом дешевле прямого конкурента с пластиковой оптикой и худшими характеристиками.

От более дорогих собратьев он отстает совсем не много. Во-первых, у него меньше режимов изображения и цветовых профилей в меню. Для пользователя это выглядит как более скромные возможности, но для профессионального настройщика, который умеет не только калибровать, это — не проблема.

Во-вторых, у него меньше цветовой охват. И тут ничего не поделаешь — субординация. Правда, рядовой зритель с трудом найдет здесь отличие от того же JVC DLA-N7, потому что проявляется это, как правило, при просмотре видео с большим количеством зелени без новомодной колоризации.

В-третьих, у него чуть меньше контрастность. Но это чисто математически, потому что яркость белого при нормальной настройке получается чуть меньше. Уловить это глазом — крайне сложно. Зато каждому виден уровень черного, и у JVC DLA-N5 он отображается так же хорошо, как и у старших моделей.

Не верьте официальным характеристикам. Контрастность у проекторов N-серии не меньше, чем у Х, а наоборот — больше! Световые потоки фактически те же (ведь лампа и оптика такие же), но черный — самый глубокий среди проекторов, меньше погрешности измерений! И эту разницу в контрастности видно невооруженным глазом, причем не только на особых видео с HDR, но и на самых простых Full HD-файлах без ошибок кодировки.

Дизайн только кажется излишне хай-тековским. На деле он вполне нейтрален. Проекторы, оформленные в более классическом стиле, часто диссонируют с интерьером

Наконец, на мой взгляд, самое важное. У большинства младших моделей проекторов, включая аппараты Х-серии от JVC, из-за менее мощных процессоров картинка всегда была чуть проще и грубее, чем у старших моделей. Но не у JVC DLA-N5. Лично я вообще не нашел отличий в обработке видео между ним и N7.

Даже апскейлинг (или по-русски — масштабирование) Full HD-видео до 4К проходит у обоих проекторов практически одинаково, хотя по идее должно быть по-разному. И отображение движений на экране идентичное. То есть речи о каком-либо огрублении картинки у данного аппарата не идет вообще. Другими словами, JVC DLA-N5 показывает, как модели с ценой вдвое выше, а в некоторых аспектах даже лучше. В своем же ценовом секторе ему вообще нет равных.

Измерения

Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500К, отключена динамическая подстройка диафрагмы, а сама диафрагма полностью открыта. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.

Цветовой профиль ВТ.2020 в меню у этого проектора отсутствует. Лучшим по охвату можно назвать профиль DCI. Его график выглядит так:

Его и нужно выбирать для настройки под HDR-контент. Впрочем, он же подойдет и в качестве отправной точки для калибровки изображения под SDR 4К и Full HD-видео, потому что калибровка проектору все-таки требуется. Вот так выглядит баланс цветовых составляющих при выборе цветовой температуры 6500К (D65) в меню:

Реальная цветовая температура при этом составляет около 8300К в среднем по диапазону. Это слишком много.

С профилем DCI и обычным режимом работы лампы (High) яркость белого поля составила 772,3 кд/м2. С профилем DCI и экономичным режимом — 515,7 кд/м2. Самое интересное в том, что уровень черного в обоих случаях был на уровне погрешности измерений нашего датчика — 0,001 кд/м2! То есть экран лишь немного отличался от неосвещенного в темной комнате.

Выводы

Не знаю, продает ли JVC этот проектор себе в убыток, но он точно сделан, выглядит и показывает лучше, чем модели с гораздо большей ценой. Потому что у него такая основа, то есть база. Если есть сумма, равная цене такого аппарата — берите, не задумываясь! Это точно лучшая покупка проектора за такие деньги.

Ясное, чистое, очень детальное изображение с превосходной цветопередачей и образцовой контрастностью; минимальный уровень шума при работе вентиляции, солидный внешний вид.

Не обнаружено.

JVC DLA-N5

549 900 рублей

ехнология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение: 4096x2160

Разрешение на экране: 4096х2160

Объектив, зум: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали ±80%, по горизонтали ±34%, моторизованный

Источник света: лампа NSH 265 Вт, ресурс до 4 500 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 200 дюймов

Световой поток (максимальный): 1 800 ANSI люмен при максимальном режиме работы лампы

Динамическая контрастность: 400 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096 х 2160/60р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек)

Акустический шум: 19 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (ШxВxГ без выступающих частей): 500x234x495 мм

Масса: 19,6 кг