Как можно отметить 40-летний юбилей усилителя, перевернувшего индустрию Hi-Fi? Конечно же выпуском специальной модели, посвященной этому событию. Это безотказный метод, которому следуют многие производители. Но у NAD всегда был свой, особый взгляд на вещи, и даже эту простую идею компания реализовала весьма неожиданным способом. Новый D3020 V2 совершенно не похож на своего Великого Предка ни по дизайну, ни по режиму работы, да к тому же это не полностью новая разработка, а вторая версия модели, выпущенной пять лет назад. При этом усилитель оказался настолько интересен, что все условности и предрассудки стоит оставить в стороне.

Числа и технологии

В далеком 1978 году компания NAD выпустила усилитель с числовым обозначением 3020. Эта модель стала абсолютным бестселлером и продавалась в совершенно невообразимых количествах. И хотя причиной появления так полюбившегося аудиофилам фирменного «надовского» звука была схемотехническая ошибка, нельзя отрицать того факта, что полезных и эффективных решений в схеме было куда больше, и именно они в конечном счете закрепили успех бренда. И пусть оригинальный 3020 работал в классе АВ, а новый D3020 V2 — представитель класса D, в обоих случаях речь идет о тех самых легендарных «надовских» ваттах, фирменном звуке и одинаковых схемотехнических решениях. Одним словом, модели роднят не только числовые обозначения, но и технологии, прошедшие проверку десятками лет эксплуатации.

Когда нужно недорого

История разработки модели NAD D3020 весьма любопытна. Инженеры стремились создать модель, которая будет отличаться настолько же выдающимися звуковыми характеристиками, как и модель 3020, но с учетом современных реалий, в частности — преобладания цифровых источников. И первая из известных технологий NAD, которая приходит в голову — это Direct Digital, прямое цифровое усиление, реализованное в моделях Master Series.

NAD D3020 - это совершенно иной взгляд на интегрированный усилитель

Однако сделать такое устройство компактным, да к тому же недорогим не представляется возможным, поэтому из фирменных, полностью цифровых усилителей были заимствованы лишь технологии малошумящего импульсного блока питания. В сигнальной части используется восьмиканальный ЦАП Cirrus Logic серии CS438*. Точной информации о модели чипа нет, но по заявленным производителем характеристикам под описание подходят лишь два чипа: CS4382 и CS4385. Обе микросхемы отличаются низким уровнем шумов (-114 дБ) и могут работать в балансном режиме. Но инженеры NAD пошли дальше, задействовав все 8 выходов (по 4 на канал), для еще большего снижения шумов и искажений.

Слово Digital в данном случае подразумевает наличие цифровых входов

Далее следует аналоговая часть с высокоточным регулятором громкости и предварительным усилителем, собранным на базе микросхем LM49860, а непосредственно перед усилителем мощности установлена фирменная схема устранения клиппинга. Платы усилителя мощности для этой и некоторых других моделей компания NAD не производит, предпочитая закупать готовое решение у датской компании Hypex. Работают они в классе D, но это, я напомню, аналоговая технология, а конкретно те платы, которые установлены в D3020, еще и собраны на дискретных элементах. В них не используются готовые микросхемы ШИМ, обычно встречающиеся в недорогих усилителях.

Не такой, как все

Самым простым решением получить признание модели D3020 было бы размещение всех вышеупомянутых технологий в классическом корпусе. Он даже мог бы иметь общие черты с оригинальным 3020. Но дизайнеры выбрали путь прямо противоположный: усилитель D3020 не похож ни на классические, ни на современные модели. Он вообще не похож на представителя мира Hi-Fi. Такой дизайн скорее можно сравнить с игровой консолью, модным геймерским роутером или настольным жестким диском. Одно только вертикальное расположение корпуса идет поперек сразу всех канонов и стандартов дизайна Hi-Fi!

Hi-Fi система образца 2018 года (проигрыватель винила остался за кадром)

Справедливости ради признаю, что корпус допускает горизонтальную установку, но расположение органов управления, индикаторов и форм-фактор в целом красноречиво говорят о том, что это не основной сценарий установки.

С другой стороны, если абстрагироваться от устоявшихся и давно уже устаревших принципов построения Hi-Fi-компонентов и Hi-Fi-систем в целом, становится очевидно, что небольшой усилитель, да еще и в вертикальном дизайне занимает минимум места. А это значит, что его можно легко разместить в тех местах, где полноразмерные компоненты неуместны или нежелательны. Наиболее вероятные сценарии: на столе или на тумбе в рабочем кабинете, в гостиной рядом с телевизором, когда используется и для музыки, и для просмотра фильмов, в спальне и в принципе в любом другом месте, где хочется установить мини-систему класса Hi-Fi с минимальным воздействием на общий вид помещения.

Сложная судьба

Здесь нам стоит отправиться в еще один исторический экскурс, ведь эти необычные устройства с вертикальным форм-фактором существуют в ассортименте NAD не первый год. Пять лет назад было выпущено сразу три таких компонента: первая версия усилителя D3020, более компактный цифро-аналоговый преобразователь D1050 и более крупный интегрированный усилитель D7050. Статистика продаж и отзывы пользователей сподвигли компанию на перевыпуск именно D3020. Похоже, что это сочетание цифр и вправду играет особую роль в истории NAD. Не имея доступа к статистике, не могу сказать, насколько была популярна первая версия D3020, но сам факт появления D3020 V2 говорит о том, что эта модель, если даже не произвела революцию на рынке, как минимум смогла образовать и заполнить свою собственную нишу.

Где верх? Где низ? Смешалось всё!

И в свете этого особенно интересно проследить отличия между первой и второй версиями. В обоих случаях мы имеем один аналоговый вход, оба типа SPDIF входов, а также выход на сабвуфер, позволяющий вырастить на базе D3020 полноценный трифоник. Оба аппарата имеют на фасаде выход для наушников с разъемом 3,5 мм, а на тыльной стороне — вход 12 В триггера. У первой версии D3020 был еще один дополнительный вход на разъеме 3,5 мм, совмещающий в себе сразу и аналоговый, и оптический интерфейсы, а самое главное — этот аппарат оснащался входом USB-B для подключения к компьютеру.

Разъемы jack 3,5 мм помогли разместить желаемое количество входов и выходов

Вторая версия также лишилась комбинированного аналогово-цифрового входа, но получила вместо него выход предварительного усилителя. Место USB-преобразователя занял вход фонокорректора. Изменения дизайна минимальны, но в определенном смысле показательны. Вместо хваткой ребристой ручки регулировки громкости используется стильная гладкая с прорезиненным покрытием, а наукообразные цифры индикатора выходного уровня громкости в децибелах заменены на нейтральную цепочку белых светодиодов, которые не просто загораются по одному, выстраивая цепочку, но еще и плавно меняют яркость, что делает индикатор информативным.

Сверху вниз

Прослушивание настолько необычного по своей сути усилителя было решено провести в столь же нестандартной системе. Вместо обычной корпусной акустики была использована встроенная в потолок пара колонок PSB C-LCR. Это квадратная универсальная модель, предназначенная как для домашнего кинотеатра, так и для воспроизведения музыки. Передняя панель колонки утоплена вглубь и наклонена примерно под 45 градусов, что однозначно полезно в плане минимизации стоячих волн в помещении. При этом звуковая волна приходит в точку прослушивания в достаточной степени полого, рисуя вполне реалистичную сцену.

Потолочная акустика тоже может отлично звучать

С одной поправкой — адекватность построения сцены зависит от положения слушателя относительно места, в которое направлена акустика. Если отойти подальше, а еще лучше лечь или откинуться на спинку кресла, получаются примерно те же ощущения, как при просмотре фильма с первого ряда кинотеатра, когда картинка находится над головой. Для озвучивания спальни — идеальный вариант. Ну а если вы предпочитаете слушать музыку сидя в кресле, существуют аналогичные колонки, встраиваемые в стену, с помощью которых можно получить классическое стерео, не заполняя лишней техникой жилое пространство.

Но самое главное свойство PSB C-LCR — в отличие от обычных «блинов», встраиваемых в потолок, пригодных лишь для фонового озвучивания, данная модель способна играть музыку во всей ее полноте. По комплектующим и техническим характеристикам PSB C-LCR — это эквивалент напольников PSB серии Image. То же самое можно сказать о характере, масштабе и качестве звучания.

В лучших традициях

Первое впечатление можно описать двумя словами: музыкально и детально. На альбоме «Riding With The King» все инструментальные партии были разборчивы, на самых бодрых треках гитары не превращались в кашу. При этом характер подачи музыкального материала удачно сочетал в себе натуральность звучания с типичным для связки NAD-PSB теплотой и выразительностью. Все фирменные вокальные и гитарные ходы мэтров блюза были прорисованы с высокой степенью достоверности.

Звучание хитов Daft Punk с альбома «Random Access Memories» продемонстрировало отличную ритмичность и очень уверенный контроль баса, который сложно ожидать от столь миниатюрного усилителя. Нажатие кнопки Bass, поднимающее АЧХ в области 70-80 Гц примерно на 7 дБ, никоим образом не осложнило нагрузку на усилитель. Став более басовитым, звук остался настолько же чистым и контролируемым.

Ручку громкости можно крутить смело - усилитель мускулист и вынослив

Тему ритмичности, четкой отработки фронтов сигнала и уверенного контроля баса продолжила композиция «Calling Elvis» Dire Straits. И мне очень понравилось, насколько уверенно и четко отыграла эта вещь, хорошо знакомая от первого до последнего гитарного рифа. Баллада «Fade to Black» с того же альбома Dire Straits играла одновременно душевно и весьма по-аудиофильски, так что было сложно понять, чему больше удивляться: выразительности или разрешающей способности. Не спасовал усилитель и перед сложным контентом. Классика, фри-джаз, металл он сыграл достаточно честно, точно и музыкально. Перебрав изрядное количество музыкальных композиций разных жанров, я в принципе не столкнулся с ситуацией, в которой усилитель показал бы слабые стороны. В своей ценовой категории он более чем хорош.

Если провести некое умозрительное сравнение с тем самым NAD 3020 без буковки D, новый аппарат стал более универсален в плане жанровости, а «надовский» характер сохранил ровно в той мере, в которой это уместно при современном подходе к воспроизведению музыки. D3020 делает звучание более выразительным и динамичным, но без потери детальности и явного акцентирования той или иной части воспроизводимого диапазона частот. И конечно в полной мере сохранилась высокая нагрузочная способность.

Пульт скромный, без пафоса присущего классическому Hi-Fi

Любопытно, что выход для наушников в большей степени сохранил характер аналоговых усилителей NAD прошлых лет. Он дает более темное и густое звучание с кучной, неширокой сценой. При этом меня приятно удивила разрешающая способность и полное отсутствие слышимых шумов. В отличие от тех выходов для наушников, которые большинство производителей устанавливает в усилители исключительно «для галочки», здесь мы имеем вполне достойное продолжение основного звукового тракта, которое можно использовать с не меньшим удовольствием, чем любые другие функции. Нагрузочной способности и мощности усилителя будет достаточно для работы с типовыми динамическими низкоимпедансными наушниками. К тому же вертикальный корпус D3020 оказался еще и отличной подставкой под накладные и полноразмерные модели.

Выводы

Усилитель NAD D3020 V2 вполне заслуживает право называться преемником классической модели 3020. Она также может похвастать смелыми и эффективными схемотехническими решениями, благодаря чему обладает привлекательным соотношением цены и качества звука. Но кроме прочего D3020 V2 имеет еще одно важное качество: дает возможность по-новому взглянуть на вопрос дизайна и компоновки стереосистемы.

NAD вновь переворачивает наш взгляд на усилитель, в том числе и в буквальном смысле

Нельзя также избежать и второго сравнения: первой и второй версии усилителя D3020. Дизайн новой версии получился, без сомнения, более завершенным и менее навязчивым, что делает интегрированный усилитель компактным и дружелюбным к пользователю устройством. Но изменения в плане коммутации получились не настолько однозначными. Все мы знаем о популярности винила, отчего появление фонокорректора в списке входов можно только приветствовать, но цена этому нововведению, на мой взгляд, оказалась слишком высока. Первая версия именно благодаря USB-входу была идеальным настольным Hi-Fi для использования с компьютером, а теперь набор интерфейсов усилителя скорее напоминает компоновку классической модели, устанавливаемой в стойку с другими Hi-Fi-компонентами.

Комфортное и динамичное звучание с хорошей детализацией, компактные размеры, качественный усилитель для наушников

Специфический дизайн трудно вписать в классическую Hi-Fi-систему, отсутствует вход USB-B

NAD D3020 V2

39 990 рублей

Номинальная мощность: 2х 30 Вт на 8 Ом

Динамическая мощность: 2х 65 Вт на 8 Ом, 2х 150 Вт на 2 Ом

Соотношение сигнал/шум: более 90 дБ

Разделение каналов: более 75 дБ на 1 кГц

Диапазон частот: 20-20000 (-0,3 дБ)

Искажения: менее 0,0005%

Входы: аналоговый стерео RCA, аналоговый стерео + оптический Jack, оптический, коаксиальный, фонокорректор, Bluetooth aptX

Выходы: предварительный усилитель стерео, для сабвуфера

Дополнительные интерфейсы: выход 12 В триггера

Габариты: 58х186х219 мм

Масса: 1,38 кг