Флагманская акустика KEF — это не просто лучшая модель в линейке компании, это своего рода испытательный стенд для новых решений и прародитель новых моделей. Технологии, разработанные и впервые примененные в Blade, сегодня активно используются в других моделях KEF.

Пары НЧ-динамиков располагаются на одинаковом расстоянии над и под осью излучения модуля Uni-Q, что превращает акустику KEF Blade в абсолютный точечный источник звука.

В каком-то смысле можно сказать, что новые линейки и новые модели акустики KEF, появившиеся после модели Blade, являются ее дальними или ближними родственниками, поскольку современный модуль Uni-Q, впервые появившийся в новом флагмане, сегодня используется и в серии R, и в юбилейных мониторах LS-50, и в новой активной акустике Х300A. Конечно, это не всегда 100 %-ные копии драйверов Blade, однако все ключевые принципы сохраняются. Зная, как устроены флагманы, легко понять, как и почему новинки KEF получают свой фирменный звук. Вот и давайте познакомимся детально с самой высоко- технологичной и самой совершенной акустикой KEF.

Начать стоит с небольшой предыстории, которая поможет понять, почему модель Blade столь непохожа на все, что можно было наблюдать в ассортименте KEF до ее появления. Разработкой данной модели занималась новая команда инженеров. Перед ними была поставлена задача — получить наилучший звук при отсутствии каких-либо ограничений в материалах, габаритах и себестоимости.

Никаких ограничений конструкции не было, однако некая преемственность с предыдущими моделями наметилась сразу. И это понятно, ведь необычайно трудно придумать что-то более совершенное, чем точечный источник звука, реализованный в модуле Uni-Q в самом абсолютном исполнении. Почему в абсолютном? Потому что в отличие от обычных коаксиальных динамиков излучатели модуля Uni-Q не только соосны, но еще и копланарны, то есть находятся в одной плоскости, а значит, равноудалены от слушателя. Таким образом, минимизируются малейшие фазовые искажения, которые неизбежно возникнут, если производитель решит сместить твитер чуть вперед или, наоборот, чуть вглубь.

Решив использовать фирменный драйвер KEF, инженеры усовершенствовали его, чтобы еще больше снизить искажения и повысить качество звучания. Uni-Q, установленный в модели Blade, имеет купольный ВЧ-динамик с диффузором из алюминия. Структура диффузора сложная, под наружным купо- лом есть еще один купол несколько другой формы, поддерживающий его изнутри и увеличивающий общую жесткость конструкции. При работе любого динамика, в том числе и высокочастотного, обратный ход диффузора сжимает воздух, находящийся под ним. В модуле Uni-Q для решения этой проблемы организован сквозной канал, ведущий от твитера сквозь магнитную систему в специальную камеру, в которой звуковые колебания полностью поглощаются, что в целом избавляет от нежелательной компрессии и призвуков. Еще одна типовая проблема традиционных твитеров — узкая направленность звучания, когда при отклонении от оси излучения отда- ча по ВЧ резко снижается, в результате чего звуковая картина теряет ясность и фокусировку. Для решения данной проблемы снаружи, непосредственно над диффузором ВЧ-динамика установлен оригинальный рассеиватель-волновод Tangerine Waveguide, обеспечивающий достаточно широкую и ровную дисперсию звука.

Средние частоты в модуле Uni-Q излучает кольцевой диффузор, расположенный вокруг твитера. Он изготовлен из Li- Mg-Al-сплава и имеет сложную форму поверхности с радиальными ребрами жесткости. С тыльной стороны СЧ-диффузор усилен специальным каркасом из легкого и прочного полимера. Звуковая катушка имеет увеличенный размер, что улучшает управляемость и повышает точность звучания.

Не менее сложны технологически и НЧ- динамики, также разработанные специально для модели Blade. Снаружи мы видим абсолютно твердый полимерный диффузор, который, очевидно, не подвержен изгибным деформациям и призван работать исключительно в поршневом режиме. Диффузор установлен на легкой алюминиевой раме, механически соединяющей его с магнитной катушкой. Тут надо особенно отметить, что диаметр катушки у НЧ-динамиков Blade ненамного меньше диаметра самого диффузора. Корзина динамика имеет максимально открытую конструкцию, а алюминиевая рама перфорирована, что в целом обеспечивает свободное перемещение воздуха из пространства под диффузором. Таким образом, динамик полностью избавляется от компрессии и оба направления его движения получаются абсолютно свободными.

В корпусе KEF Blade установлено сразу четыре НЧ-динамика. Они расположены парами, строго напротив друг друга. Внутри корпуса оппозитные пары динамиков стянуты между собой металли- ческими шпильками, что позволяет объединить их в единую механическую конструкцию. Парные динамики включены синфазно, а излучают в противоположные стороны. Благодаря этому паразитные вибрации, обычно передаваемые от динамика на корпус, генерируются в противофазе в равных количествах и полностью взаимно поглощаются. Так удается получить значительную отдачу по НЧ, сохранив корпус абсолютно недвижимым, а значит, не излучающим нежелательных призвуков.

Использование в конструкции не одной, а двух пар НЧ-динамиков также неслучайно и сделано не ради увеличения мощности. Если посмотреть внимательно на их расположение, становится ясно, что динамики установлены равноудаленно от оси излучателя Uni-Q, в результате чего акустические центры СЧ/ВЧ-модуля и четырех НЧ-динамиков совпадают, а сама акустика превращается в точечный источник звука в самом полном смысле этого понятия.

Акустическое оформление НЧ-динамиков фазоинверторное. Два порта используются потому, что внутри корпус разделен на два акустических объема, в которых работают пары противостоящих НЧ-динамиков. Модуль Uni-Q установлен в корпусе в отдельной закрытой акустической камере небольшого размера, поэтому на него работа НЧ-излучателей ровным счетом никак не влияет. Кроссоверы также расположены в отдельной камере, в основании акустики, благодаря чему не подвержены нежелательной вибрации и колебаниям, возникающим при работе НЧ-драйверов. Сами кроссоверы собраны по максимально простым схемам навесным монтажом без применения печатных плат, что делает их предельно прозрачными для звукового сигнала.

В то время как инженеры практически не были ограничены в своем творчестве, дизайнерам досталась задача более сложная — сделать будущий инженерный шедевр эстетичным. Для оптимального звучания модуль Uni-Q должен располагаться достаточно высоко над полом. А над ним нужно разместить еще и верхнюю пару НЧ-динамиков, которым полагается соответствующий акустический объем. При этом в самой нижней части акустики, ближе к полу, никаких динамиков вообще нет и акустический объем там тоже не требуется. То есть фактически максимальный объем акустика должна иметь в средней и верхней части. Кроме того, инженеры выдвинули еще одно требование — полный уход от прямых линий, плоскостей и граней, провоцирующих нежелательные дифракционные искажения. Ничего более подходящего, чем громоздкая полочная акустика, устанавливаемая на стойке, придумать, казалось бы, нельзя. Однако решение было найдено.

В случае однокабельного подключения коммутация клемм осуществляется специальными перемычками, находящимися внутри акустики и приводимыми в движение круглыми ручками.

На создание внешнего облика KEF Blade дизайнеров вдохновила модернистская скульптура «Птица в пространстве» Константина Бранкузи. И, возможно, поэтому форма акустики получилась настолько необычной, похожей на арт-объект. Blade демонстрирует живые плавные очертания, без единой геометрической прямой, фронтальная часть плавно перетекает в боковые стенки. Узкий по всей высоте корпус имеет значительную глубину в верхней части, а в нижней части уменьшается, опираясь на широкое устойчивое основание. Строго в профиль форма похожа на крыло птицы или лезвие ножа. Очевидно, вторая ассоциация и дала модели название Blade.

Столь сложную геометрию корпуса удалось обеспечить благодаря технологиям, используемым в строительстве современных яхт. В качестве конструкционного материала был применен композит, армированный стекловолокном, из которого можно изготавливать детали и целые корпуса любой формы. Кроме того, данный материал обладает высокой жесткостью и акустической инертностью. Дополнительное усиление корпуса обеспечивается переменной толщиной стенок, а так- же многочисленными ребрами жесткости, распорками и перегородками. Очевидно, что в столь сложном акустическом пространстве совершенно нет места ни паразитным отражениям, ни резонансам, ни стоячим волнам.

Благодаря дизайну KEF Blade воспринимаются не столь крупными и тяжелыми, какими являются на самом деле. Эта акустика и велика, и тяжела, и создана для достаточно больших помещений. Диапазон рекомендуемой мощности усилителя широк, а в сочетании с высокой чувствительностью это вызывает соблазн использовать не особенно мощную модель, например ламповый усилитель. Эксперименты, конечно, дело хорошее, но я бы советовал не экономить ни на мощности, ни на качестве усиления. Причина такой рекомендации довольно проста — KEF Blade исключительно прозрачны и с легкостью раскрывают как сильные, так и слабые стороны любого усилителя. Если он будет маломощный, или недостаточно динамичный, или с выраженной окраской звучания, то такой же звук получится и на выходе. А с качественными и мощными усилителями вы услышите по-настоящему масштабный и реалистичный саунд.

Благодаря строгому соблюдению концепции точечного источника звука и грамотно реализованным кроссоверам сцена выстраивается с буквально голографической точностью. Разрешение предельно высоко и в самой сложной записи можно без проблем услышать едва заметные звуки и оттенки. Динамика исключительная, особенно в зоне ответственности модуля Uni-Q. Тональность звучания светлая, иногда кажется, что Blade звучат уж чересчур легко, но стоит появиться басовым нотам, как музыка приобретает невероятно основательный фундамент.

К слову о басе. Невозможно было не проверить лично эффективность оппозитного расположения НЧ-динамиков. В классической акустике отдача от работы басовиков весьма ощутима и даже на средней громкости, положив руку на корпус, можно ощутить его вибрации. KEF Blade пришлось включить очень громко, так, чтобы низкочастотники начали совершать заметные движения. Но и в таком режиме корпус акустики остался абсолютно недвижим. Хотя тут гораздо важнее другой аспект — даже на очень большой громкости в звучании Blade не было слышно ровным счетом никаких искажений. Вот это действительно чудо, целиком и полностью созданное умами инженеров компании KEF.

Частотный диапазон: 40—35 000 Гц (+/–3 дБ)

Конфигурация: 3-полосная

Частота раздела кроссовера: 350 Гц, 3000 Гц

ВЧ-динамик: 25 мм, алюминиевый купол

СЧ-динамик: 125 мм, кольцевой из Li-Mg-Al-сплава

НЧ-динамик: 4 x 225 мм, полимерный диффузор

Акустическое оформление НЧ: фазоинвертор

Чувствительность: 90 дБ

Импеданс: 4 Ом

Номинальная мощность: 50—400 Вт

Подключение: Bi-amp/Bi-wire

Габариты: 1590x363x540 мм

Вес: 57,2 кг