«Музыка — это единый язык мира»: интервью с владельцем студии SmartAudio Михаилом Мамоновым

ТEКСТ: Комментарии (34)
79.14 дБ
«Музыка — это единый язык мира»: интервью с владельцем студии SmartAudio Михаилом Мамоновым

SmartAudio Recording Lab — это современная, профессиональная студия звукозаписи, основанная в Кирове и сознательно ориентированная на работу с аналогом. Об этом и не только в интервью с основателем и идеологом проекта Михаилом Мамоновым.

«SmartAudio Recording Lab — это современный медиацентр с идеальной тишиной. Мы построили студию звукозаписи в живописном пригородном поселке вдали от суеты, где нет аэропортов, промышленных предприятий и автострад, — начинает разговор Михаил Мамонов. — Но и не только это, ведь без проекта Imlight и студия не случилась бы».

Уже около 30 лет, практически с момента основания компании, Михаил Мамонов руководит одним из подразделений Imlight.

Подготовка сцены к концерту группы «Би 2»
Михаил Мамонов в студии

— Михаил, в первую очередь расскажите нашим читателям о себе. Почему вы решили стать звукорежиссером?

— Сказать по правде, я не звукорежиссер, а скорее — человек сцены, практически во всех аспектах. Профессия из прошлого — педагог. Закончил я Кировский государственный педагогический институт. Да, практика звукорежиссера была, но совсем другая — звукорежиссер на живых концертах. И основное для меня — это работа со звуком и светом на сценических площадках. Начиная с 90-х годов прошлого века, я работал практически со всеми исполнителями и коллективами, гастролировавшими в нашем городе. А с чего все началось? Просто никогда не заканчивалось. (улыбается)

Интереснее, наверное, что происходит сейчас — подготовка концерта «Би-2» на ВТБ Арене и предстоящее интервью в развитие сотрудничества с John Meyer из Meyer Sound, чью продукцию мы представляем и используем. А звук в студии и настоящий звукорежиссер — мой сын Артем. (улыбается)


— Три года назад вы закончили строительство новой студии для SmartAudio. Очевидно, это был непростой процесс? Какие задачи ставили и все ли получилось в итоге?

— Студии уже много-много лет. То, что мы построили три года назад — это не начало, а скорее, естественное развитие. Начиналось все почти в домашнем формате. Сегодня миф о том, что дома можно достичь такого же результата, как и в профессиональной студии, ушел в народ, и даже профи больше заботит новое оборудование и программное обеспечение, чем акустический режим.

Поэтому — да, воплотив в SmartAudio высокие требования к акустическому оформлению, необходимые для работы профессионалов, мы в какой-то мере пошли против системы. Более того, в настоящее время мы позиционируем SmartAudio как современный медиацентр, на базе которого могут проходить в том числе и мастер-классы известных наших и иностранных звукорежиссеров. А что получилось? Послушайте Джона Дэвиса.

Если серьезно — чтобы получить желаемый результат, мы построили студию звукозаписи в живописном загородном поселке, то есть в месте, где источников всех этих шумов попросту нет. И разумеется, все здание изначально возводилось под конкретные задачи, и помещения со всеми своими пропорциями проектировались, исходя из специальных акустических требований. В качестве примера: контрольная комната и главная тон-студия построены как два независимых здания — то есть не имеют общих стен. И системы вентиляции этих помещений автономны друг от друга, что позволяет избежать проникновения звука по воздуховодам.

В контрольной комнате студии

— Кстати, Михаил, среди инструментальных коллективов особой популярностью пользуется такой тип релиза, как live-сессия в студии (зачастую такой концерт одновременно пишется в аудио- и видеоформате).

— В студии SmartAudio мы уделили особое внимание плановому постановочному свету, который открывает перед видеографами больше возможностей для создания эффектных и красочных материалов. Интересно и то, что театральный свет (даже если параллельно не ведется фотосъемка) оказывает определенное влияние на самих музыкантов — их игру и настроение. У нас уже есть опыт, когда для записи одного из треков мы подбирали атмосферную световую сцену.

Тон-студия

— Расскажите о вашей команде, как она сложилась? И почему SmartAudio?

— Вообще-то весь наш проект — мотивированное семейное увлечение, скорее даже образ жизни. А с брендом и логотипом была забавная история: сын Артем как-то рисовал эскиз логотипа, получились что-то похожее на «Smart». А дальше при регистрации сайта обнаружили не занятое имя — вот так и пошло.

Артем начинал записывать звук на домашнем компьютере, а лет пять назад поехал в Нэшвилл, в Штаты и учился у Вэнса Пауэлла (Vance Powell — The BlackBird Studios/The Sputnik Sound). Вернулся полностью аналоговым (улыбается). И привез чемоданы с аналоговым железом, ламповый микрофонный парк — основу нашего звука.


— В начале этого века было всего две группы энтузиастов «ленточного дела» на весь мир: The Tape Project и Fone Records, последние никогда не прекращали писать на ленты в аналоге. За последние два года количество «ленточных» рекорд-лэйблов перевалило за полста... Верите ли вы в ренессанс ленты как основного носителя?

— Скорее, да, ведь во всех топовых студиях мира по-прежнему работают на «железном» оборудовании, где центром Вселенной является крупномасштабная аналоговая микшерная консоль, позволяющая «суммировать» все дорожки в стерео в аналоге на ленте, а не математически внутри программы. Теперь можно взять лучшее из двух миров — звучание аналога и скорость монтажа в цифре. Естественно, все это выходит на рынок и находит потребителя.

Studer A 800 mk III — 16 каналов

— Британский аналоговый Audient, три Штудера и Отари с Награ, плюс солидный микрофонный парк — вы изначально «заточены» под аналог? Как это сочетается с цифрой?

— Я никогда не прекращал дружбу с лентой и магнитофонами. Сначала «Олимп», потом от «Акая» к «Ревоксу» и вполне естественно — «Штудер» как оптимальная профессиональная техника. Но вы понимаете, что повторить взаимодействия внутренних элементов — таких, как лента, лампы, транзисторы и т.д. — в цифре практически невозможно, а особенно, взаимодействие одного прибора с другим (этого плагины не учитывают). Можно сделать только что-то похожее, но как показывает практика, разница ощутима. И эта разница колоссально влияет на конечный результат, а результат — глубина, ширина, объем, динамика. Но вот процесс редактирования в аналоге — практически утраченная культура. Поэтому мы пишем первые релизы на ленту сразу в два канала, «наживо».


— То есть искусство «клеить и резать» великого Вэн Гельдера утрачено?

— Практически, а вы сами попробуйте (смеется).


— Как вы решились выйти на рынок коммерческих копий мастер-лент?

— Я — человек больной звуком, и заболел давно, классе в седьмом, придя в гости к однокласснице, у которой старший брат владел комплектом импортного хайфая. И я зашел одним человеком — а вышел другим. И даже начал сам строить колонки, возиться с домашней системой. Мы стараемся записывать хороший звук, а просто хорошим звуком хочется поделиться! Но мы не рассматриваем выпуск лент как основную бизнес-составляющую, мы просто можем позволить себе поделиться этим материалом. Ну и глобальное преимущество магнитофона и ленты — этот формат настраивает обладателя записей слушать материал целиком, сосредоточиться на прослушивании, а не гонять файлы в цифре туда-сюда.


— Великий Эл Шмитт оценил затраты на двухдюймовые мастер-ленты для записи последнего альбома Боба Дилана более чем в 20 000 долларов. Это дорогое удовольствие для музыкантов, подчас почти не реальное. У нас, собственно, двухдюймовая лента RTM SM 900 — более 30 000 рублей за 700 метров, а это всего 15 минут записи на 76-й скорости. Как вы находите желающих записать в аналоге все?

— Все сложнее. Например, альтиста Святослава Белоногова и нашу первую работу с лентой — первый релиз «Партита для двух виоль д’амуров» — мы не смогли записать на 16-канальный Штудер A-800. Пришлось перейти на трекинг в Протулсе из-за сложностей редактирования, где один музыкант играет сам все партии. Но потом сведение в аналог и мастеринг — все на ленте. То есть DAA — Digital, Analog, Analog. Виоль д’амур — инструмент очень интересный, сложный, по своей природе камерный, однозначно не рассчитанный на большие залы. При игре на нем существуют определенные трудности: расположенные близко друг к другу струны могут соприкасаться, создавать призвуки. Трудно записывать.

Камерные составы мы пишем на ленту с самого начала. Но пока мы не освоили 30 ips — работаем на 38-й. Да и мы просто можем позволить себе записывать на ленту.

— Итак, Jon Davis Trio. Как удалось убедить раскрученного американца, игравшего с Джако Пасториусом, записаться в России? Его «Changes over time», вышедший пару лет назад на Posi-Tone Records великолепен! Как шла работа над Вашим релизом?

— Джон, как вы знаете, много гастролирует в России, и идея пригласить его в нашу студию принадлежит контрабасисту Григорию Зайцеву, который вместе с барабанщиком Игорем Игнатовым принял участие в записи.

Джон Дэвис в студии SmartAudio

Джон не очень понимал, что он у нас делает и зачем его привезли в этот заснеженный край, грея руки в перчатках без пальцев, озираясь, пока не увидел рояль — тогда он сел и сразу заиграл... У нас все было готово к записи, и Григорий с Игорем присоединились — пошла чистая импровизация из актуальной концертной программы, живая сессия. И вот получился такой материал, как вы можете услышать. Параллельно шла запись в DSD, и этот файл уехал с Джоном.

Для справки:

Трио Джона Дэвиса имеет давнюю историю: в сезоне 1999–2000 Джон, Григорий и Игорь несколько месяцев вместе работали в Kerem Görsev Jazz Club — джаз-клубе в Стамбуле, где в то время выступало множество джазменов со всего мира.

17 лет спустя трио вновь объединяется, чтобы представить свою музыку в 19 городах Российской Федерации и записать в Москве студийный альбом. Подготовленная для тура двухчасовая программа «Джаз объединяет континенты» состоит из авторских пьес участников трио и джазовых стандартов. В ряде городов центральной России к трио Джона Дэвиса примкнет молодая джазовая певица Кристина Ковалева (Санкт-Петербург).

Джон Дэвис на джазовой сцене уже более трех десятилетий. В историю джаза он вошел прежде всего как участник единственного фортепианного трио, в котором играл великий бас-гитарист Джако Пасториус: в середине 1980-х это трио (Пасториус, Дэвис и барабанщик Брайан Мелвин) гастролировало по Европе и как Трио Брайана Мелвина выпустило выдержанный в акустическом джазовом звучании альбом «Standards Zone», получивший высокую оценку критики, а также ряд «электрических» записей в стилистике фьюжн. Однако еще до этого пианист играл в квартете саксофониста Джона Хэнди и ансамблях других джазовых звезд в Сан-Франциско, куда переехал из своего родного Нью-Йорка в начале 80-х.

— Partita, The Shakers, теперь Jon Davis Trio, а что дальше? Многие «лентоводы» жалуются на весьма узкую жанровую направленность официальных релизов на лентах, в том числе и в России. Вот Джонатан Хорвиц из International Phonograph прислушался и записал блюз-рокового Дэви Ноулеса на ленту, после десятилетий работы в джазе и классике...

— Ну, вероятно, мало кто сейчас может записывать так, как Deep Purple — за неделю на мобильной студии создать весь великий «Machine Head». Но мы готовы к живым записям разных жанров на других площадках и не в студии — специальный комплекс подготовили. Может, и рок будем записывать!

Мобильный комплекс для аналоговой записи

— Какие планы на будущее, или SmartAudio — это жанровый проект?

— Да, жанровость имеет место в работе. Аналоговая часть оборудования и акустика трех тон-залов студии этому способствуют. И потом — большой «электрический» проект сложно писать на ленту за пару сессий, сами музыканты часто к этому не готовы. Но мы настроены развивать тему живых аналоговых записей вне студии.

— Концерт «Аквариума» в Вятке — украшение дискографии Бориса Гребенщикова, а что БГ замышляет с Вашей студией? Хочется подробностей!

— С Кировом-Вяткой у Бориса Борисовича давние и теплые отношения. И его тур-менеджер Сергей Орлов из нашего города. «Аквариум» в разных составах гастролировал и они просто иногда гостили у нас. И я, будучи практикующим концертным звукорежиссером, с Гребенщиковым работал много. Ставили аппарат, работали с Олегом Гончаровым. И тут друзья позвонили и предложили привезти БГ в обновленную студию «просто чайку попить»...

Приехал белый двухэтажный «Неоплан», из него выгружаются 15 человек с инструментами, БГ и Саша Титов, а у нас столько кружек для чая нет (смеется). Ну не предполагалось что-то записать. Весь поселок выбежал на улицу — что случилось, БГ приехал! Борис вошел, посмотрел и приказал: «Пишемся, все в студию!» Ну, все и пошли... Я сначала просто офигел! Но ребята включили профессионализм, и запись пошла быстро и классно. Писали, правда, в цифру, но я нажал на кнопку Штудера, и пошел аналог на два канала. Посмотрим, что дальше. БГ, кстати, с сыном был — он гениальный перкуссионист.

БГ в студии SmartAudio

— Есть ли у вас список референсных записей, которые вы используете для оценки звучания системы в студии и дома?

— Разные жанры, главное — хороший звук.

— А что дома? Что и на чем слушает профессиональный студиец вне работы?

— Я аудиофил в хорошем смысле, и было много техники, ламповой в том числе. Текущий комплект дома не менялся последние пять лет. Жизнь за городом позволяет углубиться в личное музыкальное пространство, но этих пространств два: для тусовки, совмещенное с винной комнатой, и для уединенного прослушивания — и это помещение реновируется как референс-комната, чтобы спокойно послушать сведение и мастера вне студии. Основная система: Wilson Audio Maxx III, усиление Pass Labs X-серия, за цифру отвечает трехблочный Esoteric, винил — Thorens 550, корректор ламповый Aesthetix и за ленты — Nagra IVs. Вертушку буду менять — нужно что-то более близкое по уровню звука к ленте.

Вместо эпилога: Личное мнение

Уже четыре отечественных «ленточных» компании штурмуют рынок мастер-копий. Полноценными профессиональными студиями я бы осмелился назвать только MMS и SmartAudio. У последних все релизы сегодня — это запись актуальных исполнителей и музыки. Тем более интересен материал с джазовой звездой мирового уровня.

Итак, раскрывая упаковку, мы берем в руки прекрасно оформленную коробку, информативную, как safety copy из фонотеки Abbey Road. Подробно: что, кто, на чем и зачем! Прекрасная полиграфия и вкладыши-буклеты.

Что касается звука, материал заставляет тебя выключиться из погружения в мир джаза, только щелкнув автостопом магнитофона. Не совсем «вэн гельдеровское» эшелонирование трио в панораме, но локализация крупного плана и атмосфера живой сессии увлекает. Достоверность и тембральное богатство инструментов. Четыре ламповых Neumann отвечают за рояль, и вы следите за движением пальцев Дэвиса по клавиатуре... Что сказать? Имеющий уши да услышит это.

Для справки:

Imlight — автор проектов комплексного технического оснащения около 500 сценических площадок России и Ближнего Зарубежья. Начав продвижение на рынке почти 30 лет назад, компания до сих пор является одной из главных сил, формирующих индустрию шоу-технологий в нашей стране. Занимая прочные позиции в топе лидеров отрасли, Imlight успешно работает на строительстве и оснащении культурно-зрелищных и спортивных объектов национального значения — например, театр «Современник» и реконструкция Малого театра в Москве.

SmartAudio RecordingLab.


79.14 дБ +

Комментарии

#

Хорошее дело. И за интервью отдельное спасибо, интересно.

Сегодня миф о том, что дома можно достичь такого же результата, как и в профессиональной студии, ушел в народ, и даже профи больше заботит новое оборудование и программное обеспечение, чем акустический режим.

Очень больная тема. Результат часто слышен в том виде, что музыка интересная, но запись отвратительная.

Основная система: Wilson Audio Maxx III, усиление Pass Labs X-серия, за цифру отвечает трехблочный Esoteric, винил — Thorens 550, корректор ламповый Aesthetix и за ленты — Nagra IVs.

Приятно видеть сразу и подряд такой список - любимые производители, многие из которых хорошо знакомы по своей системе. Уже понимаешь, что звук есть и на уровне.

Вертушку буду менять — нужно что-то более близкое по уровню звука к ленте.

Действительно 550й конкретно и Thorens в целом из такой концепции выпадает. Будет не просто найти... Тут или SME или сразу TechDAS просятся в качестве вариантов.

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Спасибо за оценку ))) Тем более, что Михаил умный и интересный собеседник = с трудом выкраивал фрагменты 4-х часовой записи. Ну а релиз Jon Davis Trio по всем параметрам не хуже актуальных записей International Phonograph - сравнивали вместе с Михаилом.

- 60 дБ +
#

Спасибо за интересный рассказ и прекрасное интервью, Дмитрий. Радует что не только "там" есть профессионалы своего дела :))

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Ну спасибо ))) Нужно ехать на MHES и слушать там - Мамонов будет.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Ну так я там буду, в Донском, заезжайте:)))

- 53.01 дБ +
#

Вот это жир! Спасибо!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Flagman78 #

Рад, что зашло )))

- 53.01 дБ +
#

Спасибо!

Отличное интервью.

А что, и Б.Г. планируется к выпуску? И где можно будет приобрести?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #
А что, и Б.Г. планируется к выпуску? И где можно будет приобрести?

Запись есть, по крайней мере ))) Мобильного БГ у меня нет, а контакты Смарт Аудио - SMARTAUDIO@YANDEX.RU - +7 919 515-96-00

- 60.79 дБ +
#

Спасибо за статью, Дмитрий! Отличный слог, интересная тематика, + радует наличие фото- и видео-вставок. Побольше бы такого материала!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @slavka_fainberg #

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Великолепно!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Премного благодарим-с, Сэр )))

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Нет, это Вам спасибо, Сэр! ;-)

- 50 дБ +
#

Самый сок!! Очень проникся! Сейчас объясню)

C Imlight знаком не по наслышке, закупались у них, Михаила видел не раз на семинарах! Но к своему стыду, не знал про их студию! Очень круто! Преклоняюсь пред энтузиастами, которые преодолевают трудности на пути к результату! То, что они используют лампы, это вообще шик! Звук должен лететь через вакуум, тогда получится музыкальный космос! © Сам жду не дождусь перехода на лампу! Благо, не долго осталось!)

Интересно и то, что театральный свет (даже если параллельно не ведется фотосъемка) оказывает определенное влияние на самих музыкантов — их игру и настроение.

Чем, собственно, сам и занимаюсь) Поэтому полностью подтверждаю)

Даже переписанная на ленту "цифра" звучит по-настоящему здорово! Но как донести до сознания масс, что аналоговый звук не умер, а есть основа основ, что наши уши как были аналоговыми, так ими и остаются?) Спасибо, Дмитрий, за проделанную работу!

P.P.S. Интересно, а разработка современного аналогового носителя вообще возможна, век нано-технологий все-таки? Или я зря загоняюсь и будущие "цифровые" форматы смогут донести до слушателя музыку и ухищрения звукрежей не поломав пространство?

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Спасибо и Вам, Георгий!

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
основа основ, что наши уши как были аналоговыми, так ими и остаются

Самое забавное, что принцип работы наших ушей больше на цифру похож...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Искажения... искажения...

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Кстати про искажения... характер искажений цифровых и аналоговых радикально отличается.

Если первые больше, тем меньше уровень сигнала, то вторые — ровно наоборот.

P.S.

А ещё самое забавное то, что большинство случаев "цифрита" лежат тоже в области аналога.

Ну, или в области неэлектрического воздействия на девайсы.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Партия у нас одна...

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Уверен...

- 50 дБ +
#

http://www.show-master.ru/cate... - поразительное сходство...

- 50 дБ +
#

Спасибо за интересную статью. Радует, что появляются аналоговые студии работающие с лентой. Ждём расширения репертуара, т.е. аналоговые издания на ленте классики рока, джаза и классической музыки.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

Как я понимаю, для этого нужна студия перезаписи, а не звукозаписи?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Технический - да, но ведь на студии звукозаписи можно и перезиписью с мастер-лент заниматься, заключив соответствующие соглашения с правообладателями. Не так ли? Что в этом плохого? Иначе где купить, например, Deep Purple In Rock, записанный на качественной 2х дорожечной "катушке"?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #
где купить, например, Deep Purple In Rock, записанный на качественной 2х дорожечной "катушке"?

Боюсь, что на суперплатиновые релизы мажоры не дадут копирайт для выпуска лент. На Криденс The Tape Project получили право на 200 копий.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Интересно, а реально многие студии пробовали заключить подобные соглашения?

CCR это хорошо - возможно "первая ласточка", но им одним сыт не будешь. Да и 200 копий это катострофически мало.

Так же очень хочется слушать на "катушках" Jimmy Smith, Wes Montgomery и т.п.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #
а реально многие студии пробовали заключить подобные соглашения?

Мало кто и у тех не очень вышло, Analog Production свои мастера выпускает в копиях - но мало -

https://store.acousticsounds.c...

- 53.01 дБ +
#

Бывал на Jon Davis trio. И диск есть с альбом что на фотграфии. Музыкант великолепный. И записано не шедеврально, но вкусно. А Change over time один из любимых.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Prasoloff #
И записано не шедеврально

Вы про копию мастера?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

я про диск jazz warriors

- 50 дБ +
#

Спасибо- увлекательная дискуссия!

- 60 дБ +
#

Диск Jazz Warrios записывался не в нашей студии.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @mamonov #

Not On Label (Grigory Zaytsev Self-released)

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.