Тест системы с компонентами Naim Audio NAP 250 DR, NAC 202, NDX 2 и HiCap DR: готовность к критике

ТEКСТ: Комментарии (5)
74.47 дБ
Тест системы с компонентами Naim Audio NAP 250 DR, NAC 202, NDX 2 и HiCap DR: готовность к критике

Получив изрядную долю опыта и впечатлений от Большого Путешествия, продолжим бороздить просторы вселенной «черных коробочек». Конечно, вариативность коммутации компонентов Naim очень обширна и, как правило, в бытовых условиях диктуется стоимостью компонентов. Сегодня и мы решили подчиниться иерархии цен, собрав очень позитивный (несмотря на цвет) сетап: усилитель мощности Naim NAP 250 DR, предусилитель Naim NAC 202 с фирменным питанием от HiCap DR и сетевой проигрыватель Naim NDX2. Куда же приведет нас такая логически обоснованная дорожка?

Naim Audio — одни из основоположников британского стиля. Как в звуке, так и в дизайне устройств. Опираясь на свой многолетний опыт (фирма основана в 1969 году), инженеры Naim продолжают работать над развитием новых устройств и направлений, но при этом не забывают и о уже вышедших компонентах: время от времени они также подвергаются усовершенствованиям согласно научно-техническому прогрессу или собственным наработкам.

Система из «черных коробочек» выглядит впечатляюще стильно!

Как раз в нашем случае имеется такой компонент, который уже не раз подвергался модернизации и уже в какой-то мере стал легендарным — мощник NAP 250 DR.

Naim Audio NAP 250 DR: Discreet Regulation, NA009N и 2 Ома

Первое поколение усилителей мощности Naim Audio NAP 250 вышло в свет еще в 1975 году. С тех пор мощник пережил многократные апгрейды, в основном, коснувшиеся наращивания мощностных характеристик блока питания и замены элементной базы на более современную.

Но шли годы, и после презентации квинтэссенции своих возможностей — линейки Statement, а именно моно-мощника NAP S1 — конструкторы Naim решили, что относительно бюджетный, но всеми горячо любимый NAP 250 просто обязан получить новый апгрейд.

Сказано — сделано.

Работать в нагрузку 2 Ома? Без проблем!

Начнем с питания: здесь на смену интегральным стабилизаторам напряжения пришли дискретные, Discreet Regulation, которые, во-первых, позволили обеспечить почти в 30 раз меньший шумовой порог, нежели у предшественника, а во-вторых, обусловили те самые две буквы в названии устройства — DR.

Отныне весь честной народ должен знать: видишь в названии компонента Naim буквы DR — найдешь внутри устройства дискретные стабилизаторы напряжения. Не видишь — не найдешь. В общем, здесь все просто. К тому же, благодаря остальным доработкам по питанию, NAP 250 DR получил возможность спокойно и долго работать в нагрузку 2 Ома.

Продолжим с транзисторами: в том же NAP S1 были впервые применены полупроводниковые транзисторы с маркировкой NA009N, изготовленные по заказу для Naim Audio. На разработку этих транзисторов ушло более года. После их применения в схемотехнике NAP 250 DR, по словам производителя, заметно возросли динамические и частотные характеристики.

Обеспечивается такой прирост за счет того, что у NA009N заметно лучше организовано охлаждение и имеется значительно больший запас прочности: инженеры говорят, что новые полупроводники способны выдерживать нагрузку до 80 А и 350 Вт! Конечно, для NAP 250 DR этих транзисторов хватает с избытком, так как его заявленная мощность — 80 Вт при нагрузке 8 Ом.

Внутри черного корпуса почти не осталось тайн

Радиаторы охлаждения транзисторов крепятся к корпусу устройства. Корпус, в свою очередь, собран из анодированного в черный цвет алюминия и имеет определенное количество решений, защищающих всю схемотехнику от резонансов, вибраций и наводок. Кстати, основную часть пространства внутри корпуса забрал под себя плоский тороидальный трансформатор — это вынужденная мера, так как без него NAP 250 DR отказывался работать.

По внешнему виду сложно говорить о чем-то новом. Вы видели компоненты из классической серии Naim? Так вот, можно с большой степенью уверенности сказать, что тот Naim, который вы видели — это брат-близнец (или просто брат) NAP 250 DR.

Монолитный черный корпус, который слегка обыгран дизайнерским точеным рельефом на лицевой панели. В центре — логотип «Naim», который неярко подсвечивается зеленым цветом, когда аппарат включен. Украшением лицевой панели служит круглая кнопка питания.

Разъемы для подключения стандартного питания имеют собственную виброразвязку на всех устройствах Naim Audio — это один из способов закрыть дорогу вибрациям внутрь корпуса

Тыльная панель небогата на коммутацию. Самый крупный ее элемент — этикетка с названием модели. По бокам от нее расположились две пары терминалов для подключения акустического кабеля, которые рассчитаны только под коннекторы типа «банан». Есть даже старинная английская поговорка: «Любишь Naim — привыкай к “бананам”».

У левой грани тыльной панели находится сетевой разъем, у правой — один разъем стандарта XLR для получения аналогового сигнала.

Вот таким получился Naim NAP 250 DR. Внешне — почти как все Naim, а внутри — с особенностями.

Naim Audio NAC 202: «звезда», микропроцессор и DIN

Следующий претендент на «разбор полетов» — предусилитель Naim Audio NAC 202.

Внешне он во многом отличается от сотоварища по системе — у NAC 202 на лицевой панели есть кнопочки! При работе устройства они также подсвечиваются неярким зеленым цветом, равно как и лого по центру. По функционалу кнопки заточены для выбора входов, хотя переключать их можно также и с пульта дистанционного управления.

Стиль не спрятать за кнопками!

Проектировали NAC 202 на основе более бюджетного предусилителя — NAC 152 XS. Основные изменения при апгрейде коснулись организации заземления внутри устройства — добавлены новые платы, заземление в которых организовано по типу «звезды».

Суть такой реализации заземления в том, что все напряжения в схеме измеряются и отсчитываются относительно одной определенной точки. Такое решение, по словам конструкторов Naim, позволило добиться более открытого, прозрачного и воздушного звучания.

Функционал кнопок на лицевой панели дублируется на пульте ДУ

Далее в ход пошли кардинальные меры: в схему добавили микропроцессор, которому позволили управлять всем, чем он потенциально способен управлять (конечно же, без вреда для звука). Один из самых важных пунктов — микропроцессор управляет цепями защиты, которые постоянно мониторят все цепи питания и в случае чего безопасно отключат NAC 202.

Разрешив проблемы с внутренним питанием, инженеры принялись за функционал: добавили вход с питанием для однобрендовых фонокорректоров StageLine и Prefix. Затем лишили NAC 202 почти всех разъемов стандарта RCA, оставив только парочку — потому что совсем без «тюльпанов» предусилителю никак нельзя. Впрочем, по обилию фирменных разъемов DIN можно понять, что NAC 202 имеет выраженную направленность на работу с собратьями по бренду.

Контактные «штырьки» на проводах с разъемами DIN также имеют небольшой умышленный люфт — будьте с ними аккуратны!

Для питания Naim NAC 202 чистым, ровным и спокойным током мы использовали блок питания Naim Audio HiCap DR. Как вы уже поняли по буквам DR из названия, HiCap оснащен теми же дискретными регуляторами напряжения, что и NAP 250 DR.

И это совсем не удивляет: зная, насколько важным для Naim является вопрос правильного питания, они просто не могли доверить роль внешнего блока питания устройству, у которого нет в названии букв DR. Раньше доверяли, но тогда и DR еще не изобрели.

Экосистема

Источником сигнала в системе служит стример Naim Audio NDX2, подробный тест которого уже появлялся на страницах нашего журнала. Чтобы избежать лонгрида, не будем углубляться во внутреннее обустройство и внешние прелести этого стримера.

Если вкратце — NDX2 можно назвать одним из примерно-показательных устройств, на которое не будет зазорным ориентироваться другим производителям. Это касается и схемотехники, и проработки в части юзер-френдли.

Икона современного стриминга
Только DIN, только хардкор!

Вся коммутация компонентов между собой проходила через DIN-разъемы, которые, по замыслу разработчиков Naim, позволяют избежать «земляных петель». Дело в том, что DIN-разъем несет в себе общую землю для левого и правого канала, в то время как общепринятые RCA или XLR допускают образование «петель», так как и левый, и правый канал снаряжен своей «землей».

Таким образом, схема коммутации выглядит так: NDX2 подключен к предусилителю NAC 202, который в свою очередь подключен к блоку питания HiCap DR. Усилитель мощности NAP 250 DR также подключается к HiCap DR и через него получает сигнал от предусилителя. Выстроив подключение таким образом, мы в корне соблюдаем заветы инженеров Naim Audio: никаких «земляных петель»!

Другая реальность

Акустическая система, участвовавшая в тестировании — это двухполосные напольники Totem Acoustic Forest. Выглядят они довольно скромно, без излишеств. Но с брендом Totem не стоит делать поспешных выводов.

Музыкальный материал прилетал по сети из Tidal — как оказалось, с этим не все так просто.

HiCap DR - сильный, стильный

Монобрендовая система (за исключением акустики) как бы намекает: я согласована, тщательно отстроена и готова продемонстрировать тот результат, на который были нацелены инженеры и разработчики. Надо сказать, что, рассматривая в данном контексте инженеров и разработчиков Naim Audio, создается впечатление, что настроены они были очень серьезно.

О звуке Naim ходят легенды, без преувеличения. В частности, когда разговор заходит об интегральниках этого бренда — в диалоге можно услышать как восторженные возгласы, так и томные вздохи.

Все схемы подключения через DIN-разъемы заботливо отображены в инструкциях к аппаратам

Когда речь заходит о разделении функционала интегральника в разные «черные коробочки» — такой диалог становится более умеренным по части томных вздохов.

Данная система прекрасно демонстрирует, как можно растить, воспитывать и делать более взрослой одну и ту же звуковую парадигму. Naim остается узнаваем в интонациях, но перестает позволять себе какие-то мелкие излишества, которые были допущены в силу «молодости» и универсальности у младших компонентов.

Прежде всего это выражается в изрядной прибавке реализма к происходящему в звуковой картине. То есть если интегральник может позволить себе кое-какие правки в картине, то система на раздельных компонентах относится к выполнению своих задач гораздо серьезнее: если вокал был записан без глубоких обертонов, таким вы его и услышите.

При этом более универсальное устройство может позволить себе «наддать жару» и приукрасить тот или иной момент. Но это не значит, что тот же интегральник будет хуже: мне знакомы меломаны, которые осознанно отказались от раздельного тракта Naim и нашли свой perfect world в компании с интегральным усилителем Naim. Это две граничащие вселенные, которые имеют точки соприкосновения.

Система такого уровня нередко может послужить откровением. Так случилось и в этот раз — причем неоднократно.

Цветной дисплей добавил красок в сетап

Думалось, что неподражаемый академический вокал в исполнении Carlos Mena уже ничем не сможет поразить, так как переслушан много раз. Каково же было удивление, когда в композиции «Ave Maris Stella» оказалось, что голосовые связки у Карлоса имеют разные степени напряжения и вибрации! Не подумайте, что это был анализ ради анализа — я был готов принять любой результат. И он оказался впечатляющим!

По большому счету, эти вибрации голосовых связок можно услышать практически на любой системе. Но одно дело, когда система просто играет — и совсем другое, если она становится источником реалистичных ощущений, независимо от того, был ты готов к их восприятию или нет. Это можно сравнить с кино: когда в фильме раздается взрыв, порой мы можем испугаться, но поверить в то, что этот взрыв реальный — вряд ли.

Данная система с компонентами Naim Audio способна затронуть те струны восприятия, которые отвечают за анализ и систематизацию настоящих событий в реальной жизни. Как следствие — происходящее в музыкальном материале часто может восприниматься, как присутствие исполнителя или инструмента в комнате, рядом с вами.

Порой это настолько реалистично, что ощущается некая доля дискомфорта, так как мозг слушателя интуитивно начинает искать поющего человека или играющий инструмент. Естественно, этот поиск заканчивается неудачей, из-за чего происходит небольшой диссонанс.

Причем все вышеописанное можно отнести к любому жанру или звуковому диапазону.

Naim Audio = юзер-френдли

Теперь можем перейти к недостаткам. Но они будут касаться не самого сетапа, а того, с какой щепетильностью он относится к воспроизведению музыки. Владельцу такой системы придется изрядно перебрать/обновить фонотеку, так как малейшие признаки компрессии в любом из диапазонов будут услышаны так же явно и реалистично, как вокал Карлоса.

В результате примерно треть материала из личных плейлистов Tidal, которые заботливо компоновались для тестирования сетапов, была удалена там же, «не отходя от кассы». Naim тому свидетель.

Выводы

В очередной раз Naim Audio доказывают, что внимание к каждому нюансу в разработке и производстве компонентов способно дать слушателю возможность получить такие впечатления от прослушивания музыки, которые часто сложно оформить словесно.

Честно говоря, никто и не сомневался. После знакомства с системами из «черных коробочек» Naim оставался только один вопрос: насколько хорошим окажется прослушивание в этот раз? При этом мы были готовы и к критике — но, видимо, не судьба.

Преимущества: высокий уровень реалистичности при воспроизведении музыкального материала; нет привязки к жанрам; тональный баланс.

Недостатки: стоимость; высокая степень требовательности к музыкальному материалу.

Стоимость:

Naim Audio NAP 250 DR — 527 900 рублей

Naim Audio NAC 202 — 236 720 рублей

Naim Audio NDX 2 — 623 900 рублей

Naim Audio HiCap DR — 200 900 рублей

Официальный сайт: Naim Audio NAP 250 DR, Naim Audio NAC 202, Naim Audio NDX 2, Naim Audio HiCap DR

Паспортные данные:

Naim Audio NAP 250 DR

Тип: усилитель мощности

Количество каналов: 2

Мощность: 2х80 Вт (8 Ом)

Частотный диапазон: 2 Гц — 65 кГц (±3 дБ)

Коэффициент усиления: 29 дБ

Входной импеданс: 18 кОм

Аналоговые входы: XLR, 1 шт

Акустические разъемы: две пары (только тип «banana»)

Габариты (ШхВхГ): 432х314х87 мм

Масса: 15,8 кг

Naim Audio NAC 202

Тип: предварительный усилитель

Количество каналов: 2

Аналоговые входы: 2 x RCA, 7 x 5DIN, 1 x RCA (RC5), 2 x DIN, (RS232 опционально)

Аналоговые выходы: 1 x 4DIN

Входной импеданс: 47 кОм

Чувствительность: 75 дБ/мВ

Габариты (ШхВхГ): 432х314х87 мм

Масса: 7 кг

Naim Audio NDX 2

Тип: сетевой проигрыватель

Количество каналов: 2

Частотный диапазон: 10 Гц — 20 кГц

Коэффициент гармоник: 0,02%

Поддерживаемые форматы: DSD (64/128), WAV (32/384), FLAC, ALAC, AIFF (24/384), MP3, AAC, OGG, WMA, M4A

Потоковые протоколы: UPnP, Chromecast, Apple AirPlay, TIDAL, Spotify Connect, Bluetooth (AptX HD), Internet Radio, Roon

Цифровые входы: Coaxial 1 x S/PDIF (RCA), 1 x BNC; Optical 2 х Toslink; Ethernet 1 x LAN (RJ45); USB 2 х USB тип А; Wi-Fi, Bluetooth

Цифровые выходы: 1 x BNC

Аналоговые выходы: 1 x RCA, 1 x 5DIN

Габариты (ШхВхГ): 432х301х87 мм

Масса: 10 кг

Naim Audio HiCap DR

Тип: внешний блок питания

Выходное напряжение: 2 x 24 В

Разъемы для подключения внешних устройств: 1 x 5DIN, 4 x 4DIN

Габариты (ШхВхГ): 207х314х87 мм

Масса: 7,35 кг

ТЕГИ:#Naim Audio
74.47 дБ

Комментарии

#

Интрига была до самого конца!

50 дБ
#

Простите за оффтоп, но там у вас на заднем плане Scansonic MB6 B. Расскажите про них, пожалуйста, отдельно как-нибудь! Очень уж их тут хвалили, с удовольствием бы и на Стерео про них почитал :)

50 дБ
#

Стримеры Найм для меня образец качества в плане софта. Жаль только они принципиально не поддерживают MQA. Качество сборки и компонентная база 10/10. Цена само собой не радует и свои разьемы (DIN) тоже не очень. Звук прекрасен (на мой вкус), но при цене тестового комплекта под 20К€ он не потянет сложную акустику (привет Динаудио).

Автору спасибо за обзор!

56.02 дБ
#

Как шёл он своей дорогой, так и продолжает.

Но воспроизводит здОрово.

53.01 дБ
#

202-й несколько из другой пары, сюда 282 надо. А 250-й нормально у меня много лет работает с Контурами S1.4, но с Тотемами будет лучше)

50 дБ
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.