Naim — британская компания, специализирующаяся на производстве компонентов для аудиосистем: усилителей, цифровых плееров, блоков питания и других устройств.
Недостаточное качество имевшейся техники
Компанию Naim в 1973 году основал Джулиан Верекер — инженер, автогонщик и предприниматель, любящий музыку.
Верекер, слушая музыкантов своей эпохи, в том числе и собственные записи концертов, пришел к выводу, что звук домашних систем его не устраивает — и начал сам проектировать усилители и акустику. Первым устройством, которое разработал Верекер, стала светомузыка: большая коробка включала лампы на 30 кВт в такт музыке. Это устройство он сдавал в аренду киностудиям.
Первый созданный им усилитель — Naim 160, выдающий по 60 Вт мощности на каждый из двух каналов, — пришелся по вкусу друзьям, и он продолжил разработку устройств. Над именем Верекер долго не думал — взял омофон слова «name», что и значит «имя», записав его «naim».
В 1972 году он выиграл тендер на поставку оборудования для радиостанции Capital Radio, только начинающей свою работу. Среди созданных им устройств был NAM 502, совместивший в себе ранее созданный усилитель мощности и акустику, — и он оказался успешным, к тому же сама радиостанция начала набирать популярность.
После этого Верекер решил основать бизнес по производству техники. Подруга Ширли Кларк помогла ему финансово. Домом для Naim стала мастерская в центре Солсбери — города, в котором и жили Верекер и Кларк: в мастерской расположились и производство, и комнаты для прослушивания.
Усилитель-долгожитель и философия схемотехники
В том же 1973 году на рынок вышел первый коммерческий продукт Naim — усилитель мощности NAP 200, а за ним в 1974-м последовал и предусилитель (или, как его называли в компании, управляющий усилитель) NAC 12, и техника компании начала продаваться по всей стране.
В то время считалось, что характер аудиосистемы определяют исключительно колонки, а усилитель должен быть «не более чем проводником с усилением» — но Верекер с этим утверждением был в корне не согласен.
По его мнению, центром системы являлся источник — именно от него зависело качество звукового сигнала; следом за источником шла связка из предусилителя и усилителя, и только на последнем месте по важности находилась акустика, потому как «акустика зависит от усилителя» и «хороший усилитель с плохой акустикой сыграет лучше, чем плохой усилитель с хорошей акустикой».
Уже в 1975 году Верекер выпустил усилитель NAP 250, основанный на NAP 200.
Схемотехника NAP 250 определила базовые принципы, на которых строились все последующие усилители компании в течение долгих лет. Сам NAP 250 выпускался в различных корпусах практически без изменений в течение четверти века — и лишь в 2002 году его основательно переработали.
По мнению Верекера, усилитель должен уметь работать с акустикой с сильно изменяющимся импедансом без потери музыкальной информации, обладать низким уровнем гармонических искажений, низким уровнем шума, широкой полосой пропускания — и не иметь тонокомпенсации, которая, как утверждал Верекер, используется для того, чтобы скрыть огрехи схемотехники. Усилители Naim тех времен работали в классе B.
В выходном каскаде у них использовались мощные и быстрые транзисторы TO3, созданные по спецификациям Naim.
Также он считал, что усилитель должен уметь справляться с самой разной нагрузкой в реальных условиях. По факту, акустика не работает постоянно с одинаковым импедансом, поскольку тот зависит от частоты.
Если другие производители усилителей решали эту проблему с помощью выходных фильтров, то в Naim предложили использовать не очень дорогие фирменные кабели NAC A4 и NAC A5 оптимальной длины: от 3,5 м, в идеале — 5 м. Такой кабель обеспечивал необходимое значение емкости, которое компенсировало изменение импеданса.
Практически с самого начала Верекер решил, что питание в предусилители должно поступать извне — либо от усилителя мощности, либо от отдельного внешнего блока питания в собственном корпусе, поскольку сильное магнитное поле трансформаторов и цепей переменного тока негативно сказывается на чувствительной схемотехнике предусилителя.
Именно для того, чтобы избежать наводок, Верекер и предлагал предусилители и усилители мощности в качестве отдельных устройств — и в 1975 году выпустил блок питания для предусилителя NAPS.
Конструкция предусилителей была модульной: устройства можно было приобрести с модулями MC-фонокорректора низкого уровня (индекс S), высокого уровня (индекс N), подходящими для Linn Karma и Troika (индекс K), а также с регулируемым высокоуровневым линейным входом (индекс V). Плюсом к этим модулям на борту предусилителей находились входы для ленточных магнитофонов и FM-тюнеров, а также AUX-входы.
Вообще, в компании немало внимания уделяли коммутации. Так, для подключения устройств в Naim предпочитали разъемы BNC и DIN, поскольку RCA не обеспечивали заземление и могли добавить в звучание шума. С самого начала к усилителям мощности акустику можно было подключить только кабелями с «бананами» — от лопаток и неразделанных проводов компания отказалась сразу.
Более того, разъемы на технике Naim шатаются, и это тоже часть инженерного замысла: в компании считают, что такая виброразвязка разъемов от корпусов уменьшает число наводок на электронику.
Серьезные изменения в схемотехнике усилителей Naim произошли только в 2000 году с релизом модели NAP 500 — до этого все модели строились на базе появившейся в 1975 году NAP 250, с небольшими доработками.
Переезд и признание
В первые годы существования Naim тесно сотрудничала с компанией Linn — более того, акустика Linn как раз разрабатывалась с учетом того, что ее будут использовать вместе с техникой Naim.
В 1980 году компания переехала в более крупное здание из центра Солсбери на окраину, где и находится по сей день, переодически расширяясь. В то же время Naim запустила серию забавных реклам в прессе, обыгрывающих название бренда и его созвучность со словом «имя». Игра слов, сопровождавшаяся тематическими изображениями, стала фирменной особенностью рекламных материалов Naim, которая эксплуатируется и по сей день.
В одной из реклам появился и сам Верекер: он представлял первый интегрированный усилитель компании под названием NAIT и позаимствовал строчку из слогана популярного в Британии печенья. Выходом интегральника компания отметила свое десятилетие, причем при релизе устройства не сообщила его мощность, поскольку считала, что в звуке есть вещи поважнее цифр — например, правильно спроектированный блок питания.
Однако опытным путем было установлено, что первый NAIT выдавал около 15 Вт на 8 Ом. Этот усилитель выпускался до 1988 года — ему на смену пришла вторая модель, чуть мощнее, но схемотехнически почти идентичная.
В 1984 году вышел первый моноусилитель компании — NAP 135, построенный на базе NAP 250. Эта модель выпускалась до 2002 года, пережив в 1989 году смену корпуса.
В том же 1984 году компания представила новый блок питания для предусилителей — Hi-Cap. Блоки питания производятся под этим названием до сих пор. Тогда же на рынке появился и первый FM-тюнер от Naim — NAT 01. Он тоже выпускался практически без изменений до 2002 года.
В 1985 году Naim впервые получила престижную Королевскую награду за достижения в экспорте. Технику Naim начали узнавать на мировом рынке. В том же году компания вновь расширила производство и перенесла штаб-квартиру и отдел разработки в отдельную локацию.
Эксперименты с акустикой
В 1986 году Naim выпустила первую акустику под собственным брендом: модель NA SBL представляла собой трехкорпусную конструкцию, в которой верхние модули с твитером и СЧ/НЧ-динамиком располагались под углом к слушателю, а нижний модуль представлял собой акустически развязанную стойку, за счет которой двухполосная акустика играла как значительно более крупные колонки и выдавала больше баса.
Однако собрать эту трехкорпусную модель было непросто — а при неправильной сборке звук оставлял желать лучшего. Эту модель компания производила до 1995 года, позже заменив ее на SBL Mk11, которая выпускалась до 2002 года.
В середине 80-х компания также экспериментировала с электростатической акустикой. Ее разработкой занимался французский инженер Гай Ламотт, присоединившийся к Naim в 1983 году в роли главного дизайнера.
Его разработка, как он признается, должна была стать улучшенной версией Quad ESL 57: по мнению Ламотта, оригинальная конструкция была слишком хрупкой. Но акустика так и не попала в производство: запуск был запланирован на 1987 год, но Ламотт решил уехать из Великобритании — и проект забросили.
В 1989 году всю технику Naim ждал рестайлинг: от классических черных коробок с хромированной окантовкой компания перешла к металлическим корпусам оливкового цвета. Схемотехника устройств не изменилась — только корпуса.
В том же году Naim выпустила первый тонарм — одноопорный ARO с очень жесткой трубкой. Настолько жесткой, что потенциальным покупателям предлагали ее согнуть — и, если бы у них получилось, им бы подарили целый тонарм. Он просуществовал в каталоге компании более 20 лет.
В 1990 году компания выпустила флагманский предусилитель NAC 52 — и он работал исключительно с внешним блоком питания. Впоследствии внешний блок питания стал требованием для работы всех флагманских моделей предусилителей Naim. Правда, NAC 52 в практически неизменном состоянии просуществовал до 2002 года, где ему на смену пришли NAC 252 и NAC 552.
Первый CD-плеер
В Naim долго не хотели выпускать плееры для компакт-дисков, потому как компания считала, что этот носитель уступает в качестве винилу. В итоге, первый CD-плеер Naim представила только в 1991 году, хотя формат существовал с 1982-го.
Двухкорпусной плеер CDS получил открывающийся вверх лоток для дисков, смещенный к правой грани устройства, и пульт. Если большинство двухкорпусных плееров других производителей состояло из ЦАПа и транспорта, то в разработке от Naim отдельный корпус отвели блоку питания.
По мнению инженеров Naim, ЦАП должен находиться как можно ближе в сигнальном пути к механизму чтения, а вот блок питания нужно убрать как можно дальше от чувствительной электроники: его задача — передавать чистое питание и не мешать.
Клэмп, устанавливаемый на компакт-диск, был изготовлен из редкоземельного магнита, за счет чего удалось сделать его легким, но при этом все равно крепко прижимать диск, избегая вибраций и помех. Годом позже компания обновила плеер CDS, а затем выпустила расширенную линейку плееров CDI.
Naim Records
В 1993 году Джулиан Верекер основал собственный лейбл — Naim Records. Он стремился достичь максимально качественного звучания — не только в его воспроизведении, но и в записи.
Верекер планировал выпускать диски, звучание которых устроит любителей аналогового звука — и первой записью стал альбом «Electric Glide» Гэри Бойла, один из любимых тестовых лонгплеев Naim. Лейбл существует до сих пор и предлагает релизы на стриминговых сервисах, а также продает записи в Hi-Res.
Появление пятой серии
В конце девяностых компания активно занималась разработкой обновленной схемотехники для усилителей и других компонентов. Результатом этой работы стал выход в 2000 году техники, в индексе которой первой цифрой стояла 5 — новой референсной серии устройств с черными корпусами.
В усилителях, представленных в 2000 году, использовались выходные транзисторы Semelab, способные работать одновременно с более высоким током и более низким напряжением. Транзисторы Semelab для Naim переименовали в NA007 и NA009.
В том же году в возрасте 54 лет скончался Джулиан Верекер. Управление компанией на себя взял Пол Стивенсон, операционный директор.
В 5-ю серию, помимо усилителей, вошли также предусилитель NAC 552 и CD-плеер CD555, вышедшие в 2002 и 2005 годах, соответственно. В 2002-м же компания провела рестайлинг всех имеющихся устройств, сменив оливковые корпуса на черные — они же используются до сих пор.
Эра многофункциональных и цифровых устройств
В 2005 году Naim представила AV-устройство формата «все-в-одном» n-Vi: оно совмещало в себе функционал AV-ресивера с пятиканальным усилением в классе D, плеера, читающего DVD-Video и DVD-Audio плюсом к CD, и процессора на базе чипа Cirrus Logic, способного работать с форматами Dolby Digital, DTS, Dolby Pro-Logic II и DTS Neo:6.
Кроме того, к нему можно было подключить еще несколько источников по оптике или с помощью 3,5-мм входа на фронтальной панели. Также функционал устройства можно было расширить с помощью модулей — добавить FM-радио или видеоскейлер. Данное устройство стало первым в каталоге Naim с усилением в классе D.
В 2008 году вышел плеер/сервер/риппер HDX, оснащенный жесткими дисками для хранения музыки и способный проигрывать музыку по сети. Он стал частью серии NaimNet, в первую очередь, нацеленной на инсталляционный рынок. Годом позже появился первый аппарат NaimUniti — многофункциональный аудиоплеер с сетевым функционалом.
У него были лоток для компакт-дисков от CD5i, Wi-Fi с Ethernet, встроенный ЦАП, усилитель, позаимствованный у модели Nait 5i и выдающий по 50 Вт на канал, а также возможность подключения еще пяти источников, благодаря двум оптическим, двум коаксиальным входам и одному 3,5-мм AUX.
Плюсом ко всему у него также были предусмотрены встроенный FM/DAB-тюнер и поддержка интернет-радио. На фронтальной панели расположился USB-вход для флешек, на задней — еще один для подключения портативных плееров в качестве накопителей.
Функционал NaimUniti можно было расширить, добавив фонокорректор, еще один усилитель мощности, аналоговые источники к линейным входам, или же добавив сам NaimUniti к AV-процессору AV2. Также имелось два выхода на сабвуферы.
Годом позже, в 2010-м, Naim представила уменьшенный вариант NaimUniti под названием UnitiQute. Это устройство половинной ширины представляло практически тот же самый функционал, потеряв лишь привод для дисков и пару входов, а в стоимости уменьшившись почти в два раза. Система была доступна в двух конфигурациях: с ЦАПом, способным обрабатывать сигнал в 24 бит/96 кГц, и с ЦАПом на 24 бит/192 кГц.
В том же году компания получила еще одну Королевскую награду за достижения в экспорте.
Сотрудничество с Bentley и сделка с Focal
Параллельно с развитием многофункциональных устройств, Naim занималась разработкой опциональной аудиосистемы для автомобилей Bentley. Работа над ней началась еще в конце 90-х, однако готовый проект под названием «Naim for Bentley» увидел свет только в 2008 году.
При разработке этой системы инженерам пришлось очень глубоко разобраться в работе DSP, чтобы верно согласовать сигналы от всех динамиков, расположенных в самых разных частях автомобиля — и результат превзошел ожидания и Naim, и Bentley: опция оказалась очень популярной.
В 2011 году Naim объединилась с компанией Focal под общим именем Focal & Naim. Обе компании сохранили независимость в плане разработки, однако после этого стали регулярно устраивать общие экспозиции на выставках по всему миру. В 2014 году группу компаний приобрела французская Vervent Audio Group. В 2017 году дистрибьютор Focal в Великобритании вошел в состав Naim Audio Limited.
Наше время: развитие сетевых устройств
Многофункциональная система NaimUniti трансформировалась в целую серию устройств с индексом ND: это сетевые плееры с дополнительным функционалом. Первой моделью стал плеер NDX, вышедший в 2010 году и получивший в 2011-м плату для стриминга в качестве 24 бит/192 кГц. Только в 2018 году его сменил стример NDX 2.
Также в этой линейке в 2011 году появился стример начального уровня ND5 XS, который тоже обновился до второго поколения в 2018-м. Референсный сетевой плеер NDS, представленный в 2012 году и имевший поддержку Spotify и Tidal, способность воспроизводить контент в 24 бит/192 кГц и мультирумный функционал, тоже ушел на покой в 2018 году, когда ему на смену пришел ND 555.
Серию Uniti также продолжали устройства с этим словом в названии: в 2012 году оригинальный NaimUniti заменил NaimUniti 2 — тогда же появился UnitiLite. В 2011 году Naim, объединив сетевой плеер NDX и интегрированный усилитель SuperNait 2, выпустила старший Uniti под названием SuperUniti. Компактный UnitiQute в 2013 году сменил UnitiQute 2.
В 2017 году линейка Uniti полностью изменилась: на обновление было потрачено более трех лет разработки и почти четыре миллиона британских фунтов. В итоге, Naim выпустила четыре аппарата: сервер Uniti Core со встроенным CD-риппером и жестким диском, сетевой плеер Uniti Atom, выдающий по 40 Вт A/B-усиления на канал, сетевой плеер Uniti Star, который чуть мощнее, чем Atom (выдает по 70 Вт на канал), и оснащен CD-приводом, и наиболее мощный Uniti Nova с 80 Вт мощности для каждого из каналов, но без привода для дисков.
В 2014 году компания представила еще одну систему формата «все-в-одном», но еще более «все-в-одном», чем устройства Uniti: система Mu-So, помимо широкого цифрового и сетевого функционала, обладала еще и встроенными динамиками.
Это крупное, широкое и глубокое устройство, чем-то напоминающее саундбар: на фронтальной панели у него расположены шесть динамиков, образующих трехполосную аудиосистему. В 2019 году Mu-So обновили до второй версии, добавив мультирумный функционал и HDMI ARC, а также чуть увеличив мощность и басовитость.
В 2015 году свет увидела система Mu-So Qb, продолжающая идеи Mu-So, но в компактном формате: у этой системы корпус по форме близок к кубу, а динамики располагаются не только на фронтальной панели, но и на двух боковых. Эту систему компания также обновила в 2019 году, расширив сетевые возможности.
Со все набирающим обороты возрождением винила Naim обновила интегрированные усилители Nait XS и Supernait до третьего поколения, добавив в них встроенные MM-фонокорректоры. Также разработчики обновили и саму схему усиления.
Сегодня Naim — это крупная компания, которая продолжает развивать все свои направления, кроме акустики: последняя серия, Ovator, перестала выпускаться в 2017 году. Сейчас в каталоге компании числятся интегрированные усилители, усилители мощности, сетевые плееры, CD-плееры, фонокорректоры, усилители для наушников, блоки питания, многофункциональные устройства и системы «все-в-одном», все — в строгих черных корпусах, какие-то — с фирменной кислотно-зеленой подсветкой.
Штаб-квартира компании и производство находятся в Солсбери, а на счету бренда уже три Королевских награды — в 2014 году Naim получил признание за инновации.
Источники
1. https://www.naimaudio.com/our-story
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Naim_Audio_amplification