Здравствуйте, меня зовут Георгий, и я алкоголик кефоман. Нет, это не опечатка, не кофеман, а именно кефоман. Я расскажу вам о своем увлечении акустикой KEF. О поисках и мечтах, о восхищении и разочаровании.

Предисловие

Еще в детстве, слушая музыку на бобинах и пластинках, уже тогда я понимал, что никогда не откажусь от этого удовольствия. Позже у меня появились кассетник «Маяк», усилитель «Радиотехника» и колонки 35АС. Имея все это, я был «мажором» в своем дворе, и ко мне толпами приходили слушать музыку: кто-то, искренне разделяя мою страсть к прослушиванию, кто-то просто потусоваться.

Магия стереозаписи уносила меня в волшебный мир музыки и никогда не давала покоя. Что было пределом мечтаний 15-летнего мальчишки в то время? Какой-нибудь фирменный тракт и колонки, которые играют еще лучше, без скрипа и шипения. А после того, как стали распространяться CD, я крепко подсел на стерео. Многие друзья хотели мопед, я же хотел хорошее стерео.

В поисках своего звука

Когда во времена студенчества я начал подрабатывать, встал вопрос о покупке более-менее приличной стереосистемы. В 90-е годы из-за бугра хлынул поток зарубежной техники, и я слушал все, что только мог найти. Познакомился со многими именитыми брендами акустики. Постоянно что-то покупал и продавал, пока не наткнулся на акустику, мне тогда совершенно неизвестной, английской фирмы KEF. Это были колонки Coda 7 (1). Звук этих колонок мне сразу же понравился и показался на тот момент, если не идеальным, то очень близким к этому.

KEF Coda 7

В конце 90-х до меня дошла информация, что у KEF существует просто «волшебная» серия акустики под названием Reference (2). Но на тот момент мне ее не только послушать, но и просто встретить где-либо не удалось.

Так же я узнал, что KEF в своих колонках использует какую-то секретную космическую технологию Uni-Q (3). После того, как я бросил все усилия на поиски этого самого зверя по имени Уникью, мне удалось найти маленькие колоночки KHT 60S, которые на поверку оказались компактными колонками для домашнего кинотеатра (4). Несмотря на скромные размеры, звук коаксиального динамика мне приглянулся своей согласованностью в звучании. И до сих пор я слушаю эти 60S: впоследствии они переехали ко мне на работу и играют фоновою музыку в кабинете.

2001 год стал для меня переломным. Именно тогда KEF представила новую серию Reference в красивейших эллиптических корпусах, один вид которых внушал если не благоговение, то уважение уж точно. Помню, я с трепетом ждал появления ее в салонах, чтобы наконец-то послушать эту самую «волшебную» серию акустики.

С KEFом по жизни

Прослушивание Reference 201 повергло меня в шок. Колонки растворились и осталась только музыка. Тогда я познал всю мощь темной стороны силы стереосцены и звучания коаксиальных динамиков. Но стоимость 201-ых в $4000 для меня тогда была непомерной.

И я заболел, заболел KEF окончательно и бесповоротно. Я начал читать все о компании и зубрить спецификации всех выпущенных ею колонок. Слушать все колонки компании, колесив по аудиосалонам. Решил временно отказаться от идеи накопить на машину и стал коллекционировать полочные модели акустики KEF (5). Были у меня XQ, Cresta, более ранние выпуски Q, а также «винтажные» Reference 103.2, Caprice и другие.

KEF Reference 103.2

Акустику других брендов я слушать не перестал, но никто в моих глазах (а скорее ушах) не смог приблизиться по достоверности звучания к KEF.

Помимо стерео, был собран домашний кинотеатр. В нем обосновались модели KEF Q1, Q9c, Q compact и PSW1000, чуть позже замененные на iQ3, iQ6c, iQ1 и PSW2500.

В 2006 году, когда я собрал необходимую сумму для покупки Reference 201, в кругах, близких к Йохану Кургу (6) поползли упорные слухи о скором обновлении «референсов». Я решил повременить с покупкой и подождать, чем на этот раз удивит любимая компания. Но когда ожидание накалилось до предела, а я уже собрался выезжать в Мейдстоун (7), чтобы украсть опытный образец, новая серия действительно была представлена.

На вид изменений было не так много: все те же корпуса из многослойной буковой фанеры, на этот раз для пущей красоты покрытые рояльным лаком. Сразу бросалось в глаза отсутствие гипертвитера, «мода» на который уже прошла, и появившаяся сотовая сеточка, прикрывающая титановый ВЧ-динамик. Большие напольные колонки не претерпели видимых изменений, но наиболее интересную для меня полочную модель модернизация затронула основательно. Она стала еще более компактной т.к. фазоинвертор переехал с передней поверхности на верхнюю (никогда раньше я не встречал подобное решение).

KEF Reference 201/2

Дождавшись появления полочников 201/2 в салонах, я сразу же приступил к прослушиванию. Звук новинки показался мне еще более завораживающим и расслабляющим, чем в предыдущей модели. Я просто «улетел» и сразу понял, что однозначно буду брать только обновленную модель. Но тут меня ждала огромная ложка дегтя... цена в $8000 вместо прошлых $4000, которые я с таким трудом скопил! Расстройству не было предела.

Кризис и разочарование

Когда я уже было смирился с тем, что придется копить еще четыре тысячи долларов на колонки, грянул кризис 2008 года. Я не только потерял имеющиеся деньги, но и был вынужден распродать большую часть акустики, которая к тому времени занимала полквартиры.

В 2011 году, когда ситуация начала понемногу стабилизироваться, мною вновь был приобретен домашний кинотеатр KEF, но уже следующего поколения: iQ30, iQ60c и iQ10. Я снова заинтересовался винтажными KEFами, выискивая в продаже что-нибудь этакое. Ну и, конечно же, опять начал копить на Reference 201/2 (или уже следующую реинкарнацию?).

А дальше меня ждало великое разочарование. Любимая компания стала заменять идеальный дизайн своей акустики на стандартные ящики — «гробы», как я их называю. Сначала я по наивности полагал, что такие изменения коснутся только бюджетной линейки KEF Q и не затронут старшие. Но тогда я был не в курсе дьявольского плана KEF похоронить изящный дизайн почти всех своих линеек. Впоследствии эстетская серия XQ тоже была заменена на «прямоугольную» R. Хотя справедливости ради должен признать, что серия R звучит на порядок лучше, чем XQ (которая по сути являлась улучшенным вариантом iQ).

Но самый большой удар ожидал меня в 2014-м, когда я впервые увидел обновленные Reference 1-7. По дизайну они очень напоминали вышедшую ранее серию R, только передняя панель была выполнена из алюминия. Т.е. все те же ящики, лишенные изящества музыкальных инструментов. Сначала KEF убеждала всех в необходимости эллиптических корпусов, а потом сама же наплевала на это. Дальше — больше. Прецизионный титановый твитер, играющий до 60 КГц, был заменен на дешевый алюминиевый, с понижением максимальной частоты воспроизведения почти в два раза. Перенесенный на заднюю стенку корпуса фазоинвертор лишал возможности придвинуть колонки поближе к стене. Из колонок исчез Tri-Amping, а заядлых аудиофилов лишили возможности поэкспериментировать с межклеммными перемычками. Шикарно звучащие полимерный СЧ- и целлюлозный НЧ-динамики заменили на… правильно, тоже алюминий. Убрали тонкую подстройку частот на задней панели, хотя с некоторыми компонентами это было очень кстати. Грили были ликвидированы как класс, а ведь многим нравится, когда они установлены на колонках. Эх, доктор Ватсон… (8)

Допускаю, что подобный дизайн и другие новшества кому-то придутся по вкусу, но главное в акустике, конечно же, звук, и он меня не порадовал. Нет, он, бесспорно, остался первоклассным и достойным восторженных эпитетов, но на мой личный взгляд (а точнее слух), в сравнении со старыми «рефересами», звук стал чуть более жестким, более суховатым и менее эмоциональным. А учитывая опять же серьезно возросшую цену, у меня складывается впечатление, что новая серия Reference по большей части — продукт маркетинга.

KEF Reference 1

В какой-то момент я настолько сильно разочаровался, что перестал быть таким ярым поклонником KEF. Перестал каждый день заходить на ее сайт, скупать на ebay редкие брошюры и шильдики с логотипом компании, перестал с нетерпением ждать от нее новинок. Забросил изготовление макета Blade (9), который должен был стать украшением моей коллекции.

Это разочарование в KEFе в какой-то момент переросло в разочарование в стерео вообще. Сначала я стал реже слушать музыку, потом и вовсе перестал. Снова наступил кризис, и я продал часть акустики, CD-плеер, усилитель и свою коллекцию дисков. А всю мелочевку попросту выкинул.

Ренессанс

Какое-то время я жил без стерео. Пробовал завести другие хобби: фотографию, кино (а также обязательный набор — пиво, футбол и рыбалку). Но через пару лет я ощутил невосполнимую пустоту в моей жизни... я вдруг вспомнил, чего же мне так не хватает. Постепенно, восстанавливая в памяти моменты, восхитительные моменты прослушивания качественного стерео, я решил снова вернуться к хобби всей своей жизни.

Достал из загашников KEF Reference 103.2, купил хоть сколько-нибудь годный усилитель и неттоп с USB ЦАПом. Потихоньку я снова начал наслаждаться прослушиванием музыки. Я понял наверняка, что мне нужно для полноценного возвращения — колонки KEF Reference 201/2, о которых я мечтал много-много лет! Но, как оказалось, они уже три года как сняты с производства, и найти их невозможно. Обзвонив всех дилеров KEF, всюду я получил отрицательный ответ. Правда, нашел одну пару в Белоруссии, но рисковать с оплатой и доставкой мне не хотелось.

KEF Reference 201/2 в комнате прослушивания

Когда я уже было отчаялся, совершенно случайно обнаружил предложение в одном из интернет-магазинов. Сначала, полагая, что это просто старая информация, без особого энтузиазма позвонил туда... И вдруг — о чудо! Одна пара действительно осталась у официального дистрибьютора!

На следующий день я выехал в комнату прослушивания, где колонки уже были распакованы и подключены для меня. Я вновь ощутил эти незабываемые моменты бесконечно широкой стеросцены, когда музыка заполняет помещение, а колонки исчезают. Заворачивайте, беру!

И вот они уже у меня дома, дарят неповторимое удовольствие от музыки и расслабляют после трудного рабочего дня. Я счастлив этой покупке и вряд ли в обозримом будущем поменяю эти колонки на что-то другое.

И хотя сейчас я уже не являюсь ортодоксальным фанатом бренда данной акустики, убежден, что всегда буду следить за успехами компании KEF. А может быть, когда-нибудь даже съезжу в Мейдстоун.

Собакен доволен звуком!

P.S. Спасибо @Katerina за помощь в написании данной статьи и ее редакцию!

Сноски

1. KEF Coda 7 — одни из самых продаваемых колонок начального уровня в Англии 1995-1997 г.

2. Легендарная серия Reference компании KEF всегда ценилась за идеальное воспроизведение записанного звука

3. Uni-Q — патентованная технология KEF, базируется на размещении ВЧ-динамика в акустическом центре СЧ/НЧ-динамика

4. Впоследствии KHT 60S стали прообразом знаменитых KEFовских «яиц».

5. Я всегда предпочитаю только полочники. В них есть некая магия, когда из маленького корпуса льется большой звук. В напольниках подобной магии нет. Я так считал раньше, я так считаю сейчас

6. Йохан Кург (Johan Coorg) — директор по международному маркетингу KEF Audio

7. Город Мейдстоун, где размещается штаб-квартира KEF

8. Главный инженер компании KEF, доктор Эндрю Ватсон (Dr. Andrew Watson)

9. Blade — флагманская акустика KEF со сложной формой корпуса, напоминающая лезвие.