За послевоенные полвека Япония превратилась в международный музыкальный центр. По объему внутреннего рынка записанной музыки страна в то время занимает второе место в мире. Первым из японских исполнителей джаза, получившим международное признание за свой стиль игры, был Fumio Nanri (1910-1975). В 1929 Фумио ездил в Шанхай, где играл с Teddy Weatherford, а в 1932 году он гастролировал в США.
На конец 50-х годов и последующие два десятилетия приходится расцвет японского джаза, в особенности таких направлений, как avant-garde и free jazz. Но одно можно сказать уверенно: большинство японцев предпочитают музыку в исполнении фортепианного джазового трио. Наши герои из ТВМ внесли свою лепту, малую по объему, но весомую по результату. Начало творческой деятельности создателей лейбла The Three Blind Micе — рубеж 60-70-х. К этому времени будущие звезды японского джаза Цуёши Ямамото и Исао Судзуки вернулись домой из Штатов.
Основная активность The Three Blind Micе пришлась на период с 1970 по 1978 годы, в 1995 году вышло юбилейное переиздание самых значимых альбомов. Что происходит с лейблом сейчас, сказать сложно. Новых записей не было уже очень и очень давно, и непонятно, будут ли они когда-то вообще. Полного каталога нет и сайта тоже. Материалы Википедии рассматривать в качестве исчерпывающих невозможно, многое там отсутствует.
Интересно другое — при сравнительно небольшом количестве изданных пластинок, среди них велик процент исключительно интересных, неординарных записей, с участием выдающихся японских музыкантов. И вот внезапно — дебютный релиз Kosuke Mine Quintet лейбла Three Blind Mice получил первое за 45 лет виниловое переиздание без ремастеринга!

И почти сразу же мной было обнаружено июньское переиздание TBM-39 альбома «Green Caterpillar», записанного Masaru Imada Trio +2. Совместная работа с гитаристом Kazumi Watanabe. Это редчайшее издание, найти виниловый подлинник в хорошем состоянии сложно и дорого! А тут всего-то £19.99 на английские деньги.

Le Tres Jazz Club — лейбл, основанный в 2017 году некими Fuzati (Klub des loosers) и Elvin Pagiras (Modulor) специально для переизданий редкого джазового винила. Более никаких подробностей нет, кроме анонсирования тиража первого пресса в 500 экземпляров.
Вообще-то это не первый случай переизданий винила от ТВМ — известен в узких кругах бокс-сет от Impex Records «The Three Blind Mice: The Finest of Audiophile Jazz - 45 Box» c Цуёши Ямамото и Исао Судзуки, изданный всего в 3000 экземпляров. Однако там к исходным мастер лентам была приложена рука Стива Хоффмана и Acoustec, знатоки первопрессов уверяют, что звук классный, но не тот.

Но вернемся к первопричине. По форме музыка переизданий представляет собой качественный джазовый мейнстрим, но только если сильно обобщать. Это совсем не тот формат джазовых англо-саксонско-афро-американских трио, здесь все иначе: при сохранении привычной формы, авторская подача получается намного ближе к музыке как искусству, а не ее утилитарному проявлению. В деталях — интересная запись, с изящными вкраплениями авангарда, на уровне музыкального юмора, также явно слышно влияние традиционных японских музыкальных мотивов.
И тот и другой альбомы звучат достойно, при переиздании не ставилось цели переделать исходное звучание. Оригинал звучит чуть более сумбурно и не так стройно, но живости и эмоциональности у него немного больше. Впрочем, это мое личное и весьма субъективное мнение. Вообще, самый первый ТВМ звучит явно по-другому, и, пожалуй, звукоинженеры нашли свой звук примерно к десятому изданию. Все это очень относительно. Переиздание обладает более точным и выверенным, но чуть отстраненным звуком.
Следует отметить, что Йошихико Канари (Yoshihiko Kannari), основной звукоинженер студии TBM, фигура совсем не публичная, тем более отец-основатель ТВМ — Такеши Фудзи, президент и продюсер TBM (Takeshi «Tee» Fujii). Информацию о том, как, где и на чем записывали, приходится собирать по крупицам. Использовались часто помещения и аппаратура AOI Studio в Токио и японского филиала компании EMI.
Какой вариант выбрать для коллекции, решить непросто. Я выбрал бы оба, правда, стоит учесть тот факт, что и оригиналы — большая и весьма недешевая редкость, а новодел стремительно превратится в раритет.
Последующие альбомы этих музыкантов не менее интересны и представляют собой различные эксперименты с джазовым звучанием, но эксперименты весьма удачные и вошедшие в историю современного джаза. Прекрасный альбом вышел у Косуке через год — «Yellow Carcass in the Blue with Kimiko Kasai» (Three Blind Mice, 1971), а Масару выпустил на ТВМ еще несколько альбомов, включая шедевральный «Alone Together», дуэтом с George Mraz!
В завершение, уважаемое сообщество, довожу до вас, что в цифре, в формате Hybrid SACD, начиная с августа 2017 года, компания Sony выпустила около тридцати переизданий ТВМ с максимальным сохранением характера звука первоисточника.


Удачной охоты!
Ранее я уже писал о материалах ТВМ Лейбл «Three Blind Mice»: дороги самураев
Комментарии
sasha_belyaev
я им увлекался когда-то... одно время их пиратили ))
BigD
Спасибо за внимание - волшебные люди, на самом деле)))
zome_bear
Спасибо за статью!
Ещё раз фотку приведу личную по теме )
BigD
Славный зверёк, спасибо)))
zome_bear
Ага, с пачкой их дисков приехал, не ждал - поэтому ещё приятнее )
Храню...
BigD
Это Вам повезло, мой приятель недавно весь Токио неделю прочесывал и только один ТВМ привез (((
george
Спасибо,очень любопытно.. Я как-то раньше не сильно слушал японцев,теперь возьмусь..
Gorbatov
Хороших мышей мало и на всех их не хватает...
BigD
Теперь точно не хватит: 24 декабря 2014 года Токийским окружным судом было принято решение о начале процедуры банкротства в отношении ТВМ... Вот и все...
zome_bear
В очередной раз это доказывает, что по сути своей люди во всех странах одинаковые.
И заработать можно только на массовой... далее свои варианты...
Хотя, я бы сказал, что такие проекты должны быть в зарабатывающей структуре на массовом продукте для собственного... далее свои варианты... )) То есть без необходимости окупаемости.
BigD
Даже успешный Venus Records вынужден продавать теперь свои издания через сайт Analog Production...
FatBob
Архивы и права это не должно задеть, не выбросят их на свалку, не волнуйтесь.
zome_bear
Кстати, недавно пересматривал Sakamichi no Apollon: Kids on the Slope [坂道のアポロン KIDS ON THE SLOPE], так как раз всё происходит в 60-х на фоне увлечения джазом.
AlexPlay
Отличное аниме, саундтрек давно в телефоне.
Serg_E
Спасибо. Интересно. Кое что послушал. Мнение пока правда толком не составилось.
BigD
Начните дружить с Yamamoto & Suzuki
baidich777
Спасибо за статью! Бывает что-то ищешь новое послушать и вот так вот оно приходит. Волшебная музыка!!!
BigD
Цель в этом, спасибо!
BigD
Не зарастет народная тропа - новости от ТВМ (хорошо забытое старое на новом виниле)
BigD
Shoji Yokouchi's wonderfulGREENSLEEVES on 180-gram vinyl = новый пресс Impex 2017