Тест системы беспроводного кинотеатра в наушниках JVC XP-EXT1. Кинотеатра — и в наушниках!

ТEКСТ: Комментарии (17)
74.15 дБ
Тест системы беспроводного кинотеатра в наушниках JVC XP-EXT1. Кинотеатра — и в наушниках!

Казалось бы, совсем недавно у нас вышел текст о том, что смотреть кино в наушниках — это моветон и неправильно. Но если подумать, наушники-то в первую очередь разрабатываются для музыки. Часть из них подстроена под игры, где многоканальному и объемному звуку уделяется уже заметно больше внимания. А наушников, созданных с прицелом на просмотр фильмов, не так уж и много. Тем и интересны эти JVC.

Во время пандемии наушники стали очень популярными — с их помощью удается отгородиться от внешнего мира и, наоборот, оградить внешний мир от тех звуков, в которые хочется погрузиться. И если с музыкой, записанной в стерео, все более-менее просто, то что же делать с фильмами, дополненными многоканальными дорожками?

Для них тоже есть подходящие наушники, хоть этот сегмент развивается и не очень активно. Именно что нацеленных на воспроизведение многоканального кинотеатрального звука наушников не более пяти моделей на весь мир, и самая новая из них — это JVC XP-EXT1.

Правда, просто назвать их наушниками неправильно, потому что помимо самих ушей в комплект входит еще и специальный хаб-ресивер, который как раз обрабатывает поступающий аудиосигнал и в правильном варианте отправляет его беспроводным образом на наушники. Так что перед нами действительно полноценная система кинотеатрального звучания.

Тяжелый люкс

На фотографиях вы видите чемодан — именно в нем мне привезли всю систему на тест, хотя обычно она поставляется в традиционной упаковке из плотного картона. Но кейс выглядел так круто, что мы решили его использовать в качестве реквизита.

И наушники, и ресивер изготовлены из пластика — качественного, жесткого, приятно-матового с парой глянцевых вставок. В оформлении нет китча или какой-то излишней фактурности, разве что кронштейны чашек капельку пошло сияют — но в целом система выглядит очень сдержанно. Здесь нет гуляющих с огромным люфтом кнопок, кривых строчек, скрипов, хрипов и заусенец — все гладенько, ровненько и аккуратненько.

Обычно у беспроводных наушников внешняя часть чашки — это сенсорная панель, а тут — логотип

И есть параметр, который убивает на корню все сомнения в премиальности системы — масса. Потому что наушники даже будучи пластиковыми получились тяжелыми, а с металлическими элементами стали бы совсем неподъемными.

Наушники весят 330 граммов — не очень много по аудиофильским меркам, но сразу предупреждаю: смотреть кино в этих JVC нужно откинувшись на спинку дивана, иначе где-то через два-три часа шея начнет уставать. На один фильм хватит, а вот сериальные марафоны без правильной поддержки шеи устраивать не стоит.

У наушников огромные овальные чашки с глубочайшими амбушюрами, в которых, кажется, можно спрятать госдолг США. Думаю, глубина амбушюров продиктована в первую очередь конфигурацией начинки в чашках, но и о комфорте слушателей инженеры JVC явно задумывались.

Динамик один — 40 мм. Но если взглянуть на чашку, будет видно, что в прорези амбушюров что-то торчит. В этом выступе как раз находится измерительный калибровочный микрофон, с помощью которого звучание наушников подстраивается под особенности конкретных ушей.

Зато вот здесь есть мелкая сенсорная панелька регулировки громкости

Измерения помогают системе достойно эмулировать звучание формата 7.1.4. В свое время я разбиралась с многоканальными наушниками и сначала из-за этого выступа в чашках думала, что в JVC используется конфигурация с несколькими динамиками. Однако это не так: эффект объема достигается здесь за счет умного фирменного алгоритма Exofield, использующего данные калибровки.

Далекий японский эксклюзив

Работа над этим алгоритмом велась несколько лет, и впервые его использовали не для кино, а для музыки: на домашнем японском рынке в 2017 году JVC под брендом Victor выпустила несколько комплектов наушниковых аудиосистем объемного звучания WiZMUSIC.

В этот комплект входили проводные наушники Victor HA-WM90-B с деревянными чашками (и стоимостью под 4 000 долларов), усилитель для наушников, всякие приятные плюшки вроде кейсов и тряпочек для протирки устройств от пыли, а также приложение-плеер для мобильных устройств, в котором можно было включать или выключать Exofield, и поддерживающий эту функцию плагин для foobar2000.

Однако самым важным элементом комплектации WiZMUSIC были калибровочные данные, которые снимались специалистами JVC для каждого покупателя индивидуально (в топовом наборе — еще и для четырех членов семьи) в студии Victor Studios. В этих данных и кроется вся магия наушников: с их помощью HA-WM90-B могли звучать, как мониторы PMC MB2, установленные в студии.

Осенью 2019 года серию WiZMUSIC выпускать перестали, а уже в январе на CES 2020 объявили о скором выходе кинотеатральной системы с Exofield. Есть страничка на портале JVC с подробным описанием Exofield, где говорится, что алгоритм позволяет расположить источники звука «вне головы» с реалистичной глубиной, создавая ощущение того, что звук идет не из наушников, а из полноразмерной аудиосистемы — сначала стерео, а теперь и многоканальной, поддерживающей в том числе Dolby Atmos и DTS:X.

К счастью, с XP-EXT1 не нужно ехать к представителям JVC для калибровки — здесь этим занимается встроенный микрофон, максимально приближенный к внутриканальному расположению.

Процесс калибровки прост: нужно подключить наушники идущим в комплекте кабелем к ресиверу, включить наушники и ресивер, запустить приложение на телефоне, подружить его с ресивером по Bluetooth и запустить процесс измерения, стараясь не шевелиться. В приложении сохраняются несколько измерений: это могут быть как данные одного и того же слушателя, так и нескольких.

Настроек в приложении хватает

Ресивер генерирует тестовые сигналы — импульсы и свипы, — а микрофоны записывают отклик ушей. В инструкции рекомендуют провести калибровку несколько раз, максимально плотно посадив наушники на голову — чтобы не мешали ни волосы, ни какие-либо серьги.

Я калибровалась трижды и в процессе просмотра фильмов выбрала наиболее устраивающее меня по звучанию измерение. Результат калибровки очень сильно зависит от того, насколько шумно в помещении и насколько хорошо наушники прилегают к ушам, так что этому моменту действительно стоит уделить внимание.

Работу алгоритма Exofield можно запустить либо в приложении, либо напрямую с наушников — для этого предусмотрена отдельная кнопка. Кроме нее у наушников есть кнопка включения, а также сенсорная панель регулировки громкости.

Я всегда с опаской и недоверием отношусь к нестандартно реализованному сенсорному управлению, но в JVC с ним справились неплохо. Также с самих наушников можно переключаться между входами.

Батареи им хватит примерно на 10–12 часов просмотра. Обидно, что в JVC решили использовать уже устаревший разъем Micro-USB — с Type-C система была бы актуальнее.

Почти взрослый ресивер

Входящий в комплект XP-EXT1 ресивер, по сути, представляет собой мини-версию классического AV-ресивера. У него есть три HDMI-входа, выход с поддержкой eARC, оптические входы и выходы, а также аналоговый аудиовход. Это легкая пластиковая коробочка, очень-очень тонкая и изящная. Ближе к фронтальной панели на верхней крышке есть глянцевая полоса, на которой расположены такие же тонкие и изящные кнопки.

Кнопок не так уж и много. Одна включает устройство, другой выбираются источники, третьей — режим звучания и запускается режим сопряжения с телефоном, а четвертой выбирается профиль персональной калибровки. На самой фронтальной панели находится разъем для подключения наушников кабелем — только для калибровки. На дне ресивера рядом с резиновой ножкой есть два рычажка-переключателя: одним регулируется уровень аналогового аудиосигнала, вторым включается поддержка HDMI CEC.

Этот ресивер можно подружить с полноценным AV-ресивером — нужно будет лишь подключить все источники сначала к ресиверу JVC, а уже сам ресивер JVC соединить с AV-ресивером. В таком случае ресивер JVC придется держать включенным во время работы источников даже в том случае, если вы не планируете пользоваться наушниками.

После калибровки наушники связываются с ресивером по Wi-Fi, работая на 2,4/5 ГГц — ресивер автоматически выбирает наименее загруженную полосу. К сожалению, почему-то радиус работы наушников оказался недостаточно большим — 10 с хвостиком метров через две стены пробивает с трудом.

Детский восторг

Система ориентирована как на работу со стриминговыми сервисами, запущенными напрямую на телевизоре, так и с внешними источниками. В случае с воспроизведением контента напрямую с телевизора, как ни странно, необходимо правильно настроить телевизор — сказать ему, что отдавать аудиосигнал нужно в многоканальном формате. Я сначала забыла об этом, поэтому, например, фильм «Тайлер Рейк» смотрела со стереодорожкой, которую уже сами наушники пытались преобразовать в 7.1.4.

И у них неплохо получалось — выстрелы были сочные, могучие и объемные. Особенно замечательно наушникам удавалось имитировать массивный рокот сабвуфера — действительно крупный, плотный, мощный, но при этом без лишнего гула, от которого начинает болеть голова. Сцена со взрывом автобуса в тоннеле в этих наушниках звучала попросту изумительно — масштабно, громко и со всех сторон.

Высотная составляющая микса, конечно, вызывала вопросы — по сравнению с настоящим Atmos не было четкой локализации, скорее звук был размазан по верхней плоскости. Но он там был.

Фильм скучный и вторичный до невозможности, но интересные операторские решения и действительно захватывающий звук заставили досмотреть его до конца. У JVC получилось создать именно тот самый масштабный кинотеатральный саунд — но был один момент, который помешал раствориться в этом ощущении кинотеатральности.

Наушники очень тугие. Они крепко и далеко не нежно обнимают голову, и я их постоянно на себе ощущала. Возможно, причина в том, что у меня были новые наушники, и со временем они разработаются и будут давить на голову меньше.

В чашке торчит измерительный микрофон

После просмотра ролика о продуманной работе со звуком в фильмах Майкла Бэя я решила, что первые «Трансформеры» с дорожкой формата 5.1 станут идеальным тестовым материалом для XP-EXT1 — и не прогадала. Лучшее, что можно смотреть в этих ушах — это вот такие спинномозговые блокбастеры.

«Трансформеры» в их исполнении — попросту какой-то детский восторг с этим булькающе-скрежещущим в самых разных точках саунд-дизайном, позволяющим как-то заземлить несуществующих на самом деле огроменных роботов и сделать их реальными.

Локализация шумов отличная, вертолеты явственно пролетают сверху вниз, экшен подробно раскидан по сцене и не смешивается в кучу. Каждый взрыв, каждую пробитую стену, каждое отлетевшее колесо можно отследить. Автоботы разлетаются на отдельные винтики не в голове — они действительно грохочут вокруг.

Пожалуй, у JVC есть проблема с голосами, причем проявляется она именно в изначально многоканальных миксах — в апмиксе из стерео этого не чувствовалось.

Голоса людей бывают несколько пустовато-плосковатыми, плюс локализация немного страдает: центральный канал, эмулируемый наушниками, звучит именно что внутри головы, а не перед ней, в то время как тыловые, фронтальные и сурраунд-каналы звучат именно там, где надо, с правильным чувством расстояния.

Из-за этого эффект от сцен с диалогами в «V значит Вендетта» в Atmos был очень странный, да и в тех же «Трансформерах» сами трансформеры звучали более реалистично, чем люди (видимо, причина как раз в том, насколько сильно их голоса обработаны и далеки от человеческих).

Возможно, в моем случае калибровка прошла как-то не так — я почитала форумы и некоторым слушателям избавиться от этого эффекта помогала повторная калибровка.

Инопланетный хруст

Систему можно использовать не только для фильмов — на это намекают аж четыре режима звучания: «Cinema», «Music», «Game» и пользовательский с настраиваемым параметрическим эквалайзером. Так что подключаем по HDMI ноутбук — и запускаем игры.

Наверное, это звучит странно, но в «Doom», помимо мощного, четкого гула эмулированного сабвуфера, чувствующегося и в выстрелах двустволки, и в самом саундтреке, меня поразила детальность: в голосе совершенно компьютеризированного персонажа — Веги — кажется, можно было расслышать вздохи, которые не до конца почистили на записи. К локализации противников вопросов вообще никаких нет — ясно, где кто находится и в какую сторону крутиться, чтобы выжить.

В «No Man's Sky» JVC дополнили ощущение бесконечного космоса, действительно расширив сцену до каких-то совершенно неприличных габаритов. Мелкие щелчки интерфейса космического корабля, стрекот и цокот инопланетных животных, детали в саундтреке от 65daysofstatic — все эти небольшие звуки, аккуратно раскиданные наушниками в трехмерном пространстве, как и в случае с «Трансформерами», позволили заземлить ощущения от игры и сделать ее намного более реальной.

А вот музыка, запущенная из Deezer, впечатлила не так сильно. По ощущениям, мелодии стали масштабнее и воздушнее, но к этому добавилось и отчетливое доминирование баса, которое далеко не в каждой ситуации было в тему. Правда, стоит отметить, что XP-EXT1 готовы играть на огромной громкости без искажений. С отключенной функцией Exofield наушники с любым типом контента звучат попросту скучно и пусто — именно на контрасте.

Не без нюансов

Это поразительная аудиосистема. Во-первых, настолько достоверного звучания хорошего сабвуфера в наушниках я раньше не встречала — это именно ощущение плотного удара в грудь, которое идет сразу в мозг, не раздражая при этом лишним гулом.

Алгоритм Exofield работает так, как обещано — он выводит звуковые образы далеко за пределы головы, располагает их в точно очерченных местах (за исключением высотной составляющей в апмиксах из стерео) и дает им массу воздуха и деталей. Однако он сильно зависит от исходного контента.

Лучше всего XP-EXT1 справляются со стерео, а вот 5.1, 7.1 и Atmos-версии страдают от нетипичной локализации центрального канала, из-за чего диалоги между людьми звучат чуть проще в сравнении с остальными звуками. В экшене это чувствуется не так сильно.

В этих амбушюрах можно утонуть

Я не могу сказать, что у системы есть минусы — скорее, нюансы. То, что наушники ощущаются на голове — это особенность их формата, моей головы и того, что у меня был достаточно новый, неразношенный экземпляр. Но все же стоит отметить пару моментов: у XP-EXT1 очень заметный фоновый шум, и при запуске воспроизведения с паузы первые две-три секунды в них ничего не слышно — фильм идет, а звука нет.

Но то, что достаточно классически выглядящие наушники в паре с пластиковой коробочкой способны сэмулировать ощущение кинотеатра — это возмутительно хорошо. Я бы рекомендовала их использовать, в первую очередь, для блокбастеров, поскольку в богатых разговорами и диалогами драмах особенность эмулирования центрального канала не удастся скрыть за взрывами.

Даже жаль, что я не успела глянуть в них «Довод».

Достоинства: поразительно объемная, воздушная эмуляция многоканального звучания, реалистичный и комфортный эффект сабвуфера, огромные мягкие амбушюры, в которые влезет любое ухо, функциональная система персональной калибровки.

Недостатки: центральный канал в многоканальных миксах уходит вглубь головы, наушники ощущаются на голове, при отсутствии сигнала есть фоновый шум.

Официальный сайт: JVC XP-EXT1

Цена: 99 990 рублей

Паспортные данные

Наушники

Динамик: 40 мм

Батарея: 3,7 В, до 12 часов работы

Масса: 330 г

Ресивер

Поддерживаемые форматы: Dolby Atmos, DTS:X, апмикс из 2.0 и 5.1 в 7.1.4

Входы: 3 x HDMI, 1 х оптический аудиовход, 1 x аналоговый аудиовход

Выходы: 1 х HDMI (с поддержкой eARC), 1 x оптический аудиовыход

Габариты: 26,6х15,4х3 см

Масса: 530 г (без учета внешнего блока питания)

ТЕГИ:#JVC
74.15 дБ +

Комментарии

#

Фигасе что бывает. Спасибо, очень интересно было почитать.

Любопытства ради поискал импеданс и нигде не нашёл

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVR55 #

А зачем, если они рассчитаны на использование со своим хабом?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVR55 #

У них разъем 2,5 мм, кабель — тоже с такими шткерами с обеих сторон. У меня переходники с 2,5 на 3,5 куда-то все растерялись, поэтому к классическим источникам не удалось подключить — но не факт, что это что-нибудь бы дало. Вообще по самим наушникам технической информации очень мало даже на родных японских сайтах.

- 50 дБ +
#

Забавная штука:)) Я очень давно как-то пытался смотреть фильмы в наушниках, использую Dolby Headphones, в общем какие-то эффекты действительно были, но технологии конечно не стоят на месте:))

- 50 дБ +
#

Ну а что, сто тыщ сумма не маленькая, но если не тратится на акустику, провода, а делать чисто наушниковую систему, то еще и в плюсе остаешься, и соседи довольны. Только жаль, что наушники одни в комплекте, вдвоем с женой фильм не помотришь уже.Для московских многоэтажек самое то.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dmitriyivanov #

Я думаю по спросу будет и предложение:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dmitriyivanov #

И еще огромный плюс — очень мало места занимают. Действительно вариант для многоэтажек.

А насчет того, что несколько наушников к одному хабу не подключить — это печально, да, на форумах люди на это тоже жаловались.

- 50 дБ +
#

вот тебе на. На сайте у них куча наушников. Я думал Живиси только магнитолы сейчас делает из аудио. Не, ну молодцы. конечно. Убили в нулевых затычечным звуком всю обычную аудиофилию, теперь от безнадёги все в дешманский сектор наушников полезли. Молодцы. Корпорации могут взять с полки пирожок.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @USHT #

Затычки кста у них норм. FW7 из многих в своей цене обратили на себя снимание естественным звуком, переслушал много. Хотя и басят, но это вкусовщина

- 53.01 дБ +
#

Напрашивается сравнение с наушниками Dolby Dimension. Кто то тестил?

- 50 дБ +
#

Алина большое вам спасибо за интересную статью. Интересуюсь темой многоканальных наушников 20 лет и стараюсь получить информацию о любых таких устройствах. Несколько разных наушников удалось послушать. До сих пор дома лежат двое разных наушников на нескольких излучателях,еще двое разных процессорных одни из них на Dolby Headphones потому что ожидания не оправдались. Пробовал и в играх на компьютере и процессорные и сформированные процессором звуковой карты для стереонаушников. На некоторых Blu-ray и Blu-ray audio специально записана уже закодированная внешним процессором для стереонаушников например дорожка DTS-X Headphones. Такого звука как на хорошо расставленной и настроенной многоканальной акустике и близко нет, тем более такого как Dolby Atmos и DTS-X, Auro-3D. Хотелось бы послушать и оценить эти наушники самому, но тратить 100000 р с риском опять получить разочарование не хочется.

- 50 дБ +
#

Я думаю что такая система хороша только для соседей. Ведь на динамических сценах не будет того самого "удара в грудь", который способен обеспечить даже средненький сабвуфер. А это уже не кино. Баловство, которое возможно быстро надоест.

- 50 дБ +
#

К сожалению, бренд перестал быть интересен, поскольку его практически целиком разделили китайцы и непонятно, кто именно там по OEM-производству делает им наушники и так далее

- 53.01 дБ +
#

интересно как они с эпл макс в сравнении на епл тв будет. где звук будет интересней. Так решение интересное и я думаю и другие производители будут сейчас подтягиваться и цена упадет.

Ведь у епл свои фишки и вдвоем можно легко смотреть даже в аир подс про -уже смотрел-грейхаунд-очень даже ничего, даже по сравнении с долби атмос 5.1.2 (ресивер Пионер LX79)/

- 53.01 дБ +
#

для тех кто хочет попробовать, просто совет,

1 стереодорожку нельзя заставить звучать объемно с разных сторон, никак, кто говорит, что можно не слушайте, нужен специальный подготовленный файл.

2 для кино с дорожками сурраунда, попробуйте софтово, через программы и плееры, эффект есть, но не полностью, гугл в помощь, может и зайдет, лично мне нет

3 для тех кто иногда играет в игры, это полноценно работает, вот здесь все прямо идеально, самый дешевый креатив решает.

А вообще, не знаю как работают конкретно эти наушники, но в целом это вполне реализуемо и за этим будущее, мозг человека можно обмануть, вопрос технологий и ИИ который все это посчитает, думаю не за горами светлое будущее) Но да удара и вибраций уже не будет, хотя есть уже технологии в обход саба

- 50 дБ +
#

Написано возмутительно хорошо. Разве что работу виртуального сабвуфера не удалось представить. Наверное, потому, что не с чем сравнить..

- 50 дБ +
#

Без эффекта саба ИМХО такое решение едва ли интересно, но уверен что рынок начнет наполняться более адекватными по цене предложениями.


- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.