Вопрос под откос: что такое антискейтинг и как с ним бороться

ТEКСТ: Комментарии (20)
78.57 дБ
Вопрос под откос: что такое антискейтинг и как с ним бороться

Пора сорвать покровы с самого загадочного феномена, обросшего мифами и магическими ритуалами. Тот, чьё имя нельзя назвать и не навлечь на себя гнев... Антискейтинг.

Многоуважаемые леди и джентльмены. Наверно в виниловедении древнем и высоко ценимом увлечении, нет более загадочного явления, нежели антискейтинг. Как показали недавние прения мрак невежества, покрывающий эту загадку, отпугивает от упоминания о ней даже маститых адептов столовращения. Настало время пролить свет, и для этого мы прибегнем к нетрадиционному для сообщества аудиофилов (да и вообще человечества) научному методу.

Начнем с силы скейтинга. Вопреки распространенному мифу, определяющему скейтинг как центробежную силу, следствие вращательного движения диска и инерционных сил сопутствующих ему, ее природа таковой не является. Конечно же, ведь тогда стрелу тонарма выбрасывало бы наружу, а не тянуло внутрь диска. Что же тянет иглу внутрь? Трение и геометрия тонарма!

Вот схема, на которой красный вектор — сила трения, направленная по касательной к звуковой дорожке и соответствующая движению винила в отношении к игле. Зеленый — реакция опоры стрелы тонарма, а желтым - результирующая, а именно сила скейтинга.

От чего же она зависит? Наука говорит нам, что в первую очередь от силы прижима.

Ft = μ(v) Fp

Ft -сила трения

μ(v) - коэффициент трения

Fp - сила прижатия

Очевидно, что сила скейтинга равна силе трения помноженной на синус угла между стрелой тонарма и касательной к дорожке. При верной установки геометрии угол меняется минимально. А тангенциальные тонармы, всегда направлены по касательной и имеют нулевое значение как угла, так и силы скейтинга.

Особое внимание следует уделить коэффициенту μ. Для разных материалов он разный. Более того, внешняя фактура материала может влиять на этот коэффициент. Так например пустая дорожка и дорожка со звуком на тяжелом виниле могут различаться почти в два раза, по коэффициенту трения с иглой. А уж что говорить о трении со стеклом иди лаковым покрытием LD диска. Разница тут в разы, но об этом позже. Помимо этого коэффициент нелинейно зависит от скорости. Так снаружи и внутри диска он может различаться на 10-20%.


Чем же нам может грозить скейтинг? Как мы видим на представленной выше схеме, он в корне меняет картину нажатия на иглу, сводя на нет все тонкие настройки. Можно вымерять с точностью до толщины волоса установку стола, стрелы и звукоснимателя, но скейтинг сведет все старания на нет. Он не просто сделает тише один из каналов звука, но и изменит его характер, а так же приведет к неравномерной нагрузке и износу иглы и пластинок. Для борьбы с ним было изобретено устройство антискейтинга.

Механические, гравитационные, магнитные... Реализаций сотни. Но смысл их работы один — равномерным усилием компенсировать силу скейтинга. И они могут это делать. Достаточно только выставить соответствующее усилие и проблема решена! Но тут нас ожидают пара загвоздок. во-первых недорогие аппараты зачастую не имеют работающего механизма антискейтинга, либо он работает некорректно.

Во-вторых какое усилие выставлять не ясно, так как коэффициент трения неизвестен. Конечно можно легко и просто кинуть на вертак любой понравившийся предмет, начиная от LD диска заканчивая сковородкой для блинчиков и отрегулировать антискейтинг на нем, но увы, мы понимаем, что это будет значение для LD диска или тефлоновой сковородки, но не для шероховатой дорожки винила. Как же решить эту неразрешимую задачу?

Если вы обладатель пудового аппарата золотого десятилетия Hi-Fi или потратили на покупку зарекомендовавшего себя аппарата несколько тысяч долларов, то достаточно повернуть колесико антискейтинга на величину равную прижиму . Инженеры позаботились обо всем. Иначе придется воспользоваться слухом.

Внимательно поймайте момент смещения сцены, добавляйте антискейтинг, до тех пор пока она не встанет по центру, заметьте значение и крутите дальше, начало смещаться, вернитесь до попадания к центру, отметьте и это значение, можно повторить несколько раз. В результате выберите среднее от полученных значений.

Допустим вы не опытный аудиофил, способный слышать даже звон кристаллов меди в проводах, ивам метод покажется грубым. Точнее для вас будет использовать тестовый диск, писать сигнал и анализировать запись в звуковом редакторе или на осциллографе. Слушайте, наблюдайте, вычисляйте и скейтинг вам покорится.

78.57 дБ +

Комментарии

#
Конечно можно легко и просто кинуть на вертак любой понравившийся предмет, начиная от LD диска заканчивая сковородкой для блинчиков

А ведь в сковороде придётся дырочку просверлить и ручку отломить:)

У Вас сила прижатия (сила реакции опоры) немного некорректно вводится в рассмотрение ситуации. Предлагаю дополнить не меняющей сути следующей оговоркой: Только на неподвижной горизонтальной поверхности сила реакции опоры всегда равна весу тела или силе тяжести: Fр=Fт. На наклонной плоскости сила тяжести и сила, при помощи которой тело воздействует на опору, отличаются. Ну и учтем, что диск - подвижная, вращающаяся поверхность.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Я вас не понял. Сила сухого трения скольжения скольжения

F = μN

μ - коэффициент тел

N - сила нормальной реакции опоры

То есть тангенциальная составляющая не участвует справа равенства. И именно тангенциальная составляющая слева порождает скейтинг. То есть я с вами согласен, как впрочем и с Ньютоном Амонтоном и Кулоном ;)


- 50 дБ +
#

Да, так и есть. Сила реакции опоры всегда направлена перпендикулярно поверхности. При горизонтальной поверхности она соосна с силой тяжести, при наклонной поверхности между ними образуется угол, - тангенциальная составляющая.

- 50 дБ +
#

Спасибо! Полезно!

А по вашему мнению, в вертушках Pro-Ject, где антискейтинг поддерживается грузиком, он рабочий?

Еще бы хорошо ссылочки на тестовые диски...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Возможные засады с грузиком, (это чисто теоретически, я не игрался с такими аппаратами) заключается в его "шаговом" характере. Во-первых леска перекинутая через стальную петлю, тут надо понимать, что в этом месте будет работать сила трения и немного рывками, так как сила трения покоя различаются с силой трения скольжения, а грузик неизбежно то двигаться будет то замирать. Во вторых настройка на деления не позволит выставить какое-то абсолютное значение, тут наверно проще добавлять к грузику веса.

Диск подойдет любой где есть одинаковый сигнал на левый и правый канал. https://www.audiomania.ru/vini... Собственно пишем (или мерим погорячему даже на выходе с усилителя вольтметром), сравниваем и дело в шляпе. Но можно обойтись просто записью без особых стереоэффектов, например с насыщенными плотными ровными басами, спидметалл какойнибудь ну например ;)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Все понятно! Спасибо!

- 50 дБ +
#

У меня так)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @OBEH #

Госпадиисусе, это же корвет на вазилине )))

- 60.79 дБ +
#

В принципе неплохо, но есть множество того, о чем автор не рассказал, но что прямо относится к практической области вопроса.

Формально настройки антискейтинка может и не быть. Почему? Когда берется сочетание тонарма с достаточно большой эффективной массой, головки с низкой податливостью (и конечно с приличной прижимной силой) то все уже не столь критично, точнее действующие и противодействующие силы находятся в другом балансе. Например, тонарм Denon DA-305, никакой настройки не имеет. Ставим на него родную головку DL-103 и все нормально строится на деле, тесты проходит, даже прижим в 2,8 грамма не обязателен. Тонармов без регулировки хватает, начиная от старых динамически-сбалансированных Ортофонов и заканчивая современными типа той, что недавно в составе вертушки Kronos тестировали. Или VPI, которые опциональный блок для антискейтинга имеют, но его не всегда приходится использовать. Так что многое будет зависеть от сочетаний.

Пружинный и магнитный механизм могут быть реализованы по разному, но они не всегда точны. Лучше проверять. Более того, если речь идет о винтаже, пусть даже самом культовом, магниты и пружинки могут терять силу со временем, и даже то, что изначально строило идеально, с возрастом может перестать так делать. В этом смысле грузик куда менее капризен. Правда у него только дискретные значения, а от возраста дубеет леска, забиваются и скисают канавки под нее и все начинает работать тоже немножко не так. Но это проще поправить, чем севший магнит.

То, что показано на втором рисунке на практике получить сложно. Если взять головку типа Ikeda или Decca, без привычного иглодержателя да поставить на какой нибудь несогласованный одноопорный тонарм - может быть и получится. И то сомневаюсь. Но разное давление на стороны канавки будет, да. И это может быть слышно, это может в некоторой мере влиять на износ. Но вот чтобы от неточно настроенного антискейтинга у тонарма азимут перекосило это уже слишком. Тем более, если речь идет не об одноопорнике. Да и иглодержатель имеет свою степень подвижности за счет подвеса. Поэтому так страшно не будет.

По тестовым дискам можно и нужно настраивать в идеале, даже оцифровывать не обязательно, есть тесты, по которым слышно. Но пользоваться дисками тоже нужно правильно и аккуратно - чем сложнее инструмент тем проще с его помощью накосячить. Так что если вдруг забыть по уровню отстроить стол, или ошибиться в настройках тонарма, или даже не проверить сам тестовый диск, который иногда тоже бывает "шляпой", а всему смело довериться то результат будет предсказуем.

- 64.47 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Мое уважение.

Стрелу конечно не провернёт вокруг оси. А вот иглодержатель внутри демпфера обязан дать перекос по азимуту. Ваша правда, чем жёстче тем меньше будет крутить. Да картинка там немного утрированная конечно но смысл передаёт.

Любой старый механизм надо проверить и давать соответствующую поправку. Ну это понятно, хотя опять таки 80% куда лучше чем ничего.

Но моя практика куда скромнее вашей,и основной тезис статьи — популярное объяснение механики и предложения по методике настройки. Не более того.


- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Чужие статьи критиковать куда веселее , чем свои писать - не замечали ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @vlast-kol #

Ради этого собственно и собрались, вне критического осмысления любая тема вырождается, к сожалению и в среде аудиофилов такое уже не раз случалось.

- 50 дБ +
#

Прекрасная статья !

СПАСИБО за ваш труд !!!

Как приятно видеть человека , чья Душа томиться жаждой Познания

- 60.79 дБ +
#

Спасибо! Очень наглядно. Вспомнилась, что раньше даже и инструкция по настройке указывалось, что в зависимости от того какая по форме игла (эллипс или сфера) следует выставлять разное значение антискейта. Сейчас в бюджетном сегменте об этом и не указывается.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Вот-вот-вот-вот-вот-вот. Цепляют конические и эллиптические иглы явно по-разному.

- 50 дБ +
#

антискейтинг у G-602(Арктур-003) расположен справа а у G-602C(Вега-ЭП-110)-слева.тонарм один и тот же.кто обьяснит-почему?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @grikodina #

чисто ради компоновки, все одно оба крутят тонарм против часовой. Но у Веги справа на площадке нет места

- 50 дБ +
#

понял.спасибо.а вот у МА-505 антискейтинг как работает?плавной регулировки там нет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @grikodina #

у него его практически нет. был у меня етот тонарм

- 50 дБ +
#

как так нет?там есть ручка регулировки антискейтинга!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.