Как работает усилитель класса D, или Не такой как все

ТEКСТ: Комментарии (87)
78.45 дБ
Как работает усилитель класса D, или Не такой как все

При всем разнообразии схемотехнических решений, применяемых в усилителях звука, между ними можно без труда проследить преемственность и постепенное, эволюционное развитие. Сначала был класс А, потом В, потом АВ и все следующие за ним, которые по сути своей являются дальнейшим развитием класса АВ или А со всеми прилагающимися к этому достоинствами и недостатками. Но как же хорошо, что среди производителей Hi-Fi есть настоящие новаторы, которые не боятся внедрять смелые технологические решения! Иначе мы с вами никогда бы и не узнали о существовании усилителей класса D.

История

В мире Hi-Fi класс D имеет самую тяжелую судьбу, и его развитие происходило не благодаря объективным преимуществам, а скорее вопреки сложившемуся мнению. Началось все с того, что классу D буквально сразу повесили обидный, по мнению некоторых аудиофилов, ярлык «цифровой усилитель». И хотя некоторые принципы его работы действительно напоминают работу цифровых схем, по своей сути это абсолютно аналоговое устройство.

Еще одно заблуждение сопровождающее класс D — возраст. Есть мнение, что класс D был разработан совсем недавно и является побочным продуктом современных цифровых технологий. На самом деле, класс D имеет богатую историю, и его первые реализации проектировались еще в эпоху радиоламп. Использовать схемотехнику такого типа для усиления звука (класс D в ламповом исполнении) предложил наш соотечественник Дмитрий Агеев, и произошло это в 1951 году. Примерно в это же время над практической реализацией подобного устройства работал английский ученый Алекс Ривз, а в 1955 году их коллега Роже Шарбонье из Франции, создавая аналогичную схему, впервые применил термин «класс D».

В самом начале, когда велись главным образом теоретические изыскания, судьба класса D казалась безоблачной. Его расчетные характеристики в буквальном смысле достигали предела совершенства. Однако, первая коммерческая реализация 1964 года выявила массу слабых мест, главное из которых — невозможность добиться по-настоящему достойного качества звучания на элементной базе того времени.

Производители не оставляли надежд, и в семидесятых годах попытки вывести усилители класса D на рынок предпринимали такие гиганты Hi-Fi-индустрии, как Infinity и Sony. Обе затеи провалились по той же самой причине, что и в первый раз. Подходящие по быстродействию и классу точности транзисторы стали производиться серийно лишь в восьмидесятых годах, после чего качественная реализация усилителей класса D и стала реальностью. В наше время усилители класса D можно встретить в совершенно различных устройствах: от смартфонов и бытовой аппаратуры до студийного оборудования и High End-систем.

Принцип работы

В основе принципа работы усилителей класса D и любых его модификаций, в том числе имеющих самостоятельные буквенные обозначения (классы T, J, Z, TD и другие), лежит принцип Широтно-Импульсной Модуляции или, сокращенно, ШИМ. Модуляция сигнала как метод существует довольно давно и используется как способ хранения и передачи информации. Суть ее заключается в том, чтобы модулировать полезным сигналом некую несущую частоту. Частота выбирается таким образом, чтобы ее было удобно передавать или записывать на носитель. Процесс воспроизведения подразумевает обратную последовательность: выделение полезного сигнала из модулированной несущей частоты. По такому принципу работает и цифровая техника, и радиосвязь, и теле-радиовещание. Тонкость состоит в том, что в случае с ШИМ преследуется совершенно иная цель. Модуляция позволяет привести сигнал в такой вид, чтобы его усиление было максимально простым и эффективным процессом.

В основе схемотехники класса D лежит генератор СВЧ-импульсов (исчисляемых сотнями МГц) несущей частоты и компаратор — устройство, модулирующие эти импульсы, соответственно форме входящего аналогового сигнала. Далее все просто. Модулированный сигнал имеет форму импульсов равной амплитуды, но разной продолжительности, которые усиливаются с помощью пары симметрично включенных быстродействующих транзисторов типа MOSFET. Далее в схеме используется простейший LC-фильтр, демодулирующий усиленный сигнал, а также отсекающий несущую частоту и сопутствующий высокочастотный шум.

Упоминание транзисторов, используемых для усиления порождает резонный вопрос: «а не проще было бы сразу усилить аналоговый сигнал без всяких модуляций?». И именно этот вопрос раскрывает суть усилителей класса D. В обычных усилителях классов A, B, G и прочих их производных транзистор работает с широкополосным сигналом, постоянно меняющимся и по амплитуде, и по частоте. Поведение даже самого лучшего транзистора на разных амплитудах и частотах не 100% одинаково, что неизбежно приводит к искажениям, которые мы знаем как окрашенность или «характер» усилителя. Модулированный сигнал в усилителях класса D меняется дискретно и на полную амплитуду. Таким образом, режим работы транзисторов существенно упрощается и становится куда более прогнозируемым. По сути, они выступают в роли ключа, находясь либо в закрытом, либо в открытом состоянии без промежуточных значений.

Все, что требуется в таком режиме от транзистора — максимально быстро реагировать на изменение уровня сигнала, а поведение его на промежуточных значениях амплитуды не имеет значения. Кроме того, данный режим работы транзистора крайне положительно сказывается на энергоэффективности усилителя, доводя его теоретический КПД до 100%.

Второй наиболее очевидный вопрос касается сходства модулированного аналогового и цифрового сигналов. Обычно это даже не вопрос, а утверждение: «Усилитель класса D — цифровой, а значит правильно подавать на его вход цифровой сигнал, а не аналоговый». Процесс модуляции аналогового сигнала на входе усилителя класса D, действительно, очень напоминает то, что происходит в АЦП при оцифровке звука, однако принцип модуляции принципиально отличается от того, что используется в формате PCM.

Именно по этой причине цифровые входы интегрированных усилителей, работающих в классе D, используют вполне традиционную схему ЦАПа, с аналогового выхода которой сигнал и поступает на вход платы усилителя мощности. Таким образом, аналоговый сигнал является основным и естественным входящим сигналом для усилителей класса D.

Впрочем, существуют и исключения, которые, если разобраться более детально, ничего не меняют в общей картине, а лишь дополняют типовую схемотехнику класса D. Небезызвестный Питер Лингдорф, еще будучи разработчиком в компании NAD, успешно реализовал схему прямого преобразования PCM-потока напрямую в формат ШИМ без традиционной процедуры цифроаналогового преобразования. Эта технология получила название Direct Digital, или говоря по-русски: прямое усиление цифрового сигнала.

Таким образом удалось сократить протяженность и понизить сложность звукового тракта, а единственное цифроаналоговое преобразование в подобной схеме производится непосредственно перед акустическими клеммами. Однако стоит заметить, что для работы такого усилителя с аналоговым сигналом он должен также иметь и классический входной каскад, использующийся в традиционных усилителях класса D.

На текущий момент технология прямого усиления «цифры» еще не стала массовым явлением, вероятно, потому что г-н Лингдорф грамотно оформил патентные права на технологию или просто предпочитает не раскрывать коллегам всех секретов. Но не так давно подобная схема была успешно реализована в портативной технике, что позволяет надеяться на более широкое распространение технологии в будущем. Не исключено, что спустя некоторое время класс D действительно станет цифровым усилителем.

Плюсы

Главный плюс усилителей класса D, ради которого и затевалась история с модуляцией сигнала — энергоэффективность. Причем и в теоретических выкладках, и в реальных цифрах это дает такой прирост КПД, с которым хоть как-то может сравниться разве что переход от класса А к классам В и АВ, а все достижения класса G и прочих на его фоне кажутся довольно слабой попыткой.

Работая в импульсном режиме, половину времени транзистор проводит в полностью закрытом состоянии, а значит имеет нулевой ток покоя и не потребляет энергии. При этом в момент включения транзистор работает на полную мощность, перенаправляя всю энергию, поступающую от блока питания, на выход усилителя.

В итоге, эти самые теоретические 100% КПД при практической реализации дают действительно превосходные значения порядка 90–95%. А поскольку лишь единицы процента энергии расходуются на нагрев транзисторов, радиаторы можно использовать исчезающе малого размера. Для получения на выходе 100–200 Вт на канал усилитель класса АВ должен иметь радиаторы, занимающие одну или обе боковых стенки корпуса, а усилитель класса D обойдется кусочком алюминия размером в один-два спичечных коробка.

Кстати, то же самое можно сказать о размере платы усилителя мощности: в классе D она получается в разы компактнее, даже если собирается не на микросхемах, а на дискретных элементах. Ну и в завершение всего, усилители класса D имеют меньшую себестоимость, нежели сопоставимые по мощности модели других классов. Впрочем, последнее касается скорее DIY-проектов — производители же предпочитают вкладывать сэкономленные деньги в повышение качества звучания и прочие усовершенствования, тем более что в классе D и вправду есть что улучшать.

Минусы

Обладая совершенно убийственными преимуществами, класс D не завоевал рынок Hi-Fi целиком и полностью лишь потому, что имеет свои слабые места, которые для многих ценителей качественного звука выглядят куда более значительными, нежели энергоэффективность. Наличие в схеме высокочастотного генератора само по себе является потенциальным источником электромагнитных помех, негативно влияющих на звучание самого усилителя и на работу соседствующих с ним компонентов звукового тракта.

Неподготовленный слушатель, возможно, не заметит данного эффекта или не придаст ему значения, но в индустрии Hi-Fi и High End, когда всякая мелочь имеет значение, такое соседство не приветствуется и вынуждает инженеров совершенствовать фильтрующие схемы и идти на прочие ухищрения, чтобы исключить влияние вредоносного СВЧ-генератора несущей частоты на воспроизводимый аудиосигнал.

Высокий КПД усилителей класса D стал причиной одной специфической особенности: высокой зависимости качества и характера звучания от блока питания. Если производитель решит использовать импульсный источник питания и не озаботится достаточным количеством фильтрующих схем, часть шумов обязательно проникнет в колонки и подпортит впечатление от звучания. Плохой блок питания, конечно, и классу АВ на пользу не пойдет, но именно в классе D эта проблема проявляется наиболее остро.

Особенности

Описание плюсов и минусов схемотехники класса D дают совершенно недвусмысленные намеки на то, чем в первую очередь должны заниматься разработчики, которые стремятся добиться от усилителей максимального качественного звука.

Проблему питания усилителей класса D разработчики решают двумя способами. Одни идут проверенным путем, используя классические линейные блоки питания с огромными тороидальными трансформаторами и прочими классическими решениями. Но есть и другой путь, которым идет меньшая часть разработчиков. При должном умении вполне можно создать малошумящий импульсный блок питания, пригодный для установки в усилителях высшего класса качества. И именно они способны дать фору самым мощным и солидным линейным блокам питания за счет лучшего КПД и быстродействия, а как следствие — лучшей динамики звучания и мгновенной реакции усилителя на большие перепады уровней сигнала.

Что же касается специфики работы самого усилителя класса D, его схемотехника обеспечивает существенно более высокий коэффициент демпфирования в сравнении с классом АВ и другими схемотехническими решениями. Это гарантирует не только стабильную работу со сложной нагрузкой, быстрый, четкий бас и большой динамический диапазон, но также обеспечивает меньший уровень искажений, отсутствие каши, вялой атаки или смазывания фронтов и самое главное — способность усилителя одинаково справляться с совершенно разноплановой музыкой.

Практика

Почетная обязанность отстаивать честь усилителей класса D в нашем исследовании выпала усилителю Marantz PM-KI RUBY. Этот аппарат имеет образцово-показательную компоновку, демонстрирующую, как нужно создавать современные усилители. Два модуля Hypex NCore 500, работающие в классе D, питаются от специального малошумящего импульсного блока питания. При этом в конструкции усилителя присутствует классический предварительный каскад, выстроенный на дискретных элементах, согласно фирменной технологии HDAM от Marantz, которая использовалась и в традиционных усилителях класса АВ.

Предварительный каскад питается от линейного блока питания, тороидальный трансформатор которого, судя по размерам, имеет многократный запас мощности, чтобы никоим образом не повлиять на динамику и чистоту звучания. Другими словами, в одном корпусе сочетаются два подхода: классический для предварительного усилителя и современный для усилителя мощности.

Все это обильно приправлено типичным для High End-моделей вниманием к мелочам вроде омедненного шасси, улучшенной виброразвязки, сокращения путей сигнала, симметричной топологии плат, строгого отбора деталей по параметрам и т.п.

В результате, мы имеем едва ли не самый совершенный с технической точки зрения аппарат с коэффициентом демпфирования 500, искажениями менее 0,005% и энергопотреблением 130 Вт при выходной мощности до 200 Вт на канал при 4 Ом нагрузки. Впрочем, всякую претензию на совершенство в мире звука надлежит проверить практикой.

Звук

Усилитель выдает очень свободное красивое звучание с превосходной детализацией, богатыми тембрами и длинными естественными послезвучиями живых инструментов. Сцена выстраивается максимально точно и масштабно, с достоверной передачей пропорций и местоположения виртуальных источников звука в пространстве. Все вполне соответствует представлениям о том, как должен играть хороший усилитель категории High End. Никакой синтетики, жесткости или «дискретности», которую в звучании класса D обнаруживают некоторые адепты старой школы, не наблюдается. Напротив, Marantz PM-KI RUBY успешно сочетает лучшие объективные характеристики с фирменной утонченной и легкой подачей музыкального материала.

Это типично «марантцовское» звучание проявляется, в первую очередь, в излишней интеллигентности при воспроизведении металла и тяжелого рока. В то же время классика любых составов, джаз и вокал звучат очень живо и натурально. Весьма похожий, возможно, даже чуть более красивый и приторный характер звучания проявляли усилители Marantz прошлых лет, работающие в классе АВ, что позволяет сделать вывод о нейтральном характере звучания усилителей мощности класса D.

Подключение к усилителю Marantz PM-KI RUBY акустики разной мощности, с разной чувствительностью и разным импедансом дало вполне ожидаемый результат: отсутствие какой либо выраженной реакции на изменение этих параметров. С любой стереопарой усилитель справлялся одинаково уверенно.


Даже на самой сложной нагрузке и на высокой громкости на удивление стабильно воспроизводились нижние ноты контрабаса — они звучали абсолютно четко, без гула, с натуральной передачей ощущения вибрирующей струны и откликающейся на эту вибрацию деки инструмента. Одним словом, все происходило ровно так, как и должно происходить с усилителем, имеющим заявленное сочетание мощности и коэффициента демпфирования.

Выводы

Все основные преимущества класса D вполне подтверждаются практикой. Но если с точки зрения энергопотребления и других измеряемых характеристик ситуация абсолютно очевидная и бесспорная, звучание по-прежнему остается вопросом дискуссионным. Класс D в чистом виде дает максимально качественный и, как следствие, — нейтральный, не окрашенный звук. Такое придется по вкусу далеко не всем и с наименьшей степенью вероятности порадует тех, чьи предпочтения формировались через прослушивание ламповой и прочей ретро-техники. С этой точки зрения разработчики Marantz продемонстрировали житейскую мудрость, придав своему усилителю фирменный характер звучания путем установки оригинальных модулей предварительного усиления. Одновременно с этим существуют другие производители, в том числе адепты максимально точного и нейтрального звучания, которые используют потенциал класса D, согласно своим представлениям о прекрасном.

В целом же, вывод такой: если производитель не экономил на ключевых элементах схемы, в результате мы получаем усилитель максимально близкий к совершенству. Остальное — дело вкуса.

Продолжение следует...

Другие материалы цикла:

Как работает усилитель класса «А», или Истинный High End и много тепла

Как работает усилитель класса «АВ», или Практичность правит миром

Как работает усилитель класса «G» и «H», или На ступень выше

Как работает усилитель класса XD и XA, или Немного экзотики


Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:

Слушаем музыку с компьютера правильно. Три основных способа

Что за музыка была «зашита» в популярных ОС

Что такое Roon? [видео]

78.45 дБ +

Комментарии

#

Спасибо, Максим. Пора в Темах открывать новую рубрику "Ликбез", чтобы неофиты могли отыскать нужные им материалы. Предлагаю "Автозвук" убрать, и вместо него открыть "Ликбез" или "Словарь". Ну или может как-то ещё назвать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

FAQ (ЧаВо)

Этот раздел присутствует на всех тематических ресурсах

- 50 дБ +
#
В мире Hi-Fi класс D имеет самую тяжелую судьбу,

Так давайте поддержим класс Д покупками соответствующей техники. У меня саундбар, например, в классе Д и планирую что-то типа SMSL A8.

Использовать схемотехнику такого типа для усиления звука (класс D в ламповом исполнении) предложил наш соотечественник Дмитрий Агеев, и произошло это в 1951 году.

А поскольку первенство в изобретении за нами, давайте беззастенчиво применять вместо латинской русскую Д.

энергопотреблением 130 Вт при выходной мощности до 200 Вт на канал при 4 Ом нагрузки.

Ну это, видимо, в режиме измерения мощности одного канала и с отдачей накопленной в конденсаторах энергии в единичном импульсе :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #
А поскольку первенство в изобретении за нами, давайте беззастенчиво применять вместо латинской русскую Д.

Тогда уж Ц (:

- 50 дБ +
⇡ в ответ @krotovaaa #

Есть и чисто русское название, и оно отражено в статье - ШИМ. :))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

ну на импоршном у нее тоже аббревиатура своя есть PWM... pulse-width modulation... но если его назвать ШИМУЗ вполне так по-нашему получится!!! Широтно-импульсно модулирующий усилилитель звука... да и некоторая музыкальность в аббревиатуре прослеживается!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

про энергопотребление это игра в цифры... потребляет то усь 50Гц а выход меряют на 1кГц... тем же 50-герцовым вольтметром... вот он и показывает чутка больше... мерить то такие спорные величины надо грелкой а не частотно зависимой техникой...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Допустим, многие не ноунейм вольтметры (true RMS) сертифицированы до десятков или даже сотен кГц.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

плюсанул но что-то плюс не прошел... сама темка тру рмс интересная... по сути она цифровой аналог грелки... т.е. применять ее можно... вся проблема в том чтобы ее применить при замерах мощностей... тут не важно грелка буквально или тру рмс... проблема в том что применен обычный 50 герцовый вольтметр...

- 50 дБ +
#

Как работает усилитель класса D? Как-то очень так себе... Из всей массы аппаратов пока что только новые ATI как-то более-менее не противными показались. А остальное - везде слышно. Везде. И то, что по классу и применению можно понять и простить наймовской Мусе (тоже один из аппаратов, у которого уши торчат только немножко) никак не годится для хайэндного железа. Хочу еще PS Audio новые младшие послушать - может быть у них что-то получилось. Но по сути, несколько аппараов среди огромной выборки, да и те несколько туда-сюда это уже однозначная характеристика класса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

А в чем конкретно это так себе проявлялось чаще всего? Что конкретно везде слышно и противно? С вашей точки зрения. Я пока для себя выделил только никакой, "пресный" характер.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Обычно это описывают как синтетика в звуке. Звук может быть эффектным, маленькая коробочка может качать тугие колонки выдавая мощный бас с хорошим контролем. Но с определенного предела детальность падает.

По наблюдению за кругом знакомых - у тех, кто регулярно ходит на концерты, в том числе на классическую музыку класс D не прижился ни в каком виде. Пара человек свои дополнительные кабинентные системы перестроили убрав оттуда маленький и удобный класс D начав ходить регулярно на живой звук. Вот такая статистика.

По соотношению цены и качества есть интересные и заслуживающие внимания аппараты, но в целом я пока не услышал ни одного к которому не было бы вопросов. Услышу - обязательно расскажу. Но пока не случилось.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Возможно, нет "напора", "драйва", "огонька", как на концертах? Вот такое мям-мям-мям? Никакое.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Хороша маленькая коробочка :))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Да, не плохой аппарат. Ну тут надо еще определиться, по чему мерить. NAD этот весьма интересный, Marantz ну точно совсем не шлак ни разу. Но вот ставим в систему какой нибудь Pass Labs, Spectral, Nagra, Luxman и получаем совсем другую картину. Да, это дорогие аппараты. Но есть же и D класс за схожую с ними цену. И в нем я ничего интересного и достойного пока не слышал.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Вот это мне кажется интересный аппарат. Подешевле, но прямой конкурент Naim Unity Atom.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

То, что от этого аппарата я услышал в Мюнхене было не очень. Красивый и функциональный - да. Но и ценник для такого кубика совсем не маленький.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Лингдорф?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Это наверное беда почти всех сетевых комбиков.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Синтетика в звуке прямое следствие наводок от усилителя, решается либо конструктивно защищённым источником либо фильтрацией питания.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
По наблюдению за кругом знакомых - у тех, кто регулярно ходит на концерты, в том числе на классическую музыку класс D не прижился ни в каком виде

Ну вот вообще никакой зависимости тут нет. Субъективное наблюдение и только.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Еще как есть. Когда человек никогда вживую не слышал как звучат инструменты вживую (уличные музыканты, школьное пианино и подростковые гитары не в счет) он может очень необычно себе представлять звучание, совсем не таким, каким оно в сущности является. Я в этом неоднократно убеждался.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Ходить на концерты очень полезно, я сам часто посещаю музыкальные мероприятия( к тому же музицирую периодически).

К классу D это все как относится?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Вот, всё же... уличных музыкантов и "школьное пианино" всё равно не стал бы принижать слишком...

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Поддержу, в нашей компании, когда мы что нибудь на улице,дома , в гостях и т.д. исполняем-пару выпускников консерватории есть))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Звучание музыкальных инструментов в живую, и звучание этих же инструментов в записи, каким бы совершенным не был тракт - это две очень большие разницы. Очень. Большие.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Само собой. Но когда у человека нет представлений и хорошего материала для сравнений - начинаются фантазии.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

У меня с этим бяда. Я слушаю музыку, в основном, для которой характерно отсутствие звучания инструментов вживую.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Т.е. вы считаете можно сравнить звук гитары на концерте и его же, пропущенный через микрофон, пульт, провода, записанный, мастированный, изданный на носителе ? Действительно, фантазии :)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Так это же плюс.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

А а я и не говорю, что это плохо. Мне звук моего усилителя поначалу казался немного отдающим синтетикой, но сейчас более всего кажется стерильным. Некоторым это нравится, меня в принципе устраивает, а вот большинство, как я понимаю, предпочитает заметно окрашенный звук.

- 50 дБ +
#

У класса D основной недостаток — отсутствие нарастающего шлейфа гармонических искажений к которому все так привыкли. И если в лампе это компенсируется просто высоким уровнем таковых, то у Dкласса звук неестественно чист и детален, нет общей связи, он тупо рассыпается. Записи не выводились под такой усилитель.

А ещё он гадит в сеть наводками.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

ну не должны искажения нарастать в обычных усилителях - максимум приходится на вторую или третью гармонику, а потом все снижается

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

интермодуляционные искажения дают вполне себе нарастания

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

интермодуляционные == гармонические ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

интермодуляционные \in гармонические (как частная методика оценки последних)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Найн.

"Коэффициент нелинейных искажений равен отношению среднеквадратичной суммы спектральных компонент выходного сигнала, отсутствующих в спектре входного сигнала, к среднеквадратичной сумме всех спектральных компонент входного сигнала

коэффициент гармонических искажений (КГИ или KГ) — величину, выражающую степень нелинейных искажений устройства (усилителя и др.) и равную отношению среднеквадратичного напряжения суммы высших гармоник сигнала, кроме первой, к напряжению первой гармоники при воздействии на вход устройства синусоидального сигнала.

Интермодуляционные искажения (ИМИ) (Intermodulation or intermodulation distortion (IMD)), называемые иногда интермодуляция или интермоды — подвид нелинейных искажений, возникающих в усилителе. Следует сделать акцент на корреляцию нелинейных искажений.

ИМИ также называют разностными — по одноименному методу их измерения, пришедшему из радиотехники, где эффект появления разностной составляющей на нелинейном элементе дает возможность создавать преобразователи частот. В радиотехнике ИМИ создают паразитные (побочные) каналы приема, например, широко известный «зеркальный канал».

ИМИ также называют динамическими (TIM — Transient Intermodulation) — из-за проявления при резком изменении сигнала при недостаточной скорости нарастания сигнала в усилителе."

(Педевикия)

итого:

(интермодуляционные || гармонические ) <= нелинейные

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

не увлекайтесь настолько сильно популярными справочниками :) они всего лишь подталкивают любопытных людей к дальнейшим исследованиям а не раскрывают реальные факты и секреты...


https://www.youtube.com/watch?v=8hMmPZT7Rws&t=3587s


не пугайтесь названия видосика... там рассказываетя чем науч поп от научного контента отличается... ну и в общих чертах рассказано как механизм вовлекания в процесс работает за счет устранения сомнений...


по факту же правильно настроенные нелинейности причем 3-го 4-го порядков(степеней если быть точным... не путать с гармониками... речь о неравномерности нарастания амплитуды) и создают все те фирменные аудифильскости в звуке... другой впрос что инженер умеющий настраивать их умеет не только понимать откуда они взялись и как с ними бороться но еще и понимать как с ними бороться красиво... т.е. весьма крутой дядька в вопросах инженерии...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #
по факту же правильно настроенные нелинейности причем 3-го 4-го порядков(степеней если быть точным... не путать с гармониками... речь о неравномерности нарастания амплитуды) и создают все те фирменные аудифильскости в звуке...

Вот у меня что-то аналогичное в голове насчет этого. Поэтому, как я считаю, класс D аудиофилам со стажем и не нравится, слишком привыкли к определенным нелинейностям в звуке.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

тут еще в голову лезет момент что на студиях тоже усилители с нелинейностями и звукарь по ним грелки крутит... а тут вдруг бах... метафора по теме... сидит такой фотограф в розовых очках делает фотку с блеклыми цветами с прицелом на то что зрители тоже в розовых очках... а тут вдруг появляется Карл Цейсс и делает идеально прозрачные линзы... линзы то хороши но при просмотре фоток зрителям не нравятся...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Были у меня давно студийные моно-блоки PHILIPS класса D, весьма достойно звучали

- 50 дБ +
#

Интересно. В зарубежных обзорах уж очень хвалят некоторые усилки D класса. В частности NAD M22 или вообще экзотические HALCRO. Но везде сетуют на то, что если у акустики прыгающий импеданс, то усилки не очень справляются. Плюс ппц как зависит от качества электросети и от провода питания.

- 53.01 дБ +
#

Большинство граждан имели дело с дешевыми аппаратами класса D и отсюда многие стереотипы.

PS : К слову , дешевых аппаратов АВ великое множество и многие звучат так себе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

дешевые дэшки как раз звучат много лучше начальных да и среднебюджетных классических транзисторников

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Согласен

- 50 дБ +
#

Я слушал этот Марантс с Дали Рубикон-очень неплохо.. Есть смысл попробовать и активные студийные мониторы Hedd Type 05.Это 3х-полосые мониторы,где на свою полосу частот стоит свой отдельный усилитель класса D. В Адам по "старинке" ставят на в/ч усилители класса АВ, a автор всех этих колонок один-это Хайнц. Да,совсем забыл,на в/ч там стоят мои любимые ленточные твиттеры..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Георгий, вам надо дать звание- посол HEDD . Сорри, не удержался).

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

ПОЧЕТНЫЙ !)))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Leo #

Куда послали,туда и посол))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Да никакой я не посол и не торгую техникой.. Просто советую только то,что самому нравится,а дальше пусть сам себе каждый делает выводы.. Для меня удивительно,что на этом сайте я не увидел ни одного обзора студийной техники(акустика),про ЦАП немного есть,писал YG,на этом и все..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Ну так сами напишите. Я текст отмарафечу и буду клянчить у редакции место на главной странице (если материал будет достойным). В худшем случае в "разогреве" сами опубликуете.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Не дал мне бог таланта писать..Да и мое мнение известно.. У меня все в ритме вальса,на раз,два,три.. Это плохо-так себе и хорошо..

- 46.99 дБ +
#

Даже в телике sharp lc 26 ga 4 e (1 bit tehnology) 2005 года звук просто радует слух перед сном, включаю от bdшника - детальный чистый звук, слушаю не громко но запас как у нынешнего саундбара - средней цены. Заявлено 10вт на канал.Полноразмерная стерео система моя - так хорошо не звучит при небольшой громкости особенно вечером.

- 50 дБ +
#

в активных нойманах KH120 усиление в классе АВ, и в новых KH80-х класс D - никакой разницы в звуковом почерке

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

В 80е зашили ДСПшку с эмуляцией 120х?)

Сам не слушал пока, не получилось, но на днях обсуждали со знакомым у которого есть и то и другое. На его слух и вкус разница есть, правда меньшая, чем ожидалось. Сам пока не успел составить впечатление, послушаю в режиме слепого теста, самому интересно что там как.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

вряд ли прям эмуляция, но 80е более гибки в настройке из-за dsp через приложение и в суммарном выхлопе предпочтительны чем более дорогие 120

- 50 дБ +
#

Усилители класса D в последние годы делают очень хорошие, чему свидетельствуют такие представители как Primare i35 и Lyngdorf TDAI-3400.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Serge #

Вы правы, плюсую.

- 50 дБ +
#

проблема мощных транзисторов работающих в режиме ключей в том что они в этом состоянии шумят напропалую... причем шум получается еще и плавающий по времени... отсюда куча непредсказуемых гармоник и прочих безобразий борьба с которыми возможна только методами улучшения параметров транзисторов... что в свою очередь резко повышает ценник... попытки гасить это дело через дичайшую обратную связь причем не на нч как в обычных усилках а на сч-вч... они конечно дают результаты но как итог оос давит всю аудиофильскость средних частот в колонках... там где послезвучия формируются за счет правильно расчитанных резонансов в корпусе колонки... все таки аудифильские колонки это мини-консерватории а не просто задемпфированные ящики... в данном Марантце инженеры смекнули что можно некоторые пропавшие звуки восстановить хитропопым предом... но как итог должна быть побочка в виде того что усь напрочь убив характер колонок и создав нужный звук в своем преде на разных колонках звучит одинаково... он же теперь вместо них консерваторит...


собственно главная проблема шим усилков это жестко задемпфированная середина... с другой стороны в эпоху наступающих с подачи долби атмоса дсп процов в ресиверах тенденция преноса консерватории из колонок в математику вполне так актуальна для дальнейшего прогресса окружающего мира...

- 50 дБ +
#

НЕ, пока есть АТС, мир не поколебим, с Д. классом сами у себя в кабинете слушаем

- 50 дБ +
#
На текущий момент технология прямого усиления «цифры» еще не стала массовым явлением, вероятно, потому что г-н Лингдорф грамотно оформил патентные права на технологию или просто предпочитает не раскрывать коллегам всех секретов

Один из примеров альтернативного использования - DDX от Apogee - используется, например, в небезызвестных Yamaha Pianocraft. Сложно сказать, почему эта разработка не получила широкого применения. Может быть, там действительно, что-то с копирайтом замешано. Ямаху в этом формате мне упрекнуть нечем от слова совсем

- 50 дБ +
#

коллеги недавно дали послушать raspberry 3 + digiamp (вроде made in uk), коробочка 10*6*6см и блок питания на 19v от ноутбука, так эта хрень мелкая переиграла мой onkyo 8270, как по качеству звука так и по мощности, а разница в цене 45000р. Да, немного сцены не хватало, но на максимальной громкости Dэшка даже намеков на малейшие искажения не дала, не то что onkyo

- 56.02 дБ +
#

Devialet можно послушать, фору многим АВ-эшкам даст в своём ценовом сегменте.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Он не плохой, это совершенно точно. Плюс функционал, плюс стиль. Это все есть. Кстати, аппарат хоть и в D, но не совсем, там схема сложнее. Но все равно не не мой вкус. Слушал несколько раз, знаю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

А мне очень понравился Devialet. Отлично звучит и функционал хороший.

Да , схема там у парней доработана. Их ноу-хау.


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Но все равно не не мой вкус. Слушал несколько раз, знаю.

Вот и причина. Просто не ваш "ух". Сто процентов субъективная оценка.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Так можно абсолютно все списать на субъективность и вообще ни о чем не разговаривать. Но все же это не так - если уметь слушать то можно спокойно оценить все составляющие, и если картинка не сходится то уже анализировать, что именно не сошлось. И это уже будет другая картина. Конкретно у Девиалета все слышно, где какая специфика. Не спорю, может нравится, есть сильные стороны. Но на звук, приближенный к идеалу аппарат не тянет. Хотя имеет право на существование. Среди тех же ламповиков за схожую цену есть экземпляры, которые красят куда больше, и ничего их покупают и хвалят. Правда есть и другая закономерность - среди всей массы лампы я знаю примеры усилителей очень нейтральных, а вот среди класса D, как я уже выше говорил, неокрашенных аппаратов я не встречал. Все так или иначе это делают.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Скромно замечу , что Лингдорф абсолютно нейтральный. (Если выключить DSP)

PS: у каждого свой "эталон" в мозге. У вас естественно свой.

Хотелось бы все-таки узнать, как посещение живых концертов влияет на отказ от использования класса D?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Именно в синтетике Лингдорф упрекнуть не могу. Но послезвучия и микродетальность он так легко сбрасывает да совсем дальние планы. Да и по подаче в целом скорее светлый звук с подчеркнутой верхней частью диапазона.

Но вообще это тоже хороший аппарат. В целом и в сравнении.

Один единственный эталон иметь вредно - правильно выше было замечено, что запись никогда не будет равна оригиналу. Но выработать систему оценки необходимо, и это решаемая задача.

Как влияет? Вероятно, у всех по разному, но статистика отказа от таких аппаратов есть. Людей просто перестает удовлетворять их звук.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Как влияет? Вероятно, у всех по разному, но статистика отказа от таких аппаратов есть. Людей просто перестает удовлетворять их звук.

PS субъективные наблюдения , не более того.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

А мне понравилось ваше описание Лингдорф, весьма близко к реальности.

PS У вас какой усилитель?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #
А мне понравилось ваше описание Лингдорф, весьма близко к реальности.

Местами.

- 50 дБ +
#

Вона чо. Я на выставке Обероны слушал с таким Маранцем, и думал что высокие, похожие на звук который получается если куском пенопласта провести по стеклу, это Обероновая заслуга. А теперь даже и не знаю…

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Обероны не эталон

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Magamed #

Это камрад Никинико так шутит)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

цифра задумана для автозвука. В хайэнде ей делать нечего.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Magamed #

Вот как ?))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

В классе D дорогих усилителей нет.

Обосновал?

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @Magamed #

Mark Levinson недорогой?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

пачём?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Magamed #

Если пара Лямов за N53 для вас недорого, тогда у вас все наверно не так плохо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

А он и не совсем класс D, хотя ближе, скорее, к нему, чем к другим классам. Аппарат из тех времен, когда и Theta была на подъеме. А вот уж где синтетика-синтетика...

- 50 дБ +
#

С усилителями класса D у меня как-то не сложилось. Все, что слушал, звучало совершенно неинтересно. Но вот мощник ATI на модулях HYPEX N-CORE, я вам скажу, что это большой шаг вперед! Звучало вполне себе ничего, даже собраннее, чем многие классические усилители в этой ценовой категории. Никакой "жесткости" и "прямолинейности" я не выявил. Еще, некоторые утверждают, что новая серия усилителей Prisma от Primare звучит хорошо, но мне пока их послушать не удалось. Но прошлые линейки Праймаров в классе D на меня не произвели никакого положительного впечатления.

- 50 дБ +
#
На текущий момент технология прямого усиления «цифры» еще не стала массовым явлением, вероятно, потому что г-н Лингдорф грамотно оформил патентные права на технологию

А у Sony разве не такая же технология? В портативной технике, например, их 'прямое цифровое усиление' указано прямо на сайте в описании

- 50 дБ +
#

Классы классы. Это все круто.

Но почему то все тогда идут сразу в запредельные деньги когда надо купить класс АВ. Я все про тот же quad там написано что это усь АВ. А значит уже класс и стоит не сотни тысяч евро

- 50 дБ +
#

Хорошо,что прочитал эту статью.Я в Pult.Ru слушал этот присловутый Ruby,последнее творение Ишиваты.И сразу по памяти вспоминал Marantz PM 11S3,который тестировал у себя дома с CD проигрывателем этой же серии. Слушал я Ruby и недоумевал: до чего-же поганый звук по сравнению с S11.Кстати и CD проигрыватель был Ruby.Вот теперь,прочтя статью,я понял, что это так звучит класс D. Похоже не зря Ишивате показали на дверь! Интересно, автор так расписывает этот Ruby, как будто пишет заказную статью для увеличения продаж этого ус-ля. А S11, то он-Слушал? Между этими усилителями огромная пропасть в звучании. Это как Мерседес и Запорожец!

- 40 дБ +
#

За классом Д будущее. Конечно не за более дешевыми вариантами , как например на Primare. а за концами на Hypex NC500 и проф. серии NC1200. NC500 пока вне конкуренции и легко уделывают ATI на модулях UcD700. И,кстати, основное отличие цифры слышно сразу-это натуральная динамика звука,которой нет не у интегральников и тем более лампы. Но это кому что нравится..

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.