Dolby Atmos — не просто «еще один многоканальный формат». Это принципиально новая система создания акустического пространства, о которой мы уже подробно рассказывали. Создавалась она в основном для больших коммерческих залов, но, как мы знаем, приход даже самых крутых кинопрокатных технологий в домашний театр — вопрос времени, причем обычно не слишком продолжительного. Ну и денег, разумеется.
Так вот, с позапрошлого года, когда первые декодеры Atmos стали появляться в бытовых ресиверах, стоимость подобных решений неуклонно падала. И наконец мы дожили до момента, когда «объектно-ориентированный» звук пришел даже в самые массовые модели ресиверов. Об одном из них мы и поговорим.
Обойдемся без металла
В новой ресиверной линейке Denon поддержкой Atmos могут похвастать все модели, за исключением совсем уж начального пятиканального аппарата AVR-X520. Мне же довелось плотно пообщаться с третьей снизу (и пятой сверху) системой AVR-X2300W. Отдельно я остановлюсь на особенностях самого доступного Atmos-ресивера с индексом AVR-X1300W, благо отличий у двух ближайших родственников не слишком много.
Итак, начнем с фасада. Если снять информационные ярлыки, которыми уклеена передняя панель, перед вами — лаконичный, строгий, но ни в коем случае не бедный дизайн. Наоборот, выглядит аппарат достаточно стильно и однозначно дороже своей реальной цены. Фронтальная панель и пара основных ручек сделаны из пластмассы, но догадаться об этом практически невозможно до тех пор, пока к ним не прикоснёшься.
А вот пульт ДУ держишь в руках частенько, ощущения премиального продукта он не производит, зато фактура его верхней поверхности такова, что на ней абсолютно не заметны отпечатки пальцев. Да и вообще, речь у нас идет о мультимедийном центре по цене смартфона, так что будем разумны в запросах. Кстати, о смартфонах. Установив приложение Denon 2016 AVR Remote, можно управлять ресивером с куда большим комфортом.
Неожиданности загадочные и приятные
Сборку многоканальной системы начинаю с подключения источников видео. Портов HDMI на задней панели семь, плюс еще один на передней, и все они поддерживают спецификацию 2.0a, то есть способны принимать сигналы 4К на частоте до 60 к/сек и с поддержкой динамического HDR. А еще сзади обнаружились два компонентных видеовхода и один выход. Кому и зачем они сегодня могут понадобиться, честно говоря, просто не представляю. Уж лучше было бы из части потраченных на них деталей собрать хотя бы один коаксиальный вход для цифрового звука. Но на нет, как говорится, и суда нет, во всяком случае, пара оптических портов в нашем распоряжении. Выходов HDMI два — щедрый подарок для данной ценовой категории. Сабвуферных портов, кстати, тоже пара, так что по коммутации «две тысячи трехсотый» получает однозначный зачет.
Отдельного рассказа достоин двухканальный выход предусилителя, обозначенный как «Zone 2». С его помощью вы сможете организовать не только озвучку отдельного помещения, но и отправить на внешний усилитель мощности сигнал для фронтальной стереопары. Правда, скоммутировать на него возможно только аналоговые порты, а так же встроенный проигрыватель аудио, который работает с интернет-радиостанциями и сервисами, ресурсами локальной сети и USB-носителями. То есть стерео — пожалуйста, а вот вывести на внешнее усиление фронты многоканального кинозвука не получится.
Еще один интересный момент связан уже с акустическими выходами. Обладателю ресивера предоставлена полная свобода в их конфигурации. Можно смонтировать пару колонок на потолке и построить Atmos-систему с формулой 5.1.2, можно остановиться на классической конфигурации 7.1, а можно ограничиться и 5.1, отправив два канала на озвучку другой комнаты. Можно даже с их помощью устроить биампинг на фронтальных колонках.
…и штатив в придачу
В отличие от систем с жестким соответствием звуковых дорожек и колонок, на которые они выводятся, для декодеров Atmos аппаратная калибровка под конкретную инсталляцию — процедура не рекомендованная, а строго обязательная. В нашем случае используется система Audyssey MultiEQ XT, запускающаяся сразу же, как только к гнезду на лицевой панели будет подключен измерительный микрофон. Микрофон, разумеется, входит в комплект поставки. Более того, в коробке с ресивером обнаружился набор картонок разной формы, из которых минут за пять можно самостоятельно смастерить… штатив с регулируемой высотой! Поэтому если даже у вас в семье никто не увлекается фотографией, проблем с точным позиционированием микрофона не будет.
После настройки активируется не только созданный звуковой профиль, но по желанию могут быть включены система коррекции тонального баланса, в зависимости от громкости (Audyssey Dynamic EQ), и динамический компрессор Dynamic Volume, который пригодится, если у вас есть маленькие дети или нервные соседи.
Вообще богатство и разнообразие звуковых настроек у ресивера приятно удивило. Можно, например, ограничить максимальную громкость, выставляемую основным регулятором или настроить частоту среза низких частот основной акустики с точностью до 10 Гц.
Море музыки
Помимо мощной системы многоканального декодирования, ресивер оснащен на удивление продвинутым и всеядным музыкальным плеером. Он умеет не только воспроизводить потоки, получаемые по Bluetooth и Wi-Fi, но и (как я уже упоминал) проигрывать файлы из сетевых хранилищ, USB-дисков и плееров iPod, а также принимать вещание интернет-радиостанций и стримингового сервиса Spotify (посредством функции Spotify Connect).
Есть возможность использовать источники DLNA или AirPlay по локальной, а для удобства работы с интернет-радио – программу vTuner, предварительно прописав в ней MAC-адрес ресивера.
В файловом формате воспроизводятся треки WMA, MP3, WAV, MPEG-4 AAC, FLAC, ALAC, AIFF, DSD. При этом на экран могут выводиться картинки в JPG. Поддерживаются PCM-потоки вплоть до 24 бит/192 кГц, DSD – до 5,6 МГц.
Самое удивительное, все вышеупомянутые функции действительно уверенно работают. Я заметил лишь два ограничения: при воспроизведении DSD-сигнал нельзя отправить на выход второй зоны, а на USB-носителях не поддерживаются файловые системы NTFS и exFAT.
Звук вокруг
Теперь о главном. Я испытывал ресивер именно в той конфигурации акустики, на которую он в первую очередь и рассчитан — 5.1.2. Вообще установка в комнате динамиков верхних каналов — шаг самоотверженный, это вам не ресивер новый купить. Я лично на него пока не решился, а для тестов использовал сателлиты, установленные на высоких штативах для видеосвета. Кстати, плюс такой походной инсталляции в том, что можно как следует поэкспериментировать с расположением верхних излучателей в пространстве. Так вот, лучший эффект вертикального панорамирования достигается, если колонки смонтированы на потолке примерно на полметра ближе к экрану, чем зрители (в горизонтальной проекции, разумеется). И очень желательно ориентировать их твитеры в направлении зрительских мест. Благо встраиваемая акустика с изменяемой направленностью в наше время не проблема.
Просмотр фильмов с дорожками в Dolby Atmos и DTS HD Master Audio показал, что ресивер способен выстроить на редкость объемное звуковое поле, с абсолютно чётким позиционированием виртуальных источников в секторе охватом примерно 250 градусов. Задняя область осталась менее проработанной по причине отсутствия в сетапе тыловых каналов. Что касается вертикальной плоскости, то главная новость в том, что теперь фраза «трехмерная звуковая сцена» обрела для домашних киноманов самый прямой смысл. Звук действительно получил полноценный объем, что производит очень внушительное впечатление. Конечно, единственная пара потолочных динамиков не претендует на создание детального вертикального эшелонирования. Но, скажу честно, я могу припомнить совсем немного фильмов, в которых это самое эшелонирование было по-настоящему задействовано. И лучший в этом плане — недавно вышедший в прокат «Глубоководный горизонт».
И да, ресивер готов к работе с еще одним объектно-ориентированным форматом — DTS:X. Он интересен тем, что способен дополнять третьим измерением и треки, закодированные в «плоских» форматах DTS или Dolby. Однако новая прошивка, включающая поддержку DTS:X, появилась буквально на днях, и детально разбираться с ним мы будем уже в тестах других моделей.
Жизнь в стерео
Характер воспроизведения музыкальных треков AVR-X2300W логично перекликается с его звучанием в многоканальным режиме. То есть звук чист, конкретен, вполне прозрачен и объёмен. Отдельно хочется отметить грамотно выстроенную музыкальную сцену и неожиданно аккуратное для ресиверов данного класса обращение с вокальными тембрами. Правда, легкий акцент на высоких частотах, придающий дополнительную отчетливость трекам фильмов, в стерео иногда создает ощущение излишней педантичности, а местами и суховатости.
Однако не будем играть в аудиофилию там, где это не уместно. Это не означает, что нужно мириться с неуместными тональными акцентами — можно просто взять и скорректитровать звучание встроенным эквалайзером. Он, между прочим, позволяет подстраивать уровень в пределах -20/+6 дБ на восьми полосах в диапазоне от 63 Гц до 16 кГц. А еще можно использовать в качестве его настроек частотный профайл Audyssey, сформированный во время автокалибровки. Ну а на компрессированных треках не грех включить и систему восстановления потерянной музыкальной информации Restorer.
Иными словами, на крепком среднем уровне воспроизведения ресивер обладает очень пластичными средствами управления звуковой картиной. Следует лишь учесть, что это в первую очередь кинотеатральный аппарат, подразумевающий смещение основной басовой нагрузки на сабвуфер. Соответственно, не стоит загружать его большими низкочувствительными напольными колонками — во всем должна быть гармония.
Меньше слов, больше картинки
О видеотракте AVR-X2300W по сути достаточно сказать всего одну вещь. Он может пропускать любые сигналы вплоть до 4К60p (включая 3D и динамический HDR) без всякого вмешательства в их внутреннюю структуру, причем делает это даже в выключенном состоянии.
Разумеется, ресивер умеет повышать разрешение входных сигналов, а также корректировать параметры видео (включая использование профилей ISF), но обычно эта работа достается самому устройству отображения.
Еще один приятный момент — флуоресцентный дисплей ресивера можно притушить или погасить совсем, не пользуясь функцией Pure Direct. Это важно, поскольку при просмотре фильмов в 3D его мерцание сильно отвлекает.
Младший брат
Модель AVR-X1300W (цена 34 990 рублей) располагается на ступеньку ниже нашего испытуемого. Теперь это самый младший ресивер Denon с поддержкой Dolby Atmos. Как и у «две тысячи трехсотого», здесь применены дискретные усилительные модули для каждого из семи каналов, но мощность у них поменьше. Кроме того, в аудиотракте не используются компоненты повышенного класса точности и не предусмотрен режим Pure Direct.
Выход HDMI один, входов не восемь, а шесть, возможность скейлинга или коррекции видеосигнала отсутствует, как и ISF-сертификация. С задней панели исчезли компонентные видеопорты, а также линейный выход для второй зоны.
Таким образом, качественные упрощения в AVR-X1300W по большому счету коснулись лишь аудиотракта, однако на способности декодировать продвинутые многоканальные форматы они не отразились. В итоге получился достаточно продвинутый мультимедийный процессор для обладателей компактных сателлитов небольшой мощности.
Поддержка самых продвинутых сурраунд-форматов и просто отличное для своей категории воспроизведение многоканальных треков. Впечатляющие возможности встроенного аудиоплеера.
Отсутствие коаксиального входа цифрового звука.
41 990 рублей.
Вых. мощность:
7 х 95 Вт (20 Гц – 20 кГц, 8 Ом, 2 канала, THD 0,08%)
7 х 125 Вт (1 кГц, 6 Ом, 2 канала, THD 0,7%)
7 х 150 Вт (1 кГц, 6 Ом, 1 канал, THD 1%)
Потр. мощность: 500 Вт
Форматы многоканального звука: DTS HD Master Audio / DTS:X / DTS Neural:X / Dolby TrueHD / Dolby Atmos
Коммутация: 8 HDMI (v.2.0a) входов, 2 HDMI выхода, USB, 2 композитных видеовхода, композитный видеовыход, 2 компонентных входа, компонентный выход, 4 аналоговых стереовходов, 2 цифровых оптических, 2 выхода на сабвуферы, мультирумный/PreOut, RJ45
Беспроводные соединения: Wi-Fi 802.11a/b/g/n (2,4/5 ГГц), Bluetooth (профили A2DP и AVRCP)
FM-радио: 87,5-108,0 МГц
Размеры (без антенн): 434 х 339 х 167 мм
Вес: 9,4 кг