Планарно-магнитные наушники Audeze демонстрируют достаточно ровную АЧХ, чтобы претендовать на место не только в домах аудиофилов, но и в звукозаписывающих студиях. И эта претензия давно имеет вполне материальную реализацию: немало студий используют модель LCD-X для финального мониторинга записей. Скажу больше — вы наверняка знаете десяток-другой мировых хитов, к созданию которых причастны LCD-X.
Снова в черном
«Эти наушники я уже где-то видел!» — вот первая мысль, которая посетила меня, когда я взял в руки LCD-X. И действительно, от протестированных ранее LCD-2 Classic внешне их отличает лишь форма кабельного ввода. У LCD-X выступающая часть корпуса с разъемом сделана в виде прилива, ориентирующего разъем по касательной к окружности чашки наушника — одним словом, в точности так, как это сделано в других современных моделях серии LCD (на мой взгляд, это расположение более удобно). В остальном мы имеем те же алюминиевые чашки, анодированные в черный цвет, и то же металлическое оголовье с перфорированной кожаной подушкой. Стильно, строго и брутально.
Зато внутреннее содержимое чашек отличается от классической второй модели весьма серьезно. Сверхтонкие диафрагмы Uniforce разработаны специально для этих наушников и (в отличие от номерных LCD) имеют малый импеданс, всего 20 Ом. Все ради того, чтобы наушники адекватно работали с маломощными усилителями, включая те, что встроены в портативные устройства и студийное оборудование. Двойная магнитная система Fluxor, дополненная волноводами Fazor, заимствована у старшей модели LCD-3.
Как и другие модели, LCD-X можно заказать в двух исполнениях: с отделкой натуральной кожей или микрозамшей. Второй вариант, на мой взгляд, является более подходящим для длительного использования. В обоих случаях амбушюры имеют большой размер и сидят максимально комфортно. Ощутимый вес наушников распределяется насколько это возможно равномерно. При желании его даже можно чуть уменьшить, заменив металлическое оголовье на карбоновое, но и в этом случае наушники LCD-X не являются легкой ношей. Точно так же, как и любые другие полноразмерные планары, в которых качество звучания и массо-габаритные характеристики прямо пропорциональны.
Сделано для студии?
Звучание наушников LCD-X, без сомнения, имеет студийные черты. Оно очень собранное, четкое, с высоким разрешением. Однако нельзя сказать, что настройка идеально ровная. Напротив, на средних частотах есть небольшой, но специфический акцент, делающий звучание более артикулированным и рельефным. Верхних, на мой слух, мало. Они играют где-то вдалеке, отчего примерно половина тестовых композиций получается темнее и камернее, чем они должны быть.
Бас тоже кажется отодвинутым от слушателя, но лишь слегка. К его качеству претензий не возникло — он предельно ровный, сфокусированный, и, что немаловажно, для его контроля не требуется высокая мощность (с наушниками вполне нормально справляются даже усилители портативных устройств).
По характеру звучания LCD-X напомнили мне LCD-2, но «иксы» не только фокусируют внимание на деталях и делают средние более выразительными — они выдают больше музыкальной информации. В результате именно с LCD-X мы имеем больше шансов заглянуть в самую суть музыки, понять и структуру композиции, и характер звучания инструментов, и эмоции, которые вкладывал исполнитель. Вот я и заглянул.
В самую суть
Хит Оззи Озборна с циничным названием «Suicide Solution» наушники легко разобрали на составляющие, не разрушив при этом настроение композиции. Было даже как-то удивительно слышать, что эта звуковая каша на самом деле может быть достаточно разборчивой и понятной, с хорошо различимыми партиями инструментов и четко обозначенными нотами. Для закрепления полученного опыта я включил более современный и чисто сыгранный трек «Fly High» Рэя Уилсона и его команды Stiltskin. И вновь наушники аккуратно «разложили по полкам» весь шквал звуков. Было хорошо слышно все гитары по отдельности, да и общая картина и настроение также передавались достойно. И хотя некоторые модели наушников сравнимой стоимости и класса смогли бы лучше передать настроение, мало кто способен соперничать с LCD-X в плане детальности и чистоты воспроизведения.
Удачный баланс между аналитичностью, детальностью и выразительностью LCD-X продемонстрировали, когда дело дошло до альбома «Toxicity» System Of A Down. И гитары, и вокал играли предельно разборчиво, а вот верха было мало, отчего в звуке проявилась мягкость и даже теплота. Но, возможно, именно это и сделало звучание более живым и эмоциональным. Джо Кокер пел про взятие Манхэттена энергично, убедительно, в голосе лишь чуть-чуть недоставало нижних обертонов.
Вокал Лучано Паваротти воспроизводился практически безупречно, без жесткости и дискомфорта на верхних нотах. То ощущение свободы и полета, которое неизменно присутствует в голосе прославленного тенора, ощущалось в полной мере. А в композициях с альбома Алана Парсонса «I Robot» того же самого ощущения открытого и свободного звучания уже не было. Фирменный атмосферный и воздушный саунд мэтра арт-рока получился неожиданно теплым, уютным и камерным.
Очень интересно прозвучала композиция «Revelation» с альбома Маркуса Миллера «Renaissance». Солирующая бас-гитара расположилась на переднем плане, а остальные инструменты — будто бы по бокам и даже позади. Особенно это стало заметно в моменты, когда бас и электрическая гитара вели одну мелодию. Я привык слышать эту вещь в несколько иной, более равномерной и цельной подаче инструментов, хотя данный вариант был, определенно, хорош. При этом детальность и ритмичность — на высоте: каждый инструмент отчетлив, они не смешивались друг с другом, ритмические рисунки не путались и не спотыкались. Это верный признак того, что в НЧ/СЧ-диапазоне наушники не имеют существенных неравномерностей. Недостатка верха в этой записи я не ощутил.
Тему заданную Маркусом удачно продолжила Jheena Lodwick с фриджазовой версией известного стандарта «Close To You». На этой композиции наушники вновь порадовали отличной ритмичностью, четкостью проработанности басовой линии и выразительным рельефным вокалом.
На дебютном EP Alice Merton «No Roots» LCD-X показали превосходную детальность, идеально контролируемое звучание и умеренную, сдержанную передачу эмоциональной составляющей. «Jealousy» не была столь волнующей, какой я ее слышал в исполнении LCD-2 Classic, а проявить себя LCD-X смогли на более динамичном «Hit the Ground Running». Главным образом, за счет хорошей передачи динамики и более высокой детализации. Если говорить о прямом сравнении, то LCD-2 Classic в обоих случаях звучали более светло и ярко, а LCD-X — более основательно и детально.
Вариации Гольдберга на произведения Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Glenn Gould звучали отлично от первой и до последней ноты. Рояль был реалистичен и в меру ярок, как при прослушивании вживую. Хорошо передавался темперамент и настроение исполнителя.
По общему впечатлению наушники получились вполне всеядными. Как и в случае с LCD-2, любой версии временами не хватало верхних частот, к тому же LCD-X периодически выделяли отдельные инструменты и партии в СЧ-области, принижая тем самым значимость остальной части воспроизводимого диапазона. Звучание LCD-X в целом получилось в первую очередь исключительно информативным и при этом в достаточной степени музыкальным.
Измерения
Результаты измерений в целом мало отличается от других моделей Audeze серии LCD. Ключевые отличия, как всегда, приходятся на среднюю и правую части графика АЧХ при фактически линейной левой половине. А именно на левую часть графика приходится большая часть основных тонов инструментов и человеческого голоса.
Характер звучания средних частот определяет подъем АЧХ, достигающий пика в области 700-800 Гц. Похожий по характеру (но менее выраженный по амплитуде) подъем на частотах 800-1000 Гц наблюдался и у LCD-2C, и у LCD-4. Но область 1-3 кГц у LCD-X провалена глубже, чем у вышеупомянутых моделей. А с донорской моделью LCD-3 у LCD-X совсем немного общего.
Объективности ради хочется заметить, что попади на наш стенд наушники других брендов, специализирующихся на студийных наушниках, мы получили бы куда менее линейный результат, во всяком случае, в левой части графика до 1 кГц.
Уровень искажений LCD-X меняется ступенчато по частотам, хорошее значение 0,5% в НЧ-области, практически идеальные СЧ со средним значением 0,2% и вполне традиционные флуктуации в правой части графика, находящиеся в пределах от рекордно малого 0,1% и до большого, но все же вполне приемлемого значения 1%.
Выводы
Возможно, я что-то не понимаю в насущных потребностях американских звукорежиссеров, но LCD-X не показались мне идеальными в плане тонального баланса. Во всяком случае, мне попадались модели Audeze с еще более сбалансированным звучанием. Но совершенно точно могу сказать, что LCD-X являются отличными аудиофильскими наушниками, дающими возможность слышать каждый звук, призвуки и послезвучия, но при этом играющие музыку комфортно и интересно — так, чтобы за прослушиванием можно было проводить долгие часы.
По характеру звучания, классу качества и цене это некая золотая середина между LCD-2 Classic и LCD-3. От первых LCD-X унаследовали акцент в СЧ-диапазоне, смягченный верх и максимально собранное звучание, а от LCD-3 взяли высокое разрешение и немного тембрального богатства. И не забудьте добавить к вышеперечисленному малый импеданс, дающий возможность наушникам вполне прилично звучать и с маломощными портативными усилителями.
Высокая детальность, возможность выбора отделки амбушюр, низкий импеданс
Небольшой дефицит верхних частот, габариты и масса
100 000 рублей
Тип: планарно-магнитные
Акустическое оформление: открытое
Размер излучателя: 106 мм
Диапазон частот: 10-50000 Гц
Чувствительность: 103 дБ
Импеданс: 20 Ом
Рабочий диапазон мощностей: 0,1-15 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 1-4 Вт