Тест усилителя Emotiva XPA-DR2: меломанский подход к звуковоспроизведению

ТEКСТ: Комментарии (20)
75.8 дБ
Тест усилителя Emotiva XPA-DR2: меломанский подход к звуковоспроизведению

Сегодня речь пойдет об одном из представителей большого семейства усилителей мощности XPA от американского бренда Emotiva. На данный момент, это старшая серия усилителей мощности, в процессе создания которой инженеры компании основательно изучили предыдущий опыт своих коллег и конкурентов, после чего применили в конструкции те схемотехнические принципы и решения, которые сочли наиболее успешными и эффективными. Подход в целом понятен, логичен и не нов, но результат получился уж очень любопытный — даже неожиданный.

На 100% дифференциальный

Посмотрев на модельный ряд усилителей мощности Emotiva серии XPA, нетрудно догадаться, что мы имеем дело с модульной платформой, а все многообразие моделей формируется путем установки разных усилителей в один и тот же типовой корпус. В итоге, выбор предельно широк: от киловаттного моноблока XPA-DR1 до 11-канального XPA-11. Мы же рассмотрим стереофоническую версию XPA-DR2. Буквы DR в обозначении модели говорят о том, что в конструкции используются усилительные модули Differential Reference.

Эти модули имеют полностью дифференциальную, или говоря более привычным языком — балансную схемотехнику. Именно поэтому каждый модуль занимает в корпусе два слота, а выходные клеммы расположены необычным образом — по одной на слот. Преимущества дифференциальной схемотехники хорошо известны: снижение искажений, помехоустойчивость, высокая мощность. В отличие от более простых решений, когда сигнал перестает быть симметричным уже во входном каскаде усилителя мощности, у Emotiva XPA-DR2 принцип симметрии сигнала сохраняется на всей протяженности звукового тракта.

Количество синих «глаз» усилителя соответствует количеству каналов

По этой причине все перечисленные преимущества присутствуют в полном объеме: от входного XLR-разъема до выходных клемм, — обеспечивая соотношение сигнал/шум 120 дБ и КНИ менее 0,1% при максимальной нагрузке. Кроме того, не будем забывать и о том, что дифференциальный стереоусилитель по умолчанию состоит из двух не связанных между собой блоков, не имеющих общей «земли». Это значит, что мы имеем схему типа «двойное моно», обладающую отличными показателями разделения каналов.

С удвоенной динамикой

Помимо балансной схемотехники, Emotiva XPA-DR2 может похвастать еще одним продвинутым решением: ее усилительные модули работают в классе H. По сути, это вполне традиционный класс АВ — только на «стероидах» в виде динамически изменяемого напряжения питания. До определенного уровня громкости он работает в чистом классе АВ, а затем нарастание сигнала сопровождается нарастанием напряжения питания, что дает усилителю кратный запас мощности.

Дифференциальная схема — это, по сути, два обычных усилителя, работающих на один канал

В случае с Emotiva заявлена некая фирменная технология Soft-Switch, отвечающая, судя по всему, за плавность подключения дополнительного питания без ущерба для качества звучания. Производитель также отмечает, что в классе H электронные компоненты усилителя работают в более экономичном и щадящем режиме, чем в классе АВ той же мощности, благодаря чему продлевается срок службы и расходуется меньше энергии.

Импульсная подача

Блок питания играет важную роль в работе любого усилителя мощности, а уж если речь идет о классе H, его значимость и вовсе трудно переоценить — ведь фактически схема питания является еще одним усилителем, в который «вложен» обычный класс АВ, и от способности блока питания наращивать отдачу без какой-либо задержки зависит динамика звучания. Поскольку обычный трансформатор в той или иной степени инертен, разработчики применили современный импульсный блок питания, не забыв при этом обеспечить эффективное сглаживание пульсаций и подавление шумов, способных негативно влиять на звучание.

Как любой элитный аппарат XPA-DR2 имеет свои отметки

В итоге, удалось обеспечить питание столь же чистое, как и от трансформаторного блока питания, но с лучшим динамическим откликом. А еще импульсная схема получилась значительно более компактная, легкая и энергоэффективная. В модели XPA-DR2 выходная мощность блока питания составляет 3 кВт при выходной мощности самого усилителя 2 х 800 Вт (RMS) на 4-омной нагрузке, что дает неплохой запас даже чисто математически, не говоря о том, что в рабочем режиме выходная мощность усилителя будет существенно меньше.

Необходимые уточнения

Не лишним будет рассказать и о мелочах, из которых складывается общее впечатление об устройстве и производителе. Для начала надо упомянуть, что, помимо глобальных конструкторских новшеств, разработчики столь же широко используют современные технологии в мелочах. Так, например, в XPA-DR2 установлена современная высокотехнологичная схема защиты, предотвращающая выход из строя усилителя и нагрузки при любых нештатных ситуациях и при этом не влияющая на качество звучания.

А клеммы-то фирменные!

Есть немало тонкостей, делающих работу проще и удобнее. При включении в электрическую сеть выбор напряжения питания происходит автоматически, аварийную защиту обеспечивает не одноразовый плавкий предохранитель, а автоматический переключатель. Усилитель имеет вход и выход триггерного управления для интеграции в систему автоматизации, световую индикацию на фасаде можно выключать, если светодиоды находятся в поле зрения и отвлекают внимание. И только тип входа симметричный/не симметричный придется выбирать тумблером вручную — это единственная функция сделанная «по старинке».

Также хочется отметить неизменно качественное изготовление корпуса с алюминиевым фасадом и брутальный дизайн, удачно балансирующий где-то между профессиональной и домашней техникой.

И все же классика

Изучив основательно матчасть, я ожидал получить от Emotiva XPA-DR2 максимально современный звук: предельно ровный, собранный и быстрый, однако все оказалось совсем иначе. Мощник выдает масштабный, теплый и сочный саунд в лучших традициях моделей класса АВ золотой эры транзисторной схемотехники.

Высокая мощность и коэффициент демпфирования 500 позволяют ему легко справляться с любой нагрузкой, поэтому нет причин предполагать, что характерный густой обволакивающий бас — следствие неспособности выходных каскадов контролировать низкочастотную секцию подключенной акустики. Ничего подобного! Похоже, что все именно так и было задумано. Во всяком случае, на самых сложных композициях с большим динамическим диапазоном или в путанных партиях контрабаса ни характер, ни степень контроля баса не меняются.

Монобрендовая система буквально сияет огнями

Середину XPA-DR2 выдает отлично сфокусированную, детализированную, теплую и тембрально богатую, с большим количеством нюансов и оттенков. Верхние чуть отдалены от слушателя, иногда они воспринимаются чересчур строгими и даже суховатыми — хочется добавить воздуха и послезвучий. Ощущение пространства, объем и локализация сцены при этом нареканий не вызывают — в этом вопросе усилитель ведет себя очень достойно.

Согласно современным требованиям к качеству усиления, XPA-DR2 обеспечивает высокое разрешение и солидные динамические возможности, но при этом он обладает своим характером, накладывающим свой отпечаток на весь воспроизводимый контент. Отпечаток этот не настолько велик, чтобы сделать систему однозначно жанровой, не играющей добрую половину фонотеки, да и объективные характеристики усилителя достаточно хороши, чтобы он справлялся с любым контентом. Однако в звуке неизменно присутствует та самая теплота, цельность и жизненная сила, которой наполняли музыку лучшие представители классической транзисторной схемотехники.

Место для еще одного канала найдется, а значит трифоник с пассивным сабом может состояться

Мой традиционный тестовый диск с альбомом Guru Groove Foundation «Call me up» выявил эту особенность с первых же нот. В этом месиве живых и синтетических звуков усилитель отдал предпочтения живым, а синтетические буквально сделал живыми. Композиция «Shine» звучала так, словно это не студийная работа, состоящая наполовину из обработанных звуков, а live, исполняемый на живых инструментах в джаз-клубе прямо здесь и сейчас.

Весь альбом воспроизводился в теплых аналоговых тонах, подавался очень слитно, цельно, не разделяя музыку на инструменты и какие-либо другие составляющие. В исполнении XPA-DR2, в принципе, сложно расслышать отдельные инструменты и звуки, то что он воспроизводит — это, скорее, мелодии и ритмы, а поскольку и с тем, и с другим у Guru Groove Foundation дела обстоят очень хорошо, диск слушался на одном дыхании.

Современный подход к схемотехнике очевиден

Настоящим откровением стало звучание Dire Straits, начиная с «So far away» и далее по легендарному альбому. Погружение в атмосферу 80-х было буквально мгновенным, словно кто-то щелкнул выключателем. Сразу вспомнились клипы и концерты группы, засмотренные до дыр с VHS-кассет на теплом ламповом телевизоре.

Сразу после этого XPA-DR2 отлично отыграл современный металл, обеспечивая очень быстрое, мощное звучание и давая необходимое для этого жанра разрешение в СЧ/НЧ-диапазоне. Не стала проблемой экспериментальная и альтернативная музыка с более сложными ритмическими рисунками. Очень понравилось звучание RATM - «Killing in a name of».

Конструкция очень основательная, готовая буквально ко всему

С одной стороны, усилитель звучал комфортно, без каких-либо резких, жестких, режущих слух звуков, а с другой стороны, он исключительно достоверно передавал фирменную «взрывную» энергетику группы — временами даже пугающую и пробирающую до мурашек. А еще в этом треке вкусно и сочно звучала гитара. Но это вообще отдельное удовольствие, так же как и прослушивание современных Hi-Res-записей джаза, академической музыки и многих других релизов, которые с помощью XPA-DR2 можно понять и прочувствовать заново.

Выводы

Emotiva XPA-DR2 — это как раз тот аппарат, о котором можно с уверенностью сказать, что он играет музыку и только музыку, которую надо слушать, любить, и которой надо наслаждаться без отстраненного созерцания и аналитики. Усилитель абсолютно конкурентен на фоне представителей современной звуковой школы по критериям разрешения и выстраивания звуковой сцены, но олдскулен в плане работы с басом и верхними частотами.

Кто бы мог подумать, что в этом брутальном парне есть такая поющая душа?!

При этом он выдает совершенно роскошную, живую середину, играет тепло и аналогово в той мере, чтобы не испортить запись, но сделать воспроизведение более комфортным и выразительным. Одним словом — перед нами типично домашний, меломанский подход к звуковоспроизведению, без студийной собранности и остроты и без акцентирования внимания на деталях. И это, кстати, хорошо подходит не только для музыки, но и для домашнего кинотеатра. Берите на заметку.

Достоинства: высокое разрешение, хорошая динамика, теплый и комфортный звук, модульная конструкция.

Недостатки: дизайн (как и звук) может прийтись по вкусу не всем.

Официальный сайт: Emotiva XPA-DR2

Цена: 163 990 рублей

Паспортные данные

Мощность (RMS): 2 х 550 Вт на 8 Ом, 2 х 800 Вт на 4 Ом

КНИ: <0,1% на максимальной мощности, < 0,008%; при 100 Вт (RMS); 1 кГц; 8 Ом

Диапазон частот: 20–20 000 Гц (±0,1 дБ), 20–50 000 Гц (±2 дБ)

Отношение сигнал/шум: >120 дБ относительно номинальной мощности FTC; >91 дБ относительно мощности 1 Вт

Импеданс нагрузки: 4–8 Ом

Коэффициент демпфирования: >500 (при нагрузке 8 Ом)

Входная чувствительность: 2,1 В

Входное сопротивление: 33 кОм — симметричный вход, 23,5 кОм — несимметричный вход

Коэффициент усиления: 29 дБ

Входы: несимметричный RCA, симметричный XLR

Дополнительные интерфейсы: вход и выход триггера 5–12 В

Габариты: 432х203x483 мм

Масса: 19,3 кг

ТЕГИ:#Emotiva
75.8 дБ +

Комментарии

#

Цена все портит ((

- 50 дБ +
#

Emotiva хороша в бюджетном сегменте, цена/качество. В средний и высший hi-fi им тяжело будет попасть, конкуренция серьезная.

- 50 дБ +
#

Вот все хорошо, но эта гора ярко-синих лампочек...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @krotovaaa #

Не там ,,горы".При желании их можно отключить и светится только кнопка включения

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @valvai #

О, ну, если их отключить можно, то тогда другое дело.

Гора видна в фото общей системы. Мощник там да, не очень большой вклад вносит.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @krotovaaa #

Некоторое время назад, усилитель Hegel не купил из-за синей подсветки, а здесь просто "оторви и выкинь")

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

Здесь хоть одного цвета. Но да, переборщили с подсветкой.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

Ну и зря

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jonn64 #

Не зря.

- 50 дБ +
#

...я так понимаю про синие светодиоды. Это возмущает адептов церкви Михаила Борзенкова. Синие, и что? Вам смотреть или слушать? А какой цвет не раздражал бы?

- 64.15 дБ +
⇡ в ответ @Jebran #

Не верно понимаете. Мне не все равно как выглядит эстетически техника, не все равно какая подсветка в ней используется. Если она есть, то это должна быть "спокойная" индикация, а не "вырви глаз". Все это сугубо мои личные предпочтения, точно как и людей с полярным мнением.

- 50 дБ +
#

Это уже придирки в прямом смысле слова никак не относящиеся к звуку. Подсветка на преде регулируемая, что мешает её вовсе отключить? Складывается ощущение что некоторым больше важен внешний вид нежели звук. Кроме семьи и определённого круга знакомых его вообще никто не увидит, что им сесть и часами любоваться что-ли? Конечно аппараты радующие взгляд вкупе с отличным звуком это вдвойне приятно прежде всего самому себе, но как ни крути на первом месте у нас всё же всегда оставалось и останется достойно играющее изделие.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @AlexSalnikoff #

Выше ответил.

- 50 дБ +
#

Увидел много соединений молекс - типа. И не только молекс. Понятно, что модульная система. Но, как говорится, где соединение - там помеха! Что будет с течением времени в условиях переменной влажности? Чистить молексы еще тот гемор. Нет? В таких усях меня интересует: скорость преращения мощности в канал усиления и реальные, а не заявленные КНИ. Конструктив не однозначный. Куча проводной развяки внутри корпуса. Опять же температурный режим + контактные соединения. По такой цене (или немного дороже) есть и традиционные по схемотехнике усилители, отлично звучащие. Лично я против массы контактных разъемов внутри уся. ИМХО.

- 46.99 дБ +
#

Все хорошо, но характеристики на сегодняшний день слабенькие. Особенно частотные характеристики - не по классу)

- 46.99 дБ +
#

Ну, как обычно, не услышав изделие начинаем судить о его качестве звука по техническим хар-кам. ))) Никому не нужно, что бы усилитель звуковой частоты работал на ГГц,т.к. кроме "гемороя" в схемотехнике и в стабильности работы усилителя ничего полезного в этом не вижу...))) На счет синих сетодиодов, тоже спорный вопрос, на мой взгляд желтые или красные раздражают глаз намного больше, чем синие...

- 59.03 дБ +
#

Описываемый усилитель внутри выглядит не очень презентабельно, выслушивать его не возникает ни малейшего желания. УНЧ до гГц, вещь малореальная, но до мГц вполне. Имею собственного изготовления транзисторные моноблоки би-ампингом в классе А. Первый полюс 1 мГц, полоса полной мощности 7,5 мГц. Особых проблем с устойчивостью нет, хотя, по аналогии, к примеру - хороший истребитель должен быть неустойчив. Плюсом зато, высокая скорость, как вообще, так и при прохождении сигнала по петле ООС. Для воспроизведения музыки, скорость само то.

- 50 дБ +
#

За 160 тыщ и блок-импульсный, ФЫУУ!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Verstarker #

Ну если что есть еще варианты, например вот - Chord Ultima - примерно 2 800 000 за моноблок. И блок питания ИМПУЛЬСНЫЙ! Как и у всех остальных Chord.

И что?

- 50 дБ +
#

То, что прямо не противоречит законам физики, реализуемо. Вопрос стоимости. Электроэнергия импульсника (при правильной реализации) ничем не отличается от таковой в классическом БП. В обозреваемом усилителе несколько вольно обошлись с конструктивом обсуждаемого БП. Если неэкранирование такого типа БП в телевизоре или другом устройстве вполне допустимо, то в усилителе экранировка желательна. Звуковой сигнал, тонкая материя, нашпиговывается ВЧ иголками легко. В середине 80-х делал импульсник для УНЧ - хлопотно.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.