Когда генеральный директор российского подразделения Sony спросил, чем мне нравится новый Xperia 1, я ответила: «Цветом, он же фиолетовый!». Какой к черту экран, какие там динамики, камеры?.. В наш век выходящих чуть ли не еженедельно флагманов моя душа устала и хочет чего-нибудь, что будет измеряться не мифическими попугаями тестов, не бездушными миллионами пикселей, не миллиметрами рамок. Душа хочет фишечки. И Xperia 1 эту фишечку предоставила — причем, как выяснилось позже, не только цветом, но и теми самыми попугаями, пикселями и миллиметрами.

Сразу скажу — он не стоит тех денег, которые за него сейчас просят, так что рассматривать его к покупке если и следует, то где-то через годик, когда Sony выпустит очередной настолько же безумно идиотский и безбашенный флагман. Его, конечно, можно было взять по предзаказу, там в подарок к смартфону шли наушники WH-1000XM3, которые хоть как-то оправдывали стоимость в 80 000 рублей, но, к сожалению, эта акция проходила в июне — а сейчас в подарок идут XB700, и они заметно проще.

Представители Sony увидят этот текст и обидятся на первый абзац, поэтому я сразу скажу: не обижайтесь, я любя! «Идиотский» — это ни в коем случае не оскорбление. Я смотрю на Xperia 1, а перед глазами у меня всплывает картинка купленной в Гонконге толстовки с диким, ярким, кислотным, абстрактным пиксельным принтом и сумасшедше мягкими, пушистыми рукавами. Вещь из разряда «о боже, какой ужас, дайте две». И Xperia 1 для меня — как та самая толстовка. Именно это чувство необъяснимой, иррациональной и безответной любви к вещи со странной внешностью я и вкладываю в понятие «идиотский».

Помимо фиолетового цвета корпуса, с двух сторон закрытого стеклом Gorilla Glass последнего поколения, оторопь вызывают пропорции самого телефона. Он скорее похож на пульт для телевизора — такой он вытянутый. В этом, конечно, виноват в первую очередь экран, и тут пойдут циферки и лозунги: первый в мире смартфон с 4K OLED-дисплеем с соотношением сторон 21:9, 6,5 дюймов с закругленными уголками. Плюсом ко всему Sony решила не делать модных челок и дырок в экранах и потому оставила внизу и вверху огромные по нынешним меркам рамки — миллиметра по три-пять. Зато в них влезли все сенсоры, камеры и динамики. В общем, Sony в очередной раз не пустила дизайнеров во внешний мир, не дала им смотреть на то, что делают конкуренты, и пошла своей дорогой. Получилось самобытно. Если раньше я жаловалась, что современные смартфоны не влезают в карманы женских джинсов, то этот не влезает в карманы мужских. Равенство, которое мы заслужили.

Если все-таки удалось впихнуть смартфон в карман хотя бы частично, то непременно нужно располагать его экраном к телу — иначе он будет думать, что его постоянно поднимают со стола, и приветливо загораться. Эту функцию можно отключить в настройках, но в других сценариях использования она достаточно удобна, так что проще правильным образом подружить смартфон и карман.

За время теста я посадила на экране две царапины, причем до сих пор не могу понять, как — с ключами и зажигалкой он не соседствовал, на пол не падал, в шаловливые детские ручонки не попадал. Обидно. Олеофобное покрытие на нем работает не очень эффективно, отпечатки пальцев и щек остаются заметные даже на новейшем экземпляре.

В Xperia XZ3 сенсор отпечатка пальцев посадили на спинку, в Xperia 1 же его вернули на правый бок. Правда, если раньше сенсор встраивали в кнопку включения, то здесь их совмещать не пришлось — вытянутые пропорции позволили найти место и для кнопки, и для сенсора, и для качельки громкости, и для клавиши камеры. Окантовка у смартфона, кстати, металлическая, с пластиковыми вставками антенн, которые мне постоянно хотелось отковырять ногтями — они немножко неплотно прилегали к рамке.

Под сенсором отпечатка пальца, чуть утопленного в рамку, находится клавиша включения, а над ним — качелька громкости

Динамиков у смартфона, кстати, два: один, разговорный, встроен в верхнюю рамку, другой — в нижний торец. Он чуть смещен вправо, потому что место по центру занято разъемом USB-C, а слева — отверстием микрофона. Разговорный динамик также используется при воспроизведении музыки и видео, так что звук у нас стерео. Играет Xperia 1 при этом громко и разборчиво, и смотреть с таким звуком, например,безумные проекты петербургских автоблогеров за завтраком — одно удовольствие.

На спинке есть выступ, в выступе прячутся три линзы камеры: стандартная, телевик и ширик. Каждая линза очерчена металлическим колечком, а над выступом расположились датчик освещенности и вспышка. Сбоку от кластера камер нарисована пиктограмма NFC.

Примеры сделанных этими тремя линзами фотографий, оригиналы доступны по ссылке

Верхнюю грань украшают лоток для SIM-карты и карты памяти (при их вынимании смартфон, как это уже привычно для Sony, перезагружается, как и при засовывании лотка обратно) и отверстие второго микрофона. В спецификациях сказано, что Xperia 1 защищена от воды и пыли по стандарту IP67, так что возле лотка есть небольшая резиночка, мешающая проникновению внутрь инородных субстанций. От конфетной округлости, представленной в Xperia XZ3, в новом флагмане ушли и вернулись к более привычному для Sony чуть угловатому дизайну, опять же идущему наперекор трендам.

В общем, выглядит Xperia 1 странно, и на первый взгляд пользоваться ей должно быть неудобно. Но, к счастью, только на первый взгляд.

До всех кнопок на правом боку можно без проблем дотянуться. В плане интерфейса инженеры Sony сделали все возможное, чтобы пользователю не нужно было лезть в левый верхний угол экрана. Как и в Xperia XZ3, они реализовали систему активных боковинок: по двойному нажатию на боковую область экрана выскакивает панелька со списком часто используемых приложений, кнопками андроидной «шторки», включения двухоконного режима и еще пары полезных функций. Пользоваться этой функцией не очень удобно — у XZ3 края экрана заходили на боковые грани, поэтому попадать по ним было легко, а тут экран плоский и правильно ткнуть в крохотную область, которая вызывает эту панель, сложнее.

Зато переключение между активными приложениями сделано практически как в iPhone — нужно тапнуть по кнопке меню снизу, потянуть вверх и листать вправо-влево до нужного экрана. Если потянуть еще выше, откроется меню со списком всех установленных на смартфоне приложений. В итоге странные пропорции уже после часа знакомства с Xperia 1 каких-то проблем не вызывают (ну, кроме карманных) — интерфейс с этой точки зрения очень хорошо продуман.

Как всегда — при вытаскивании лотка с карточками Sony перезагружается. Зато удалось поймать такой кадр

Такой экран идеально подходит для демонстрации многооконного режима. Например, вверху у меня играет видео с YouTube, а внизу открыт чат, и клавиатура при этом не целиком загораживает диалог. Но, пожалуй, это единственный сценарий, в котором настолько вытянутый экран оправдан. Да, статьи и всякие соцсети читать удобно, больше информации влезает, но, к примеру, с тем же инстаграмом все не так просто. На экране помещаются одновременно два поста, и если оба поста — видео, то проигрываться начинает то, что ниже, а не то, что выше и идет, по идее, первым по счету. Из-за того, что экран узкий, в виджете PowerAmp не влезает кнопка предыдущего трека — только паузы и следующего. К этому нужно привыкать.

Зачем вообще Sony поставила такой экран в смартфон? Ну, ясное дело, им нужна была какая-то необычная штука, чтобы привлечь покупателей, но вот кого они этим хотели привлечь? Геймеров и тех, кто снимает и смотрит видео. Для первых предусмотрен специальный режим, в котором можно настроить трансляцию изображения с экрана телефона в соцсети, использовать социальные функции и сделать еще много полезных вещей.

Для тех же, кто создает видео, смысла больше. Например, есть специальное приложение Cinema Pro, в котором можно применить к снимаемым видео профили цветокоррекции, взятые из профессиональных камер CineAlta, выбрать частоту кадров и используемый объектив, установить ISO и скорость срабатывания затвора, подобрать один из вариантов баланса белого, включить или отключить автофокус. Функций монтажа при этом нет — для этого предусмотрено отдельное приложение.

В классическом приложении камеры больше внимания уделяется фотографированию, чем видео (хотя и этот режим тоже есть). Пора рассказать о сенсорах: все три — на 12 МП, основной — с диафрагмой f/1.6 и эквивалентным фокусным расстоянием 26 мм, телеобъектив — с f/2.4 и ЭФР 52 мм, а широкоугольный — с f/2.4 и ЭФР 16 мм. В широкоугольном можно программно включить коррекцию фишайных искажений по краям снимка. Первые два объектива оснащены оптическим стабилизатором, и работает он, как мне показалось, лучше, чем на Xperia XZ Premium. От фотоаппаратов Sony Alpha смартфон унаследовал адаптированную под смартфоны технологию Bionz X, которая включает в себя серийную съемку и функцию фокусировки по глазам. Картинки выходят сочные, красивые, нешумные даже в темноте.

Настройки звука и картинки, интерфейс камеры

В меню настроек экрана предусмотрен специальный «Режим Создателя», в котором цвета отображаются в 10-битной глубине. Причем сам экран работает в 8-битном формате, а два бита достраиваются программно. Здесь фокус идет не на яркую и сочную цветопередачу, а на реалистичную — и экран поддерживает цветовое пространство BT.2020. Стандартным режимом является как раз сочный вариант с позаимствованными у телевизоров Bravia технологиями, адаптированными под дисплеи телефонов.

Горстка попугаев

Плюс OLED-экрана — черный в нем действительно черный. Так что при просмотре видео с YouTube в отличном от 21:9 соотношении сторон черные рамки по бокам кажутся продолжением рамок телефона и не бесят. В играх — то же самое, хотя некоторые крупные проекты уже научились адаптироваться и масштабироваться под нестандартное разрешение (но мои любимые Neko Atsume — нет).

На самом деле разрешение тут не совсем 4K: по длинной стороне у смартфона честные 3840 пикселей, а вот по короткой в силу пропорций не 2160, как положено по стандарту, а всего лишь 1644. Но плотности пикселей в обычной жизни все равно более чем хватает — картинка четкая, красивая, на зернистость нет ни намека. И, кстати, кажется, Sony перестала использовать хитрую схему, при которой некоторые приложения отрисовываются в меньшем разрешении, чтобы поменьше есть батарею.

Да, о батарее. Объем у нее 3 330 мАч, что не так уж и много для современного флагмана, однако ее вполне хватает на сутки в классическом для меня режиме использования — пара часов музыки, много часов с включенным экраном в соцсетях, блогах и на новостных сайтах (около 4-6 часов работы экрана). При этом при обычном интернет-серфинге Xperia 1 не нагревается, а вот при просмотре видео уже становится приятной такой зимней грелкой. Заряжается он полностью за полтора часа, но, как и многие смартфоны Xperia, оснащен системой умной зарядки, которая как можно меньше изнашивает батарею, растягивая процесс на долгие часы в то время, пока смартфон не используется. Беспроводной зарядки нет.

Девайс этот флагманский, работает на Snapdragon 855 и оснащен 6 Гб оперативной памяти, чего для современного варианта использования даже с тяжелыми игрушками хватает за глаза. На борту у него практически чистый Android 9 безо всяких дополнительных стилей и тонны лишних приложений. Встроенной памяти под пользовательские данные у него 128 Гб, но есть и место под карточки MicroSD.

LDAC такой LDAC

Говорить про звук в телефоне, у которого нет 3,5-мм дыры, смысла мало — в этой ситуации за процессинг и звучание отвечает электроника в подключенных к источнику беспроводных наушниках либо в переходнике с USB C на 3,5 мм. Но в случае с Sony все оказалось не так просто.

К моему классическому парку наушников добавились пресловутые Sony WH-1000XM3 — полноразмерные закрытые лопухи, все, как я люблю. Плюсом к этому они еще беспроводные и с очень умной системой шумоподавления. И есть у них одна особенность.

К устройствам Sony они подключаются исключительно по протоколу LDAC, который Sony и разработала — выбрать aptX HD нельзя (по крайней мере, не залезая в настройки разработчика). И в таком подключении звук у них мне в первые моменты знакомства не понравился: он излишне темный, гнетущий, давящий аж настолько, что голова начинает болеть через десять минут. При подключении к другим устройствам, которые не знают LDAC, но умеют aptX HD, картина иная — излишняя темнота отступает, остается некоторая басовитая лайфстайловость, уже привычная в современных моделях от Sony, но ее в меру, а в звуке просыпаются живая середина с певучим, мелодичным вокалом и детальный, даже немножко искрящийся верх.

С родными наушниками симбиоз у смартфона все-таки получился

Такому поведению есть объяснение: звук с LDAC сам по себе глубже из-за того, что этот стандарт не режет НЧ ради экономии батарейки и трафика, и по битрейту он лучше, чем aptX HD — отсюда и дополнительная басовитость. Вторая причина такого звука — работа системы шумоподавления: шумодав всегда несколько меняет характер наушников. И решить проблему с излишком (для меня) баса в LDAC удалось, запустив функцию оптимизации шумодава под конкретные уши, то есть мои. Звук стал заметно лучше, все еще оставался чуть темнее и плотнее, чем при подключении по aptX HD, но в средне- и высокочастотном диапазоне раскрылся даже поярче и побогаче.

Эти наушники не предусматривают режима работы без шумодава: либо шумодав, либо два варианта шумопропускания; обычное звучание, без какого-либо вмешательства алгоритмов, доступно только при проводном подключении, которое с Xperia 1 реализуется с помощью переходника, входящего в комплект. Для удобства работы с этими наушниками Sony выпустила специальное приложение, в котором пользователь может подстроить звучание под себя — не только запустить спасшую положение оптимизацию шумодава, но также подшаманить эквалайзер, добавить эффектов объемного звучания или басов, выбрать тип подключения (LDAC может работать либо с фокусом на стабильность связи между источником и наушниками, либо с фокусом на качество), включить улучшайзеры, откорректировать режим шумопропускания. Приложение работает на смартфонах всех брендов, но не со всеми беспроводными наушниками Sony, только с новенькими.

Настройки наушников из приложения

Разогнав тьму в звуке, я смогла взяться за тест — мы про XM3 писали только в новостях, а модель-то интересная. Говорят, самый лучший шумодав сделали — и с этим я спорить не буду: настолько комфортной и тихой поездки в метро у меня раньше не было. В отличие от их лайфстайловой линейки h.ear On ветер в микрофоны системы шумоподавления не задувает, так что использовать эти наушники можно не только в транспорте, но и на улице. А весят они по сравнению с моими привычными KEF Space One Wireless и Beyerdynamic Amiron Wireless всего ничего и на голове практически не ощущаются. В плане комфорта и посадки у меня никаких нареканий нет: амбушюры в меру мягонькие, в меру глубокие, ухо охватывают аккуратно и нежно, подушечка на оголовье распределяет малую массу наушников по макушке достаточно равномерно.

Со звуком, как я уже сказала, все не так просто: современные Sony даже в таких моделях имитируют более холеную вариацию почерка Beats. Но оптимизация шумоподавления ситуацию действительно спасает, так что ей лучше не пренебрегать.

Такой характер прекрасно подходит к налегающим на фортепиано спокойным трекам BadBadNotGood. Густой, плотный бас, на фоне которого изумительно раскрывается звонкий верхний регистр клавишных, оставляя послезвучия правильной длительности — ни больше, ни меньше. АЧХ у них кажется привычной V-образной, реализованной при этом с душой, с жизнью. Отсутствие внешних призвуков, убиваемых шумодавом, позволяет полностью погрузиться в мелодии, ни на что не отвлекаясь. Правда, шумодав же провоцирует камерную, компактную подачу — так что каким-то масштабным трекам на рисуемой этими наушниками сцене может быть тяжеловато развернуться в полную силу. А вот аккуратные медленные композиции с парой-тройкой инструментов, не пытающихся доминировать друг над другом, XM3 подают даже изящно, располагая всех на своих местах.

А потом можно включить Little Big и устроить в голове самый настоящий рейв. Потерявший излишнюю темноту бас оказывается шустрым, упругим, в правильной степени плотным, а камерная подача еще сильнее усиливает атмосферу вечериночной толкучки и драйва. Если возвращаться от клубных треков к более спокойным вещам, то можно заметить, что вокал у тех же Stone Sour слегка выступает вперед, прикрывая собой гулкие нижние струны гитар и аккуратно вплетаясь в яркие верхние. В поздних Nine Inch Nails такая подача тоже приходится к месту — она позволяет передать и гнетуще-агрессивное настроение самих треков, и яркую пронзительность.

При проводном подключении без каких-либо дополнительных функций наушники звучат чуть более живо и задорно, чем при беспроводном, и более широко. И это касается не только XM3 — упомянутые выше KEF и Beyerdynamic тоже получили будто бы небольшую дозу адреналина. Не могу сказать, что всем наушникам такое подходит: у KEF и Beyerdynamic звук начинал переходить на темную сторону, хоть и не терял в скорости и детальности. А вот с XM3 в таком варианте симбиоз получился очень гармоничный.

Для тех, кто любит улучшайзеры, в Sony есть специальные режимы звука Dolby Atmos. Потолочные каналы магическим образом не появятся, но дополнительного объема эта функция прибавит — в основном за счет ревера и подвыпячивания басов. Вариантов подстройки звука с помощью этой функции четыре: динамичный, подходящий для кино, для музыки и пользовательский. В каждом из них можно дополнительно настроить эквалайзер.

Варианты пресетов звучания Dolby Atmos и доступные (а точнее недоступные) приложения

Наиболее забавно работает динамический режим: если в треке играет какой-то один инструмент или сэмпл, он становится все громче и громче, а когда в мелодию вступают другие, алгоритм сразу же роняет общую громкость на несколько пунктов. Мы в редакции решили, что так работает компрессор с большим временем атаки. Аудиофильской ценности в этих режимах, я думаю, нет, но играться с ними было весело. Стоит отметить, что работают они только на подключенных по Bluetooth устройствах и, кажется, направлены в первую очередь на крохотные беспроводные колоночки — а я их проверяла на паре относительно могучих активных напольников. Поэтому работа DSP и была такой заметной.

Англичанин в Нью-Йорке

Какие можно из всего этого сделать выводы? Первый: мой любимый цвет — фиолетовый. Второй: я падка на странные вещи только потому, что они странные (или фиолетовые). Третий: Sony выпустила странную фиолетовую вещь.

Ладно, кроме фиолетовой есть еще и другие расцветки, заметно более скучные. Но в любом цвете у Xperia 1 сохраняются экран непривычных пропорций, дизайн телефона из аниме, три глазка основных камер и легко царапающиеся стекла. При всем при этом жить со смартфоном, несмотря на формат, удивительно комфортно: Sony сделали все для того, чтобы оптимизировать интерфейс и нивелировать большинство возможных неудобств при работе с вытянутым 6,5-дюймовым экраном. Спасибо им за это.

Мощности у смартфона хватает на все, что может потребовать пользователь в 2019 году (и, думаю, в 2020 и 2021 тоже). Добавьте к этому гору специфического функционала, направленного на создание качественных фото и видео — и в итоге получим настоящий флагманский телефон. Даже, мне кажется, чуть более флагманский, чем большинство, потому что все-таки визуально он среди округлых собратьев выделяется.

В плане звука работа LDAC меня удивила, а WH-1000XM3 в паре с Xperia 1 сначала разочаровали, а потом обрадовали. Шумодав у них все-таки уникальный, и после настройки он подкрашивает звук очень изящно, компактность создаваемой им сцены идет на руку многим композициям, кроме, пожалуй, симфонических. Легкая лайфстайловость в звуке добавляет ему живости, но при этом не противоречит детальности и позволяет вслушиваться в самый разный вокал.

Я в самом начале сказала, что покупать этот смартфон сейчас бессмысленно. Да, он крутой, продуманный, современный, прикольный — но половиной функций, которыми он славится и которые набивают ему ценник, среднестатистический владелец пользоваться не будет. Девайс получился очень нишевым, и Sony, кажется, это понимают. Это не народный, привычный флагман вроде Samsung, iPhone или Xiaomi. Это девайс, нацеленный на две категории людей — тех, кто хочет снимать более-менее профессиональные видео, но не готов покупать камеру и воротит нос от iPhone, и тех, кто выискивает в современном мире практически клонированных устройств что-нибудь непохожее на серую глянцевую массу.

Или хотя бы фиолетовое.

своеобразная внешность, флагманские ТТХ, множество интересных функций для тех, кто планирует заниматься видео, шикарный экран и оптимизированный под него интерфейс

своеобразная внешность, легко царапающееся защитное стекло, раздутая за счет множества интересных функций цена

Sony Xperia 1

79 990 рублей

Материалы корпуса: стекло Gorilla Glass 5 и алюминий

Дисплей: 6,5 дюймов, Super AMOLED, 1644x3840, 643 ppi, защитное стекло, олеофобное покрытие

Операционная система: Android 9.0 Pie

Сеть: 2G 850/900/1800/1900, 3G 850/900/1700/1900/2100, 4G b3/b7/b20/b38, LTE Cat.18, две SIM-карты, VoLTE

Платформа: CPU восьмиядерный SDM855 (7 нм), 2,42 ГГц, GPU Adreno 640

Память: 6 Гб RAM + 128 Гб ROM UFS 2.0, поддержка microSD до 512 Гб

Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi b/g/n/ac, dual-band, Wi-Fi Calling, Bluetooth 5.0 LE, NFC

Навигация: GPS, A-GPS, ГЛОНАСС

Датчики и разъемы: сканер отпечатков пальцев, акселерометр, гироскоп, датчики освещения и приближения, разъем Type-C

Камеры: основная, телеобъектив, сверхширокоугольная — 12 Мп, фронтальная — 8 Мп

Основная камера: размер матрицы — 1/2,6 дюйма, размер пикселя — 1,4 мкм, f/1,6, 26 мм, угол 78°, съемка фото в формате OIS, гибридная оптико-электронная стабилизация для видеосъемки Optical SteadyShot, шумоподавление в формате RAW, сверхзамедленная видеосъемка с частотой 960 кадров/с (FHD/HD)

Сверхширокоугольный объектив: размер матрицы — 1/3,4 дюйма, размер пикселя — 1,0 мкм, f/2,4, 16 мм, угол 130°, фиксированный фокус, технология стабилизации видео SteadyShot с умным активным режимом (5-осевая стабилизация)

Телеобъектив: размер матрицы — 1/3,4 дюйма, размер пикселя — 1,0 мкм, f/1,6, 52 мм, угол 45°, съемка фото в формате OIS, гибридная оптико-электронная стабилизация для видеосъемки Optical SteadyShot

Возможности камеры: Cinema Pro на базе CineAlta для видеосъемки в формате 21:9 (REC.2020), шаблоны управления цветом LOOK, запись фильмов в разрешении 4K HDR H.265 (HEVC, HLG), BIONZ X для мобильных устройств, автофокусировка по глазам, автофокусировка и автоэкспозиция с частотой до 10 кадров/с, двойная диодная вспышка, датчик RGBC-ИК, SteadyShot, 2-кратный оптический зум, к-кратный цифровой зум, съемка фото в режиме HDR, гибридный автофокус, конструктор 3D-моделей, эффект боке

Фронтальная камера: размер матрицы — 1/4 дюйма, размер пикселя — 1,12 мкм, f/2,0, съемка фото в режиме HDR, технология стабилизации видео SteadyShot с умным активным режимом (5-осевая стабилизация), эффекты для селфи-портрета, вспышка дисплея, конструктор 3D-моделей, съемка по жесту и распознавание улыбки

Аккумулятор: 3330 мАч, USB PD, быстрая зарядка

Размеры и масса: 167 x 72 x 8,2 мм, 178 граммов