Тест акустики Sonus faber Lumina: разумная меломания

ТEКСТ: Комментарии (32)
76.02 дБ
Тест акустики Sonus faber Lumina: разумная меломания

Итальянский производитель представил новую линейку акустики Lumina, которая заняла начальную позицию в каталоге компании. Разработчикам удалось снизить стоимость колонок, сохранив при этом фирменные технологии и узнаваемую звуковую подачу.

В день публикации этого материала Sonus faber впервые объявляет о запуске в производство и продажу новой начальной линейки колонок под наименованием Lumina. Наше издание вошло в небольшой круг счастливчиков, коим накануне под большим секретом разрешили послушать специальные предсерийные образцы акустики, которые итальянцы заранее разослали в свои официальные представительства по всем странам.

В имени Lumina (лат. «свет») зашифрован особый смысл. LU — значит «luxury» (роскошь), MI — «minimalist design» (минималистичный дизайн) и NA — «natural sound» (натуральный звук). Таков посыл бренда.

В сравнении с семизначными ценниками за топовые модели стоимость стартовой серии действительно выглядит весьма умеренной, особенно если учитывать, что здесь вы и впрямь платите не за престижный логотип, а за проверенные технологии и узнаваемую подачу.

На сегодняшний день в линейку входят три модели: трехполосные напольные колонки Lumina III, двухполосные полочники Lumina I и двухполосная акустика для центрального канала Lumina Сenter I. Похоже, что место для изделий под индексом «II» пока забронировано.

Минималистичный дизайн подразумевает сдержанность и элегантность

Если добавить сабвуфер (как нам намекнули, лучше — того же бренда), то получается комплект 5.1 для домашнего кинотеатра. Но наиболее органично парные колонки выступают в роли стереосистемы — и даже небольшие полочники на тестировании доказали, что это не какие-нибудь там абстрактные «тылы», а высококлассная акустическая система с характерным фирменным звучанием.

Знакомые черты

При разработке серии Lumina в компании не пошли на компромиссы ради себестоимости и наделили колонки основными техническими решениями, которые и составляют фирменное ноу-хау.

Прежде всего, это знакомый 29-мм купольный твитер из шелка с лаковой пропиткой и технологией DAD (Damped Apex Dome). Напомним, что купол в высшей точке задемпфирован металлической аркой — это позволяет устранить противофазные искажения, сохранив широкую дисперсию и звуковое давление на высоких частотах.

За натуральность воспроизведения высоких частот отвечает 29-мм купольный шелковый твитер с демпфирующей технологией DAD

Как и у ряда старших моделей, средне- и низкочастотные динамики изготовлены по специальному заказу немецкой фирмой DKM. Отдельно разработанный для полочников 120-мм диффузор СЧ-излучателей, равно как и знакомые по серии Sonetto 150-мм среднечастотники, сделаны из нескольких видов целлюлозы и натуральных волокон, которые высушиваются естественным путем на открытом воздухе.

Специально для серии Lumina были разработаны и бумажные 150-мм НЧ-диффузоры, расположенные по две пары в напольных колонках. Как и во всех моделях компании, в новой серии применяются кроссоверы с патентованной схемой Paracross topology, которая помогает эффективно нивелировать фазовый сдвиг между динамиками.

Среднечастотный 150-мм динамик с диффузором из разных типов целлюлозы знаком нам по серии Sonetto

Фазоинвертор у напольников направлен в пол, а полочные колонки и центральный канал оснащены передними щелевыми портами, что делает их универсальными при размещении.

Стенки корпусов колонок изготовлены из MDF и обтянуты кожей. Фронтальная панель выполнена из жесткой фанеры (как утверждается, собранной из качественных натуральных сортов дерева), причем дизайнеры выставили это напоказ — мол, ничего личного, заданные характеристики корпуса превыше всего, но при этом лицевая часть отделана натуральным шпоном. Получилось, будто аристократ из парламента оделся чуть демократичнее для встречи с избирателями. Предлагаются три варианта отделки акустики: «орех», «венге» и черный рояльный лак.

С разным аккомпанементом

Для оценки акустики был подготовлен полностью аналоговый тракт с проигрывателем винила Thorens TD 1601, оснащенным головкой Sumiko Starling. В паре с ним работал фонокорректор YBA Genesis PH1.

Чтобы оценить звучание колонок со всех сторон, мы запаслись несколькими усилителями — как сопоставимыми по цене и классу, так и рассчитанными на серьезный Hi-End. И для начала подключили к напольным колонкам интегрированный усилитель YBA Genesis IA3.

Антураж помещения так и располагал к прослушиванию классики, и потому сначала я опустил тонарм на пластинку с Bolero Жозефа Мориса Равеля в исполнении швейцарского Orchestre de la Suisse Romande под управлением его первого руководителя Эрнеста Ансерме.

И первое впечатление, характерное для акустики высокого класса — это когда забываешь, что тебе сейчас положено рефлексировать над особенностями подачи колонок, и начинаешь просто слушать музыку.

Для дебютной серии были разработаны новые 150-мм низкочастотные динамики

А она подается естественно, свободно, с аккуратными натуральными низами и без какой-либо искусственной красивости и нарочитости. То же можно сказать и про винил с версией «Севильского цирюльника» Джоакомо Россини на немецком языке от Deutsche Oper Berlin. Аппаратура выдает звучание чистое и живое — с хорошим запасом по динамическому диапазону и широкой информативной сценой.

Меняю усилитель на современную версию легендарной ламповой модели McIntosh MC275. Звучание стало собраннее, чуть резче, в нем появились нюансы, которые выражаются, скорее, не в материальных герцах, а в собственных ассоциациях — у меня создалось такое ощущение, словно к вибрации струн у скрипки добавились призвуки от корпуса и деки.

Фанера и кожа – сочетание необычное, но у итальянцев получилось это стильно обыграть

А теперь резкий «дауншифтинг» — подключаю сопоставимый по цене с колонками усилитель YBA Heritage A200. И сейчас звук стал мягче, деликатнее и — неожиданно — комфортнее. Вроде бы сохранились все детали фонограммы, но подача получилась более гладкой и слитной. Для нас же важнее было выяснить, что Lumina III способны отлично сработаться с «одноклассниками», но также достоверно раскрыть особенности усилителя, который стоит в три с лишним раза дороже этой акустики. Хотя, конечно, McIntosh куда органичнее выступает со старшими Sonus faber.

Надо прослушать тот же материал на полочниках Lumina I, подключенных к YBA Genesis IA3. В недоумении верчу головой — а мы точно не забыли переключить разъемы от старшей модели? Слишком уж мощно, насыщенно и эффектно для своих размеров и паспортных характеристик зазвучали двухполосники. По сбалансированности их подача в целом схожа с напольниками, но она более легкая, прозрачная и яркая.

Вся линейка Lumina оснащена никелированными разъемами bi-amping/bi-wiring

Если напольники выразительно наполняли помещение звуками, создавая подчеркнуто широкую сцену, то полочники будто бы полностью растворились в пространстве — с закрытыми глазами мне бы не удалось уловить их локализацию и найти границы комнаты. Передо мной рисовался наглядно выстроенный образ оркестра, а не условная пара акустических систем.

Пожалуй, поклонники классической музыки захотели бы купить Lumina I только за это, если бы напольники явно не лидировали в прорисовке нижнечастотного диапазона — например, виолончели у них гораздо телеснее и объемнее.

Но давайте подсоединим двухполосные полочники к более подходящему по цене (хотя он и стоит в полтора раза дороже этой акустики) качественному усилителю класса D — Wadia A102. И звук, словно уши полили елеем, стал безукоризненно «правильным»: гладким, льющимся, музыкальным. И это было бы замечательно, если бы я только что не прослушал предыдущий усилитель, который привносил микронюансы, делавшие звучание естественнее и объемнее.

Тяжелое испытание

Один мой знакомый делит всю аудиоаппаратуру на две категории: которая играет «Металлику» — или не играет. А у нас в комнате под рукой есть издание «Черного альбома» на четырех виниловых пластинках 45 об/мин от Warner Bros. Records. Вот и проверим.

Снова в деле Lumina III в паре с YBA Genesis IA3. «Enter Sandman» звучит жестко и хлестко. Низкие частоты собраны, можно сказать, «подсушены», зато они очень отчетливые — без намека на гул или размытость. Композиция «The Unforgiven» демонстрирует объем и энергию с акцентом на вокал, которые выступают как альтернатива тяжелым, бьющим в грудь басам.

Полочники Lumina I для своих небольших размеров играют не просто громко и объемно, а создают масштабную трехмерную звуковую картину

Полочники с тем же усилителем играют резче и злее — и такой энтузиазм вместе с высокой четкостью и собранностью тоже дает должный «металлический» эффект, пусть и без выраженных басов.

Если подключить напольники к McIntosh, то подача метала становится еще жестче и энергичнее. Я не басхэд — и меня такая интерпретация более чем устраивает. В любом случае, при должном усилении тяжелыми жанрами серию Lumina не напугать.

А если поставить винил с мелодичным роком — например, эталонным для такого случая «Brothers in Arms» Dire Straits, — то снова наблюдается эффект растворения колонок в музыке, будь то напольники или полочники. Конечно, в силу конструкции и акустических параметров первые играют объемнее, насыщеннее и информативнее.

Колонка центрального канала Lumina Center I рассчитана на применение в системе домашнего кинотеатра

И здесь я начинаю понимать ведущего разработчика Sonus faber Паоло Тецциона, который ощущает себя, скорее, меломаном, нежели аудиофилом и предпочитает, чтобы люди сосредоточились на музыке, а не аппаратуре. Перед нами как раз тот случай, когда нет желания алгеброй проверять гармонию — делать измерения, сопоставлять графики АЧХ, улавливать «горбики» и спады (хотя с этим все в порядке). А хочется здесь и сейчас слушать музыку такой, какая она есть — просто получая удовольствие.

Вывод

Новая акустика Sonus faber Lumina сделана меломанами для меломанов, и ее создатели надеются, что вы забудете о суетных цифрах измерений (и ценнике в придачу), как только зазвучит музыка. Мы убедились, что это возможно, но магия лучше всего срабатывает в близких к идеальным условиях — с очень качественными компонентами и в акустически подготовленном помещении.

Достоинства: сбалансированное музыкальное звучание на всех жанрах. Высокая детальность, способность передавать мельчайшие нюансы фонограммы, уверенная работа с разными типами усилителей. Объемное построение музыкальной сцены, не ограниченное стереобазой.

Недостатки: в данном контексте их не найти.

Официальный сайт: Sonus faber Lumina

Цена: Lumina III — 199 000 рублей, Lumina I — 89 000 рублей, Lumina Center I — 69 000 рублей

Паспортные данные

Sonus faber Lumina III

Число полос: три

Акустическое оформление: направленный в пол фазоинвертор

Частотный диапазон: 40–24 000 Гц

Чувствительность: 89 дБ

Частота и тип кроссовера: 360 Гц, 3 500 Гц, Paracross topology

Динамик ВЧ: 29-мм, шелковый купол, антирезонансная DAD-технология

Динамик СЧ: 150-мм, целлюлоза

Динамик НЧ: 2 х 150-мм, целлюлоза

Номинальный импеданс: 4 Ом

Рекомендованная мощность усилителя 50–250 Вт

Размеры (ВхШхГ): 989x228х277,7 мм

Вес: 15,9 кг (каждая)

Sonus faber Lumina I

Число полос: две

Акустическое оформление: передний щелевой фазоинвертор

Частотный диапазон: 65–24 000 Гц

Чувствительность: 84 дБ

Частота и тип кроссовера: 2 000 Гц, Paracross topology

Динамик ВЧ: 29-мм, шелковый купол, антирезонансная DAD-технология

Динамик СЧ/НЧ: 120-мм, целлюлоза

Номинальный импеданс: 4 Ом

Рекомендованная мощность усилителя 30–100 Вт

Размеры (ВхШхГ): 280x148х213 мм

Вес: 4,4 кг (каждая)

Sonus faber Lumina Center I

Число полос: две

Акустическое оформление: передний щелевой фазоинвертор

Частотный диапазон: 65–24 000 Гц

Чувствительность: 87 дБ

Частота и тип кроссовера: 2 000 Гц, Paracross topology

Динамик ВЧ: 29-мм, шелковый купол, антирезонансная DAD-технология

Динамик СЧ/НЧ: 2 х 120-мм, целлюлоза

Номинальный импеданс: 4 Ом

Рекомендованная мощность усилителя 30–100 Вт

Размеры (ВхШхГ): 168,6x523,6х212,7 мм

Вес: 7,6 кг (каждая)

ТЕГИ:#Sonus faber
76.02 дБ +

Комментарии

#

Спасибо за обзор.

Погуглил про paracross фильтр. Народ в обсуждении сошелся на том, что это чисто маркетинговый термин, потому что различные симуляторы кроссоверов у всех показали нулевой эффект от перемещения конденсатора с позиции "до твитера" на позицию "после твитера".

Пара DIYщиков даже проэкспериментировали и сделали так же, разницу не обнаружили.

Дальше все сходится на обсуждение самих симуляторов, алгоритмов их работы, математических моделей и должны ли они показывать изменения.

А потом всем стало все равно. Изделия у сонусфабер дорогие, разбирать никто не станет, так и не узнаем тайну((


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Тут картина почти эзотерическая. Вроде как измерения ничего особо этакого не показывают, но сами итальянцы, по их словам, приглашают музыкантов, и те в слепых прослушиваниях тоже нечто этакое ощущают. А посему "лучше сделать, чем не сделать". В любом случае, звучит хорошо и "зачем измерять гармонию?" ;))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

Я такой подход люблю. Денег за это не дам, но завидовать тем, кто это слышит, буду всегда.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #
Вроде как измерения ничего

Да заменили бы лучше цементные резисторы на безиндукционные. Вот тогда музыканты бы услышали...

- 50 дБ +
#

Нашел на оф. сайте картинку фильтра

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Здорово, что они нейлоновые стяжки еще клеем заливают дополнительно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jake #

Какой в этом смысл,если все впаяно в печатную плату фильтра?

Это ведь не навесной монтаж,да клей там только в одном месте.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Andrey80 #

По двум причинам:

1. Стяжка может оказаться оказаться бракованной и открыться в процессе эксплуатации. Будет звон и колебания данной детали от звуковых волн. Поэтому клей как раз на месте замка нанесен.

2. Стяжка может быть незатянута. Затянуть стяжки правильно задача не такая простая как может показаться. Вероятно фильтры паяют операторы-девушки, они как затянут, так затянут. Контроль затяжки в принципе невозможет. Поэтому дополнительное уплотнение с помощью клея.

Это все мелочи, но именно они обеспечивают класс устройства. Да и разный подход к сборке у разных фирм, что весьма познавательно и можно черпать идеи.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jake #

Обычно сами детали крепят клеем к плате или подложке.

Стяжки чаще всего лопаются,чем растегиваются.

Это из личной практики.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @jake #

Ну, я как-бы сосем иное вижу: там еще электролиты, близко расположенные катушки и цементные резисторы. Хорошо, что хоть один (!) конденсатор полипропиленовый, хотя для фильтра 3-го порядка их должно быть два.

- 50 дБ +
#

Спасибо за обзор. АС необходимо послушать с немного другими усилителями.

- 50 дБ +
#

Куда делась бюджетная серия Principia ? которая кстати звучала уныло

- 50 дБ +
⇡ в ответ @DoctorWhite #

Нормально она звучала)))

Низких мне было мало, а по отдаче переиграла все колоночки в пульте до 100 000 руб.

- 50 дБ +
#

Спасибо за обзор! Являюсь большим поклонником,всей итальянской акустики! А не подскажете Lumina,собирается в Китае,как и Venere?!(про Venere так говорят.) И чего то напольники легковаты(15,9кг),Вам не кажется. Р.s. у меня к примеру со схожими габаритами Opera Seconda весит 25 кг. Хотя,конечно не в весе может и дело,но все же.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @razamanaz #

Да, легковаты. Тоже обратил внимание, тем более 4 динамика сами по себе тоже должны веса набирать.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @jake #

А с чем минусящий друг не согласен? Дорогие динамики априори тяжелые из-за массивной для жесткости и задемфированности корзины и большого магнита. Вот магнит для 29 мм высокочастотника вероятно весит больше чем для классического 25 мм.

Я ни хочу никого обидеть и сказать что его любимый бренд выпускает легковесный фуфел, мне интересно за счет каких технологических решений в кострукции корпуса они смогли не утежелять до десятков килограмм как это обычно происходит в данном классе. Наверное там что-то интересное.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jake #

Ну магниты могут быть неодимовые :)) А корзины из полимеров. Но соглашусь, что для таких размеров легковаты. У меня акустика около 27 кг весит, хотя по габаритам меньше. Минус поправил вам.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @jake #

- 50 дБ +
#

В настоящее время вся сборка только в Италии. В Китае была лишь Principia, но ее сняли с производства.

- 50 дБ +
#

UPD. И Venere тоже в Китае, кроме Venere S. Было когда-то ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

Ну я и говорил что,где то прочел что,Venere китайской сборки. Да, легковаты Lumina,все таки! Чарио Дельфинус полочники весят 13 кг! р.s. я к чему это пишу,просто задумываюсь в будущем,может продать оперу и купить сонус,скорее всего сонету 3,выше не потяну! Надо слушать,конечно!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @razamanaz #

Sonetto-приятные, весьма.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Sonetto как раз пришли на смену Venere.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

кстати в тему об итальянских АС! может сделаете обзор об АС

OPERA ? а то про них забыли ! и на форуме все как то больше ДАЛИ в цене)))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @tigra #

Поддерживаю!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @tigra #

Поддерживаю,тоже!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @tigra #

Так Opera,вроде ничего нового не выпускала! Не?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

Ну Sonetto,то наверное получше будут(имхо.)+итальянцы,да и ценник у них повыше Venere.

- 50 дБ +
#

Дизайн конечно у них) как будто переднюю панель из старого шкафа какой нибудь самодельщик вырезал))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor-I #

Если про орех говорить, то он на любителя. А в черном лаке - шикарно. И в венге хороши.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor-I #

Фанера и кожа – сочетание необычное, но у итальянцев получилось это стильно обыграть -абсолютно не смотрится!

- 50 дБ +
#

"Стенки корпусов колонок изготовлены из MDF и обтянуты кожей. Фронтальная панель выполнена из жесткой фанеры (как утверждается, собранной из качественных натуральных сортов дерева)" Мой вопрос: А что,бывают не натуральные сорта дерева? Всё! Итальянцы разучились делать красивые корпуса. Бренд всегда славился отменным качеством и дизайном кабинетов.А тут простой ящик,и к тому-же легковесный. Про звук-молчу,но за последнее время ничего стоящего по звуку они не выпускали.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.