Как-то раз бегло отслушанный усилитель для наушников CEntrance Mini-M8 дал понять, что передо мной весьма толковый и честный исполнитель музыки. Выяснилось, что всем этим делом занимается американский радиоинженер, бывший москвич Михаил, а теперь Майкл Гудман. Поработав на Shure, в студиях звукозаписи и других стартапах, связанных с трансляцией звука, в 2000 году Гудман решил сосредоточиться на проекте CEntrance, где он смог бы полностью контролировать весь процесс — от наброска до готового изделия. Сначала это были решения для музыкантов и студий наподобие MicPort Pro. Компактный предусилитель с помощью единственного USB-подключения обеспечивал фантомное питание микрофона, оцифровку сигнала в 24 бит/96 кГц и выход на наушники. А потом пришло время сбора коробочек для хардкорных аудиофанатов. Вот вам и отгадка угловатого внешнего вида — pro-техника она всегда такая.
К сожалению, тогда более детальное изучение устройства Mini-М8 не состоялось, а потом и сама модель была снята с производства. Зато недавно у CEntrance появился другой аппарат, BlueDAC, который все-таки удалось заполучить на тест и замеры. Но вообще имейте в виду, в отсутствие официального представительства BlueDAC можно обнаружить лишь точечно — в специализированных салонах вроде Doctorhead или Player его не найти, хотя разговоры о CEntrance на тамошних форумах ведутся давно.
Спецификации и измерения
Итак, передо мной крошечное устройство величиной с пачку женских сигарет, но с обещанием дать полватта (или в портативных величинах 500 мВт) мощности на выходе. Оговорюсь сразу, этот обзор в отсутствие наушников с балансным разъемом будет неполным, зато я постараюсь компенсировать его обилием информации по BlueDAC в качестве источника звука для стереосистемы.
Дизайн у нового CEntrence, как и прежде с болтиками, так и сейчас — биополимерный корпус, сделанный на 3D-принтере, выглядит полным антиподом гламурного Chord Mojo. Но, пожалуй, в этой эстетике походной «рабочей лошадки» тоже можно найти свой шарм. С Mojo сравнения продолжатся, поскольку оба этих устройства, хоть и с разницей в сотню долларов, но выступают в одной лиге.
Оба усилителя умеют работать автономно, но для подзарядки Mojo использовал дополнительный разъем mini-USB, в отличие от единой линии в BlueDAC. Правда, это только в режиме Bluetooth, а при работе в качестве USB-ЦАПа подзарядка будет невозможна. В качестве цифро-аналогового конвертера работает наш старый знакомый Asahi Kasei AK4490, заявлена поддержка PCM 32 бит / 384 кГц и DSD128. Радует, что такое устройство оснащено двумя клоками на дискретизации, кратные 44,1 и 48 кГц — т.е. не будет никаких внутренних пересчетов в пользу какой-то одной частоты.
Контроль уровня в BlueDAC выполнен по олдскулу, с помощью колесика. И это единственный вариант управления громкостью. Например, в связке с телефоном вы уже не сможете изменять на нем громкость клавишей, вращайте колесо на BlueDAC — и будет вам музыка. Никаких дополнительных регулировок на чипе, что, пожалуй, правильно.
Степень усиления BlueDAC можно выбирать между Lo или Hi. Поскольку джампер утоплен в корпус, то случайное переключение в кармане исключено. Его сложно поддеть даже ногтем — для этого понадобится ручка или, например, щуп вольтметра, которым я и воспользовался.
В первом случае измеренное напряжение составило чуть менее 0,3 В, т.е. (Lo) предназначен для низкоомной нагрузки. Это даже меньше, чем выдает смартфон, так что для 32-омных арматур пришлось выкручивать громкость на максимум. Положение (Hi) дает прирост сигнала в 10 раз — измеренное напряжение на максимуме получилось 2,88 В, что даже чуть выше стандартного уровня стационарных Hi-Fi-источников.
Производитель заявляет выходной импеданс — 0,4 Ом. Попытки самостоятельного замера BlueDAC дали несколько значений, судите сами, какое из них ближе к действительности.
Обычно цифру выходного импеданса мы получаем по формуле падения напряжения под нагрузкой:
R (вых) = [U(xx)/U(r) – 1] х R
В положении джампера (Lo) на 16 Ом оно составило 0,264/ 0,261 В, что выводит прекрасный импеданс 0,21 Ом. При этом в режиме (Hi) падение напряжения на этой же нагрузке оказалось куда серьезней — с 2,88 на 1,843 В, где импеданс получается почти 9 Ом. Хм… Повторные замеры с увеличением нагрузки до 32 и 64 Ом показали более стабильную картину выходного импеданса в размере 1,5 Ом. Что покажут замеры в RMAA?

Если смотреть показатели без эмуляции нагрузки наушников, т.е. BlueDAC в роли стереоисточника, то результаты выглядят вполне прилично. Такие же цифры можно получить и от CD-плеера или более-менее приличной звуковой карты. АЧХ в диапазоне 20 Гц – 20 кГц мягко привалена на 0,5 дБ, а затем резко отсечена. Дальнейшая проверка «квадратной волной» 100 Гц указывает на применение минимально фазового фильтра с несимметричными фронтами колебаний. Судя по всему, речь идет о применении Short Delay Sharp — самого распространенного из пяти вариантов фильтрации, предусмотренной в спецификации AK4490.
Максимальный динамический диапазон 105,6 дБ соответствует разрешению BlueDAC между 17 и 18 бит, так что заявления о 32 битах — это всего лишь указания размера приемной шины, а не реальное разрешение, которое даже в высокоточных источниках, дай бог, чтобы соответствовало хотя бы 20 бит.

Приборы отмечают определенное количество искажений, но на слух такой характер будет звучать приемлемо. На выходе доминируют вторая и третья гармоники, что будет маскировать искажения более высоких порядков, которые как раз слышать неприятно. Но их и не наблюдается, пока мы не включим низкоомную нагрузку наушниками.

Тестирование под эмуляцией наушниками дает ожидаемый подъем искажений с доминированием гармоник нечетного порядка — т.е. почерк звучания будет без ложной теплоты и скорее холодноватым, «транзисторным». Больше всего искажений, понятное дело, наблюдается при 16 Ом — 0,066%. Но не забывайте, что эти цифры в наушниках с аналогичным импедансом получатся при колоссальной громкости, никто так не слушает. Будет меньше громкость, соответственно, и уменьшатся искажения. При эмуляции наушников 64 Ом искажения уже всего в два раза больше, чем штатное значение выхода BlueDAC, измеренное напрямую.

Любопытно было сравнить эти данные с выхлопом BlueDAC в режиме Bluetooth. Замечу, что я использовал базовую версию, не aptX, которую, к сожалению, Apple до сих пор не поддерживает. Что показывают графики?


АЧХ на Bluetooth подрубилась где-то в районе 18 кГц, поднялся шум и выросли искажения, но теперь они сместились в сторону более высокого порядка. Когда на слух разница с USB-подключением оказалась примерно как lossless и МР3 высокого битрейта — т.е. с Bluetooth чуть теплее и тупее саунд. Некритично, но лучше без него, тем более, что область применения этой функции осталась неясной. Подключить BlueDac к какой-то старинной системе и стримить на нее с дивана музыку из телефона? Ну, разве что так. Но пора поговорить о звуке BlueDAC более лирично.
Качество звука на наушниках
Начнем с прямого предназначения — наушников. Я по-прежнему сомневаюсь в уместности специальных усилителей для работы с арматурными драйверами, но разве что с замороченными системами на семь драйверов и низкой чувствительностью. Мои Ultimate Ears Triple Fi10 как в кастоме (так и вторая резервная пара в штатном исполнении) отнеслись к CEntrance BlueDac невозмутимо. В смысле, после планшета и телефона на iOS звучание кардинально не изменилось. Другое дело — Audio-Technica ATH-ESW10.
O-o, какие же это капризные наушники, когда им мало тока… Баса нет, все остальное скребет, как шурупы в консервной банке. А вот с BlueDac они вмиг заиграли по-человечески — звук получился классный, с нормальным транзисторным окрасом, слаженной НЧ-основой и широкой сценой. Обычно на этом месте я сравниваю работу Audio-Technica ATH-ESW10 на Sony PCM-D100, посрамившем немало хваленого портатива. С CEntrance на этот раз получился паритет. Мой рекордер звучал более «гладко», но предпочесть ли подобную нежную вуаль на записи — это уже дело вкуса. Слушать четкую нарезку фонограммы на BlueDac было тоже очень интересно, поскольку подача все-таки оставалась меломанской, захватывающей и не переходила в клинический пересчет деталей.
Кроме того, стоит отметить, что на DSD-материале CEntrance удалось даже прозвучать чуть интересней, чем PCM-D100. Возможно, заслугой тому более короткий протокол декодирования DSD на AK4490 по сравнению с чипом AK4480, установленным в моем Sony. Если сравнить схемы этих ЦАПов, то можно увидеть, что у AK4490 цепь обработки DSD идет напрямую, в обход блока дельта-сигма-модулятора. Этот прогресс в устройствах CEntrance можно только приветствовать, поскольку во время беглого прослушивания прошлой модели Mini-M8, при всех ее достоинствах, мною была отмечена досадная особенность. DSD-записи на Mini-М8 звучали неотличимо от обычных хайрезов, что указывало на внутреннюю переконвертацию DSD-потока в PCM.

Качество звука в стереосистеме
С наушниками разобрались, переходим к стационарному использованию. Поскольку CEntrance не предполагает внешнего отдельного питания, то и единственный источник звука (и помех) для него — это USB шина. CEntrance использует USB-приемник XMOS с кастомизированными драйверами, и хотя везде трубят о Native DSD, в ASIO режиме DSD передается исключительно по DoP-протоколу — проверено в JRiver 23.
Звук на колонках поначалу не вызывает нареканий. Нормальный такой современный саунд, и хотя измерения показывают гладкую АЧХ, иногда он напоминает v-галочку на эквалайзере — мощный мидбас и ВЧ, которые могут поразить воображение. Правда, это похоже на почерк многих современных конвертеров с высокой детальностью, которая не компенсирована надлежащим образом — ламповыми гармонизаторами или другими специальными каскадами. В общем, на колонках звучание напомнило Chord Mojo, у которого некоторая вымученность высоких частот оказалась не совсем по душе. Точнее, не кажется универсальным подходом.
На цифровых вылизанных записях классической музыки такое холодноватое отношение будет даже в плюс — все очень четко очерчено и вытюкано. Но подобный подход приветствуется далеко не везде. Например, на изданиях старой музыки, с их акцентом на вокальном диапазоне, может пропасть аура и оказаться преувеличенным значение сибилянтов. Особенно если речь идет о виниловом рипе, будьте уверены, все недостатки вылезут на передний план, а теплота отдалится на задний.
Впрочем, существует способ отлепить вокал от шипучих инструментов — это любой аудиосигнал загонять принудительно в DSD, как это делает JRiver. Можно даже в минимальный DSD64, чтобы не грузить процессор, разница сразу станет слышной. Меняется и характер фильтрации на высоких частотах. Тогда излишняя навязчивость звука уйдет, вернется гармония, правда, уйдет и огромная размашистая сцена, с которой так любят носиться современные ЦАПы. Зато звук станет более похожим на винил.
Вывод
Как и его дорогой конкурент, Chord Mojo, CEntrance BluDAC не стал универсально безукоризненным источником для всех на свете: арматурных драйверов, тяжелых наушников и стереосистемы. Ну и что? Ничего страшного. Его способности по прямому назначению — при минимальных габаритах четко снабжать током и контролировать даже капризные модели наподобие Audio-Technica ATH-ESW10 — заслуживают безусловной похвалы. Кроме того, следует отметить дружелюбие коммутации BluDAC — его без проблем можно подключить по кабелю и без кабеля к любому портативному или стационарному устройству, чтобы обрабатывать форматы самого высокого разрешения.
Достоинства: грамотная начинка, хорошая отдача тока при малых габаритах, уверенная работа со сложными наушниками, поддержка DSD
Недостатки: дизайн дешевле своей цены, невозможность зарядки в режиме USB-ЦАПа
Официальный сайт: CEntrance BlueDAC
Цена: 400$
Паспортные данные
Входы: асинхронный USB 2.0, Bluetooth
Разрешение (USB): 32 бит (также поддерживается 16 и 24 бит)
Частота дискретизации: 44,1; 48; 88,2; 96; 176,2; 192; 352,4; 384 кГц
Поддержка DSD: DSD64 и DSD128
Особенности: два клок-генератора, с точностью 10 ppm и джиттером 1 пс
Совместимость: iPhone, iPad, Android, Mac, Linux, PC (доступен драйвер для Windows).
Поддержка кодеков Bluetooth: SBC, APTX, MP3, AAC, Faststream
Неравномерность АЧХ (20 Гц – 20 кГц): ±0,5 дБ
Отношение сигнал/шум: -113 дБ
THD+N (полная шкала): 0,002%
THD+N (1 кГц): 0,014%
Взаимопроникновение каналов: -111 дБ
Выходной импеданс: 0,4 Ом
Выходная мощность (32 Ом): 500 мВт (общая)
Поддержка наушников: 16-600 Ом
Максимальный выходной уровень (1 кГц): 2,9 В RMS / 11,3 dBu
Переключение усиления: 20 дБ
Аналоговые выходы: позолоченные 2,5 мм (балансный) и 3,5 (небалансный) мини-джеки
Усилитель: AmpExtreme, работа в классе А, биполярный источник питания
Питание: поддержка стандартного питания 5 В через micro-USB тип B
Зарядка: +5В (2,1 А) от внешнего адаптера
Внутренняя батарея: Li-Polymer на ±9В постоянного тока, 20 часов работы (Bluetooth)
Размеры (ДхШхВ): 110 х 57 х 18 мм
Вес: 120 г
Комментарии
Pilgrim
Спасибо за обзор, было интересно. Если не возражаете, оставлю свои 5 коп.
- невозможность зарядки во время работы юсб компенсируется отличной батареей. Не смотрел на ёмкость и не сравнивал ее с Моджо, имею ввиду цифры, но Центренс работает существенно дольше, если не сказать под 2 раза. В блютус режиме, с прослушиванием 2-3 часа в день, аппарат прожил неделю. По "юсб" не замерял.
- с удовольствием прочитал обзор автора "сравнение форматов для сжатия" и вот там действительно услышал некоторую глуховатость МП3 в сравнении.., но слушая данный ЦАП/Усь в разных режимах, в том числе и слепых тестах в компании, не нашли отличий между блютус режимом и юсб. Возможно, действительно, все дело в aptX. В общем, данная опция в этом аппарате мне очень понравилась и покупай его использовал бы именно так.
- внешний вид. Допускаю что мне очень повезло, хотя специально в салоне распаковали три аппарата чтобы сравнить сборку, но качество оказалось очень хорошим - щелей нет, все подогнано, без люфтов, нет опаски что упадет и разлетится, пластик цепкий... Дизайн, да, не для девочек, но выглядит в живую лучше чем на фото. А вот у "гламурного" Моджо дико раздражают стыки и свет от кнопок со всех щелей и отверстий в темноте (но на работу не влияет).
- "Как и его дорогой конкурент, Chord Mojo" я не знаю цен на аппараты в РФ, возможно речь о официальных, но Мождо из ЮК стоит $450, разница всего $50-70. Самые что не есть прямые конкуренты. И вот несмотря на все позитивное впечатление что оставил Центренс, Мождо на слух лег все же лучше. К тому же у Chord есть плюс в виде апгреда + Poly (две коробочки размером с смартфон дают и звук и всю музыку в кармане, которую можно взять и на работу к колонкам и на отдых/командировку с ушами, в общем под впечатлением, хотя и жду от них норм приложения к Поли и куплю только тогда).
YG
я не только не возражаю, но даже приветствую
отличное дополнение, спасибо!
в aptx я действительно не тестировал (нечем)
но охотно верю, что качество там будет норм
mlnfcn
хотел было что нибудь пренебрежительное написать про девайс, покритиковать его, но у вас такой обстоятельный обзор, что как то неловко стало...
YG
Критикуйте конечно!
mlnfcn
ну это были бы в основном придирки, что называется "до столба ...". я ж его не слушал, чтобы критиковать объективно.
а если по существу, в вашем обзоре исчерпывающее количество информации, на основании которой этот цап я даже не стану рассматривать для себя (не потому, что цап плох сам по себе, просто мне его функционал недостаточен) . так что спасибо за очень качественное раскрытие темы.
ну если оставить в стороне звук, т.к. я его не слышал то:
1. передняя панель ну прям скажем страшновата.
чего стоит только регулятор громкости - не видно в каком положении находится громкость - вероятность повредить уши и наушники, если он выкручен слишком сильно.
надпись про high fidelity и проч уже заранее пытается запрограммировать пользователя на то что цап претендует на какой то уровень.
непонятно где кнопка включения - тем же колесом что и громкость?
2. по форматам - мегахайрезы там неочевидно что с "нативностью"
3. нормального линейного выхода (2rca) нет, (ну не нравится мне с гнезда для наушников к усилителю подключать)
4. выход на наушники 3.5 мм - ну это совсем несерьезно
5. цена реально задрана, я уверен что ifi nano black label (у меня и он и микро bl) уделает его даже не вспотев, при том, что стоит существенно дешевле
6. блютуз для меня лично скорее минус, чем плюс.
zome_bear
Ею тут и не пахнет...
mlnfcn
эт я ступил, из другого обзора в памяти всплыло
YG
кнопка включения вроде очевидна на самом первом фото — там где значок соответствующий
Форматы все тянет, что по спекам 4490
Гнезда rca для портатива не очень удобны
Сравнивать надо с микро, нано хуже конечно
И даже если бы там был сейбр, я бы сказал что сейбр это не приговор — я знаю не одну модель с мягким звуком
mlnfcn
кнопку узрел, на третьем фото, сзади. задняя панель в стиле передней, такая же тоска.
ну так то тянет, но как именно - пока не послушать, не узнать. но есть сомнения, что аутентично. все эти конвертации между форматами, что он делает, это как то неправильно (на уровне убеждений).
микро black label сейчас у нас 750 почти стоит в эквиваленте, сравнивать их неуместно вообще никак - это принципиально иной уровень как по цифро-аналоговому преобразованию, так и по усилению. я его слушаю уже несколько месяцев с akg k712pro и fostex th610, и в жизни не поверю что сабж может составить конкуренцию микро bl.
ну я ж не говорю что сабра это совсем плохо, просто надоела - у меня на ней cambridge dacmagic xs v2 и pioneer n70. в кембридже достаточно сносно звучит.
p.s. вот чего не отнять у цапа из обзора - формфактор у него портативнее некуда.
и следующее что то я б купил на asahi kasei несомненно.
Pilgrim
Аппарат просто "не для Вас" и не под Ваши нужды, отсюда притянутая за уши критика. Если коротко:
Дизайн на вкус и цвет. Колесо громкости случайно провернуть не выйдет. Кнопка включения на другой стороне относительно колеса. Не знаю на что претендует бренд, но цена/качество очень даже, конкурентов не так и много, если не брать чистых китайцев. Устройство рассчитано на ношение с собой, о чем свидетельствует размер/вес/батарея, отсюда и остутствие рса (как и 90% остальных подобных аппаратов), и гнездо 3.5. Блютус в данном аппарате реализован отлично, уверен для большинства это явно "+" и в паре с ёмкой батареей отличное решение. По чипу ответили. Ну и по:
Тут только пойти и послушать лично. Сам слушал, правда не нано, а старшую версию микро. Где-то месяц назад у нас салон сливал ifi по -50%, нано был за $140 итд (чтобы не быть голословным https://portativ.ua/category_2... некоторые позиции спустя месяц еще висят) отсюда была мысль взять что-то от них. На мой слух и с учётом моих предпочтений, от покупки ifi отказался, хотя и от центранс тоже.
mlnfcn
ну да, я ж сразу сказал, что необъективен.