Электростатическая акустика — вещь особенная. Как с точки зрения внешности, так и с точки зрения звука. Есть бренды, которые построили себе на электростатах имя, но потом решили перейти на гибридные конструкции. Причем степень гибридности у них разная: кто-то ограничивается ленточным твитером, а кто-то (как MartinLogan в линейке Masterpiece) отдает электростатическим мембранам намного более широкие диапазоны.
Аудиотехника во многом состоит из разумных уступок и компромиссов. Физику не обмануть — если только не взглянуть на проблему с какой-то иной точки зрения и не начать искать решение в другом месте.
Электростаты не басят. Точнее, для того, чтобы электростаты забасили, нужно использовать пленку огромной площади исключительно для басовой секции — там идет счет на метры. А это не очень практично и с бытовой, и с инженерной точки зрения: такое полотнище сложно заставить правильно колыхаться, да и не в каждой комнате разместишь.
Зато проводящая пленка-мембрана более или менее приемлемых размеров, колеблясь с ничтожной амплитудой, откликается на сигнал очень шустро и за счет этого создает абсолютно уникальное звучание на средних и высоких частотах — четкое, детальное, полное воздуха и разрешения. Подружить такую расчудесную электростатическую ВЧ/СЧ-секцию с динамическим басовым модулем — компромиссное решение. Компромиссное и распространенное.
Именно в такой конфигурации работают напольники MartinLogan Classic ESL 9 — самые младшие в серии Masterpiece. Но даже будучи младшими, они остаются крупными — все-таки электростатическая мембрана, хоть и не басящая, требует себе места. Ее размер — 112х23 см. По фирменному обычаю, она чуть выгнутая: этот особый просчитанный изгиб улучшает горизонтальную дисперсию и позволяет избавиться от слишком сильной направленности — на сайте MartinLogan говорят об угле в 30°.
Мембрана прикрыта с обеих сторон перфорированными решетками-статорами, причем перфорация тоже фирменная — разработчики утверждают, что с помощью микроотверстий им удалось открыть в два раза большую площадь диафрагмы, чем в классических электростатах. Крепится все это на алюминиевой раме, покрытой текстурной черной краской. Рама слегка наклонена назад — такое решение тоже помогает дисперсии, но уже вертикальной, а еще улучшает согласование полос.
Басовый модуль состоит из двух восьмидюймовых динамиков, причем расположены они достаточно необычно: стоят на передней и задней панелях, но не соосны — тот, что выведен на заднюю часть, сдвинут чуть ближе к верхней грани модуля. Сзади же находится щелевой порт фазоинвертора — сразу под акустическими клеммами (можно подключить по бивайрингу и биампингу).
В общем, выглядят эти колонки так, как и положено электростатической акустике — как высокотехнологичные надгробия. И в визуальной составляющей ESL 9, и в их звуке есть своя особая эстетика.
Детальки? Кто сказал детальки?!
Электростатическая панель играет от 380 Гц. За разделение частот отвечает продуманный кроссовер с заказным трансформатором, катушками с воздушными сердечниками, катушками, прослоенными сталью двойной холодной прокатки, и полипропиленовыми конденсаторами.
Важный момент: каждую колонку нужно подключать не только к усилителю, но и к розетке. Это особенность работы электростатической панели. За усиление в тестовой системе отвечали компоненты немецкой фирмы SPL, а контент поставлял Aurender A30, сигнал с которого выходил через аналоговые разъемы.
В тесте было много экспериментов, потому что электростаты звучат... странно. Непривычно. Своеобразно. Даже не самой крупной электростатической панели, как оказалось, нужно достаточно много места для того, чтобы генерируемый ей звук органично смешался с низами.
Если поставить колонки и диван в углах равностороннего треугольника, результат получится неуниверсальным: бас будет жить отдельно, а все, что выше — отдельно. Например, это очень хорошо проявлялось на треке «Saria's Song» от BadBadNotGood: деталей — вагон, чувствуются даже щипки струн контрабаса, но при этом тарелки и верхний регистр фортепиано звенят где-то вдали от баса.
Однако даже при такой расстановке чувствуется, что электростатический модуль работает с какой-то хирургической точностью и четкостью. Бывает, что в детальных сетапах все нюансы возникают вокруг всполохами, как какие-нибудь вспышки гирлянды. Их много, их отчетливо видно, они расставлены в трехмерном пространстве согласно задумке исполнителя, но вспыхивают они не мгновенно и пропадают не сразу.
В MartinLogan же эти нюансы, эти отдельные элементы мелодии напоминают скорее кирпичики, а не всполохи: они четкие, с ровными границами, без лишних хвостов и послезвучий, и они будто бы телекинетически кружат вокруг, вставая на нужное место. Такой тип детальности хорош в быстрых треках, а вот там, где долго и надсадно гудит контрабас, он немного не к месту.
Этим колонкам хорошо, когда сложно — когда мелодии не минималистичные, а наполненные информацией, пусть даже сэмплами, но в десяток-другой дорожек. ESL 9 выстраивают мелодию, как Pink Floyd — стену, окружая слушателя и без промедления разбирая ставшие уже ненужными участки. И все это они проделывают без запинки, ничего не теряя, расставляя кирпичики в нужных местах.
Кстати, за счет такого подхода и относительно простая музыка звучит более полно: колонки вытаскивают максимум из того, что могут найти в мелодии — и подают в лоб. В треках The Heavy голос вокалиста будто бы парил немного в отрыве от микса, становясь более объемным, но не теряя разборчивости: слышно было каждый вздох.
На треках, где есть только голос и один инструмент, пресловутая фирменная электростатическая чувствительность может вылезать слишком ярко и начать отвлекать — в некоторых мелодиях она даже воспринимается как свист.
Оптимальнее всего, как выяснилось, слушать эту акустику на расстоянии, которое примерно в два раза превышает расстояние между самими колонками. Так звук становится более цельным, пропадает разрозненность и оторванность — но на поразительной детальности расстановка никак не сказывается, в обоих случаях нюансов столько, что их можно руками загребать.
На «Nazi Punks, GTFO» из саундтрека «Wolfenstein: The New Colossus» отчетливо слышна псевдовиниловость — характерные потрескивания, причем, что удивительно, акустике удалось добавить этому хрусту мягкости, чуть усмирив четкость. С «Way Out Is In» от The Glitch Mob история похожая — она звучит совершенно нежно, мягко и с какой-то просто неисчислимой глубиной. В треке «Crystal Peak» из саундтрека «Hollow Knight» на первое место вышла гитара, что немного необычно: чаще всего, наоборот, аудиосистемы уделяют внимание переливчатым моментам и ритму.
Но чего-то в моей классической подборке треков недоставало для того, чтобы раскрыть все фишки звучания этой акустики. А потом я дошла до более или менее жестких вещей — и все встало на свои места.
Хаос и боль
С Combichrist в хирургической точности акустики проснулась жизнь: агрессия, гаражность и наполненность грязным звуком на грани отвратительности — но хотелось бы чуть побольше плотности. И стало ясно, что музыка, которая, по идее, должна делать ушам больно (целенаправленно, с помощью звука, а не оскорбляя чьи-то чувства), играет на этих колонках правильнее всего.
И леденящее душу злобное отчаяние в Nine Inch Nails, и звеняще-депрессивная печаль в запилах Buckethead, и апокалиптично-эпичное гитарно-пианинное месиво ранних 65daysofstatic — MartinLogan любят такие эмоции, наслаждаясь ими, но при этом чуть упорядочивая. Например, «King James» от Buckethead, которой я проверяю на недружелюбность высокие частоты, в исполнении этих колонок стала неожиданно маршевой за счет той самой кирпичиковой четкости.
А потом я включила Heilung. И не смогла перестать слушать. Вся эта звериная стихийность, гортанность, жесткость звучания, смешанная с проблесками мелодичности, с сочным шаманским ритмом, с вагоном музыкальных инструментов с названиями, существующими лишь на одном языке — все это играет сочно, плотно, крупно и объемно. Расстановка образов феноменальная, воздуха между инструментами, между отдельными звуками столько, сколько необходимо. Границы четкие, середина прозрачная, но информации в ней тонна. Мелодия была настолько осязаемой, что практически вгоняла в транс.
Альтернативным названием для этого теста было «верните мне мой 2007-й», потому что именно в тот период жизни я увлекалась музыкой с так называемой «темной эстетикой» — жестким фолком, готикой, индастриалом, различными вариациями металла и прочими подобными вещами. И именно такая музыка идеально звучит на ESL 9. Эта акустика любит боль — и душевную, и физическую.
Но помимо боли она любит детальность и, что нехарактерно, с таким подходом к нюансам она вполне стоически переносит MP3. Конечно, мелодии в этом формате звучат более плоско и просто, чем лослессы и хайрезы, но звук остается ярким, плотным и четким.
В итоге, эту акустику нельзя назвать универсальной: большинство жанров она отыгрывает хорошо, и если ее поставить далеко, можно даже добиться от нее милого звучания, но вот ту музыку, которая показывает эстетику декаданса, она воспроизводит не просто хорошо, а отлично.
Она раскрывается в беспорядочном шуме индастриала, в близких к какофонии голосах, с тщанием бухгалтера в футболке Cradle of Filth и роговых очках инвентаризируя и расставляя те самые кирпичи отдельных инструментов, нот и нюансов на предназначенные им места. Она купается в ураганности и первобытности злого фолка, будто бы пропуская через себя ярость неназванных богов и выстраивая вокруг слушателя четкие, осязаемые образы. При этом дарк-джаз и джаз-хоп для нее не очень подходят: все-таки там требуется бас помягче, с послезвучиями и тягучим гулом.
Энергетический антивампир
Я посчитала: за весь текст я использовала слово «четкость» и его производные восемь раз (теперь уже девять). И это слово характеризует звучание акустики в первую очередь.
Вне зависимости от расстановки и электростатический модуль, и басовый скрупулезно препарируют композиции и выдают мелодию с совершенно ясно разграниченными дорожками, инструментами, образами. От расстановки, однако, зависит характер: если хочется больше резкости и яркости, то стоит сесть поближе; если же в фаворе цельность и собранность мелодии, даже с неким подобием мягкости, то надо бы садиться подальше.
И если сидеть далеко, колонки начинают играть хорошо, причем они играют хорошо все. От их дискретного подхода к разделению композиции на компоненты не устаешь, но есть жанры, в которых он себя показывает еще лучше. Они любят непростые задачи, они любят копаться в аудиоаду, собирая звуковой хаос и эмоциональный раздрай в подобие порядка. И слушать такую музыку на этих колонках хочется часами — от звука не устаешь, а даже наоборот, бодрости прибавляется.
Феноменальная четкость и детальность, широкая для такого типа акустики дисперсия по горизонтали, большой, объемный звук.
Чувствительны к расстановке, все же присутствует некая жанровость.
700 000 рублей
Частотный отклик: 34–23 000 Гц ±3 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 20–400 Вт на канал
Горизонтальная дисперсия: 30°
Вертикальная дисперсия: 44 дюйма (112 см) линейный источник
Чувствительность: 90 дБ/2,83 В/м
Сопротивление: 4 Ом, 0,8 на 20 кГц, совместимы с усилителями на 4, 6, 8 Ом
Частота раздела кроссовера: 380 Гц
Высокочастотный излучатель: электростатический излучатель XStat™ CLS™
Габариты мембраны: 112x23 см
Площадь излучающей поверхности: 2,576 см²
Низкочастотная секция: два 8-дюймовых (20,3-см) длинноходных динамика в литых корзинах с алюминиевыми мембранами в нерезонансной несимметричной конфигурации
Кроссовер: трансформатор ручной намотки, катушки с воздушным сердечником, катушки, прослоенные сталью двойной холодной прокатки, полистироловые конденсаторы
Подключение: пятиточечные клеммы с поддержкой бивайринга
Энергопотребление: до 2 Вт на канал, менее 1 Вт в режиме ожидания
Масса: 35,4 кг
Габариты: 152x26,4x64,6 см