Запись звучания АС в помещении для предварительного/удалённого прослушивания

ТEКСТ: Комментарии (19)
Запись звучания АС в помещении для предварительного/удалённого прослушивания

Хотим мы того или нет, но продажи перемещаются в Инет. И тенденция однозначна. Да, бутики останутся, однако всё что касается массовых продаж c минимальной наценкой рано или поздно окажется в on-line. Поэтому кто первый освоит адекватную запись звучания АС, тот и сорвёт банк. Тема уже муссировалась здесь в качестве вопроса, осталось подвести итоги, поэкспериментировав с направленными микрофонами.

Итак, попыток аудентично записать звучание АС (и даже усилителей с источниками) уже было предпринято множество, как за рубежом (https://www.youtube.com/channe...), так и у нас, в частности:

Следует отметить, что при записи звучания напольников с расположением микрофонов угадали лучше, поэтому разница в звуке АС просушивается, хотя и с трудом.

Главная ошибка большинства записывающих - использование измерительных микрофонов с круговой направленностью без их "выставления" с учётом особенностей акустических свойств помещения. И у меня первый блин вышел блином, не смотря на большой опыт и хорошее знание теории. Подгуживание не заглушенного помещения - основная проблема практически всех нонешних записей звучания АС. Из-за размазанности на НЧ колонки в записи на слух звучат схоже, единственное что бросается сразу во все уши, какие то гудят сильно, какие то меньше. Казалось бы заглуши помещение, и всё в ажуре! Покупатели получат возможность удаленного ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО отбора АС. Однако, корректировать помещение акустически очень накладно, да и дико несподручно на тех же выставках. А ловушки баса и т.п. "примочки" выручают слабо.

В плане минимизации влияния помещения была наиболее удача запись пары АС ( https://cloud.mail.ru/public/D... ~3 Гб и https://cloud.mail.ru/public/J... ~1.5 Гб).), но воссоздаваемая стерео картина, похоже, искажена (зажата), да и звучание двух АС ( "Valentina 10_2" и "Valentina 15" ) получилось явно довольно схожим - если не прослушать заранее вживую, что для удаленного прослушивания теряет актуальность. На мой слух при прослушивании вслепую одни из данных АС побольше побасовитее, вторые наоборот, причем из-за меньших НЧ, кажется, что немного акцентированы СЧ.

Необходимо учитывать, что система слуха человека (если слушать в 2 уха) "автоматом" минимизирует отражённые звуки до определенного уровня в определённых полосах частот. А микрофон, по сути, всего лишь барабанная перепонка, и никакого устранения эха сам по себе не производит. Поэтому следует либо воплотить подобную обработку сигналов в виде софта (кое-что уже реализовано аппаратно в наушниках с активным шумоподавлением для пилотов), либо подобрать микрофоны с АЧХ, нивелирующей влияние помещения. Первый путь перспективнее, второй - доступнее. Третий путь - пытаться снизить влияние помещения за счет увеличения числа микрофонов и последующей обработки в цифре - на мой взгляд, дорожка скользкая. Адиофильские записи не спроста очень крутые фирмы делали и делают в 2 микрофона, при этом уделяя должное внимание акустической подготовке и выбору помещения. И не надо путать Божий дар с яишницей! Большой симфонический оркестр в 2 микрофона "равномерно" не запишешь, но это совсем иная задача.

На данный момент отработаю 2й вариант;))) Беру достаточно чувствительные направленные микрофоны с ровной АЧХ и выставляю их сначала "на глаз", потом перепроверяю по анализатору. Отмечу особо: в обычном домашнем помещении (типовом по реверберации)!!! Первый "прикид" даёт следующее:

https://disk.yandex.ru/d/bijJw... - "07 - Personal Jesus"(полностью исходник можно найти в сети: VICJ-61696 Karen Souza "Karen Souza Essentials") и https://disk.yandex.ru/d/sZ8XT... - "Девочка летом" (исходные фрагменты см здесь https://stereo.ru/user/V_A_N).

Что-ж, на 2-м фрагменте влияние помещения чувствуется сильнее(((

Добавляю чуток гэйн на предах микрофонов и чуть громкость на усилителе: https://disk.yandex.ru/d/ciWfm... и https://disk.yandex.ru/d/uaat9...

-уже лучше! не находите?

Кстати, вот уровни записанных сигналов:

Таким образом, используя грамотно расставленные направленные микрофоны и оптимизируя уровни записи (не загоняя в мизер для запаса по зашкалу) и громкости усиления (не доводя до "гудежа") удалось существенно минимизировать влияние помещения.

Характер звучания АС передан ДОСТАТОЧНО точно, стерео картина тоже.

При этом дорогостоящая дополнительная акустическая подготовка типового помещения не производилась (лишь кинул пару подушек в нужных местах).

PS

те же, но с сабвуфером https://disk.yandex.ru/d/Nb3q5... и https://disk.yandex.ru/d/L1Wvg... - разница четко слышна даже на сверхбюджетной аппаратуре не смотря на меньший уровень записи и наводку от БП саба!

а вот без саба, но с тембром НЧ+4дБ а ВЧ-2дБ https://disk.yandex.ru/d/BfXLi... и https://disk.yandex.ru/d/6HiPb..., тут уловить разницу на слух уже сложнее, но вполне можно

50 дБ +

Комментарии

#

Как растянуть уши, что бы минимизировать влияние помещения? Они же микрофоны, одно под потолком, второе в правом нижнем углу. Это конечно шутка, а какое практическое применение?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeiPro #

Растягивать уши нет нужды.

система слуха человека (если слушать в 2 уха) "автоматом" минимизирует отражённые звуки до определенного уровня в определённых полосах частот

Представьте: фотка АС в инет магазе, а под ней ссылочка на характерные WAV, чтобы получить первое представление о звучании. Удобно?

Хотим мы того или нет, но продажи перемещаются в Инет.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Мне хватит репутации производителя, если конечно тот ещё не продан в КНР. Ну и вторичка расцветёт.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeiPro #

Да, крутой бренд находит свой почерк - звучание узнаваемо для всех линеек АС.

Однако, слух у людей ОЧЕНЬ СИЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ (причем меняется со временем), и как отобрать АС именно для себя, не наматывая круги по салонам?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Прекратить наматывать себе нервы. Как был сделан выбор с молодости, Сони и Филипс, так и сижу на них.

- 50 дБ +
#
но воссоздаваемая стерео картина, похоже, искажена (зажата), да и звучание двух АС ( "Valentina 10_2" и "Valentina 15" ) получилось явно довольно схожим - если не прослушать заранее вживую, что для удаленного прослушивания теряет актуальность.

На видео хорошо видно записывающий сетап, это не измерительные микрофоны, а микрофоны использующиеся в студиях, для записи инструментов и вокала. По поводу каких-то, вам показавшихся, обработок вам Николай (автор видео) всё подробно рассказал. Не верить ему - конечно ваше право.

Многие слушавшие вживую эту акустику говорят что запись хорошо передаёт звук акустики в данном помещении. А так же те, кто и не слышал их вживую так же говорят о совершенно точной разнице между двумя моделями. Может вы всё же, вопреки рекомендации автора видео, слушали эти записи на акустике? Нужно в наушниках, это всё же сродни бинауралу или Амбисонику:)) На акустике не слышно и половины:)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Думаю, что в живую ваши АС звучат намного лучше, чем передаёт сделанная запись !!!

Когда пишут в 4 и более микрофонов, то без микширования в 2 канала стерео (разумеется, в цифре) ни как не обойтись - а это уже обработка;))) На вашем видео видны аж 6 микрофонов (пусть удачных), но расставлены они, мягко говоря, ну очень своеобразно.

Я убедился лично, что даже элементарное выравнивание в цифре уровня каналов сигналов с микрофонов в помещении (всё-таки выхватывающих отражённые звуки не смотря на направленность) разрушает стерео картину.

Слушал в разных наушниках. И даже сделал спектральный анализ - обработка есть, следы от фильтров тоже есть. Ну а говорить можно что угодно.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Николаю врать не с руки:)) Открывать все секреты он конечно не будет, всё же это его методика записи, но он всегда предельно честен с пользователями. Ну а "спектральный анализ"... Я уже никаким измерениям практически не верю, особенно когда начинаются "победные реляции". У нас собрана огромная библиотека измерений фирменных динамиков, сильно не коррелирующихся с брендовыми графиками. А ведь эти бренды понимали, что с них могут спросить за качество ИХ ИЗМЕРЕНИЙ, не так ли? Поэтому методик, программ, и прочего сейчас по-напридуманно и по-написанно столько...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Ежу ясно, правду не скажет, иначе выдаст свое ноу-нау с потрохами.

Люди рискую жизнями верят спектральному анализу, а вы нет? Вывод напрашивается сам собой.

Что касается динамиков, то технологический разброс может очень большой даже у фирмЫ. Вообще, складывается впечатление, что в Россию попадает многовато технологических хвостов, вынутых из под бульдозера там и лихо продаваемых здесь.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Скажем так, если бы вы были чуть внимательней при просмотре видео Николая, то смогли бы услышать, что динамики у ALLB Music не покупные, а разработанные и изготовленные вручную, с соответственно идеально совпадающими параметрами. Именно разброс параметров динамиков даже очень именитых брендов заставил прийти к такому решению.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Я как раз и имел в виду ракрученные бренды. Причем, прикол в том, степень именитости у нас еще ничего не гарантирует, и малоизвестные динамики могут оказаться с гораздо меньшим разбросом. Или супер брендовый брак/подделки к нам всё-таки везут???

Вообще, в этом деле свести технологический разброс к мизеру - очень дорогое удовольствие. Наверное, проще дозатачивать вручную начинку фильтров под получающиеся динамики (отбирая в пары)? ;)))))))))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Спаривание 2 микрофонов в вертикальной плоскости под углом 90 подразумевает вычитание в цифре с инверсией фазы https://ehomerecordingstudio.c...

- 50 дБ +
#

И еще один вариант соотношения гэйна предов микрофонов и громкости усиления https://disk.yandex.ru/d/VwBEA... и https://disk.yandex.ru/d/npCx0... соответственно для 2х тестовых треков. Кстати, на 1м чуток иногда посвистывает вокал, так это в оригинале так.

PS

Записывалось через ASIO в 32 бит, конверсия в 16 бит производилась на лету при заливке WAV файла на винт

- 50 дБ +
#

Способность системы слуха человка локализовать источники звука в пространстве это одно, а способность отделять прямой звук от отраженного - это другое, хотя взаимосвязь есть.

В помещениях, где наряду с прямым звуком на слушателя воздействует значительное число отраженных волн важным фактором, стимулирующим глубинную локализацию является эффект предшествования. Суть этого эффекта состоит в отделении слуховой системой прямого звука от его реверберационных продолжений. Суждение о направлении на источник звука формируют прямые звуки, в то время как часть следующих за ними повторения на интервале от 1..5 до 30…50 мс подавляется слуховой системой. При больших задержках подавления не происходит. Благодаря эффекту предшествования оказывается возможной слуховая пеленгация источника звука в помещениях, где в точку расположения слушателя наряду с прямым звуком поступает значительное число волн, отраженных от его поверхностей.


чистые тоны высоких частот (свыше 8 кГц) почти не поддаются локализации. Также слабо выражена способность локализации на частотах ниже 300 Гц. На частотах меньше 150 Гц локализация отсутствует вообще.
http://window.edu.ru/resource/...
- 50 дБ +
#
Поэтому кто первый освоит адекватную запись звучания АС, тот и сорвёт банк.

Одна беда - слушать эту идеальную запись волшебных АС потенциальный покупатель вынужден на неизвестно чём.

Предполагаю, что это будет акустика заметно ниже классом...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allbertych #

ну почему же "волшебных" ?... разных АС !!!!!!!!!!!! в том числе по классу!

А вытянет ли "неизвестно какой" тракт - это уже отдельная тема. Есдли по уму, то надо бы обрисовать минимальные требования конечно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Слово "волшебное" я применил как метафору, для эффекта большей выразительности своего комментария.

- 50 дБ +
#

Явление, из темы, имеет место быть. В первом приближении, можно ориентироваться. Но после смены наушников проявилась вот такая мысль, про виртуальность.

1. "Творческий оригинал", условно, с помощью аппаратуры, сетап С1, записали - получили "музыкальные консервы" - источник №1, с искажениями k1.

2. Источник №1, на сетапе С2, воспроизводим на АС - искажения k2.

3. "АС - Творческий оригинал №2" записали на сетапе С3, получили "консервы" - источник №3, с искажениями k3.

4. Из "творческого оригинала №3" на сетапе С4 получаем звук - искажения k4.

Вопрос - что мы слышим?

1. Если концентрируемся на звучании АС - то на сетапе, достаточно качественном, мы услышим звучание не только АС, но и всё остальное (при реально разных наших ушах и наушниках).

2. Ходим ножками, слушаем вживую - убираем виртуальность и лишние звенья, обозначенные в схеме. Минимизируем искажения. По возможности убираем интернет - он вносит своё.

Колонки от ALLB music дают очень интересный звук, особенно 15". А как же они играют вживую?



- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gray #

Сергей, приезжайте в мае на выставку:)) Сами и услышите. Или приезжайте в гости:))

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.