Собираем бюджетный сетевой источник, измеряем — и слушаем, что получилось.

Мой давний фельетон про любителей алишной сокровищницы стал причиной легкой гари в комментариях. Но нашлось место и для справедливой критики. Мол, не черните нашу историю мировую кузницу; нормальной техники из Китая тоже приходит немало, а покупать что-то дорогое мы не видим смысла. Я послушался совета.

К тому же, в свете вирусных, кризисных и других беспокоящих факторов, захотелось собрать какой-то недорогой аудиокомплект, чтобы потом советовать его людям, у которых не хватает денег и свободного времени для экспериментов.

С первым компонентом особых раздумий не возникло. Микрокомпьютер Raspberry Pi3 B+ стоит 40 долларов. Карточка MicroSD объемом не менее 8 Гб, куда будет установлена операционная система и источник питания на 5 Вольт в комплекте не идут. Возьмете зарядку к телефону, чтобы она умела отдать пару ампер в пике. На деле потребление Pi3 B+ с подключенной флешкой и передачей по воздуху гигабайтного файла 192 кГц не вызвало превышения потребления 0,5 А. Итого, за БП и MicroSD к смете добавим еще десять долларов до полтинника. О корпусе для Raspberry подумаете потом — может и не понадобиться.

Далее следует накинуть на нашу пустую MicroSD одну из нескольких оболочек с плеерами на выбор. Практически все они официально бесплатны. Я остановился на Volumio как самой дружественной в плане интерфейса. За дополнительные 30 долларов в год получите апгрейдированный вариант со встроенными Tidal и Qobuz.

Не нравятся такие условия? Вы вольны поискать счастья с другими вариантами: Moode, PiCore — им несть числа. Главное — учесть один момент, который может озадачить тех пользователей, которые раньше не сталкивались с linux-системами.

Приложение по установке (в моем случае это было balenaEtcher, но можно взять, например, Rufus) добросовестно разворачивает образ на MicroSD, которая затем перемещается в слот Raspberry, где все отлично работает. Но если вы решили на этой флешке сменить систему, Windows уже «не видит» разделы, отведенные под Linux.

И вместо гигабайт свободными окажутся мегабайт сто, из-за которых установщик откажется накатывать сверху другой вариант для Raspberry. Поэтому если не хотите возиться со всякими низкоуровневыми форматированиями, для оперативной смены ОС лучше держать несколько карточек MicroSD.

Как бы там ни было, теперь у вас практически готов сетевой транспорт с управлением через веб-интерфейс или планшет с телефоном. Заходите через любой и изучайте меню.

Платформа Raspberry, несмотря на пустяковую внешность, довольно неплохо оснащена. К ней можно подключать сетевые и USB-накопители, она видит расшаренные папки на других компьютерах, а также может работать как AirPlay-точка. Словом, свобода перемещения во всех направлениях. Помимо Ethernet, на плате присутствует и беспроводной модуль — только не запаковывайте Raspberry в железный корпус, иначе придется выделить одно из USB-гнезд под Wi-Fi-антенну.

Сама по себе «Малина» как самостоятельный аудиоплеер никуда не годится. У нее предусмотрен аналоговый выход на мини-джеке 3,5 мм, но измерения показывают, что на нем творится «адъ и Израиль». Тактирование хардвера не настроено на аудиочастоту 44,1 кГц. Как такового ЦАПа у Raspberry нет, за конвертацию звука хлопочет пара простейших ШИМ-усилителей с предсказуемыми результатами в виде страшного джиттера и искажений. Но это не беда, поскольку остальная коммутация Raspberry позволит все исправить.

Про HDMI-выход сейчас не будем — это уж слишком очевидно для владельцев AV-техники. Зато, помимо него, здесь еще четыре USB-разъема, а также можно по i2s-протоколу в буквальном смысле нахлобучить сверху еще одну аудиоплатку. В русском языке термин звучит несколько развязно: «шляпа» («hat»).

Эта возможность индуцировала немалый ажиотаж и череду предложений различных «шляпных дел мастеров» с ценами от 5 долларов и выше. Самые продвинутые включают в себя еще и усилительный модуль, который даже можно встроить в колонки. Но более гибким решением мне пока видится USB-выход, ведь сейчас абсолютно все аудиоЦАПы оснащены соответствующим разъемом для асинхронной передачи, где клоком выступает внешний конвертер. Вот на него и будем ориентироваться.

Фирма Topping обнадеживает тем, что, в отличие от других производителей, сподобилась на покупку аудиоанализатора Audio Precision AP555x. Не каждый может позволить себе такое удовольствие. Теперь вместо подписи Питера Квотрупа или Кена Ишивата покупателя должны взбодрить скриншоты тестов в коробке, выполненные на такой же железяке, которую использовал журнал Stereophile.

Аналогичным девайсом владеет и бывший (1997–2008) вице-президент Microsoft Амир Маджидимехр. В свободное время от хлопот в инсталляционной компании Madrona Digital он выкладывает измерения на своем ресурсе Audio Science Review, вокруг которого сложился целый культ фанатов объективного технического анализа. Как оно там играет, судя по комментариям, никого особо не интересует. Сам Амир обычно надевает наушники, делает погромче и резюмирует — слышно перегрузку или нет. Вот и вся слуховая аудиоэкспертиза.

От Audio Science Review досталось многим уважаемым на аудиорынке. Не было пощады ни для Schiit, ни для PS Audio. В этом подходе все же есть часть своей сермяжной правды. То, что творится сегодня в аудиотракте большинства AV-ресиверов и AV-процессоров, заслуживает суровейшей взбучки R&D отделов.

А вот в Topping поставили за цель понравиться на таких ресурсах как Audio Science Reviews, поэтому с циферками там все ок. В частности, как и у модели E30, которая при своей цене прекрасно укладывается в пару к нашему Raspberry Pi3 B+ с суммарным бюджетом до 200 долларов.

Для 5-вольтового потребления Topping E30 использует отдельный USB-кабель, который можно кинуть даже на выход компьютера. Но лучше так не делать, поскольку грязное питание исказит цифры измерений, которые можно увидеть ниже в колонке (computer power).

Поэтому лучше, чтобы в вашем БП для Raspberry Pi3 B+ был предусмотрен еще один USB-выход. Конечно, если вы беспокойный в этом плане аудиофил, можно запариться на отдельный линейный источник, но мы сейчас действуем в базовой конфигурации в рамках утвержденного бюджета.

Во имя того же бюджета в Topping E30 отсечено все лишнее: Bluetooth, усилитель для наушников с ручкой громкости. Это чистый ЦАП на современных чипах Asahi Kasei AK4493 с полным набором входов: USB, коаксиал и оптика. За прием SPDIF отвечает AK4118, а USB-входом заведует хорошо известный приемник XMOS XU208. В случае коммутации с linux-системой никаких драйверов не потребуется. ЦАП сам объявится в параметрах аудиовыхода Volumio. Сенсорной панели устройства можно вообще не касаться — для этого имеется ДУ.

Половина кнопок в нем не предназначены для нужд Е30, но само наличие пульта — весьма полезное дополнение, вне зависимости от ценового диапазона техники. С помощью ДУ можно изменять цифровой уровень сигнала, переключать входы и фильтры, которых у AK4493 теперь целых шесть. К традиционному набору прошлого поколения добавился так называемый комбинированный фильтр Low Disperse.

Полученные цифры измерений подтвердили как собственную информацию Topping, так и тесты Audio Science Review. Если не запитывать устройство от USB-шины компьютера, то все все будет чистенько, за исключением чуть-чуть более выраженного «колокола» низкочастотного джиттера вокруг основного тона, что вполне простительно в таком бюджете.

Я еще добавил измерение выходного сопротивления, которое составило 100 Ом, и поведение ЦАПа на сигналах с максимальным уровнем — при скармливании ему белого шума. Именно в таком режиме ему приходится работать на фонограммах с громким мастерингом, который ныне применяется повсеместно. Чудес не произошло: на фильтрах типа Sharp и Low Disperse конвертеру при 0 дБ приходится тяжко, шумовая полка растет в ультразвуковом диапазоне.

Работа фильтра Sharp (F1) с белым шумом 16 бит/44,1 кГц по уровню 0 дБ
Работа фильтра Slow (F2) с белым шумом 16 бит/44,1 кГц по уровню 0 дБ
Работа фильтра SD Sharp (F3) с белым шумом 16 бит/44,1 кГц по уровню 0 дБ
Работа фильтра SD Slow (F4) с белым шумом 16 бит/44,1 кГц по уровню 0 дБ
Работа в режиме NOS (F5) с белым шумом 16 бит/44,1 кГц по уровню 0 дБ
Работа фильтра Low Disperse (F6) с белым шумом 16 бит/44,1 кГц по уровню 0 дБ

Теперь о звуке. Хорошие новости: Topping E30 играет лучше, чем Apple AirPort Express, который также можно рассматривать как ультрабюджетный вариант беспроводного стримера. Но он давно не выпускается — и все ограничено одним лишь протоколом AirPlay. А здесь через Raspberry можно гнать любой хайрез.

Плохие новости. Не стоит верить восторгам многочисленных обзоров. Это далеко не Hi-Fi-уровень, а наличие современного чипа с высокими показателями не гарантирует аудиофильскую подачу компонента. Достаточно поставить рядом (приведя громкость источников к одному уровню) старый CD-проигрыватель из приличных. Либо другой источник, звучанию которого вы доверяете.

Тембрально Topping звучит довольно бедно и по-хорошему отбумкает только пресетные наборы звуков в каком-нибудь R’n’B треке. Кстати, NOS-режим (обозначен как F5) в исполнении E30 совсем не выглядит предпочтительным. Больше приглянулись slow-фильтры F2 и F4, определенные наугад, вслепую много раз нажимая кнопку на ДУ. В целом, что соответствует измерениям с белым шумом, показанным выше.

Но не стоит рассчитывать на эти фильтры, если желаете каких-то принципиальных изменений в манере Topping. Меня его звучание категорически не устроило — и никакие специальные батарейные источники питания не изменят этой данности. Полученные выводы касаются не только сопряжения Е30 с Raspberry, но и при других вариантах подключения цифровых транспортов к этому ЦАПу.

Кстати, SPDIF-передача на Topping добавила мелких боковых помех вокруг основного сигнала 1 кГц. По уровню они лежат ниже -130 дБ и на формальные цифры THD не влияют, но раз уж фирма любит напирать на графики, приведем и такие. Это так он отреагировал на транспорт SOTM dX-USB HD. При подаче цифрового сигнала с рекордера Sony PCM-D100 артефактов было еще больше. Но вернемся к звуку.

.

Понять ограниченность звуковых возможностей E30 можно даже на простых записях — например, акустической гитаре. Не бог весть какая у нее высота спектра. Но в исполнении этого ЦАПа все мертвеет в мгновение ока. Мелодику совершенно не переживаешь — она не поется, а декламируется, как на квадратных колесах, без того подвижного тонкого слоя лоска, который указывает на присутствие Hi-Fi-источника.

Не спасает положение и переключение на 24-битное аудио. В целом, все это очень похоже на дешевые источники вроде Roland UM10 или SMSL Sanksrit Pro-B, с которыми я мучился несколько лет назад, подбирая настольный ЦАП. Все циферки у них, вроде, и хорошие, но звучат они, на мой вкус, паршиво. Почему? Может быть, слишком глубокие обратные связи в цепях, либо еще что-то.

Положение с Topping E30 сложилось критическое, пока я не вспомнил, как улучшила анонимный ЦАП Leaf подача PCM, принудительно конвертированного в DSD. И сработало! Вот в таком виде это уже можно слушать. Причем для обработки DSD в E30 тоже предусмотрена пара фильтров, из которых я на слух предпочел второй — с более дальней отсечкой ультразвукового диапазона.

Конечно, китаец остался китайцем — и между переключениями режимов PCM и DSD возможны громкие щелчки. Так что напрямую подключать Topping к усилителю мощности и дорогим колонкам я бы не рискнул. Но в саунде хоть появились шелк и слаженность, которых очень не хватало. С этим уже можно жить. Осталось только скоординировать DSD-конвертацию с Raspberry.

Технически на Topping можно загнать хоть DSD256. Что я и проделывал в Windows на плеере JRiver, который предоставляет такую возможность конвертации PCM в DSD. Но в данном случае мощности ARM-платформы Pi3+ хватит лишь на DSD64, а сам процессор желательно обклеить радиатором — к счастью, они стоят недорого.

И даже на этом минимальном значении DSD64 Topping E30 будет звучать лучше, чем в своем штатном PCM-режиме. В Volumio имеется встроенный ресемплер, но, к сожалению, нет поддержки перегона PCM в DSD. Тогда можно пробовать, например, Album Player для Linux — он это умеет. Но это если вы настолько тертый калач, что вас не смущает настройка конфигурации.

Подытоживая, можно сказать, что задача выполнена не на 100%. По отдельности каждый компонент в паре предоставляет немыслимый за свои деньги функционал. Но за звук нормального качества нужно будет побороться — переводить все сигналы в DSD либо вообще попробовать другой ЦАП. Будем наблюдать.