В московском салоне Галерея электроники «Назаров» на Большой Ордынке прошла презентация новых флагманских усилителей производства британской компании Chord Electronics — линейки Ultima.

Выпущенные совсем недавно аппараты буквально за два дня до презентации отработали на московской выставке Hi-Fi & High End Show 2019, теперь же можно было познакомиться с той же системой, но в более комфортных и спокойных условиях. А так же пообщаться с Колином Праттом, директором по продажам компании Chord Electronics. На презентации побывал наш редактор Виктор Горбатов — передаем ему слово.

«Начали, как обычно, с истории и текущего положения дел. Компании, основанной Джоном Франксом, уже 30 лет, но она так же, как и раньше, остается в его владении, не имея каких-либо сторонних инвесторов, акционеров и финансовых вливаний из-за рубежа. И усилители тоже разрабатываются самим Джоном Франксом. А «цифрой», принесшей компании не меньшую, а может быть даже большую, известность, все так же занимается Роб Уоттс.

Двух разработчиков-идеологов с командой вполне хватает для стабильного существования компании, а рост продаж до 1 000% по ряду устройств позволяет вкладываться в разработки и новые модели без привлечения средств со стороны. Кроме того компания может позволить себе качественное сложное производство, начиная от фирменных, узнаваемых сложных корпусов и заканчивая заказными MOSFET-транзисторами, которые делаются по заказу именно для Chord — и здесь имеются в виду внутренние особенности и спецификации кремниевой подложки, а не формальная маркировка.

За прошедшие 30 лет образ и принципы Chord Electronics сформировались весьма отчетливо. Усилители нашли себе место и в домах поклонников, и на студиях — например, у Джорджа Лукаса. Причем, как отметил Колин Пратт, студии просто покупали технику, а не получали ее в обмен на какие-либо услуги. Что касается рядовых владельцев усилителей, ЦАПов, дисковых транспортов или проигрывателей, могу поделиться личным наблюдением: у кого эта техника прижилась, у тех она работает долгие годы и меняется чаще всего только на более премиальные или современные модели того же бренда.

С техникой Chord Electronics я знаком давно и успел достаточно подробно ее изучить, а вот пообщаться с представителями компании и узнать, как у них все устроено, раньше не получалось. Впрочем, все оказалось примерно так, как я себе и представлял: небольшой штат, сотрудники, которые работают долго и обстоятельно, многие из них с музыкальным образованием, а параллельно с работой играет, выступает и записывается, в том числе и на профессиональном уровне. И, конечно, все любят свое дело.

Тут в чем-то показательна история Колина. Сначала он случайно услышал технику Chord и купил ее себе. Потом решил, что она ему так нравится, что было бы хорошей идеей ее попродавать, то есть попробовать себя в качестве местного английского дилера. Дальше — больше: сначала рядовая должность по продажам в самой компании, потом Колин стал отвечать за международные продажи. Я видел подобное в ряде компаний, производящих аудио, и такое отношение и подход к делу мне всегда искренне симпатичны.

Теперь сами новинки. Моноблоки и предусилитель Ultima создавались около пяти лет. В этой компании не выпускают по десятку новинок в год и что-либо в модельном ряду меняют нечасто. Некоторые идеи насчет того, как ослаблять шум, усиливая сигнал, появились, когда разрабатывались выходные каскады ЦАПа Dave. А еще существует легенда, что придумано все это было во время визита Джона Франкса в Москву, в одном из московских пабов.

Дальше все было опробовано и в конструкции Dave, и в усилителе Etude. Интересно, что у Chord Electronics есть несколько моделей весьма миниатюрных усилителей, и можно подумать, что они работают в классе D. Но нет — класс у Chord всегда AB, и всегда используются импульсные блоки питания, ставшие за долгие годы одной из узнаваемых конструктивных особенностей.

Ultima — совсем не миниатюрные аппараты. Предусилитель весит 30 кг, а моноблоки — и вовсе нескромные 86 кг каждый. Предварительный усилитель построен по схеме двойного моно и собран как будто одновременно в одном и в двух корпусах. По функционалу это только линейный предусилитель с балансной схемотехникой. Правда, есть темброблок, сквозной канал, выход на запись и выход на наушники. Но ни встроенной «цифры», ни фонокорректора нет. Логично, что тут подразумевается использование отдельных устройств.

Моноблоки — формально просто моноблоки, с мощностью 780 Вт на 8 Ом и способностью прекрасно работать с низкоомной капризной акустикой — этим свойством усилители компании как раз в первую очередь и известны. В плане схемотехники что у предусилителя, что у моноблоков все довольно сложно.

Выспрашивать все подробности у главного по продажам смысла ровным счетом никакого, да и чтобы вникнуть в детали тут понадобилось бы разбираться на уровне разработчика, что в свою очередь потребовало бы очень серьезного погружения. Поэтому я предпочел сосредоточиться на прослушивании.

Система была та же самая, что и на недавней выставке, комплект Chord Electronics Ultima, ЦАП Dave и Blu MkII в качестве дискового транспорта. Плюс акустика PMC MB2 SE и кабельная обвязка The Chord Company. Да, напомню, что Chord Electronics и The Chord Company это две разные самостоятельные компании, которые объединяет только английское происхождение и, в нашем российском случае, дистрибьюция у компании Next Hi-Fi.

На выставке звучание системы мне показалось недостаточно раскрытым. Да, многое было очень неплохо, но глядя на компоненты и понимая, что передо мной, я рассчитывал на большее. Но это вечная проблема выставок — комнаты и их акустические свойства. На презентации же места и объема было побольше, расстановка получше, ну и звук, соответственно.

Отличная скорость, динамика, напор, хорошее разрешение и честные тембры — все то, что можно ожидать от тугих и капризных PMC в том случае, когда к ним правильно подобрано усиление. Объективно понятно, что для подобной требовательной и крупной акустики новые Chord Electronics Ultima — один из отличных вариантов».