Колыбельные отлично успокаивают детей, и недавно ученые выяснили, что от языка это не зависит: дети одинаково реагируют и на песни, спетые на их родном языке, и на те, которые поются на неизвестном.

Исследованием занимались ученые из музыкальной лаборатории Гарварда. По их мнению, есть две версии, по которым колыбельные оказывают успокаивающий эффект: либо дети их слышали раньше в исполнении родителей и потому ассоциируют их с чувством безопасности и защищенности, либо в колыбельных есть что-то общее, что успокаивает вне зависимости от исполнителя. Исследование подтвердило как раз вторую гипотезу.

Младенцам, участвовавшим в эксперименте, показывали видео с двумя персонажами: один пел колыбельную, а другой — не колыбельную. Затем ученые измеряли, насколько младенцы расслабляются, следя за изменением размера зрачков, частоты пульса, электроимпульса кожи, частотой моргания и направлением взгляда. В общем и целом у младенцев уменьшались зрачки и понижалась частота пульса при прослушивании даже незнакомых колыбельных.

Работать ученым приходилось шустро: большинство младенцев не могут сфокусироваться на чем-то дольше пяти минут. «В идеальных условиях мы бы проигрывали детям дюжину колыбельных и дюжину не-колыбельных, и таким образом получили бы много данных с каждого ребенка, — сокрушается соавтор исследования Мила Бертоло (Mila Bertolo). — Но у младенцев очень короткая концентрация внимания, потому и эксперимент был коротким».

Мелодии выбрали, основываясь на предыдущем эксперименте лаборатории: в нем взрослым участникам предлагали определить, какая из песен на незнакомом языке является колыбельной, танцевальной, романтической или успокаивающей (мы писали об этом исследовании). Те песни, которые участники эксперимента сочли колыбельными, ученые и использовали в своем исследовании. По мнению ученых, основная особенность колыбельных в том, что в них ведущим элементом является мелодия, а не ритм.

В рамках эксперимента отрывки мелодий — колыбельных и не-колыбельных — предложили послушать родителям и спросили, какую из них они бы выбрали для того, чтобы успокоить младенца. Почти все выбрали колыбельные, отмечая похожесть их структуры даже на подсознательном уровне.

Исследователи полагают, что результаты эксперимента не изменятся, если участниками станут младенцы иной этнической группы. Также они планируют изучать феномен далее: будут пытаться выяснить, какие именно элементы колыбельных оказывают успокаивающий эффект, будут ли они таким же образом влиять на взрослых, как пение взаимодействует с другими расслабляющими активностями, а также постараются понять, о чем могут думать дети во время прослушивания колыбельных.

Сейчас, основываясь на полученных данных, Конни Бэйнбридж (Connie Bainbridge), соавтор исследования, считает, что музыка — не просто побочный продукт звукового восприятия, но, возможно, является эволюционной адаптацией, к которой мы пришли.