Колыбельные отлично успокаивают детей, и недавно ученые выяснили, что от языка это не зависит: дети одинаково реагируют и на песни, спетые на их родном языке, и на те, которые поются на неизвестном.
Исследованием занимались ученые из музыкальной лаборатории Гарварда. По их мнению, есть две версии, по которым колыбельные оказывают успокаивающий эффект: либо дети их слышали раньше в исполнении родителей и потому ассоциируют их с чувством безопасности и защищенности, либо в колыбельных есть что-то общее, что успокаивает вне зависимости от исполнителя. Исследование подтвердило как раз вторую гипотезу.
Младенцам, участвовавшим в эксперименте, показывали видео с двумя персонажами: один пел колыбельную, а другой — не колыбельную. Затем ученые измеряли, насколько младенцы расслабляются, следя за изменением размера зрачков, частоты пульса, электроимпульса кожи, частотой моргания и направлением взгляда. В общем и целом у младенцев уменьшались зрачки и понижалась частота пульса при прослушивании даже незнакомых колыбельных.
![](http://img.stereo.ru/news/2020/10/6f8b16a8a7419ddf61739af3ba0c9db1.jpg)
Работать ученым приходилось шустро: большинство младенцев не могут сфокусироваться на чем-то дольше пяти минут. «В идеальных условиях мы бы проигрывали детям дюжину колыбельных и дюжину не-колыбельных, и таким образом получили бы много данных с каждого ребенка, — сокрушается соавтор исследования Мила Бертоло (Mila Bertolo). — Но у младенцев очень короткая концентрация внимания, потому и эксперимент был коротким».
Мелодии выбрали, основываясь на предыдущем эксперименте лаборатории: в нем взрослым участникам предлагали определить, какая из песен на незнакомом языке является колыбельной, танцевальной, романтической или успокаивающей (мы писали об этом исследовании). Те песни, которые участники эксперимента сочли колыбельными, ученые и использовали в своем исследовании. По мнению ученых, основная особенность колыбельных в том, что в них ведущим элементом является мелодия, а не ритм.
В рамках эксперимента отрывки мелодий — колыбельных и не-колыбельных — предложили послушать родителям и спросили, какую из них они бы выбрали для того, чтобы успокоить младенца. Почти все выбрали колыбельные, отмечая похожесть их структуры даже на подсознательном уровне.
![](http://img.stereo.ru/news/2020/10/9c376e11e966b85569f79d044f489861.jpg)
Исследователи полагают, что результаты эксперимента не изменятся, если участниками станут младенцы иной этнической группы. Также они планируют изучать феномен далее: будут пытаться выяснить, какие именно элементы колыбельных оказывают успокаивающий эффект, будут ли они таким же образом влиять на взрослых, как пение взаимодействует с другими расслабляющими активностями, а также постараются понять, о чем могут думать дети во время прослушивания колыбельных.
Сейчас, основываясь на полученных данных, Конни Бэйнбридж (Connie Bainbridge), соавтор исследования, считает, что музыка — не просто побочный продукт звукового восприятия, но, возможно, является эволюционной адаптацией, к которой мы пришли.