Решил немного побеседовать с аудиторией на предмет разных и весьма затейливых приблуд для катушечных магнитофонов. Из моих предыдущих постов уже известно, что я не так давно вернулся в тему катушечного дела. Конечно, для погружения в данную тематику потребовалось время, чтение различного технического материала, а также помощь сотоварищей по цеху, прежде всего достопочтенного BigD.

Спустя почти пару лет работы с катушками и достаточно серьезными магнитофонами, сейчас говорить о том или ином аксессуаре для магнитофона легко. Но я помню небольшой период, когда вникнуть и понять, что от меня хочет собеседник, говоря о какой-нибудь бобышке или сердечнике — было сложно. Поэтому беру на себя смелость описать несколько аксессуаров для работы с магнитной лентой, без которых в наши дни обходиться сложно, да и не только в наши. Тем более, что общаясь с собратами по магнитным записям, часто возникает путаница, недопонимание, когда разговор идет о том или ином носителе для магнитной ленты.

Не буду скрывать, сейчас в моем собственном «катушечном» арсенале имеется большое разнообразие для удобства работы с магнитными лентами, накопился уже небольшой опыт, которым хочу с вами поделиться.

Упакованный аксессуарами Studer A-80

Для кого-то данный материал покажется знакомым, малоинформативным и малоинтересным, но для многих многое будет не лишено практической новизны, тем более что катушечная тема постепенно набирает обороты и это заметно, кто бы что не говорил. Буду рад любым поправкам и корректирующим комментариям от сотоварищей.

Итак, начнем с самого простого, а именно с катушки. Уже сталкивался с тем, что начинающие катушечные любители часто путаются в понятиях, включая касающиеся и этого, самого простого аксессуара. Однако нужно понимать, что катушки следует на что-то устанавливать, а именно на подкатушечники, которые, в зависимости от бренда, могут отличаться техническим исполнением.  О них позволю себе написать пару строк.

На бытовой и домашней катушечной технике мы чаще всего имеем дело с трехлопастным элементом, он же трайдент, он же трезубец, он же тридент (я, кстати, произношу именно так). Под него рассчитан наиболее популярный формат пластиковых катушек различного диаметра.

Катушки под трайдент

Однако катушку мало установить на направляющий элемент, ее еще следует фиксировать, чтобы она не улетела при проигрывании, весело разбрасывая ленту по комнате прослушивания. И вот тут уже начинается интересное — а именно разнообразие фиксаторов катушки, которые удерживают последнюю при проигрывании на подкатушечнике, особенно при вертикальном положении магнитофона. 

Фиксатор может быть наглухо прикручен к направляющему элементу при помощи винта, но имеет подвижность в силу находящейся внутри конструкции пружины. Достаточно слегка подтянуть фиксатор на себя, потянуть и отпустить, чтобы зафиксировать катушку или NAB-адаптер, о последнем чуть позже.

Подкатушечник с направляющим трайдентом и одноименным замком
Работа замка-трайдента

Но существуют и другие варианты комплектации, например, когда фиксатор катушки или другого адаптера навинчивается после установки носителя ленты на фиксатор до упора, как например на магнитофоне ASC. Такая конструкция может показаться не очень удобной, требующей большего количества движений и т.п., чтобы установить катушку, однако фиксация последней на направляющем трайденте получается более устойчивой.

Подкатушечник магнитофона ASC AS 6002 S Резьбовой компонент зам
Подкатушечник магнитофона ASC AS 6002 S с установленным фиксатором.

Но есть и другие типы подкатушечников, у которых имеется направляющий трайдент, но далее он продолжается в небольшой металлический тонкий цилиндр, без резьбы и фиксирующего замка.  Я помню свои собственные впечатления, когда впервые увидел подобную конструкцию. Мне было совершенно не понятно, как фиксируется катушка на магнитофоне, особенно если последний находится в вертикальном исполнении. Но все не так уж и сложно, как оказалось. Подобные подкатушечники установлены, например, на магнитофонах Ampex, Otari и других аппаратах.

Подкатушечник с направляющим трайдентом, но без встроенного замка. На фото они отдельно

Для фиксации здесь используется цанговый зажим или замок, который может быть разного формата, часто напоминающего NAB-адаптер, вернее, обжимную конструкцию, встроенную в него. Сначала устанавливается катушка на направляющий трайдент, а поверх на цилиндрический штифт надевается сам фиксирующий механизм. Указанные цанговые фиксаторы могут быть разного калибра, в зависимости от бренда, например Akai, Ampex, Otari, Sony. Фиксация может осуществляться либо за счет встроенной лапки-рычага, либо вращательного механизма. Однако принцип работы остается сходным: цанговый зажим плотно фиксирует носитель на подкатушечнике. Кстати, данная конструкция является настолько надежной, что была использована при производстве магнитофонов Ballfinger

Цанговый адаптер-фиксатор Ampex. С "лапкой-рычагом"", при нажатии на которую происходит фиксация
Цанговый зажимной механизм универсального адаптера Studevox
Цанговый адаптер Otari
Цанговый адаптер AKAI

Ну и, наконец, встречается вариант подкатушечников без направляющих трайдентов. В этом случае из центра опорного диска покатушечника просто торчит цилиндрический металлический штырь, а чуть в стороне от него имеется еще один цилиндрический штифт, но гораздо меньшей протяженности. Подобная конструкция встречается, например, в катушечных магнитофонах Denon.

Подкатушечник магнитофона Denon

Она может показаться странной. Что касается центрального цилиндра без трайдента — все ясно. Можно намертво зафиксировать носитель цанговым замком. А вот дополнительный штифт? Какое у него предназначение? Для меня до определенного времени это было загадкой, по крайней мере до момента, пока я не обратил внимание на обычную пластиковую катушку, вернее, на ее центральную часть. Если взглянуть на нее, можно обнаружить в центральной части небольшое сквозное отверстие, которое предназначено для того, чтобы как раз в него входил при установке на подкатушечник тот самый дополнительный штифт.

Непонятное отверстие в пластиковой катушке

Ну так, своего рода альтернатива направляющему трайденту. Не могу сказать, удобно ли это в работе или нет, просто не имею подобного опыта. Поэтому, ожидаю, что кто-то поделится им в комментариях. единственное, на что обращу внимание, это диаметр самого центрального шпинделя, который может отличаться, например, даже у разных серий магнитофонов Otari и других машинах, поэтому уточняйте этот момент перед покупкой адаптера.

Цанговый NAB-адаптер Teac

Данные типы подкатушечных механизмов, как было отмечено выше, встречаются в аппаратах, предназначенных для широкого круга потребителей. Более того, эти фиксирующие механизмы, как правило, рассчитаны на работу с катушками диаметром до 10,5 дюймов или меньше, что является наиболее распространенным форматом. И ключевое слово здесь — катушка с пазами под трайдент в центральной части. Но если мы перенесемся в сторону профессионального формата, то тут следует уже говорить не о катушках, а о рулонах, которые намотаны на небольшой кругляш (керн, сердечник, бобышку), о которых речь пойдет чуть ниже

Магнитная лента в рулоне, на алюминиевой AEG бобышке.

И здесь конструкция фиксатора подкатушечника может кардинально отличаться от трайдента и представляет собой так называемый AEG-замок, который можно встретить, например, на магнитофонах Studer 80-х серий, Otari, Telefunken и других аппаратах, имеющих возможность работы с данным форматом.

AEG-замок подкатушечника Studer A-80

Я помню свое изумление, когда уважаемый BigD сказал мне: «Я тебе дам ленту послушать, только она у меня на бобышке, тебе нужен блин под AEG». Тогда мне потребовался квалифицированный перевод, но не все так страшно, как я себе представлял, и далее мы об этом поговорим. Возможно, есть еще варианты конструктива, о которых мне не известно, думаю, о них коллеги по цеху напишут в комментариях. К данному формату мы вернемся чуть позже.

Но вернемся снова к катушкам. Любителям катушечных магнитофонов хорошо известно, что металлические катушки как правило имеют формат установки на магнитофон с использованием так называемого NAB-адаптера, которых существует великое множество.

Металлические катушки под NAB-адаптер

NAB-адаптер — устройство для установки металлической катушки на подкатушечнике, при этом механизм фиксации как на рабочем штифте подкатушечника или трайденте, так и собственно самой катушки может быть разным. Наиболее распространенной является поворотная конструкция. Есть основание адаптера с тремя штифтами, выступающими по окружности, с которыми стыкуются пазы на металлической катушке.

NAB-адаптеры

Конструкция самой катушки отличается от обычной пластиковой, ибо в ее центральной части нет привычного отверстия под трезубец, зато имеется округлое пространство с тремя пазами, углубляющимися в несущую часть катушки, которую называют щекой. После установки катушки верхняя часть адаптера, которую еще называют стаканом, поворачивается по часовой стрелке. На ней также есть три выступающих фиксирующих штифта, которые после поворота стакана плотно фиксируют катушку к подкатушечнику. Сам же NAB-адаптер фиксируется на подкатушечнике замком трайдента, или цанговым механизмом, в зависимости от конструкции.

NAB-адаптер, установлена катушка. Фиусирующие штифты совмещены
То же, штифты разведены по окружности, чем зафиксирована катушка

В других конструкциях катушка фиксируется выступающей по окружности адаптера круговой пружиной, которая выдвигается при вращении ручки-крутилки, расположенной внутри стакана адаптера, или поворотами самого стакана. В настоящее время на известных торговых площадках к покупке предлагаются разные типы подобных устройств, в том числе брендовые и универсальные. Последние следует приобретать, если вы не уверены, какой тип адаптера подойдет именно вам.

В представленном небольшом видеоролике демонстрируется работа универсального наб-адаптера Studevox — цанговый механизм, фиксация катушки при помощи пружинного механизма.

Отдельно стоит подчеркнуть, что существуют NAB-адаптеры для профессиональных типов магнитофонов, которые рассчитаны на работу с AEG-форматом подкатушечника, однако такое использование гарантирует стабильную работу только при горизонтальном расположении носителя с магнитной лентой, ибо сам адаптер на AEG подкатушечнике легко фиксируется замком, а сама катушка держится на подкатушечнике только за счет собственного веса, зафиксировать ее при таком использовании не представляется возможным. Следовательно, в горизонтальном или даже полугоризонтальном положении катушка просто слетит с аппарата.

НАБ-адаптер для подкатушечника с AEG замком
То же с установленной катушкой

К тому же, в силу неплотного контакта пазов катушки с таким адаптером при проигрывании возможен небольшой люфт, что приводит к появлению ритмичных щелчков, которые уменьшаются и совсем исчезают по мере наматывания ленты на катушку. Такие адаптеры доступны к покупке на том же Ebay, но лично мне доводилось видеть и модели, сделанные авторски, в т.ч напечатанные на 3D-принтере. При этом, есть подобные изделия с пружинным механизмом фиксации катушки или керна, что позволяет использовать их при вертикальной установке магнитофона, ибо здесь осуществляется как фиксация самого адаптера AEG-замком, так и катушки; указанные выше щелчки при проигрывании тут сведены к нулю.

НАБ-адаптер под AEG-замок с пружинным механизмом фиксации катушки

Кстати, сами NAB-адаптеры отличаются некоторыми мелочами, которые могут не показаться важными при проигрывании стандартных катушек. Но если, например, работать с блинами, о которых речь пойдет ниже, именно эти тонкости конструкции оказываются весомыми. Так, у некоторых NAB-адаптеров, например, TEAC или TASCAM, у основания имеется дополнительный выступающий по окружности металлический объем, на который более плотно устанавливается блин под NAB. В этом случае блин плотно прилегает к адаптеру и не прокручивается отдельно от него при старте перемотки, что наблюдается при использовании других конструкций. Более подробно это можно увидеть в представленном ниже ролике.

Здесь также стоит упомянуть, что в наш век высоких технологий на рынке стали появляться катушки под NAB-адаптер и из пластика. Так, свободно можно приобрести такие катушки известного в РФ производителя «Шанс». Да и на Авито и Ebay можно найти как авторские катушки, напечатанные на 3D-принтере, так и копии известных брендовых, например Maxell или TDK. К преимуществам этих изделий можно отнести их легкость и бюджетность, все-таки не металл, к недостаткам — не всегда точную геометрию и относительную хрупкость при эксплуатации.

Пластиковая катушка под НАБ на магнитофоне STM

На представленном выше фото виден еще один вариант NAB-адаптера под AEG-замок.

Но теперь вернемся к рулонам и поговорим о типах носителей для них. И прежде хотел бы предостеречь тех, кто только-только встал на сей нелегкий путь прослушивания музыки на лентах. Мой вам совет: не стремитесь сразу использовать рулоны, поработайте определенное время с лентами на катушках, почувствуйте ленту, свой аппарат и т.д.

Также настоятельно рекомендую всем, кто начинает работать с рулонами, проверить лентопротяжный механизм вашего аппарата, а именно — насколько плотно он наматывает ленту на приемный носитель, ибо при слабом натяжении ленты это легко может привести к тому, что керн или бобышка просто выпадет из рулона прямо у вас в руках, и будет весьма неприятное времяпрепровождение.

Лично у меня был подобный случай, когда керн практически самопроизвольно выскочил и упал на пол, а лента осталась в руках. Это при том, что я вполне уже считал себя пользователем, умеющим обращаться с рулонами... Да еще и рулон оказался не моим, а предоставленным мне для прослушивания. Поверьте, впечатления весьма неприятные, так что будьте внимательны. 

Мой опыт. Без комментариев...

А особое внимание уделяйте рулонам с лентой большого возраста. Обращайте внимание на то, как лента намотана на сердечник.  Если вы видите, что лента уложена на керне «ступенчато», т.е. не виток к витку ровно, а с выступами и провалами, — обращайтесь с такой лентой крайне аккуратно. В силу своей старости и износа лента может слетать с рулона даже в режиме воспроизведения. А уж перематывать такую ленту лично я вообще не советую. Если уж включили  - пусть доигрывает до конца.

Намотка ленты "лесенкой", с множеством порогов

Итак, для рулона нужен носитель, в качестве которого, как уже выше говорилось, выступает бобышка, она же AEG-сердечник. В настоящее время в свободной продаже практически невозможно найти новые ленты на бобышке, хотя сами сердечники есть в продаже. Однако популярности данный сердечник не потерял, многие мои знакомые принципиально перематывают ленты с катушек на бобышки, и для этого есть весомое основание.

Металлическая бобышка, установленная подкатушечник с AEG-замком

Тут следует сделать небольшое отступление и сделать небольшой поворот в сторону типов магнитных лент. Как известно, они отличаются своей толщиной и, чем толще лента, тем лучше качество записи на ней. Но в том то и дело, что толстую ленту, например 911-ю или 900-ю, сложно уместить на обычной, стандартной катушке, если продолжительность записи выходит за 33 минуты и далее.

Суть в том, что металлическая AEG бобышка имеет меньший диаметр в сравнении с катушкой и пластиковым керном, поэтому любители качественных записей стараются использовать их, чтобы иметь возможность прослушивать записи на более качественных лентах на магнитофонах, лишенных возможности проигрывать объем ленты более 10,5 дюймов на катушке.

И это разумный выход, хотя я еще раз подчеркну: навык обращения с рулонами никто и никогда не отменит, будьте осторожнее. В качестве примера приведу иллюстрацию ленты альбома великого Isao Suzuki — Black Orpheus, продолжительность которого составляет почти 40 минут. Если записать материал на 35-ю или 90-ю ленту, то объем фонограммы легко войдет на катушку, вмещающую ленту длиной 1 100 м. Но такие роскошные релизы мы всегда хотим сохранить у себя в фонотеке в лучшем качестве, соответственно, стремимся записывать на 911-ю или 900-ю ленту.

При этом протяженность ленты будет ограничена, если мы отталкиваемся от стандарта 10,5 дюймов или 27 см. И вот тут нам на помощь придет та самая алюминиевая бобышка, при намотке на которую толстой ленты мы сможем уместить ее объем в стандартном диаметре.

911-я лента на бобышке умещается в стандартную коробку под 27 см
Та же лента, намотана на керн. Места уже маловато.

Поэтому, когда возникает вопрос: а что тогда с тем самым пластиковым керном? Почему сейчас самый продаваемый сет — это лента именно на этом носителе? И в чем отличие от AEG-бобышки?

Основное отличие очевидно, один носитель под NAB-адаптер, второй — под AEG-замок. Но несмотря на очевидность, ключевой момент кроется как раз в другом, а именно в диаметре данных штуковин. Бобышка имеет меньший диаметр, следовательно на нее входит больше ленты, в т.ч и более качественной, или, проще говоря, толстой, что продемонстрировано на фотографиях чуть выше.

Бобышка уложенная на пластиковый керн. Вид сверху. Видна разность в диаметрах

Сегодня найти в продаже AEG-сердечники не составляет труда, и это реальное решение для использования более качественной магнитной ленты большей протяженности на стандартных типах магнитофонов. Хотя есть и еще пара вариантов применения. Как мне в свое время объяснили, AEG-бобышку легко можно использовать для открывания бутылочки пива, а также как пепельницу. Так сказать, альтернативное применение….

Использование бобышки в качестве открывалки....
Альтернативное применение AEG-бобышки

С другой стороны, если вы работаете преимущественно с катушками, то пластиковый керн будет более приемлем для вас в использовании, ибо можно использовать стандартный или универсальный NAB-адаптер. Пластиковый керн уже давно вошел в лидеры рейтинга по покупкам как самый бюджетный вариант носителя ленты. Смена же носителя потребует использования дополнительных AEG-адаптеров и других аксессуаров.

Новая лента SM 900 на пластиковом керне

Ну, с отличиями понятно, а в чем сходство? Прежде всего, в том, что их использование допустимо, но крайне не рекомендовано без соответствующих панкейков, или, проще говоря, блинов. Да, есть весьма продвинутые пользователи, я бы сказал, такие эквилибристы катушечного дела, которые проигрывают ленты на бобышках и кернах без поддержки ленты блинами, тем более в вертикальном положении. Что сказать, такое использование у меня вызывает восхищение мастерством владельца магнитофона, а с другой вызывает легкую оторопь, предполагая, что может случиться в любой момент, особенно при перемотке ленты.

Эквилибристическая эксплуатация ленты на сердечнике без блина...

Наиболее рациональным все-таки представляется использование блинов, конструкция которых может быть разной, в зависимости от типа носителя, для которого он предназначен. Рассмотрим несколько вариантов.

Есть блины, рассчитанные под использование с AEG-носителем, их немало вариаций и они доступны к приобретению на многих торговых площадках. Однако следует отметить, что блины промышленно выпускаются далеко не для всех типов магнитофонов. Так, например, блины для магнитофонов REVOX, STUDER, STM более чем доступны к покупке, причем как 10,5, так и 12-дюймовые, не исключая и оригинальные экземпляры, стоимость которых в последние годы только растет.

Оригинальный блин Studer Revox

К счастью, мир не без добрых и находчивых людей, и небольшие частные производства данных аксессуаров пользуются достаточным спросом. Лично у меня в арсенале имеются несколько экземпляров панкейков, так сказать, ручной работы очень хорошего качества, которые используются с успехом и мало чем уступают оригиналу. 

Авторский блин AEG-трайдент
Блин из щеки катушки на магнитофоне Otari

На что стоит обратить внимание перед тем, как приобретать панкейки того или иного производителя? Прежде всего — на конструктив подкатушечника. Блины могут быть с отверстием только под трайдент, или с большим по диаметру пространством под NAB. Также следует обратить внимание на наличие пазов в опорном диске подкатушечника, в которые должны устанавливаться соответствующие им штифты, расположенные на тыльной поверхности блина. Ну и, конечно же, диаметр, который позволяет использовать ваш магнитофон. Некоторые особенности использования блинов я отметил в небольшом видеоролике.

В любом случае, прежде чем что-то приобретать, настоятельно вам рекомендую проконсультироваться с теми, кто имеет опыт работы с рулонами, желательно с таким же типом магнитофона или подкатушечника, как у вас.  Это поможет избежать случайностей и неожиданностей. Для некоторых типов магнитофонов, например, для Otari, подобрать готовые к покупке блины достаточно сложно, и таких брендов достаточно. Неслучайно, на том же Авито можно найти объявление о реконструкции подкатушечников, или замков трайдентов с оригинальных на более приемлемый для использования формат, чем многие с успехом пользуются.

Вариант реконструкции подкатушечника со "штыря" на тридент. Фото с Авито.

Следует сказать пару слов еще об одном аксессуаре, который иногда бывает крайне необходим для более четкой фиксации носителя на подкатушечнике. Часто бывает так, что катушка или блин при проигрывании фонограммы периодически задевают ленту, или, как говорят, чертят. Если нет проблем с геометрией установки самого подкатушечника или других особенностей лентопротяжного механизма, то помочь могут небольшие устройства, называемые спейсерами.

По сути, это небольшой округлый вкладыш, который устанавливается между подкатушечником и носителем ленты, чем обеспечивает более правильную укладку ленты на ее носитель, без посторонних шумов и задевания за блин или катушку. К тому же, после установки данного аксессуара поверх того же пластикового керна достигается более плотная фиксация последнего NAB-адаптером, что предотвращает появление щелчков и других посторонних звуков при проигрывании во фронтальном положении.

Спейсеры, изготовленные на 3D принтере.
Спейсер установлен поверх керна и фиксирован НАБ-адаптером

Лично мне доводилось держать в руках спейсеры только кустарного производства, произведенные опять же с использованием 3D-принтера. Но существуют и оригинальные подобные изделия заводского исполнения

Спейсеры Otari

Однако на практике их использованием сам я похвастаться не могу, все играет и без их помощи. Но, может, кто-то в комментариях напишет о спейсерах более подробно.

В целом, могу сказать, что катушечный магнитофон — это целая наука. Да, кто-то скажет, что сложно, муторно, да на фига это надо, тут кнопку нажал и все заиграло… Тем, кто так говорит, лично я могу только позавидовать, потому что когда вы услышите прекрасную фонограмму любимого альбома на ленте, вы испытаете эмоции, которые я уже испытал, и давно, а у вас еще все впереди.

Для меня катушечное дело представляется интересным, увлекательным и весьма перспективным. Ну, а если вам посчастливилось стать обладателем не одного, а двух магнитофонов, вы можете почувствовать себя практически звукорежиссером, совершая запись на магнитную ленту так, как вам этого хочется.

Поле для творчества..

Каждый выбирает для себя свое в аудио. Лично я уже давно наигрался в акустику, усиление, провода, электропитание и т.п., ибо пришло в один момент понимание, что самое главное — это первичная фонограмма, лучшим носителем которой была и остается магнитная лента.

Данный материал написан исключительно исходя из собственного опыта и благодаря поддержке уважаемых коллег по цеху. Спросите: для чего или для кого? Я далек от мысли, что не найдутся те, кому данный материал будет полезен, ибо у меня были очень хорошие наставники, которые смогли мне все показать и объяснить, буквально на пальцах, а кто-то такой возможности не имеет. К тому же, подобного материала лично я в сети найти не смог.

Буду благодарен за любые дополняющие комментарии, в т.ч. критические.

За помощь в публикации приношу благодарность BigD, Gorbatov и Dimchiktech

Всем побольше аудиофильского безумия!

И да пребудет с вами нановебер в кубе !