Эта история трогает своей простотой и легкостью, с которой она принимается читателем. Поверхностный осмотр летописи финской компании Amphion Loudspeakers Ltd. будто даже не дает ей никаких преимуществ, которые можно было бы использовать в противовес остальным брендам: жили-были, основали, разошлись, но потом с новой силой — и вот, вашему вниманию. Углубленный ситуацию особо не меняет: сделали, переехали, встретились и снова сделали, но уже лучше, чем было.
Захватывающих покорений аудиофильских вершин здесь не предусматривается, а о предстоящих планах компании мы знать никак не можем. Но все же, но все же: что в этих Amphion-ах такого, что еще на начальных этапах развития у этой небольшой северной мануфактуры были миллионные обороты? Неужели эта скандинавская изморозь рисует какие-то особенные узоры на стекле, сквозь которое мы стараемся наблюдать изначальное сияние первородного саунда?
Сейчас ответы видятся как явные и очевидные, но в увлечении звуком можно позабыть все эти условности с ответами на вопросы, которых может и не было никогда. Очевидно одно: это первое знакомство с колонками бренда и прямой, но добрый взгляд в душу компании через звук — через напольники Argon 3LS.
Профессиональный Hi-Fi
Говорят, что есть очень сильные различия между домашними колонками и акустикой, которую принято использовать в студиях. Разница настолько огромна, что использовать студийные колонки для обычного прослушивания просто неприемлемо: там не будет ни души, ни тела, а только набор звуков, из которых состоит трек. Особо будут подчеркиваться недостатки треков, а все достоинства будут омрачены подобными обстоятельствами и не посмеют проявить себя.

Подобные предубеждения часто транслируются глашатаями индустрии в попытках разделить наш дружный, сплоченный коллектив неровной, как АЧХ домашних колонок, линией. Потому что разделение это возможно только обозначить, но при переходе в конкретику обсуждение приходит к обстоятельным примерам. А те, в свою очередь, сводятся до личного восприятия и нравится/не нравится.
Теперь подойдем с другой стороны и спросим звукорежиссера из хорошей студии: почему его мониторные колонки стоят пару миллионов, а не пару десятков тысяч? При условии одинаковой АЧХ, чем руководствовался специалист, выбирая именно эту акустику? Неужели слушал ушами? Быть такого не может! На графике видно же, что они одинаковые!
Оставив приоткрытой эту полемическую форточку, вернемся к Amphion Loudspeakers Ltd., которые, будучи уже успешным брендом домашних колонок, с ноги зашли в индустрию студийной акустики и путем трансформации наработанных технологий до приемлемых в студии габаритов уютно устроились за столом, где раздают кусочки пирога.

Оказалось, будто и не так велика разница, как ее малюют. Или же это хитрые манипуляции вперемешку со способами обойти стороной дни и ночи в разработке специальных приемов, которые будут отличать звук студийных колонок от домашних. Впрочем, способность к устойчивости при перегрузках, стабильно низкие искажения на высокой громкости — за все это и звукорежиссеры скажут спасибо.
Приемлемый для дома Amphion
Посмотрите-ка: напольники Argon 3LS выглядят такими домашними, что даже на душе уютно становится. Не было удивлением узнать, что дизайнерские премии с грамотами им уже складывать некуда, потому что сделали действительно красиво. Тонкость скандинавских рассветов под горячий чай на травах, но с преобладанием первого аспекта, потому что на таком морозе даже чай быстро остывает.
Чистые линии, и именно в белом цвете это исконно северные мотивы стиля. Синева защитного гриля — будто полынья в северном море среди невозмутимых вековых ледников. Но и там виднеется студеное металлическое дно — от чайного тепла не осталось ни следа. Оно лишь позволило дизайнерам, придумавшим это все, выжить. А блюдце, из которого свершилось предполагаемое чаепитие — оно находится чуть выше и выглядит еще более равнодушным в своей открытости северным ветрам.

Argon 3LS — это стройный, небольшой напольник приемлемых для большинства комнат габаритов. Эстетика и подчеркнутая элегантность с прямыми отсылками к географии происхождения — все это сделано умышленно и со вкусом. Компоновка традиционная: в самом верху лицевой панели находится ВЧ-драйвер, утопленный в фирменного кроя волновод. Ниже — НЧ/СЧ-динамик. Оба драйвера прикрыты защитными металлическими решетками. На первый взгляд они кажутся несъемными, но на сайте производителя доступны грили любого цвета — так что возможности для кастомизации остаются открытыми.
Это касается и цвета корпуса: если вся эта прохладность настораживает, то можно повернуться в сторону привычных решений в виде орехового шпона, черного матового цвета, белого матового с черными элементами или цвета первого снега на берегу Финского залива.
Чуть ниже динамиков находится аккуратный логотип компании. На задней панели примерно в средней ее части есть пассивный излучатель — традиционное для многих колонок бренда акустическое оформление. Ниже — клеммы для подключения кабелей и всякие надписи про «Made in Finland». Хотя уместнее было бы сразу написать «Handmade in Finland», чтобы нам не приходилось каждый раз дополнительно освещать это обстоятельство.

Потому что акустику действительно собирают вручную, и эстетика производства здесь реально на высочайшем уровне. Ну, а попробуй сделать иначе, когда у тебя за окном дремучий вековой лес, в котором нещадно добывают березы всякие конкуренты. Тонкость эстетики Amphion не омрачена ни одним из подобных обстоятельств, и даже дополнительная грамота по этом поводу у них имеется, если вдруг кому интересно.
Единственное, что в этой элегантной конструкции выглядит обычно — это опорная плита. Это просто плита, на которую колонка просто опирается. Она чуть больших габаритов, чем кабинет, окрашена в его же цвет и смотрится как слишком стандартное решение, особенно на фоне всех этих изяществ и кастомизаций.
Квалифицированная технологичность
В техническом плане имеем стабильные, проверенные технологии и искусно оформленные фирменные драйверы — хоть в дом, хоть в студию, как говорится. Идеология скандинавского звука тоже на ровном месте не возникает, ей нужно и подспорье, и авторитетность, чтобы на фоне хмурого штормового неба пали все твои оборонительные щиты, а естество пронизывал звук, не имеющий отношения к АЧХ.

Твитер — это стандартный дюйм с титановой диафрагмой. Есть уверенность, что вся внутренняя конструкция за титановым куполом не менее технологична, чем сам заявленный материал. Но акцент и ставка на волновод: это «блюдце» во всю лицевую панель не просто красивое, но и полезное. Разработка велась с помощью компьютерного моделирования, дальше специальные люди сравнивали звучание драйвера с порывами ветра на побережье залива и пришли к выводам, что лучше все же продолжить работу на компьютере.
Технологию назвали U/D/D (Uniformly Directive Diffusion). С ее помощью не только выравниваются акустические центры драйверов, но и всякого рода диффузии, когда средние частоты опираются на это блюдце и наверняка понимают, в какую сторону им двигаться дальше, чтобы заслужить положительные отзывы критиков в комментариях. Условно — имеется рассчитанный рупор, но расширенный до того состояния, чтобы избежать характерного окраса. Ну и драйвер без компрессии, чтобы то же самое.
Диффузор динамика для средних и низких частот имеет размер 6,5 дюйма и делается из алюминия. Подвес его таков, чтобы осваивать немалые амплитуды: широкий, эластичный, многообещающий, линейно перемещающийся. Магнитная система — мощная, а звуковая катушка — облегченная, чтобы где-то в центре взаимодействия физических сил получать быстрые реакции на всякие музыкальные сигналы.
Динамик смонтирован на антирезонансном шасси и нагружен на пассивный излучатель размером 6 дюймов. Понятно, что это один из способов дать колонкам больше баса при прочих равных. В то же время непонятно, почему ФАС до сих пор бездействует и молча допускает неоспоримую доминацию фазоинвертора.

Кроссовер замысловат: разделение частот спустили на 1 600 Гц, где обычные твитеры разводят руками и выходят из чата. Но здесь титан смог, поэтому басовику приходится значительно проще. К тому же, поговаривают, что 1 600 Гц человек слышит хуже, чем частоты выше этой отметки. По крайней мере, пик восприятия для слуха еще впереди, и будто неравномерность АЧХ, которую вызывает сшивка кроссовера, в этом месте проглатывается проще.
Новость вроде вкусная, но привкус остался горьковатый, будто найден удобный для более вольной сшивки АЧХ диапазон, в котором можно незаметно согрешить. Прищуриваем взгляд, ныряем рукой ниже, обнаруживаем еще один относящийся к кроссоверу элемент: тумблер около кабельных клемм. Основное положение дает «стоковое», как есть, звучание; второе обещает +1 дБ в ВЧ, что как будто и не очень значительно. Но не забываем, что продукция эта весьма аудиофильская, а значит не бывает здесь незначительных деталей.
В итоге получаем уверенный частотный диапазон от 30 Гц до 25 кГц, что даже по уровню -6 дБ вполне неплохо для компактного кабинета. Его конструкция кроме поглаживания всех эстетических чакр подразумевает улучшенное гашение резонансов и массу в 23 кг. Сопротивление колонок 8 Ом, чувствительность 85 дБ, а рекомендуемая мощность — от 50 до 150 Вт.
Режиссеры звука
Для теста возможностей Amphion Argon 3LS использовался усилитель Rotel RAS-5000, которому больше ничего и не требуется, кроме колонок.

Oscar Peterson Trio — «You Look Good To Me». По привычке начинаешь искать в звуке изюминку. Ну, что-то такое, какую-то характерную черту, чтобы зацепиться, найти повод для дальнейшего описания. Но внимание соскальзывает, скачет, как осциллограф при виде хайэнда. Колонки не переходят ту черту, за которой из ровно-правильного саунда оформляют «фирменное видение».
В свою очередь, за неимением абсолютного референса такой подход тоже можно назвать фирменным видением звука: он открыт к исследованиям, звук — распахнутое окно в свежее летнее утро. Чистота диапазонов ничем не обременяется, такое построение партитур можно считать академическим, слегка строгим, но податливым в плане освоения различных жанров. Ему действительно все равно, но в то же время не безразлично, что именно вы собрались слушать.
Этот звук не будет радоваться музыке вместо вас, изыскивая приемлемые ему моменты и обыгрывая их как-то по особенному. Это будет изначальное, условно-референсное значение — или один из его вариантов, который воспринимается безапелляционно: отсюда вы будете смотреть на другие колонки как инженер на подставки под провода.

Govinda — «Golden Bow». Расслабленные пассажи скрипки вводят в заблуждение. Переборы струн на арфе в подобных штуках предвещают что-то трепетное. Но бронебойный панч рушит все надежды, еще раз подтверждая, что нечего искать здесь переходов за грани достоверности: фиксируем лаконичность узоров на стекле, продолжаем наблюдать.
Но если есть желание сбежать к чувственным вздохам с мурашками — будьте так добры, делайте самостоятельно, а этот звук просто укажет вам направление. И если ваши векторы совпадут — вы разрушите такой муравейник, что даже в прохладных условиях московского лета будет жарко.
Сцена точна, вокал со всей своей электронностью слушается как очередной саундтрек из приближенного к реальности киберпанка. Впечатляет именно такой подход, когда стерильность трека не переиначивается акцентами, а до холода по затылку, до жара в груди, до прохладного озноба, до испарины на лбу тактично проникает в слушателя и делает то, что задумал исполнитель.

Fleetwood Mac — «The Chain». «Ой, что мы в нем не слышали!» - скажете вы. Но послушайте еще раз: панч во вступлении — одна из самых показательных штук в мире аудиофилии. В нем и динамика, и способность колонок распределять нагрузку по фактуре и продолжительности удара. Основной тон в момент удара проваливается вглубь, стартует резонанс натянутой кожи, дальше — плавное, но быстрое затухание. Argon 3LS дают все это услышать, воспринять в моменте, и ты принимаешь этот звук вместе со своей капитуляцией в попытках применить к этим колонкам какой-то шаблон.
Этот трек с этими Amphion-ами можно включать перед студентами Первого Аудиофильского Университета на экзамене по дисциплине «разбор структуры баса в отрыве от низких частот.» Ну в самом деле, эти колонки позволяют нырнуть в совокупность характеристик одного единого звука, водружая на тебя всю его архитектуру. В такие моменты кажется, что время замедляет ход, а прозвучавший фрагмень и есть то, за чем ты пришел в это хобби.
С другой стороны, в подаче нет ни надсадности, ни назойливости, ни принуждения к аналитике. Слушайте в свое удовольствие, оценивайте эти ВЧ, которые по фактуре получились крайне близки к ленточным в своей плотности. Воспринимайте средние частоты так, как пишут в затертых учебниках Аудиофильского Университета: окруженные ясностью, они действительно поданы под соусом широкополосного излучателя. Ощущайте НЧ: бас могуч на панч и скор на шлейфы, при этом невозможно на слух выявить ни иную фактуру баса от пассивного излучателя, ни точку расположения кроссовера.

Этот звук и будоражит, и успокаивает, эта льдинка, попадая в сердце, вполне способна растопить его своей гибкостью, универсальностью и способностями к мгновенной адаптации в сторону музыкального материала. Лед растает, если придется, но при необходимости замерзнет так же быстро, как бегут электроны по дорогим кабелям.
Итоги
Удивительная приятность раскрывается в звуке Amphion Argon 3LS, но есть условие: нужно дать себе время на адаптацию. Низкий поклон знатокам, какие смогли да сумели в условиях выставки выявить и наградить эти колонки в одной из самых тяжеловесных номинаций — «Лучшие колонки до 1 млн руб». Это была задача истинно аудиофильская, к уму неприменимая, но обращенная к способности не держать в голове прежде услышанное, а давать прямую оценку впередистоящим колонкам, в отрыве от личных предпочтений.
К этому звуку будто даже не понимаешь сначала, с какой стороны подойти, как бы к нему подобраться, чтобы оценить. Начинаешь примерять один шаблон, другой, третий — а они не применяются и не впору, и будто не отсюда они совсем, а какими-то другими категориями навеяны. И только тогда, когда пришло понимание, что шаблонам тут не место, нужный шаблон был подобран — это нейтралитет. Приходите к нему с чистым умом и открытым сердцем, чтобы принять и услышать основу, из которой большинство других колонок придумывают свое звучание.
абсолютно прозрачный, с правильной динамикой, мультижанровый саунд; ВЧ со своей проработкой будто пришли из хайэнда; СЧ податливы на раскрытие потенциала исполнителя; бас — плотный и глубокий
на усилителе сэкономить не получится: требуют ток, потребляют ток, но делают это феерично
от 399 000 рублей в зависимости от расцветки
Тип: пассивная напольная акустика
Акустическое оформление: пассивный излучатель
Количество полос: 2
Излучатели: ВЧ х 1", титановая диафрагма, волновод U/D/D; НЧ х 6,5", алюминиевый диффузор; 6" пассивный радиатор на задней панели
Частотный диапазон: 30 – 25 000 Гц (- 6 дБ)
Частота разделения кроссовера: 1 600 Гц
Импеданс: 8 Ом
Чувствительность: 85 дБ
Рекомендованная мощность усилителя: 50–150 Вт
Габариты (Ш х В х Г): 234 х 995 х 344 мм
Масса: 22,5 кг