Heco без малого 67 лет. И меня удивляет их поистине немецкая стабильность — все это время компания использовала исключительно традиционные технологии изготовления динамиков. Конечно, эти технологии она улучшает и пестует год от года, и старшие модели с открытым оформлением и альнико-магнитом — самый яркий тому пример. В сравнительно недорогих линейках тоже немало интересных решений, но при этом чувствуется здоровый консерватизм. Акустика остается обычной акустикой. Впрочем, нужно ли большее?
Внешнее превосходство
Акустика Heco Elementa имеет прямоугольный профиль корпуса с сильно скругленными передними гранями. Вариантов отделки два: черный и белый, причем обе версии полностью матовые. Наконец-то прошла мода на глянец, который так любит собирать на себя пыль и отпечатки пальцев, да к тому же делает заметными мельчайшие царапины. Отмечу, что матовая отделка смотрится вовсе не дешево. Напротив, акустика от этого только выиграла и выглядит стильно и современно. Эстетики добавляют и магнитные крепления грилей, благодаря которым фасад не имеет лишних отверстий.
Сами корпуса изготовлены из МДФ и имеют внутренние распорки для повышения прочности. Акустическое оформление — фазоинверторное, с двумя портами специальной аэродинамической формы, закрепленными в корпусе с помощью шурупов. В отличие от старших моделей у Elementa порты изготовлены из пластика с покрытием, имитирующим алюминий. Выглядит практически неотличимо от настоящих металлических, а форма у них в принципе идентична.
В основании корпуса прикручены толстые алюминиевые платформы, выходящие за пределы габаритов корпуса. В выступающие части вкручиваются шипы или ножки с резиновыми наконечниками. И те, и другие удобно регулируются по высоте с помощью вращающихся ручек большого диаметра: нет необходимости подсовывать руку под акустику, нащупывать грани ключом и испытывать прочие неудобства.
В лучших традициях
Линейка Elementa в каталоге Heco появилась в результате оптимизации и переосмысления конструкции старшей линейки Celan. С целью сократить себестоимость, инженеры не только упростили форму корпуса и заменили алюминиевый фазоинвертор на пластиковый, но еще и унифицировали излучатели. У Celan средние частоты воспроизводил специальный драйвер с гофрированным тканевым подвесом, похожий на винтажные широкополосники, а у Elementa внешний вид СЧ- и НЧ-излучателей одинаков.
Оба имеют диффузоры конической формы из длинноволокнистой целлюлозы с большой пылезащитной вставкой в центре и мягким резиновым подвесом полукруглого профиля, обеспечивающим большой рабочий ход. Впрочем, последнее актуально лишь для басовиков, среднечастотник же по определению имеет меньший рабочий ход, вдобавок у Elementa он обладает более упругой центрирующей шайбой, что дает больше контроля, но меньше свободы движения.
Несмотря на то, что разработчики шли по пути удешевления, это не коснулось корзин динамиков — они отлиты из алюминия. Фланцы динамиков обработаны лазером, поэтому выглядят идеально ровными и блестящими. Конструкция корзины — максимально открытая, она «аэродинамической» формы для свободного прохождения воздуха, исключения компрессии и переотражений. Магнитная система собрана на двух ферритовых магнитах разного размера, второй чуть меньше основного. Скорее всего, это — так называемый противомагнит, с помощью которого магнитное поле основного магнита эффективней распределяется вдоль рабочей зоны звуковой катушки.
Твитер имеет шелковый купол увеличенного размера — 28 мм (против стандартных 25 мм). Такой подход не удивителен, поскольку большинство динамиков Heco делает сама, а те, что производят сторонние компании, собирают их по чертежам и точным спецификациям. Можно сделать хоть 28 мм, хоть 32 — был бы в этом смысл. И в данном случае он есть: чем больше рабочая поверхность твитера, тем естественнее и полнее звучание верхних частот, и тем лучше он стыкуется с СЧ-звеном. Как и большие динамики, твитер имеет двойной ферритовый магнит и алюминиевый корпус, фланец которого выглядит как неглубокий рупор.
Кроссовер, как пишет компания, выравнивает не только частотную, но и фазовую характеристику. Его особенность — пятая клемма, позволяющая добавить 2 дБ к отдаче твитера. Любопытно, что подобная функция есть только на напольниках Elementa 700, а у полочников Elementa 300 уже стандартный набор из четырех клемм.
С плюсом или без
Прежде чем изучать нюансы звучания Elementa 700, мне предстояло решить, с каким подключением слушать акустику: +2 дБ или с ровной АЧХ. Аудиофильское нутро подсказывало, что лишние децибелы нам ни к чему, однако для заглушенных комнат производитель рекомендует использовать клемму +2 дБ.
Послушав оба варианта, я пришел к выводу, что даже в акустически подготовленном помещении, которое является в достаточной степени заглушенным, клемма +2 дБ дает излишнюю яркость на ВЧ. Так, например, на записи Dave Brubek «Take Five» тарелки солируют и уже к середине композиции начинают утомлять. На музыке других стилей, жанров и годов записи эффект тот же. Есть подчеркивание, акцентирование верхних, которое делает звук эффектным, но утомительным. В Hi-Fi салоне, для того чтобы зацепить покупателя, такой звук, пожалуй, сработает, но для длительного и вдумчивого прослушивания лишние децибелы не нужны.
Пока я возился с клеммами, представление о звуке Elementa 700 в целом уже сложилось, оставалось лишь разобраться в нюансах. Общее впечатление таково: ровный тональный баланс, детальное и выразительное звучание с хорошей ритмичностью. Практически весь диапазон контролировался идеально. Некоторую гулкость на нижнем басу спишу на комнатные резонансы и особенность фазоинверторов, настроенных довольно низко. В 90 процентах случаев гулкости как таковой не услышать, есть четкий идеально управляемый бас, по характеру похожий не на фазоинверторную, а на закрытую акустику.
Направленность звучания у Elementa 700 не выраженная, звук рассеивается ровно, и при отклонении от оси тональный баланс меняется плавно. Для кинотеатрального применения это важное и полезное свойство. Но самое интересное происходит в точке фокуса. При повороте оси излучения строго на слушателя получаешь сфокусированную звуковую сцену. Ощущения очень близки к тем, что испытываешь при прослушивании акустики с коаксиальными или широкополосными динамиками.
Скрытый характер
На композиции «While I look at you» Evie Sands вокал звучит очень естественно, запись одновременно создала ощущение высокой детальности, но при этом сложно выделить на слух какие-то инструменты из общей картины. В сочетании с компонентами McIntosh акустика рисовала звуковую картину цельно, крупными мазками. На записи «Fever (Take1)» Elvis Presley отлично слышны переговоры в студии и шумы аппаратуры. По-прежнему есть ощущение, что разрешение у Elementa 700, как у существенно более дорогой акустики, но детальность, в отличие от старших моделей, не преобладает над цельностью и мелодичностью звучания. На «Let There be Love» Laura Fygi отлично артикулирован вокал, середина и верх — какие надо. Перкуссия четкая, ритмичная, каждый шелест щеток, легкий удар по барабанам — все прекрасно слышно.
Пока перебирал аудиофильские записи, пришел к выводу, что разрешающая способность твитера несколько выше, чем у СЧ- и НЧ-драйверов, поэтому и возникает столь странный эффект: ощущение высокого разрешения есть, но детали как будто немного смазаны. Возможно, это следствие новизны прослушиваемого экземпляра, и через сотню-другую часов динамики разыграются.
Твитер же максимально информативен: он дает возможность услышать воздух и верхние гармоники, а середина и низ подаются чуть смягченно, как это обычно и делают динамики с бумажными диффузорами. Для домашней акустики это, несомненно, плюс. Единственный случай, когда мне захотелось добавить в звучание середины и низа большей плотности, собранности и четкости, — быстрая тяжелая музыка. Для Rage, Slipknot и System of a Down середина у Elementa 700 не достаточно жесткая и «злая», а бас не настолько плотный и «панчевый». Похожий эффект наблюдался и на электронной музыке с агрессивной подачей. Во всех остальных случаях характер звука системы идет на пользу восприятию, обеспечивая комфортную и выразительную подачу совершенно различного музыкального материала.
Чтобы понять, насколько ритмична Elementa 700, мне оказалось достаточно послушать «La Grange» ZZ Тop. Это, конечно, не металл, но музыка тяжелая и быстрая. Ее акустика играла уверенно.
Другими словами, за исключением экстремальных жанров Elementa 700 вполне универсальна и эффективна. Если держать в уме относительно демократичный ценник, можно сказать, что стандартный набор аудиофильских треков воспроизводится либо просто хорошо, либо вообще отлично. Свой характер акустика проявляет минимально, при этом вполне может сыграться как с бюджетной, так и с дорогой аппаратурой.
Итог
Наилучший, на мой взгляд, вариант применения Elementa 700 — ежедневное прослушивание музыки, как вдумчивое, так и ненавязчивое фоновое. Это еще не прецизионный инструмент для истинного аудиофильского наслаждения, но уже добротный средний класс, по-немецки практичный, честно отрабатывающий каждый заплаченный за него дензнак. Акустика позволяет получать удовольствие и от самой музыки, и от того, насколько ровно и точно она звучит. Самое главное — благодаря ровному тональному балансу Elementa 700 справляется с ритмически сложными и полифоническими композициями, которые и на куда более дорогой акустике подчас звучат не идеально.
Ровный тональный баланс, музыкальное и живое звучание, качественная отделка, удобная регулировка опор
Ограниченный выбор цветов и отделок
149 900 рублей
Акустическое оформление: фазоинвертор
Количество полос: 3
ВЧ-динамик: 28 мм шелковый купол
СЧ-динамик: 170 мм конус из длиноволокнистой целлюлозы
НЧ-динамик: 2х 170 мм конус из длиноволокнистой целлюлозы
Диапазон частот: 25-45000 Гц
Частоты раздела кроссовера: 280 Гц и 3200 Гц
Рекомендуемая мощность усилителя: 30–300 Вт
Чувствительность: 92 дБ
Импеданс: 4-8 Ом
Габариты: 310х1135х370 мм
Масса: 25,5 кг