Недавно передо мной встал вопрос выбора стереоусилителя и акустики в ценовом диапазоне около 200 000 рублей. Я определился с претендентами, даже их послушал, сделал выбор, но потом произошло то, что заставило меня передумать... Но давайте по порядку.

Записавшись на прослушивание в магазины Аудиомания и Пульт.ру, я переслушал следующие усилители: Rotel A10, A12, A14, A1572, Denon AVR-X1600H, Denon AVR-X2500H, Marantz PM8006. Была прослушана акустика: DALI Oberon 3, DALI Opticon 6, B&W 603, B&W 607, Monitor Audio Bronze, Monitor Audio Silver, Monitor Audio Gold (извините, тут циферки не помню).

Довольно быстро я пришел к связке Marantz PM8006 и DALI Opticon 6. Прошерстив интернет-магазины, я «оптимизировал» цену в районе 180 т.р. за комплект: в 100 т.р. обошлась бы акустика и в 80 т.р. — усилитель (цены на 31 января 2020 года).

Однако, 31 января 2020 года мне не спалось. В 5 часов утра я впервые услыхал о компании Профиль Аудио из Череповца, а к 11:00 я прочитал все, что было написано в интернете про усилители этой компании под названием PAS-240. Я редко поступаю эмоционально, но тут мне показалось: «это мое».

Кроме того, был последний день, когда заказы на усилитель PAS-240 модель 6 принимались со скидкой 20% по цене 100 000 рублей. Ну и было еще два момента: доставка в Санкт-Петербург из Череповца — за счет изготовителя. И самое главное условие: если не понравится усилитель — вернем деньги.

В 11:00 я написал письмо в адрес Профиль Аудио с желанием приобрести усилитель PAS-240 модель 6. Довольно быстро прошли переговоры с компанией по нюансам и мы подписали договор об изготовлении усилителя. Была зафиксирована цена и срок изготовления — начало мая 2020 года, т.е. три месяца.

Представитель поинтересовался, с какой акустикой я собираюсь слушать их усилитель, и когда я сказал, что выбрал DALI Opticon 6, он предложил мне обратить внимание на авторскую акустику Александра Серашова из Челябинска, которая звучит существенно адекватнее выбранного мной варианта. Следующий день прошел в переписке с Александром Серашовым и мной была выбрана акустика ASP Optimus Classic SB II ценой в 120 т.р.

Оба продукта — и усилитель PAS-240, и акустика ASP Optimus Classic SB II — заказные. Поэтому схема работы с такими товарами следующая: я выслал изготовителям по 40% стоимости в качестве предоплаты и стал ждать изготовления.

Александр Серашов изготовил колонки точно в срок (условленные два месяца были выдержаны даже с учетом времени доставки колонок в Санкт-Петербург). Они были прекрасно упакованы. Доехали без каких-либо замечаний. Никаких внешних дефектов после распаковки не было замечено.

Сутки колонки просто стояли в теплой комнате (получил я их 31 марта, и на улице было довольно холодно), а затем я приступил к прогреву колонок. Поскольку усилитель был в процессе изготовления, я подключил колонки к своему старенькому Marantz PM-66SE.

ASP Optimus Classic SB II

Размеры: высота — 1070 мм, ширина (основание) — 283 мм, глубина (основание) — 366 мм;
Вес одной колонки: 37 кг;
Тип: трёхполосные с фазоинвертором. Фазоинвертор — фронтальный;
Полоса частот: 32–30000 Гц, при неравномерности -3 дБ;
Номинальное сопротивление: 8 Ом;
Чувствительность: 89 дБ;
Использованы динамики компании SB Acoustics топовой линейки Satori: TW29R-B, MR16P-4, SB23NRXS45-8;
В фильтрах использованы топовые компоненты Jantzen, Mundorf;
Грили из звукопрозрачной ткани Jantzen — в комплекте;
Шипы — в комплекте;
Материал шпона — на выбор (я выбрал светлый дуб).

Акустика сделана добротно, и внешний вид ее — очень красив. Если не знать, что это авторская работа, можно подумать, что перед нами именитый бренд. Правда, ручная работа все же чувствуется. В стыках шпона, например. Но это только подчеркивает индивидуальность каждого изделия.

Прогрев продолжался один месяц по 2–3 часа в день. Через месяц я перестал слышать изменения тонального баланса в звучании акустики.

Усилитель PAS-240

Усилитель PAS-240 модель 6 пришел 2 июня. Таким образом, срок изготовления составил четыре месяца. Думаю, задержка сроков изготовления обусловлена инфекцией COVID-19.

Размеры (ш.в.г): 445х130х410 мм;
Вес: 18 кг;
Мощность: 2х120/2х160Вт (8/4 Ом);
Частотная характеристика: 2–100 000 Гц;
THD, %: (1Вт. 8 Ом) <0,0015;IMD, %: < 0.0037;
Сигнал/Шум: >112 дБ;
Взаимное проникновение каналов: -84 дБ;
Система ZDS — компенсации полного импеданса проводов и нелинейности «холодных» контактов. Компенсирует неидеальность контактов реле, «колоночных» проводов, переходного сопротивления разъёмов;
Входы: 1 балансный + 2 небалансных;

Усилитель выполнен (по данным производителя) по схеме «двойное моно» на полевых транзисторах с раздельным трансформаторным питанием каждого канала. Никаких данных о том, в каком режиме работает усилитель, производитель не приводит.

Усилитель был упакован в пенопласт и фирменную коробку. Никаких нюансов при осмотре внешнего вида усилителя выявлено не было.

Усилитель выполнен в минималистичном дизайне. Слева — ручка выбора входов, справа — регулятор громкости, в центре — неярко светящейся синим цветом индикатор включения. Фотографии не отражают всей брутальности дизайна.

Микропроцессор усилителя имеет свою логику управления. При подаче напряжения регулятор громкости устанавливается в минимальное положение громкости, затем мотопривод устанавливает регулятор громкости в положение на 9 часов.

Если в дальнейшем пользоваться пультом для включения/выключения усилителя, то положение регулятора громкости остается таким, каким оно было в момент выключения. Регулятор громкости работает плавно, громкость регулируется очень комфортно — как с пульта, так и вращением ручки.

Комната для прослушивания — 25 кв.м. (~4,5х5,5 м), колонки установлены по короткой стороне комнаты, расстояние между центрами колонок — 225 см (дальнейшее увеличение расстояния приводит к «разрыву» звуковой сцены), акустика чуть повернута внутрь на угол 15°. Место для прослушивания по центру между колонками на расстоянии двух метров.

Каждая колонка установлена на бетонное основание размером 50х50х5 см и весом 25 кг (обыкновенная тротуарная плитка). Шипы сильно врезаны в бетон. Сразу скажу, что бетонное основание чуть подняло низкие частоты. Простукивание колонок ладонью позволяет судить о хорошей заглушенности корпусов.

Изюминка усилителя PAS-240 — в запатентованной технологии ZDS. Подключается акустика к усилителю посредством трех проводов: два, как обычно, а третий «из того же материала», той же длины подключается к специальному терминалу ZDS (для левого и правого канала — отдельный терминал) и к минусовому терминалу (черному) колонки. Я попробовал достаточное время послушать систему, не используя технологию ZDS, т.е. подключенную двумя проводами.

Резюме: с системой ZDS увеличивается точность подачи. Это выражается как в чуть иной тембральной окраске (вернее, в ее полном отсутствии), так и в чистоте звучания. С ZDS любой материал играл однозначно точнее. Вообще, слово «точность» является ключевым для описания полученной системы. Но это чуть забегая вперед.

В настоящее время колонки подключены к усилителю тремя проводами марки Onetech JET 40 (сечение каждого — 4 мм², многожильная медь чистоты 99,96% по цене 399 рублей за погонный метр — здесь и далее цены на момент написания данной статьи, 17.08.2020) длиной два метра.

Переходим от описания к практике.

Питание

Многоквартирный дом, где я живу, относительно новый — 1999 года постройки. Электропитание хорошее. В квартире заменена вся проводка на медную 2,5 мм². Отдельный провод от щитка идет на розетки, к которым подключен усилитель и иная аудиотехника. Усилитель подключен обыкновенным силовым кабелем сечением 0,75 мм², от лазерного принтера Hewlett-Packard. Попытка заменить сей силовой кабель китайским, толстым (16 мм толщиной, сечением жил по 4 мм²) стоимостью 2 000 рублей окончилась неудачей — звучание ухудшилось. Пропали детальность и объем.

Прослушивание 1

Источник — CD-плеер Marantz CD-48, используется коаксиальный выход, подключен коаксильным кабелем (обыкновенный китайский шнурок, стоимостью 1 400 рублей за пару) к ЦАПу S.M.S.L M400 (используется новейшая микросхема AK4499), который подключен к балансному входу усилителя PAS-240 посредством китайского балансного кабеля, длиной 50 см и стоимостью 2 200 рублей за пару. Для прослушивания я выбрал CD-диск БГ и Аквариума достаточно редкого издания (тираж 2 000 экз.), который выпустила компания OCS в 2003 году.

Песня «Кострома Mon Amour» (регулятор усиления — на 11 часов) звучит пронзительно. Голос Гребенщикова узнаваемо-томный, с характерными интонациями за счет кристально чистого звучания воспринимается не как выпендреж, а как сдержанная исповедь. Партия бас-гитары очерчена, точна и великолепна.

Аккомпанемент ненавязчив. Сцена широкая, голос чуть выступает вперед. Хорошая работа звукорежиссера. Я получил большое удовольствие. Ну и некоторый эксперимент: подключил ЦАП к небалансному входу усилителя. Прилично. Но не стало той высочайшей детальности и прозрачности.

Прослушивание 2

Источник — портативный плеер Cayin i5 (используется AK4490), линейный выход которого подключен к небалансному входу усилителя кабелем Supra BiLine -MP (мини-джек 3,5 мм — 2xRCA, ценой 4 740 рублей).

«Пляска скоморохов» (из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова) в исполнении Миннесотского оркестра (дирижер Eiji Oue, диск Tutti, reference recording, FLAC). Регулятор громкости на 11 часов. Полное присутствие перед звучащим оркестром. От чуть слышного piano до громобойного, в грудь, fortissimo литавр и меди тарелок! Восторг!

И все это звучит, не смешиваясь в кашу, прозрачно и детально. Усилитель и колонки прекрасно справляются со взрывным характером произведения. Замечательное исполнение, прекрасная запись, отличное воспроизведение!

Прослушивание 3

Источник и подключение аналогично Прослушиванию 2. Диск «Амория» сестер Лебек — это шедевр. Правда, у меня FLAC. Первая запись «Con Amores, La Mi Madre» начинается с a capella. Великолепное меццо-сопрано уносит нас вперед и куда-то вверх. И оттуда сверху на нас льется песня XIV века. Необычайно красивый голос. Скромный аккомпанемент фортепиано. Точно и проникновенно до слез. Широкая, глубокая сцена. Полное впечатление, что мы находимся в соборе. Регулятор громкости на 11 часов.

Прослушивание 4

Источник — виниловый проигрыватель Pro-Ject X1, звукосниматель Ortofon 2M Blue, фонокорректор — PS Audio PS-II Mk5 от Константина Бабина. Проигрыватель соединяется со штатным фонокорректором (который шел в комплекте) кабелем Pro-Ject Connect it E, фонокорректор подсоединяется к небалансному входу усилителя посредством обыкновенных двух китайских кабелей RCA-RCA по цене 1 400 рублей за пару. Сразу отмечу чуть завышенный уровень сигнала с фонокорректора. Поэтому регулятор громкости устанавливаем между 10 и 11 часами.

Пластинка фирмы Balkanton «Органист Лионель Рог исполняет произведения И.С.Баха на органе Гроссмюнстера в Цюрихе». Первое же произведение «Пассакалия и фуга до-минор» BWV-582 — повергает в шок. Слышно дыхание органа. Я часто бываю в филармонии Санкт-Петербурга, но такого — не слышал. А когда зазвучал нижний регистр органа, вспомнился инфразвук. Сильно и в то же время детально и очерчено. Есть бас! Глубокий и правильный.

Прослушивание 5

Источник и подключение — аналогично Прослушиванию 4. Пластинка «Лирика» Муслим Магомаев. 1974 год, Мелодия, СССР. Мощный баритон с хорошо узнаваемым тембром. Лирическое вступление первой же песни на пластинке «Благодарю тебя» сменяется мощнейшим припевом. Очень сбалансированное звучание солиста и оркестра. Эстетическое наслаждение. Кто сказал, что в Союзе плохо писали?! Шутка. Конечно, писали плохо. Удачных пластинок не так много. Но они есть.

Также отслушано множество типового материала, как то: Deep Purple («Machine Head», «Fireball», «In Rock»), Pink Floyd («Dark Side..», «The Wall», «Wish You Were Here»), The Beatles, Eagles, Doors, Dire Straits etc. В основном, винил, но иногда и FLAC. Ничего существенного для описания звучания комплекта это не добавило.

О звучании системы на малой громкости. Система звучит прилично, т.е. с нормальными низами и хорошей детальностью, начиная с положения регулятора громкости на 9,5 часов. Обычно я слушаю музыку в положении регулятора громкости на 11 часов.

Об обвязке. Гештальт закрыт. См. выше, чего там сейчас.

Я отслушал комплект в плотном режиме (ежедневно 2–3 часа) три месяца. У меня сложились следующие впечатления о звучании усилителя PAS-240 модель 6 и акустики ASP Optimus Classic SB II.

Достоинства и недостатки

Комплект играет детально, воздушно, но не навязчиво, слушать можно часами, без дискомфорта;

Сильная зависимость от качества исходного материала: отличную запись комплект отыграет на отлично, посредственная запись проявится во всех своих негативных моментах;

У комплекта нет «своего» звучания. Окраса исходного материала не происходит;

Не установлено стилевое использование. Комплект с одинаковым успехом отыгрывает любые музыкальные направления;

Главная характеристика звучания — точное. Я неоднократно ловил себя на мысли, что мои ощущения от посещения филармонии очень близки тому, что я слышу в исполнении данных усилителя и акустики;

Мне не удалось найти хоть одно музыкальное произведение, с которым данный комплект бы не справился;

Об отрицательных моментах:

И акустика, и усилитель — заказные позиции. Срок ожидания изготовления: акустики — 2 месяца; усилителя — 4 месяца;

У усилителя какой-то убогий пульт управления;

Если у вас были фирменные акустические провода, то скорее всего их нельзя будет использовать, т.к. акустика подключается к усилителю минимум тремя проводами (из-за технологии ZDS);

Нет шоурумов, где можно послушать готовые решения. Либо довериться отзывам, либо искать коллег, у кого есть аналогичный комплект, и напрашиваться в гости;

Усилитель опломбирован, поэтому осмотреть его изнутри, оценить качество изготовления нет возможности;

Усилитель довольно сильно греется. Надо оставлять открытой верхнюю поверхность усилителя, либо применять принудительное охлаждение;

Усилитель имеет довольно крупные размеры и вес, что не всем может подойти;

Надо понимать, что ликвидность комплекта (т.е. возможность продать комплект целиком или по раздельности) ниже, нежели в случае с известными брендами;

Грили крепятся стандартным способом. Наверное, на магнитах было бы удобнее.

Достаточно давно я пришел в известный сетевой магазин со своим музыкальным материалом и попробовал подобрать стереопару (усилитель и колонки) таким образом, чтобы звучание меня не раздражало. Помню, я остановился на комплекте из Monitor Audio Gold (кажется, 300) и огромном усилителе фирмы Teac (модель, увы, не помню). Общая стоимость комплекта составляла около 800 000 рублей. Сейчас я нахожу, что комплект, состоящий из усилителя PAS-240 модель 6 и акустики ASP Optimus Classic SB II, звучит не хуже, но стоит почти в 4 раза меньше. Так что на обозримое будущее вопрос со стереопарой для меня полностью закрыт.

И последнее... Я очень благодарен Александру Серашову и «Профиль Аудио» за то, что они делают качественную продукцию, до которой надо расти. Ибо если неподготовленный покупатель придет в магазин, он в лучшем случае уйдет с усилителем и акустикой, которую ему посоветует продавец. И хорошо, если этот продавец грамотный и не мотивирован отдельными производителями именно на продажу их продукции. В худшем случае покупатель уйдет с покупкой, соответствующей его неразвитому вкусу. А хорошо ли это?