Скучали по кинокомиксам? Я — нет. Пандемия вообще стала для меня неким медиа-детоксом: я позволила себе не отслеживать новинки, держаться подальше от вещей, про которые орут на каждом углу (только, пожалуй, «Ход королевы» посмотрела — под Новый год, да от «Мандалорца» с «Доводом» не увернулась). Но все хорошее когда-нибудь кончается: пропустить релиз фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» я не могла ни по идеологическим причинам, ни по личным.
Рецензия на короткометражку, посвященную Грому, была одним из моих первых текстов здесь, так что с этой франшизой меня связывает некоторая сентиментальная ностальгия. Да и издательство Bubble, которое выпускает комиксы про майора Грома и занималось созданием фильма, хочется как-то поддержать — потому что судьба у проекта была непростая, он завис на какое-то время в производственном аду и у многих, в том числе и у меня, надежды на более-менее качественное кино таяли. А сами комиксы при этом оставались интересными: Гром — наименее супергеройский персонаж, с которым в печатном виде случаются достаточно необычные вещи.
Но получилось в итоге хорошо.
История сама по себе достаточно простая: в городе появляется мститель-вигилант, вершащий Правосудие (он это слово так выговаривает, что сразу понятно: в его голове оно отображается явно с большой буквы) над наглыми богачами, стремящимися захапать как можно больше всего себе, не думая о других. С моральной точки зрения он, по мнению многих, прав, и поэтому его действия, несмотря на поистине театральную жестокость, находят немало поклонников — помогают и регулярные трансляции в социальной сети Vmeste, отличающейся хорошим шифрованием данных.
Но вот с точки зрения закона суд Линча все же уголовно наказуем, и преступника следует поймать — чем и решает заняться Игорь Гром, офицер полиции Санкт-Петербурга, известный достаточно нестандартным подходом к решению дел, этакий доктор Хаус от органов. Правда, его смекалка, к сожалению, регулярно приводит к тому, что бюджет славного города на Неве нищает на десяток-другой миллионов рублей — но зато он обеспечивает родному отделению достаточно высокую раскрываемость, так что начальство на шалости Грома закрывает глаза, не отказывая себе в удовольствии предварительно всласть на него поорать.
В общем, персонаж достаточно клишированный — по крайней мере, для американской аудитории. Наш зритель же сталкивается с множеством бытовых диссонансов, от которых не отвлекает ни правильной степени рельефности живот Тихона Жизневского, играющего Грома, ни сюжетные перипетии.
Наш зритель не поверит, что майор МВД может жить один в хоть и потасканной, но все же огромной мансарде в старом фонде с фигурным окном и высоченными потолками — хрущевка или коммуналка, раз уж мы о Петербурге, были бы уместнее, особенно с учетом того, что даже на шаверму этому самому майору не всегда хватает денег.
Наш зритель в курсе, что казино в стране запрещены, и открытие одного из таких в историческом центре города снижает планку реалистичности в разы.
Наш зритель относится к полиции максимально скептически и не верит в лубочную чистоту участков и в кристальную чистоту намерений представителей закона.
Наш зритель знает, что любые попытки сделать контент свободным будут урегулированы и запрещены.
Наш зритель, в конце концов, понимает, что в реальном мире протестующие толпы на улицах приведут не к тому, что господа полицейские будут панически улепетывать на новеньких Audi от ребят в масках с длинными носами, а к увеличению числа автозаков на душу населения и появлению новых статей в УК РФ.
Реалистичности убавляют и диалоги, что, впрочем, мешало и в печатных комиксах Bubble: живые люди так не разговаривают. Иногда казалось, что текст — это неприлизанный дубляж какого-нибудь англоязычного боевика, в котором лишь иногда рассыпают какие-то привычные уху, живые, в нужной степени кривые словосочетания.
От фраз и текстов несет искусственностью за километр, и если в каких-то моментах она очень даже уместна — например, там, где Чумной Доктор, тот самый мститель, обращается к зрителям с пафосной речью, — то в простых разговорах между угрюмым Громом, восхитительно наивным стажером Димой Дубиным и пробивной журналисткой Юлей Пчелкиной она смотрится совсем не в тему. Был, правда, один забавный момент: на экране произошло нечто совсем глупое, я подумала: «Ты что натворил?» — и спустя секунду эту мою мысль слово в слово озвучил Гром.
Но, что странно, друг с другом персонажи взаимодействуют вполне умело, строя понятные и хорошо считывающиеся отношения в рамках своих функций, в которые легко поверить. При этом контекст, в котором происходят все эти события, воспринимается подсознанием как родной, близкий душе. Чумной Доктор карает богатеньких детишек, творящих беспредел на деньги родителей, главу банка, обманувшую дольщиков, владельца огромной свалки, отравляющей районы — то есть «злодеи» подобраны на базе реально существующих и будораживших умы событий прошлых лет. И вот эта близость реальности, горстка чернухи в припорошенном западным видением лубке еще сильнее углубляет диссонанс. Но давайте сойдемся на том, что это альтернативная реальность прекрасной России будущего.
И при всех этих проблемах сюжета я говорю, что получилось хорошо. Потому что так и есть — с точки зрения развлекательности, картинки и звука. Несмотря на достаточно стесненный бюджет, Олег Трофим, режиссер картины, смог выдать динамичный, сочный, яркий экшен — подозреваю, тут сказывается его опыт работы с клипами. Правда, из-за этого фильм иногда теряет цельность, распадаясь на эти самые клипы, разные по стилистике. Но горит в нем все очень здорово.
Пиротехники не пожалели, рендеры делали с любовью, персонажей на зеленых экранах вырезали аккуратно и тщательно следили за освещением (в период пандемийного детокса я подсела на шоу VFX Artists React и теперь, к сожалению, лучше подмечаю такие вещи). К картинке не придраться: нет передоза крупных планов лиц, нет осточертевшего синего фильтра (хотя, казалось бы, это стандартное состояние для Петербурга, но он в кадре непривычно солнечный и яркий, и ему идет), нет лишних и резких склеек, рвущих повествование, нет выпрыгивающего из ниоткуда слоу-мо, нет вообще чего-либо, что выглядело бы ужасно.
С точки зрения визуала у меня нет претензий — фильм эффектный, яркий, с правильным балансом экшена и моментов затишья, с приятной гаммой, с графикой высокого качества, с классным светом. Лишь моменты с перемоткой времени и продумыванием действий к концу фильма могут поднадоесть.
В звуке не поскупились на всякие ностальгичные вещи — поставили множество каверов на старый русский рок, впихнули Дельфина, который тоже в свое время звучал на «Нашем радио». Может, и не всегда к месту, но с тем, чтобы создать правильную атмосферу, подобранная музыка справляется хорошо.
И да: фильм выходит в Dolby Atmos. Аудиопродакшеном занималась студия Flysound, и этих ребят я хочу поблагодарить — звук шикарный. Диалоги, какими бы топорными они ни были, всегда прекрасно различимы, находятся в отличном балансе с фоновым шумом. Взрывы, звенящие стекла, прочие звуки разрушений масштабны, массивны, находятся там, где должны быть.
И в итоге у Bubble, в общем-то, получился типичный кинокомикс — эффектный, красивый, но не очень полезный в плане смысла, сюжета, идеи. Баланс между реальностью и искусственностью выдержан не очень хорошо, из-за чего сюжет также страдает. Отделаться от сравнений с недавними событиями в стране фильму все равно не удастся, несмотря на многочисленные заверения создателей.
Но при этом такой сюжет сопровождают изумительная для современного российского кинематографа картинка и отличный живой захватывающий звук. Поздравляем: у наших ребят получился рафинированный, каноничный кинокомикс. Качественная обертка с сомнительным содержанием — все по классике.
И все равно два часа пролетели незаметно.