Сегодняшний предмет изучения — предтоповый интегрированный усилитель канадской компании Simaudio Moon. Аппарат с серьезной претензией по цене, но при этом внешне скромный и с минимальным функционалом. С первой версией я его сравнивать не стану, смысла в этом нет — даже если какие-то циферки или значения стали получше. Это все хорошо, но гораздо важнее разобраться на деле — играет аппарат, или же к нему остаются вопросы.
Как я уже заметил, функционал этого усилителя минимален. Аппараты без цифровых входов и фонокорректора, которые на протяжении многих лет были примером аудиопуризма (максимально короткий тракт, раздельное питание и т.д.), сейчас кажутся непривычными. Причем сам я не очень-то одобряю функциональную пресыщенность.
В бюджетном аппарате функционал «все-в-одном» не только уместен, но и логичен, однако в аппаратах серьезного уровня хочется как раз разделения, возможности самостоятельно выбирать компоненты, не доплачивать за всякие встроенные модули, которые ставятся если и не по остаточному признаку, то и на самостоятельную величину очень часто не тянут. Вдобавок, не просто так выдумали раздельное питание и стали руководствоваться им как одним из принципов конструирования.
Добротная каноничность
Simaudio Moon 600i V2 можно назвать каноническим аппаратом. Транзисторный усилитель, в корпусе которого — только усилитель и ничего более. До 5 Вт работает в классе А, затем переходит в AB. Без отрицательной обратной связи. Двойное моно честное — не попытка показать внутри корпуса симметрию, а разделение, которое начинается с двух равновеликих силовых тороидальных трансформаторов.
Кстати, здесь я удовлетворил свой интерес на предмет того, кто же делает для Simaudio Moon силовые трансформаторы. В данном конкретном аппарате они произведены американской компанией Avel Lindberg, а намотаны они на заводе в Шри-Ланке. Вот такая глобализация. Впрочем, ничего плохого я тут не вижу.
Дальше по начинке я не нашел ничего необычного: добротная сборка, приличные комплектующие, в том числе и заказные. Вот это как раз тот случай, когда отсутствие необычного скорее радует. Не скажу, что оригинальность это плохо, но когда в предусилителе и одновременно цифровом источнике Simaudio Moon 390 я обнаружил импульсный блок питания — было немного не по себе.
Впрочем, усилители с импульсным качеством и приличным звуком мне встречались — и в данном случае тоже все закончилось хорошо. Но аудиофильский консерватизм, он такой: посмотрел на внутренности Simaudio Moon 600i V2 — и успокоился.
Функционал здесь простой. Входы только линейные, с возможностью индивидуальной подстройки ±10 дБ. Выходную громкость тоже можно ограничить для каждого входа, а входам можно присвоить собственные названия. Кроме того, если усилитель поддерживает совместное управление SimLink и работает в паре с цифровым источником, поддерживающим фирменную технологию MiND, то через родное приложение на планшете есть возможность управлять громкостью и входами.
Подобную коммутацию можно настроить только на один вход — по умолчанию это балансный вход усилителя. Также у аппарата есть пара небалансных линейных выходов, две пары акустических клемм и интерфейс управления RS232.
Одно несколько расстроило — схемотехника заявлена как балансная, а балансный вход только один. То есть если вдруг владельцу захочется использовать и приличный родной цифровой источник, и, к примеру, не самый младший родной же фонокорректор — то придется выбирать, что подключить по балансному соединению, а что по небалансному. Нелогично. У самого старшего Simaudio Moon 700i v2, кстати, конфигурация входов точно такая же, так что дело тут не в экономии.
Заявлена очень плавная регулировка громкости M-eVOL2, использующая R2R-матрицу — такая же, как в старшем предусилителе бренда. Забегая вперед, скажу — действительно очень плавная регулировка. Настолько плавная, что я даже не знаю, нужно ли это в таком виде. Зато даже на небольшой громкости звук сохраняет цельность и стройность, не становится плоским. Вот, пожалуй, и все — дальше только слушать.
И еще один момент, по поводу установки. В принципе, логичнее всего расставить компоненты в стойку, самым привычным образом. И в случае с усилителем именно так и надо поступить — все таки он достаточно ощутимо греется и нуждается в воздухе. А вот с другими компонентами производителя можно поступить иначе — использовать Evolution Series Bridge.
Это специальные проставки, снабженные демпферами, которые позволяют устанавливать компоненты друг на друга (логично, что подходят они для аппаратов старшей серии с одинаково расположенными опорными точками-треугольниками на корпусах). В случае, когда аппараты из тех, что не дают значимого нагрева, это может оказаться неплохим вариантом, если вы стеснены в возможности использовать большую классическую аппаратную стойку.
Тестовая система состояла из ЦАПа Simaudio Moon 780D v2, проигрывателя Simaudio Moon 650D (работал исключительно в роли внешнего дискового транспорта) и полочников Dynaudio Confidence 20. Кстати, эту акустику в похожем сочетании я слышал не в первый раз — компоненты Simaudio Moon стоят в шоуруме на фабрике Dynaudio.
Спокойствие и опрятность
Для начала поставил диск Bingo Miki & Inner Galaxy Orchestra «Montreux Cyclone». Подача получилась спокойная и интеллигентная, но уверенная, без робости. Звук светлый, но не ярко-прозрачный, а чуть матовый — вот только это ни разу не вуаль. Детальность очень хорошая, только остроты вообще нет. Все ровно, спокойно, не навязчиво и при этом располагает к вдумчивому прослушиванию и погружению.
Баса в связке с фактически двухполосными полочниками не много, однако контроль хороший. Есть спокойствие. Можно было бы назвать это мягкостью, но проработка как раз очень приличная — и скорость есть, и объем. При этом нет тяжеловесности или грубости.
Середина очень приятная, чуть сдержанная, но совершенно не холодная и не скучная — формализма нет вовсе, и детальность хороша. Верха вроде бы не много, но все явно слышно — тоже детально и разборчиво. Сложные партии в музыке красиво переплетаются, звук получается многогранным и довольно воздушным. Очень достойно аппарат (да и система в целом) отрабатывает тихие звуки, оттенки и интонации. Сцена, объем и воздух вполне присутствуют.
В целом же, звук совершенно точно тяготеет к вдумчивому интимному прослушиванию — он как будто существует только для конкретного слушателя, а не пытается заполнить собой все, непременно и грубо привлечь внимание. И при всем этом есть и динамика, и разборчивость, и масса тонких моментов. Необычное и приятное сочетание.
Следующий диск — Sylvain Luc «Trio Sud». Запись сама по себе достаточно экспрессивная, открытая, с приподнятым басом и нижней серединой, которых вполне хватает для того, чтобы даже немного разбалансированная система потеряла контроль. Но этого не произошло. Масштаб и объем слышны, но все в рамках приличия — и звук не сваливается в вульгарную эмоциональность. Но и своего вольного шарма не теряет. Однако при этом и объем не сжимается, никакой тяги к камерности я здесь не заметил. А вся экспрессия музыки выглядит в нашем случае чуть сдержаннее, чуть опрятнее, но не теряя в деталях и оттенках.
Что опять же необычно — звук очень тонко балансирует между сдержанным консерватизмом и какой-то честной прозрачностью. Нет здесь робости, угловатой зажатости или скуки.
Плюс контроль над акустикой. Новая серия Dynaudio Confidence явно не требует «сварочного аппарата» в качестве усилителя, но так же очевидно, что огрехи тракту акустика прощать не намерена — и если с контролем были бы проблемы, то это было бы прекрасно слышно.
Поставил The Album Leaf «In a Safe Place». Передача атмосферы очень хороша, но все так же аккуратна. Есть на этом альбоме вещи со специфически прописанным басом: он не глубок, но в ряде случаев от него чуть ли уши не закладывает — явный перегруз. В нашем же случае эта особенность слышна, но акустика не заводилась — все в пределах допустимого. В остальном же очень приятно система разделила и выделила разные партии — все как-то на виду, наглядно, но не вычурно. И на детали звук совершенно не распадается.
Дальше нужно что-нибудь посложнее и поэнергичнее. Решил послушать альбом DJ Krush «Zen». Хороший, сложный разнообразный ритм, далекий от упрощенчества, хорошая упругость и стройность звука в целом. Деталей слышно много, сцена сложная. Но вот тут уже получилось слишком светло, на мой взгляд. А иногда бы нужно было немного мрачности, пусть даже стройной и детальной. В остальном же — ровный бас, середина и ровный верх. При этом слышно что музыка сложная, многоплановая — и к тому же прописана весьма хорошо.
Интеллигентная сдержанность
После — обязательная программа по «тяжелому жанру». Включил Shape Of Despair «Illusion's Play». И вот тут получилось интересно. Атака, драйв, детальность, даже общая атмосфера — все есть. И резкости или упрощения тоже не слышно. Но всю синтетику в музыке заметно очень явно — где-то синтезатор не очень, где-то еще что-нибудь. И музыка, которая вроде как задумывалась и игралась как метал, получается немного кукольно-комичной и совсем не страшной.
Эффект этот мне знаком — на практике это дилемма для поклонников жанра. Или соглашаться с подобным звуком, или выбирать альбомы, которые действительно неплохо (пусть даже и очень грязно) записаны. Или же выбирать систему, которая будет играть проще, но гуще, не так вдаваясь в нюансы.
Что еще интересно с данным комплектом — он не произвел на меня впечатление системы с предельно разборчивым и въедливо-детальным звуком. Хотя при этом слышно очень многое. Потому что вся подача в целом не выпячивает детальность или приличную тембральную честность, которые, между тем, присутствуют.
Диск Cecilia Bartoli, Andras Schiff «Italian Songs» просто не хотелось останавливать. Мне нравится эта музыка, и ее здесь было приятно слушать. В первую очередь, за счет деталей, очень хорошей проработки каждой партии (при том без остроты и колючести) и отличной сцены.
Возможно, иногда звук казался слишком сдержанно-интеллигентным, но он бы без вопросов подошел спокойному слушателю, ценящему деликатность. Мне же немного не хватило экспрессии и живости. Хотя и ничего пластикового или упрощенного я не услышал. Видимо, просто привык к более открытой подаче при прослушивании этой записи. Но в целом все неплохо.
И напоследок — Восьмая Симфония Ральфа Воана-Уильямса. В принципе, тоже все очень неплохо. В первую очередь, хочется слушать музыку. Звук оказался более светлым и более слитным, чем я ожидал, но ни каши, ни потери динамики нет. Хорошие струнные партии, хорошая оркестровая сцена, воздух. Такая вот подача — аккуратная и светлая. Чуть-чуть непривычно, однако выключать систему не хотелось — было в ней нечто особенное.
Выводы
Совершенно точно усилитель не для всех и каждого. Но уж если кому западет в душу — аналог будет найти не просто. Функционал, за исключением того самого единственного балансного входа, оптимален — не вижу необходимости ни прибавлять, ни убавлять. А отточенный собственный звуковой почерк и характер всегда вызывают уважение.
Даже с поправкой на весьма и весьма неоднозначную цену, с которой аппарату непросто будет ужиться на рынке. Но усилителей, которые норовят нахраписто вмазать слушателю или вяло бубнить в сторонке, хватает — а вот такое сочетание аккуратности, интеллигентности, спокойствия при очевидно очень хорошей динамике, детальности и чистой подаче встречается совсем не часто.
Музыкальный материал
Bingo Miki & Inner Galaxy Orchestra — Montreux Cyclone / Three Blind Mice — TBM-XR-5020 / XRCD Stereo
Cecilia Bartoli, Andras Schiff — Italian Songs / Decca 440 297-2 / CD Stereo
DJ Krush — 漸 — Zen / SMEJ — SRCL-4995 / CD Stereo
Ralph Vaughan Williams — Symphony 8 in D minor — The State Symphony Orchestra of the USSR Ministry of Culture, G.Rozhdestvensky / Мелодия MEL CD 10 021170/6 / CD Stereo
Shape Of Despair — Illusion's Play / Season Of Mist SOM 115
Sylvain Luc — Trio Sud / Disques Dreyfus / Sony FDM 36632-2 / CD Stereo
The Album Leaf — In a Safe Place / SubPop SPCD 640
826 000 рублей
Тип: транзисторный интегрированный усилитель, балансный, без обратной связи, построенный по схеме «двойное моно»
Класс: A до 5 Вт, далее AB
Аналоговые входы: 1 х XLR, 4 х RCA
Аналоговые выходы: 1 х RCA
Управляющие разъемы: SimLink, IR, RS 232
Входной импеданс: 23 700 Ом
Входная чувствительность: 490 мВ –6 В
Выходной импеданс (RCA-выход предусилителя): 50 Ом
Выходная мощность: 2 х 125 Вт/8 Ом; 2 х 250 Вт/4 Ом
Коэффициент усиления: 37 дБ
Регулировка громкости: 0–30 дБ с шагом 0,5 дБ; 30–80 дБ с шагом 1 дБ
Соотношение сигнал/шум: 105 дБ на 125 Вт
Частотный диапазон: 10 Гц — 100 кГц/+0/-0,1 дБ
Взаимопроникновение каналов: -100 дБ
Интермодуляционные искажения: 0,02 %
КНИ: 20–20 000 Гц на 1 Вт, 0,015 % на 125 Вт, 0,04 >%
Потребляемая мощность (без подаваемого сигнала): 45 Вт
Размеры (ШхВхГ): 476х100х460 мм
Вес: 21 кг