Немалая часть мира сейчас сидит дома, затаившись, ждет новостей о том, что же будет дальше, и мается бездельем. Нам, аудиофилам, хорошо: в наших домах стоят аудиосистемы с огромными музыкальными коллекциями, у нас пока не отключили доступ в интернет, так что можно найти что-нибудь новенькое, а музыка — она всегда помогала в трудную минуту, и эта ситуация исключением не станет.

Тематика конца света очень популярна в культуре, и тому, как я думаю, есть несколько причин. Во-первых, людям нравится видеть, как другие страдают и как им больно — про это я рассказывала еще в рецензии на фильм «Пушки Акимбо». Не говорю, что это нравится всем до единого, но тенденция есть. И сценарии, в которых все идет не просто плохо, а очень плохо — отличный рассадник креативных способов кого-нибудь покалечить.

Во-вторых, людям нравится ощущать себя творцами. Видеть руины старой цивилизации и понимать, что вот теперь-то именно они смогут сделать как надо, исправить ошибки прошлого мира и построить утопию будущего. Утрированно, конечно, но есть в элементе созидания некая привлекательность.

В-третьих, людям нравятся миры, которые отличаются от нашего. Апокалиптичные сценарии хороши тем, что базируются на реальности, связаны с ней тонкой ниточкой, а во всем остальном на наш мир непохожи. И этот контраст знакомого и неизведанного держит в тонусе.

Чем еще хорош контент про конец света, так это звуком. Причем, к сожалению, в фильмах разнообразия поменьше, чем в играх — и тут причина кроется в сюжетах: киноапокалипсис чаще рассматривает процесс наступления конца света, показывая катастрофы и сопутствующую глобальным разрушениям грандиозную эпичность, в то время как игры чаще концентрируются на мире, который образовался после того, как все пошло не так. Еще такие сюжеты очень любят сериалы — видимо, чтобы прочувствовать быт нового мира, требуется какое-то время.

Саундтреки такого плана бывают нескольких видов. Есть боевые — про то, как люди (и не только люди) не сдаются и продолжают бороться. Есть лиричные — про сопутствующее таким ситуациям одиночество, про неуютный простор, зловещую и печальную пустоту вокруг. Есть такие, которыми просто озвучивают идущую своим чередом жизнь нового мира — поломанную или уже восстановившуюся.

В общем, звук очень разнообразный. И сконцентрироваться в подборке хочется как раз на первом типе мелодий — нам нужен заряд бодрости. Я привожу названия не отдельных игр, а франшиз, потому как в саундтреках с выходом новых частей сохраняется их особый дух. Но в качестве примеров даю конкретные композиции, работающие как энергетик.

DOOM

Очень вовремя, в конце марта, вышла новая часть самой мясной стрелялки в мире — «DOOM Eternal». Сюжет за двадцать с лишним лет изменился не очень сильно: человечество под атакой демонов, и единственная наша надежда — это очень-очень злой дяденька, с жарким профессионализмом уничтожающий лезущих из Преисподней существ и не знающий другой жизни.

Музыка в этой игре под стать — инфернальный металл на струнах толщиной с руку, прогнанный через сотню компрессоров и дисторшенов, оттененный нарочито какофоничными синтезаторами, но при этом сохраняющий какую-то свою особую мелодичность. Мотивирующий эффект саундтрека «DOOM» я сполна ощутила на себе, когда во время тренировки мне в плеере внезапно попалась «BFG Division» из игры 2016-го года: сил сразу прибавилось, двигаться захотелось быстрее, а пульс подскочил.

Но в подборку я поставлю мелодию из только что вышедшей «DOOM Eternal» — она чуть помедленнее, но не становится от этого менее эпичной и хуже заряжающей на подвиги. В треке использован сэмпл газонокосилки, потому как гитары, даже максимально низко настроенные и прогнанные через сотню эффектов, не давали нужной степени «адскости» — и, пожалуй, это говорит о многом.

Apple Music, Яндекс.Музыка

Half-Life

Тринадцать лет. Тринадцать лет любители Half-Life ждали продолжения, и получили его в VR-формате. И какое! Фанатских теорий стало только больше, как и прекрасной музыки: длительность вытянутого из файлов игры саундтрека превосходит четыре часа. Здесь в меню добрые и злые инопланетяне, неясное Правительство, преследующее свои цели, гравипушки и атмосфера постсоветской безысходности, совмещенная с опасной технологичностью.

Спектр мелодий — от переливчато-пугающих до агрессивно-боевых, от печальных до озорных. Мой выбор для этой подборки — чем-то похожая на «Army of Me» от Бьорк тема сражения. Есть в ней какая-то приятная, надежная самоуверенность. Полностью мелодии из этой локации можно послушать вот в этом видео, начиная с 02:25.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Halo

Главная тема Halo, существующая уже очень много лет, с каждым релизом чуточку меняется, но лучше всех боевой дух, как мне кажется, поднимает ремикс из второй части. В нем звучит задорная гитара и напирают легкомысленные ирландско-пиратские мотивы, будто бы обещающие, что все будет хорошо и скоро можно будет отдохнуть, а вот сейчас нужно поднапрячься (и еще она почему-то вызывает мысли о «Горце»). Общая канва при этом остается эпично-симфонической, масштабной, крутой, еще и с девичьим завыванием. Только под такую и можно сражаться с инопланетными захватчиками.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

XCOM

Хотя нет, не только под такую. В саундтреке XCOM есть тот самый душевный подъем, пинок, толчок, тычок, побуждающий грести лапками в сторону лучшего будущего. Хуже уже не будет — так чего ж сидеть ровно на диване, если можно попытаться приблизить подобие хэппи-энда? Правда, к мотивирующим мелодиям присоединяется и тягучий, густой, басовитый дроун, разбавленный инопланетным урчанием — и он отлично так нагоняет жути.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Crysis

Наиболее классический саундтрек в подборке, если можно так выразиться. Писал его хорошо знакомый нам композитор Ханс Циммер, и в нем есть блокбастерная огромность, передающая всю важность возложенной на персонажей миссии, весь груз ответственности за человечество.

Здесь звук Циммера, по моим ощущениям, будто бы несет в себе призыв в стиле «пятилетку за три года» — он больше о коллективной ответственности за будущее, а не о личной, о воздействии на толпу. И менее крутым он от этого не становится.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

NieR: Automata

Он очень японский. Вот есть у японских композиторов какой-то особый взгляд на важность озвучиваемого события, который, мне кажется, их сразу же выдает. Он чувствуется и в разнообразии инструментов, и сочетании хора со струнными и перкуссией, и в том, как все элементы мелодии наслаиваются друг друга, переплетаются между собой, и в том, как в массу живых композиций внезапно, но органично вплетаются синтетические треки.

Под такую музыку хочется спасать мир, и усидеть на месте очень сложно (но нужно — сидим дома и моем руки). Думаю, из всей подборки это наиболее разнообразный саундтрек, но, как и остальные, все-таки в большей степени дарящий заряд бодрости, а не грустинку. Хотя в нем есть над чем попечалиться — но фокусировать на этом внимание я не хочу. Не в этот раз.

Apple Music

Fallout

И очень сложно, конечно, делать подборку саундтреков про апокалипсис, не упомянув Fallout. В узнаваемых мотивах главной темы, кочующей из игры в игру, как раз сквозит та самая боевая надежда, которая не дает киснуть, расслабляться и опускать руки. Без нее этот список был бы не полным. Кстати, в третьей части агрессии побольше: мелодия из Fallout 4 — поспокойнее, помедленнее, хоть и сохраняет знакомую канву.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Подборка, конечно, вышла небольшая: игр с такими сюжетами и крутой музыкой очень много, и упомянуть все нереально — статья стала бы совсем огромной и грузилась бы целую вечность. Так что если вспомните что-нибудь такое же мотивирующее, поднимающее боевой дух и убеждающее в том, что завтра определенно наступит — кидайте в комментарии.