Линейку EVO компания Wharfedale обновила еще в 2019 году, и старшие напольники с индексом 4.4 мы уже протестировали. Крупные полочники EVO 4.2 тоже оказались достаточно популярны — и не зря: это полноценные трехполосники, которые напольникам уступают лишь в напористости в басовом диапазоне, но стоят при этом заметно меньше.

А теперь для них еще и фирменные стойки появились — той самой формы, идеально повторяющей изгибы боковин корпусов, массивные и крепкие. Отличный повод вспомнить о самих EVO 4.2.

Все дело — в цвете

Я знакома с этой акустикой давно: пара сияюще-белых полочников помогала мне в большом эксперименте, где мы пытались выяснить, как высота влияет на восприятие музыки. В этот же раз со мной в шоуруме оказались EVO 4.2 в ореховом шпоне — матовом, теплом, уютном. Белая версия выглядит более хайтечно: сочетание цвета корпуса, плетеного кевлара, золотистого ленточного твитера смотрится очень технологично и современно. А вот ореховый вариант — попросту прямой наследник линейки EVO, вместе со всеми изгибами, пропорциями и цветами.

Корпус неровный: в горизонтальном сечении он похож на усеченную параболу, сужающуюся к задней стенке. Такая форма продиктована не эстетикой, но физикой: все дело в борьбе со стоячими волнами, переотражениями и прочими нежелательными вариантами распространения воздуха внутри корпуса. Фронтальная и задняя панели плавно переходят в округлые бока, верхняя панель же, наоборот, имеет четкие, ровные ребра. Шпон подогнан идеально — ни сколов, ни лишних швов, ни каких-либо неровностей.

Сзади — две пары клемм, соединенных джамперами. При желании можно организовать бивайринг или биампинг. Клеммы расположены чуть под углом, за счет чего подключать кабели достаточно удобно.

Самое интересное, однако, находится в самом низу акустики — это фирменный фазоинвертор, раструб которого направлен в толстое основание, отстоящее от основного корпуса примерно на сантиметр. Такую систему под названием SLPP разработали для топовой линейки Elysian и перенесли в EVO. Главный ее плюс — упрощение расстановки акустики. Да, у стены колонки все равно басят ощутимее, но при этом с прибавлением низов не теряют в четкости, что бывает в моделях с фазоинвертором на задней панели, которые начинают глухо бубнить.

Линейки EVO и топовая Elysian разрабатывались параллельно, и фазоинвертором заимствования не ограничились. Серии также роднят кевларовые низкочастотники, правда, отличия у них все же есть. Самые заметные визуально — это фазовыравнивающие пули, которые в EVO сияют глянцем, и плотные длинноходные резиновые подвесы. И на деле у EVO это мидвуфер: он играет аж до 1,3 кГц.

В самом верху находится ленточный твитер — и это упрощенная версия того, что стоит в Elysian. У него иные габариты, иной материал мембраны, иная форма антирезонансного кольца — но звук чистый, быстрый и четкий, способный реалистично звучать в широком диапазоне частот и лишенный излишней ленточной аналитичности. Играет твитер с 3,9 до 22 кГц.

Среднечастотный диапазон отрабатывает купольный динамик, разработанный специально для работы в паре с этим твитером. Его постарались сделать максимально быстрым, дополнили акустической камерой особой формы и в итоге добились линейной частотной характеристики в рабочем диапазоне частот. Сам купол чуть утоплен в небольшой рупор, за счет чего играет широко.

Получились честные три полосы на три динамика — и сигнал по ним раскидывает кроссовер с полипропиленовыми конденсаторами и катушками с воздушными и кремниево-железными сердечниками, тщательно просчитанный и доведенный до ума после долгих часов тестового прослушивания. Разработчики задались целью создать максимально цельное звучание, смягчить границы, на которых динамики стыкуются друг с другом.

Нейтральная территория

С парой устройств от Leak — усилителем Stereo 130 и транспортом CDT — шпонированные EVO 4.2 отлично сочетаются. Олдскульность компонентов и ретрофутуристичная округлость самой акустики — будто два разных «привета» из одной и той же эпохи. Но это не единственная система, с которой я слушала EVO 4.2. И с разными компонентами характер акустики прочувствовать удалось сполна.

С фирменными стойками акустика стоит достаточно высоко — при высоте стоек в 60 см твитер оказывается даже чуть выше ушей, если развалиться на мягком диване. Зато именно на этом уровне находится купольный среднечастотник — и он старается изо всех сил.

Голоса немного облагорожены, к ним будто бы добавлен дополнительный объем, усиливающий эффект присутствия. Type O Negative, Depeche Mode, Pet Shop Boys — такой мужской вокал с ноткой меланхолии в окружении электронных сэмплов, как переливчатых, так и агрессивных, идеально звучит в исполнении EVO 4.2. Есть в их звучании что-то интеллигентно-нейтральное, аккуратное, склонное к профессионализму.

Огромный плюс ленточного твитера Wharfedale, который я заметила и в серии EVO, и в Elysian — в нем нет излишней ленточной резкости, нет сухости, холодности и аналитичности, нет жесткости. Он точен, но при этом нейтрален и вполне реалистичен. Он не пытается ввинтить в уши самые звонкие сэмплы, самый скрипучий грохот, самые яркие детали — эти моменты не выходят на передний план, но органично вписываются в общую канву мелодии.

Один басовик на резиновом подвесе быстр и четок, если подобрать подходящее усиление. С тем же Leak он играл мягковато, нежно, но с другими партнерами вполне мог сочно долбить что Infected Mushroom, что задорный американский рокешник, не скатываясь в грязь. При этом массивности в басе хватало для большинства жанров, кроме самых экстремальных. Мягкие волны в ритм-секции трип-хопа накатывали вполне ощутимо, а вот для джента осязаемости недоставало.

Именно здесь кроется отличие от напольников EVO 4.4: те намного активнее отыгрывают низы, хоть и тоже без особого задора. Но в них явно больше мяса, чем в хоть и больших, но все-таки полочниках. В остальном же звук что у старших напольников, что у старших полочников похож.

Он кажется очень цельным — нет ощущения того, что какой-то конкретный динамик играет конкретные частоты, мелодия льется равномерно, сбалансированно. Как ни странно, сильнее всего этот эффект был заметен на треках Orbital, Morcheeba и Massive Attack — они воспринимались как целые истории, а не просто наборы звуков. 

Параллельная расстановка дает EVO 4.2 играть широко, глубоко, масштабно, музыка почти отрывается от колонок и заполняет собой все пространство, но образы чуть теряют границы. Саксофон начинает играть «где-то справа», стереоэффекты, блуждающие из канала в канал, размазываются по площади. Тем, кто увлекается музыкой с фленджером, лучше стоит развернуть акустику на себя.

Но даже с параллельной расстановкой саксофоны, трубы и тромбоны в треках 1/2 Orchestra были хоть и размытыми, но все же отдельными пятнами, не путались друг с другом, не смешивались бездумно.

И кажется, что эта акустика в первую очередь создана для чего-то мелодичного. Да, с токовыми усилителями можно хоть Dragonforce ставить, хоть Haggard — EVO 4.2 воспроизведут эту музыку четко и точно, но им не хватит панча, нужной в таких жанрах силовой агрессии.

А вот что-то текучее, переливчатое, нарочито красивое — именно такая музыка раскрывает эту акустику, дает ей возможность отыграть большую, широкую сцену, заполнить все вокруг звуком, балансирующим между естественностью, нейтральностью и отстраненностью.

Все в мире — красота

Эти колонки — интеллигенты. В мире, где правит бал яркая акустика с задранными высокими частотами, EVO 4.2 кажутся даже мягкими — но на деле стараются быть спокойными, ровными, нейтральными. И это играет им на руку в одних жанрах, но портит отношения с другими.

Они не любят максимализма, поэтому экстремальные жанры с выкрученной на максимум ручкой дисторшена играют по-скучному чисто — даже с мощным усилением. В ту же степь уходят драм-н-бейс и некоторые псай-трансовые треки. Если взять примеры из Infected Mushroom, то «Heavyweight» и «Dancing with Kaddafi» отлично вписываются в характер EVO 4.2, а более шустрым вещам нужно больше мяса. И еще одним динамиком это не исправить: даже напольные EVO 4.4. сохраняют такой подход к музыке.

Эта акустика — про красивый звук. Про его, можно сказать, эстетику без лишней аналитичности. Усилением можно поправить характер, добавив драйва либо мягкости — но в целом останется эта сбалансированная, живая, но не перенасыщенная эмоциями подача.

Нейтральная и естественная подача, крупная сцена, быстрый бас, ненадоедливая лента, интересный дизайн

Для некоторых жанров акустика кажется недостаточно эмоциональной, не хватает панча на низах

Wharfedale EVO 4.2

105 790 рублей

Тип: полочные, трехполосные

Акустическое оформление: фазоинвертор SLPP

Частотный диапазон: 48 – 22 000 Гц (+/- 6 дБ)

Максимальное звуковое давление: 105 дБ

Частота кроссовера: 1 400 Гц, 3 900 Гц

Динамики: ВЧ – ленточный 30 х 60 мм, СЧ – 50-мм тканевый купол с демпфирующим покрытием, НЧ – 165-мм с кевларовым диффузором на резиновом подвесе

Чувствительность: 87 дБ

Сопротивление: 8 Ом номинальное, 4 Ом минимальное

Размеры (ВхШхГ): 455 х 250 х 350 мм

Масса: 13,4 кг (каждая)