Принято считать, что если AV-система для просмотра кино и другого видео ставится не в отдельном помещении, да еще и без полного затемнения, то и компоненты в ней могут быть попроще. Мол, раз идеального звука и черного цвета не добиться, так что деньги тратить? Но верно ли это? Нет! Потому что любая система, пусть даже третья в доме, должна соответствовать уровню самого дома и требованиям заказчика. И если уровень высок, то и компоненты должны ему соответствовать.
Утверждение выше выглядит вроде бы вполне логичным и очевидным, однако этого правила мало кто придерживается. Причина тому даже не размышления, вынесенные в начало, о бессмысленности ставить дорогие компоненты в неподготовленные залы, а отсутствие таких специальных компонентов и особенно проекторов. Это только кажется, что их существует бесконечное множество для любых возможных вариантов установки.
На деле же дорогие и яркие модели — это практически всегда аппараты для больших кинозалов, то есть огромные, очень контрастные и плохо показывающие при небольшой засветке в зале. Для раскрытия их возможностей нужна темнота — только так они могут продемонстрировать свою высокую контрастность. А компактные и яркие модели — это аппараты для современных развлечений мультимедиа, то есть преимущественно дешевые, настроенные для игр азиатские модели. В гостиных их либо прячут, либо устанавливают на лифтах, что еще больше портит дизайн интерьера. Дорогих и солидно выглядящих среди них нет, а точнее, не было, пока не появился вот этот аппарат — Wolf Cinema TXF-1100.
Особые характеристики
Внешний вид и характеристики этого проектора могут смутить неопытного читателя. Он как брат-близнец похож на ранее описанные нами модели Wolf Cinema, однако в реальности отличается от всех.
Брутальный черный корпус из толстых листов алюминия — это фирменный стиль проекторов и эффективный способ улучшить их охлаждение, но он только внешне похож на корпуса других моделей фирмы. TXF-1100 меньше и легче большинства из них, да и по конструкции он не похож даже на DLP-модель TXF-700. Причем он тоже построен на основе микрозеркальной технологии Texas Instruments с использованием такого же 660-ого чипа с оптическим актуатором, но управляющая и обрабатывающая картинку электроника у TXF-1100 совершенно другая — более мощная и продвинутая. На меню и настройках это не сильно сказалось, но у данного проектора, к примеру, появился режим объемного изображения. И хотя 3D-фильмы сегодня уже мало кого волнуют, это важный показатель, говорящий о почти вдвое большей мощности процессора. Зачем он нужен? Все просто: обычное 2D-изображение он обрабатывает точнее, а значит, и детальность, и цветовые переходы будут лучше.
Главное отличие — источник света. Здесь он лазерно-фосфорный, сделанный по фирменной технологии BluHD, но по конструкции он несколько проще, чем в лазерном же TXF-5000. В этом проекторе синие лазерные диоды освещают вращающееся колесо с фосфорным покрытием, луч от которого и позволяет получить поток в 3000 Лм. В отличие от статичной площадки у TXF-5000, колесо не нуждается в столь серьезном охлаждении и тем более жидкостном с радиаторами, гидронасосом и прочими сопутствующими деталями, которые занимают много места, поэтому TXF-1100 и получился значительно компактнее.
Оптическая система тоже особая. Объектив по сравнению с другими моделями очень короткофокусный. 100-дюймовое по диагонали изображение он позволяет сформировать уже с расстояния 2,58 м. Зум относительно небольшой — 1,6. При этом угол проекции весьма высокий — край изображения находится почти у оси объектива. Жаль, что оптический сдвиг по вертикали имеет диапазон в пределах +/-15% высоты изображения, то есть штанга при потолочном креплении обязательно понадобится.
Зато сам проектор не придется прятать или устанавливать в стороне от взоров зрителей — он отлично смотрится с любой стороны, так как задняя панель с разъемами углублена в закрывающуюся красивой панелью нишу, а на нижней есть отверстия для вывода кабелей.
Приводы регулировок оптики — зума, фокуса и сдвига (а они здесь немоторизованные) — тоже спрятаны под крышкой, но на верхней панели. Причем не под той малозаметной, что выполнена в цвете корпуса, а под самой красивой — той, что с большим логотипом компании.
Главным же отличием от ранее выпущенных DLP-моделей фирмы по части софта, думаю, следует считать полную поддержку HDR-видео. Здесь ее не надо специально включать — соответствующие настройки включаются автоматически при подаче сигнала с расширенным динамическим диапазоном. Причем поддерживается не только стандартный профиль HDR10, пишущийся на дисках UHD Blu-ray, но и HLG, в котором закодированы спутниковые и IP-трансляции, идущие в 4К.
Особые настройки
Понимаю, что даже после такого перечисления может показаться, что этот проектор по предназначению не отличается от других аппаратов с индексом TXF. Мол, он тоже сделан для домашних кинотеатров, просто доступнее старших моделей. Однако это не так. От D-ILA-проекторов и даже TXF-700 он кардинально отличается настройками. Не регулировками в меню, а именно выставленными производителем параметрами. Если одним словом — он светлее.
У него и яркость на белом выше, и уровень черного. Речь не о контрастности, хотя она, естественно, меньше, чем у D-ILA-аппаратов. Речь о том, что настроен он для относительно светлых помещений. При относительно небольшой засветке в зале его изображение не становится бледным, как у рекордных по контрастности D-ILA-моделей, а воспринимается абсолютно нормальным, то есть ярким, красочным и контрастным, если задействовать динамическое управление лазером — и в этом его преимущество и главное предназначение. Именно в этом вся соль. И цвета у него настроены соответствующие. В отличие от других подчеркнуто ярких моделей, у TXF-1100 нормальный баланс цветов, нет даже намека на палитру офисных моделей и дикого преобладания синего. А небольшими настройками в меню баланс вообще легко доводится до идеального, как и нужно для просмотра кино.
В общем, проектор для создания второго кинозала гостиной дорогого дома или квартиры. И на этом поприще ему равных нет.
Измерения
Все замеры проводились в офисе компании «Techinterior Group», поэтому абсолютные данные можно напрямую сравнивать с параметрами других моделей Wolf Cinema. Экран для первоначальной настройки использовался с коэффициентом отражения 0,8, диагональ 110 дюймов. Помещение полностью затемнялось. Чтобы по максимуму исключить влияние полотна и помещения на результаты, проводились измерения не отраженного света, а «в потоке», при этом датчик располагался по центру изображения.
Итак, проектор изначально неплохо отстроен. Оптимальным можно назвать режим «Натуральный». При его активации и выборе температуры D65 цветовой охват имеет самую большую площадь и наименьшее смещение в синюю зону. При этом крайняя точка в синей области находится на границе диапазона измерения, что говорит о том, что синий цвет создается чистым лазерным светом.
Баланс цветов при этом достаточно ровный (флуктуации — реакция датчика на лазер), но с превалированием синего. Реальная температура при этом в среднем по диапазону составляет 8750К
При выборе температуры D55 в меню, наоборот, небольшое превалирование красной составляющей в цветовом балансе. Реальная температура при этом составляет в среднем 5750К
При выключенной динамической настройке контрастности яркость белого также хороша, как и при ее активации — 745 кд/м². А уровень черного становится очень высоким — около 1 кд/м². При этом все градации отрабатываются великолепно, что говорит о настройке на не полностью затемненные помещения
Выводы
Wolf Cinema TXF-1100 — это проектор для создания системы для домашнего просмотра кино, но особой системы. Его можно, конечно, поставить в полностью затемненный зал на цокольном этаже, но с лучшей стороны он проявит себя именно в большой гостиной, где даже свет полностью выключать не придется. Причем в ней не надо будет его прятать, а можно ставить на самое видное место — он станет ее украшением.
Шикарный дизайн, относительно тихая работа вентиляции, полноценная поддержка HDR, высокая яркость, большой срок службы источника света
Малый диапазон регулировки оптического сдвига
20 500 долларов
Технология проекции: один 0,66-дюймовый DMD-чип Texas Instruments
Выходное разрешение: 3840x2160
Объектив: с ручной регулировкой, зум х1.6
Сдвиг линз: по вертикали +/-15%
Источник света: лазер-фосфорный BluHD, ресурс до 20 000 ч (экономичный режим)
Диагональ изображения: от 60 до 200 дюймов
Световой поток (максимальный): 3000 ANSI-лм
Динамическая контрастность: 2 000 000:1
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 3840x2160/60p
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/60р
Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (18 Гбит/с), HDMI v1.4, Trigger (мини-джек, 12 В пост. тока), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), VGA, Audio (мини-джек), оптический цифровой выход
Акустический шум: 30 дБ в экономичном режиме работы
Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 550x189x460 мм
Масса: 17,3 кг