После недавнего теста старшей модели ЦАПа Aqua Acoustic Quality Formula xHD, оставившего после себя хорошие впечатления, я решил взять в работу еще одну модель этого же производителя. Выбор невелик, ведь в каталоге только три ЦАПа и один дисковый транспорт. Из двух оставшихся ЦАПов предпочтение отдал младшей. С топовой модели с ценой под миллион спрос выше, но и хороший результат разумеется, а любой другой итог вызвал бы лишь недоумение. Тогда как самая младшая модель у производителя — втрое дешевле, и какой она окажется?
В качестве вводной информации отмечу, что версия этого ЦАПа с индексом S3 появилась совсем недавно, заменив собой версию S2. Внешне ЦАП не изменился, однако он стал поддерживать разрешение 24 бит/192 кГц и DSD, что потребовало масштабные внутренние изменения — из конструкции исчезли ранее используемые чипы BurrBrown PCM1704, их место заняла резистивная R2R матрица; претерпели изменения плата с FPGA-матрицей, частично плата USB и I2S входов.
Тем не менее владельцам S2 доступен апгрейд до S3 — благодаря наборно-модульной конструкции всех моделей производителя старый аппарат не нужно менять целиком. Апгрейд не бесплатен, но это лучше, чем полная безальтернативная замена.
Итого: в своем нынешнем виде ЦАП La Voce S3 построен на мультибитной R2R-матрице собственной разработки. Также в конструкции использована программируемая FPGA-матрица, а режим работы не предусматривает цифровых фильтров или оверсемплинга. Кроме того, производитель заявляет полностью дискретную схему без использования операционных усилителей, а это совсем непростая конструкция.
В сравнении со старшей моделью все несколько проще, но не до уровня пустого корпуса с парой небольших платок — такого здесь нет. Собран аппарат на шести раздельных платах (не считая мелких деталей), в блоке питания есть пара тороидальных трансформаторов, отдельно для цифровой и аналоговой частей, платы собственной разработки. Запредельно дорогих аудиофильских комплектующих нет, но их не было и в старшей модели. Пожалуй, это можно считать некой противоположностью производителям, увлеченным серебряными трансформаторами и конденсаторами по цене бюджетного ЦАПа за каждый.
Входов у аппарата более чем достаточно: есть и родной I2S для связки со своим транспортом La Diva, и USB, без которого сложно представить современный ЦАП, и S/PDIF (кстати, на BNC разъеме, что лучше обычного RCA, но может потребовать переходника или соответствующего цифрового кабеля), а вход под номером два может быть укомплектован по выбору — AES/EBU или S/PDIF, или ST Fiber, или оптическим TOSLINK.
Лаконичность
Внешнее исполнение аккуратное и лаконичное — передние панели всех моделей Aqua имеют одинаковую форму и схожую стилистику (цвет может быть серебристым или черным), а корпуса если и различаются, то исключительно по глубине. Сделано все так, что придираться желания не возникает, а кое-что обязательно нужно и похвалить. Управление предельно лаконичное — выключатель, селектор входов, тумблер инверсии фазы. И, о чудо! У аппарата нет никакой индикации, кроме одного совсем не яркого и нераздражающего зеленого светодиода. Как же это здорово!
Пульта дистанционного управления тоже нет. В теории его можно здесь вообразить, но на деле без него прекрасно обходишься. Так что в целом описание внешности и функционала La Voce оказывается коротким. Зато это все ничуть не портит общее впечатление. Лаконичность мне нравится больше, чем куча кнопок, светодиодов, экрана и мудреного пульта.
Пожалуй, единственное, что несколько расстроило при изучении технических характеристик — аналоговые выходы на XLR-разъемах, по сути, являются выходами несимметричными, тогда как у старшей модели балансный выход был именно балансным, симметричным, с использованием выходных трансформаторов.
Кстати, утверждение про отсутствие ОУ в цепях справедливо для небалансных выходов, а у балансных несимметричных в схеме пара микросхем присутствует. Хотя при этом сделан «выход на XLR» на отдельной, самостоятельной плате. В обзорах и обсуждениях я встречал мнения, что этот аппарат лучше звучит при небалансном подключении. Да, это может быть так в теории, ну а на практике — нужно проверять. Основное подключение в рамках теста будет балансным, вот и посмотрим, замечу ли недостатки или хотя бы особенности.
В процессе теста все оказалось не так просто, как хотелось бы. Идеальной для теста была бы также система, где я слушал флагман, но такой возможности уже не было. С La Voce S3 пришлось знакомиться в новых условиях. Впрочем, своя логика в этой системе тоже была — ее составляющие подобрали именно под младшую модель ЦАПа. К тому же прямое сравнение в нашем случае точно не первостепенная задача, все-таки речь идет о совершенно разных моделях одного производителя.
Как в такой ситуации уменьшить количество неизвестных и получить желаемую точность впечатлений и оценок? Для этого я взял ровно те же записи на разных носителях, как и для теста Aqua Acoustic Quality Formula xHD, и помимо этого в процессе теста использовал несколько источников и две пары акустики, чтобы независимо от исследуемого ЦАПа понять и разложить на составляющие характер самой системы. При таком подходе уже можно делать выводы.
Тест проходил в салоне In-Sound, в качестве партнеров для Aqua Acoustic Quality La Voce S3 участвовали предусилитель Audiant DP32 USB DAC Preamplifier (как несложно догадаться, оснащенный собственным ЦАПом) и усилитель мощности Audiant 100p производства компании Perreaux. Акустика: на первом этапе теста использовались Davis Acoustics Courbet n°5, на втором — Dynaudio Contour S 1.4 LE.
Звук
Первый альбом в тесте — Milt Jackson Sextet «Invitation». Звук весьма объемный, немного форсированный, как то иногда бывает у компактной акустики с небольшими длинноходными басовиками, и достаточно плотный, насыщенный. Верха и середины много, но я бы не сказал, что это подается как резкость или утомительная навязчивость. Просто много и все, без негативного подтекста. По характеру звук эффектный и экспрессивный, с упором на эмоциональную подачу, но в то же время в нем нет заметного упрощения или акцентирования на основных тонах. Хотя где-то подспудно иногда казалось, что тонкие послезвучия как бы с трудом пробиваются через общую массу ритма.
На этом этапе мне показалось, что именно по детальности и микродинамике потенциал в целом раскрыт не полностью. Сравнение с альтернативным источником показало, что у ЦАПа есть некоторая теплота в звуке, чуть-чуть приподнятая мелодичность, красивая воздушность сцены и более изящная прорисовка образов и планов. Динамика же как таковая и там и там показалась мне вполне хорошей — по этой составляющей вопросов и разночтений на примере данной записи не нашлось.
Следующий альбом — Colin Vallon Trio «Rruga». К объему никаких вопросов, с ним все в порядке. Сцена проработана неплохо: она больше ожидаемой и вполне точная, насколько это возможно, учитывая характер системы. Баса, особенно верхнего, много, но вот стройности и точности ему не хватает — тут точно есть смещение в пользу количества, а не качества. Ни явной теплоты, ни подчеркнутой холодности в звуке нет, а в целом он ближе к светлому, чем к темному. При смене источника на примере этого альбома звук сохранил многие уже услышанные черты, но стал формальнее, проще, чуть скучнее.
Ни по детальности, ни по динамике прибавки я не заметил, только упрощение. Впрочем, это было предсказуемо. Кстати, уже на этом этапе тестирования я отметил, что у ЦАПов Aqua Acoustic Quality совершенно четко прослеживаются некоторые схожие черты, некий собственный звуковой почерк. Пожалуй, это достаточно заметное «желание» вытягивать из записей микродинамику, внимание к послезвучиям, светлый почерк, отсутствие жестко декларируемой окраски или однобокой эмоциональности.
Еще одна запись — Паркер и Дэвис, «The Best of the Dial Years». Не могу сказать, что звук получился выхолощенным или откровенно упрощенным. Неидеальный — да, даже со всеми поправками на старую несовершенную запись. Хотя тут надо сделать отступление: конечно же, эту разницу, в хорошем или не очень смысле, гораздо больше показывает акустика. Впрочем, остальные составляющие — сочетание с усилением и источник — тоже важны. Но наибольшая ответственность — на акустике. Источник скорее показал бы не явную разницу между старым и современным, а схожую по свойствам подачу от записи к записи. И общий результат на разных записях колебался бы созвучно с этой подачей.
Эмоциональность даже слишком подчеркнута. Тут было бы лучше выдать по максимуму динамику и детальность, оставив ровный тональный баланс, а не напирать на эмоции. То же и относительно сцены: вместо монофонической раскладки по глубине получилась почти радиоточка. Зато очень скоростная радиоточка, и к тому же «широкоформатная»... Забегая вперед скажу, что это действительно вопрос к акустике, и со второй парой в виде Dynaudio Contour и к ЦАПу, и к усилению у меня претензий не осталось. Впрочем, ничего удивительного — то, что у Davis Acoustics Courbet n°5 есть свой «современно-форсированный» характер, было понятно и до того. Просто на примере данной старой записи это слышно намного отчетливее. Ну да и ладно, акустика бывает разная, и если ее владелец не слушает на ней старый джаз в моно, то ему, по сути, и дела никакого нет, как бы он мог звучать.
Дальше поставил запись Dimmu Borgir «Puritanical Euphoric Misanthropia». Неплохо по детальности, но слишком уж помпезно и пафосно, да так, что немного смешно. И ударные на общем фоне получились как будто раза в два масштабнее, чем им следовало бы быть. Детально и динамично — да, и сцена без кашеобразных образов. Но в целом хотелось бы несколько другого звучания, а главное — более показательных условий для источника, чтобы понять предел его способностей.
Также, послушав кое-что из запланированных записей классической музыки, я решил, что для полноты картины пришло время задействовать другую пару акустики, и дальнейшее прослушивание (а потом и частичное повторение уже прослушанного), сформировавшее впечатления после теста, проходило на Dynaudio Contour S 1.4 LE. Кстати, хотя усилители я и не собирался описывать в подробностях, надо отдать должное этой парочке Perreaux — хорошо справились с достаточно капризной акустикой, а главное, по деталям и тонким послезвучиям (даже на примерах с классической музыкой) вопросов уже не возникало.
Если обобщить повторное прослушивание, то получается следующее: детальность выше, тихие звуки и нюансы слышны так, как им и полагается. Звук не форсированный, а просто быстрый тогда, когда ему положено таким быть, без излишнего упора на басовую составляющую. Да и по всему диапазону звук неплохо сбалансирован. Может быть, самая крошечная доля теплоты и бархатистости где-то и встречается, но не более. Характер остался светлым, не очень агрессивным, но детальным и динамичным. Громко — когда громко, тихо — когда тихо. Сборник записей Паркера и Дэвиса, со всем винтажным флером, получилось послушать совершенно нормально, разделяя свойства записи и музыку с полагающимися ей эмоциями и мелодичностью. На альбоме Colin Vallon Trio вполне отчетливо прослеживалась характерная ECM-овская атмосфера и качество записи. Из звучания альбома Dimmu Borgir ушла некая мультяшность и комичность, и остался только тот пафос, которому там и положено быть.
Даже с Первой симфонией Шнитке тракт в переработанном виде справился сносно. Только местами звуку не хватало остроты и совершенного драматизма, а сцена казалась чуть камерной, но с правильными пропорциями. Динамика хороша, детальность на месте, ну разве что есть немного бархатной мягкости (там, где ее не предполагалось). Но на сложных фрагментах каша отсутствует, партии слышны отчетливо и в то же время взаимопроникновенно — музыка осталась музыкой, пусть и сложной. К воспроизведению вокальных партий Cecilia Bartoli значимых замечаний нет, разве что опять чуть сглажен был драматизм быстрых переходов, как, впрочем, и острота некоторых инструментальных партий.
С хайрезными файлами тоже все вполне наглядно: почерк тот же, выше разрешение и лучше проработка пространства звука. То есть все так, как и предполагалось, и никаких существенных отличий в работе с разными форматами не заметно, заметна только разница в самих исходниках.
Перед тестированием любого аппарата я специально ничего про него не читаю, и только после теста, когда он не только сделан, но уже и написан, иногда смотрю отзывы и оценки. Так вот, приписываемых псевдобалансному выходу при балансной коммутации недостатков я практически не услышал. Более синтетический или форсированный звук? Ну разве что только чуть-чуть форсированный, но как показала первая часть теста, куда больше здесь будет зависеть от системы и особенно акустики. Синтетика? Пожалуй, нет — только легчайший собственный почерк, но он мне после знакомства с двумя аппаратами кажется фирменной чертой Aqua, а не зависимостью от типа выхода. Так что однозначного ответа, что лучше, у меня нет — лучше будет пробовать и тот и другой вариант в своей системе, в конкретных условиях. А если тракт сам по себе небалансный, то и необходимости в таких экспериментах не будет.
Выводы
В некотором смысле модель La Voce S3 мне понравилась даже больше, чем самая старшая Formula xHD. Нет, конечно, тут функционал и звук попроще, но вот вопрос соотношений... Требования к ЦАПу за миллион куда выше, и ему сложно простить даже незначительные недостатки. А тут младшая модель, самая младшая у производителя, а результат — лучше ожидаемого. Да, все в подаче чуть-чуть проще, но даже с этой поправкой я легко могу представить La Voce S3 в составе системы более высокого уровня чем та, в которой проходило тестирование. А сам аппарат — уверенно отнести к разряду универсальных, как по сочетанию с разными источниками, так и в смысле жанровых предпочтений, которых по большому счету в явном виде найти не удалось.
Некоторая легкая приподнятая радостность (совсем чуть-чуть) звучания куда лучше сухого или уныло-механистичного звука, или же звука нарочито теплого и окрашенного. И еще мне понравилось, что теперь уже можно отнести не только на счет старшей модели, но что и подтверждено примером младшей — аппараты совершенно полноценно и полновесно рассчитаны на работу с компьютерами и прочими современными подающими устройствами. А ведь пока еще далеко не редки примеры, когда в приличном по сути ЦАПе USB вход и все что с ним связано сделано на паршивенькой плате (часто готовой покупной, даже не сделанной по своим спецификациям) по остаточному принципу. Здесь же все не так, и это очень хорошо.
Музыкальный материал
А.Шнитке — Симфония №1— Геннадий Рождественский, Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР / Грамзапись SUSD 10-00062 / Stereo
Bach — Brandenburg Concertos 1-6 — Harnoncourt & The Vienna Concentus Musicus / HDTT1030 /DSD128 Stereo
Cecilia Bartoli — Maria / Decca 475 9077 / Stereo
Charlie Parker featuring Miles Davis — The Best of the Dial Years / Nippon Crown CRCL-8848 / Mono
Colin Vallon Trio — Rruga / ECM Records 2185 B0015433-02 / Stereo
Dimmu Borgir — Puritanical Euphoric Misanthropia / Nuclear Blast 27361 65272 / Stereo
Milt Jackson Sextet — Invitation / Mobile Fidelity UDSACD 2031 / Stereo
Oscar Peterson Trio — West Side Story / HDTT4725 / DSD128 Stereo
300 000 руб. Апгрейд S2/S3: 107 000 руб.
Тип цифро-аналогового преобразования: лестничная R2R-матрица и FPGA (Field Programmable Gate Arrays) без применения цифровых фильтров
Поддержка нативного битрейта: AQlink (шина I2S LVCMOS) и USB PC Audio: 44,1 — 384 кГц / 24 бит PCM, и DSD64, DSD128, поддержка DoP DSD на всех входах
Архитектура ЦАПа: мультибитная R2R (апгрейдируемая)
Оверсемплинг: не применяется
Цифровые входы:
- RJ45 AQlink (I2S) - PCM 24 бит / 384 кГц - DSD64, DSD128 / DoP
- BNC (S/PDIF) 75 Ом - PCM 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP
- AES/EBU 110 Ом - PCM 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP
- USB - PCM 24 бит / 384 кГц - DSD64, DSD128 / DoP
Опциональный вход:
- AES/EBU 110 Ом - 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP
- RCA (S/PDIF) 75 Ом - 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP
- AT&T (ST Fiber) - 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP
- Оптический TOSLINK - 24 бит / 96 кГц / DoP
Аналоговые выходы:
2 х RCA 2,5 В
2 XLR (асимметричные): 5,5 В
Выходной импеданс:
100 Ом RCA / 200 Ом XLR
Частотный диапазон:
20 Гц — 22 кГц ± 0,5 дБ
Коэффициент нелинейных искажений: <0,01% 1 кГц -20 дБ
Размеры, (ШxГxВ): 450 x 310 x 100 мм
Вес: 9 кг
Отделка передней панели: серебристая или черная