В этом тесте новое все: и проигрыватель Transrotor Alto, и сделанный с нуля собственный тонарм — ранее компания тонармов не производила. Кстати, и не вошедшая в основной заголовок головка звукоснимателя Transrotor Figaro — это тоже новинка. Сложно сказать, что же из этого интереснее в первую очередь.
Пожалуй, я бы первым по списку назвал бы тонарм. Вообще, сделать тонарм с нуля задача непростая. Многие производители проигрывателей даже никогда и не пробовали делать свои тонармы, прекрасно обходясь продукцией ведущих мировых производителей. Слишком разные материи, разные производственные цепочки, да и разработка требует иных знаний и навыков.
Но некоторое время назад на рынке сложилась сложная ситуация: сначала компания SME после смены владельца перестала продавать свои тонармы отдельно от своих же проигрывателей — и не только в розницу, но и другим производителям проигрывателей. А в начале пандемийных времен прекратила выпуск продукции японская компания Jelco.
Таким образом рынок лишился двух ключевых игроков, не только выпускавших массу самостоятельных тонармов, но и снабжавших тонармами многих производителей. В среднем востребованном сегменте ($2 000–4 000) образовалась дыра, которая пока ничем не заполнилась.
Бюджетный и самый старший сегменты не пострадали, а вот тут многим производителям проигрывателей пришлось сильно задуматься. Те, для кого проигрыватели — не основной продукт, а скорее дополнение к комплекту техники, и вовсе подумывали о снятии вертушек с производства.
Для Transrotor кастомизированные Jelco и различные модели SME были штатной комплектацией. Но необходимость — мать изобретения, и вызывает уважение, что Transrotor решилась на такой шаг. Жаль, что тонарм недешев и пойдет в пару к средним и старшим моделям, а младшие будут поставляться с тонармами от Rega, что я не могу одобрить ни при каких условиях.
Alto
Сам по себе проигрыватель Transrotor Alto я сначала воспринимал как второстепенный аппарат в тесте — у производителя настолько устоявшиеся подходы и технологии, что удивить чем-то кроме новой формы сложно. Однако ранее младшая вертушка Transrotor Max приятно порадовала меня возможностью комплектации и кастомизации, и я решил не делать поспешных выводов только по картинкам. Практика показала, что это было правильным решением.
Внешне проигрыватель безошибочно идентифицируется как Transrotor. Тяжелый, полностью металлический, полированный — все при нем. Корпус в привычном прямоугольном смысле отсутствует полностью. Несущую роль выполняет круглое основание, устанавливаемое на трех регулируемых металлических ножках. Развязки в виде шипов у ножек нет, но есть некое собственное демпфирование и силиконовые проставки на нижней поверхности, которые не нанесут вреда стойке.
К основанию при помощи двух несущих вкручивающихся штифтов крепится база тонарма. Всего таких баз может быть установлено три, две пары посадочных отверстий в штатной комплектации закрыты металлическими заглушками, которые в таком случае выполняют исключительно декоративную функцию. База тонарма здесь вообще любопытна по конструкции, но пока что разберемся со столом.
Помимо баз, на нем крепится основание подшипника, его шкив и масляная ванна, масло из которой механически забирает спиральная проточка в подшипнике и прокачивает его через всю массивную конструкцию. Кроме того, наш подопытный аппарат имеет в конструкции фирменную систему TMD.
Смысл ее в том, что присутствует магнитная развязка подшипника от основного субдиска. То есть на шкив подшипника устанавливается массивный корпус стакана, а вот на ту часть, которая передает вращение на диск, само вращение уже подается через магнитную сцепку.
Корпус стакана и основного субдиска механически связаны своим внутренним подшипником, но при этом разделены системой передачи вращения. Сделано это для того, чтобы максимально отвязаться от мотора и пассика и стабилизировать вращение. Это не так сложно и габаритно, как у старших моделей, где детали развязаны полностью, но, если послушать в прямом сравнении родственные модели с TMD и без — разница в восприятии динамики будет ощутима.
Основной диск — тяжелый, цельнометаллический, дополненный традиционным для производителя толстым акриловым матом, который утапливается в диск немного ниже его внешней кромки. Это стоит учесть в том смысле, что установка сторонних матов возможна только поверх, а установка замены может быть или невозможной, или затруднительной. Впрочем, неизвестно, стоит ли тут что-либо менять — в связке с родным алюминиевым клэмпом система работает предсказуемо и вопросов не вызывает.
Вращение со шкива мотора передается на корпус стакана подшипника при помощи пассика. В нашем случае в комплекте один мотор (разумеется, выносной и никак не связанный со столом) и блок управления Transrotor EINS, рассчитанный на работу с одним мотором. Но система позволяет использовать и двухмоторную схему, а если судить по трем посадочным для пассиков, то и трехмоторная версия тоже возможна.
Место для установки моторов найдется даже при наличии трех тонармов. Блоки питания и управления, рассчитанные на синхронизацию двух и трех моторов, имеются в каталоге. Далее — только вопрос желания владельца вкладываться в эти улучшения.
С технической точки зрения смысл в схеме из нескольких моторов, безусловно, есть — это хорошо слышно в прямом сравнении. Но и в базовом варианте все работает очень неплохо. Забегая вперед, скажу, что ощущения вялого мотора нет совсем, да и базовые функции подстройки скоростей у блока EINS имеются.
А с чисто эстетической точки зрения круглый EINS, у которого переключателем скоростей выступает вся верхняя вращающаяся «крышка», к тому же лишенный вообще любой световой индикации, мне нравится больше, чем старшие блоки, выполненные в виде привычной «коробочки».
Теперь перейдем к базе тонарма. Предпосылки для этой конструкции можно найти в предыдущих моделях. Крепление к основанию на двух штифтах, изогнутая форма. Но в остальном здесь все новое и очень интересное. Первая особенность — база модульная. Чтобы установить какой-то другой тонарм с другим типом крепления нужно заменить только то кольцо-основание, к которому крепится тонарм. Это заказная позиция, тут возможны варианты.
База универсальная: под тонармы от 9 до 12 дюймов. Можно просто ослабить крепление и отодвинуть площадку по оси на нужное расстояние. Это очень удобно в случае смены тонарма. А еще у базы есть штатная плавная регулировка по высоте, не нарушающая никаких других настроек. Есть фиксирующий винт, чтобы можно было закрепить желаемое положение, но, даже если его держать незатянутым — высота никуда не уйдет.
Сам механизм регулировки — винтовой. Ручкой служит нижнее кольцо под основанием базы. Его не очень легко крутить — есть и сопротивление промазанного густой силиконовой смазкой механизма, да и сама ручка расположена не очень удобно. Однако, если приноровиться, можно не только легко выполнить регулировку, но и подстраиваться под пластинки разной толщины.
Микрометрических делений или шкалы не предусмотрено, однако можно неплохо ориентироваться по насечкам на самой ручке — особенно при том, что сдвиг очень плавный. А самое замечательное во всей этой конструкции — то, что она не люфтит. Вообще нигде и никак. Так что база как «инструмент» настройки оказывается не только функциональной, но и точной.
TRA 9
Теперь перейдем к тонарму. Здесь заметно внешнее сходство с тем же SME 309, но не стоит обращать на это внимание, потому что в деталях тонарм существенно отличается. Пожалуй, кроме внешнего отдаленного сходства можно упомянуть очень схожие посадочные размеры и три крепления тонарма к базе — размеры похожи на SME (впрочем, и на многие другие 9-дюймовые тонармы тоже).
А крепление «SME mount» стало за несколько десятилетий чем-то вроде стандарта, и многие производители делают аналогичную по размерам площадку в качестве базы или опции. Правда, тут нет фирменного сдвига тонарма относительно базы, но у базы в штатной комплектации тонарма есть возможность сдвига относительно крепежных винтов.
И еще один очень важный момент. Сам по себе тонарм, приехавший в коробке, имеет SME-образную крепежную площадку. Но для установки тонарма на Transrotor Alto эта площадка не нужна — там имеется свое крепежное кольцо, куда тонарм можно вставить и зафиксировать. Впрочем, это меня совсем не удивило — у базы столько степеней свободы, что еще одна дополнительная площадка здесь просто не нужна.
По принципу работы тонарм статически-сбалансированный, без вязкостного демпфирования. Основной материал, используемый в конструкции — алюминий. И у тонарма достаточно большая эффективная масса, равная 18 граммам. Все-таки сейчас многие тонармы делают «легче», хотя встречаются и куда более «тяжелые».
В настройке TRA 9 продуман и удобен. Для установки головки есть достаточные пазы для ее сдвига, шелл не съемный, с неразрывной проводкой, но у него есть винтовой зажим, который можно ослабить и подкорректировать азимут. Прижим регулируется противовесом с винтовым сдвигом, а еще можно менять суммарный вес, прикручивая или убирая снизу дополнительные грузики.
Диапазон веса картриджей достаточно велик, да и в значение прижимной силы попасть при настройке совсем не сложно. Но только если есть весы — на глаз это не сделать. Антискейтинг магнитный — регулируется он довольно точно.
Единственное, что здесь не удобно — есть штатное красное деление, обозначающее настройку для 1,75 грамма, а дальше все надо делать только по тестовым дискам. Впрочем, даже у тонармов с кучей всяких делений в случае установки любой приличной головки звукоснимателя нужно настраиваться и проверять результат по тестовым дискам. А лучше так делать вообще всегда.
Настройка высоты привычная — сдвиг вверх-вниз относительно площадки крепления. Но предусмотрен удобный механизм, в чем-то похожий на то, как это делается у SME V.
В основание поворотного узла вкручиваются два длинных винта (а не один как у SME) — уперев их в базу, можно ослабить крепление и, вращая винты, точно поменять в любую сторону высоту тонарма. Правда, в случае с нашим испытуемым я эти винты даже в руки не брал — все необходимое для уже установленного на глаз тонарма позволила отрегулировать база.
Теперь про необычные моменты и особенности TRA 9. Понравилась проводка. Внутри заявлен провод Van den Hul — поскольку он исключительно тонкий, выходы из трубки тонарма дополнены гибкими силиконовыми трубочками, защищающими всю конструкцию. Разъемы для подключения головки — серебряные и очень хорошие. Я сам закупаю такие для переборки серьезных тонармов, когда нужно использовать что-то приближенное к идеалу.
Выходной кабель тонарма съемный, на классическом DIN-разъеме — и тут можно использовать все, что захочется. Каким будет штатный кабель в поставке, сказать сложно — наш тонарм приехал в виде серебряного Van den Hul с DIN-разъемом SME (которые не продаются отдельно, а значит, это просто кабель от тонарма SME), но с перепаянными на WBT RCA разъемами.
И еще один интересный момент, касающийся поведения тонарма. Конструкция у него поворотная во всех плоскостях. К горизонтальному подшипнику вообще вопросов нет, тут все привычно. А вот движение в вертикальной плоскости не совсем обычно. Можно найти фотографии внутренней конструкции — там видно, что по бокам от трубки использованы два поворотных подшипника.
И что интересно — это не жесткая конструкция, у нее есть некоторая степень свободы. На качество настройки это никак не влияет, но ведет себя тонарм одновременно и как конструкция на обычных подшипниках, и как ножевой тонарм. Очевидно, так и было задумано.
Figaro
Пришедшая в комплекте головка звукоснимателя Transrotor Figaro сделана на базе Goldring Ethos, но конструктивно отличается от нее корпусом и заточкой иглы, а еще, скорее всего, материалом намотки катушек. Само по себе сотрудничество Transrotor и Goldring — не новость, и эта головка далеко не единственная сделанная модель. Но они всегда отличаются от базовых как конструкцией, так и, увы, ценой.
Это дорогая головка в каталоге Transrotor, но не самая дорогая — старшую заказную модель с ценой более полутора миллионов изготавливает японская My Sonic Lab, которая делает и свои головки, и Air Tight, и TechDAS. Так что по части головок у компании Transrotor хороший вкус.
Для теста я решил взять три головки: комплектную Transrotor Figaro, Van den Hul The Frog и Ortofon Cadenza Black. Все-таки тонарм совершенно новый — интересно посмотреть, как он поведет себя в разных сочетаниях и при различных вариантах настройки. Но сначала, конечно, родная головка.
Кстати, настроилось все удобно, хотя скругленные корпуса не идут на пользу этому процессу. Но с тонармом работать достаточно приятно, в том числе и с точки зрения процесса настройки. По тестам все достаточно гладко, резонанс совпал с расчетным, антискейтинг отстроился прилично. Проблем с коммутацией, фона, наводок — ничего этого нет.
Прослушивание
Первой поставил пластинку Oscar Peterson «Motions & Emotions». И сразу удивился: звук оказался мягче, чем я рассчитывал. Я не услышал свойственной трансроторам строгой подачи. Но это и не та мягкость, которую можно приравнять к замыленности. Совсем нет.
Это мягкость, которая получается за счет высокой детальности, когда звуки не слипаются, а остаются самостоятельными. В такой подаче нет огрубления. А детальность и вправду довольно высокая. Динамика ровная, без ощущения торопливости или форсированности. Ощущения натужности тоже совершенно не возникает.
Бас неплох, в нем есть наполненность, фактурность, и что понравилось — нет излишней раздутости, «железобетонности». С основательностью все в полном порядке, а вот ощущения, что эта основа слишком тяжела и давит — нет. И все очень сообразно относительно записи.
Серединка красивая. Вроде бы не приподнятая и не раздутая, но в ней есть некая подчеркнутая красивость. Отнести ее на счет какой-то одной черты в звуке сложно, но и какой-то неровности или выпяченности я найти не смог. Местами казалось, что есть немного смягченности, но она изначально прослеживается на записи.
Верхние частоты не кажутся яркими или акцентированными, они на своем месте и сообразны звуку в целом — здесь ничего не вырвано из контекста. Яркими верха не назвать точно, но и сказать, что они тусклые или зажатые, тоже не получится. Все как-то ровно и естественно.
Сцена правильная, средних размеров. Никакой камерности не наблюдается, но и особенно большой она не становится. Локализация звуков правильная, естественная, но без голографической резкости. Воздух присутствует в достаточном количестве.
Звук в целом получился очень гармоничным, «аналоговым» в хорошем смысле, с хорошей детальностью и динамикой. Есть немного теплоты и немного смягченности, но все это выражено очень в меру. Пластичность и музыкальность, которые, безусловно, присутствуют и хорошо ощутимы не есть результат окраски или сглаживания-замыливания. И звук, и атмосфера записи отыгрываются лучше, чем я ожидал.
Следующий диск — JJ Cale & Eric Clapton «The Road To Escondido». Фирменный звук этой пластинки, масштабный, основательный и экспрессивный, передан довольно близко к оригиналу. Но с хорошим контролем баса и звучания в целом. Ничего нигде не выпирает, не перегружает, но в сдержанности не просматривается зажатость. А вот некоторую теплоту слышно, но она не подчеркивается и не усиливается трактом. Объем и динамика присутствуют, но выглядят вполне естественно. Детальность — для этой записи вполне достаточная.
Сцена получилась чуть менее глубокой, чем я ожидал, но зато с шириной все в полном порядке. А больше остального мне приглянулась подача в целом. Она ровная, естественная, без строгости, но и без разгульной разнузданности. Есть немного теплоты и смягченности, да и только. Зато с пластичностью, переходами от быстрых фрагментов к тихим и обратно все отрабатывается очень неплохо. Вообще, слышно много — звук информативный, но от него не устаешь.
Дальше поставил пластинку Bersarin Quartett «II». Здесь очень понравилось погружение в атмосферу музыки. Детальность и динамика это здорово, но умение играть почти тишину и почти пустоту между звуками — ценное качество, на это способен далеко не каждый проигрыватель. Но в нашем случае все получилось очень прилично. А еще объем, воздух, хорошая сцена без камерности. Пожалуй, по всем пунктам оценки «хорошо».
Хотя здесь теплота чуть мешала. Уже понятно, что она есть у сочетания тонарма и головки (явно не у стола, который не претерпел достаточных изменений в конструкции, чтобы так изменить звук) — и если предыдущим записям она не мешала, а иногда даже могла быть маленьким украшением, то здесь лично для меня это скорее дало легкий диссонанс. Впрочем, от него очень легко отключиться — навязчивой эта теплота не становится.
Еще одна пластинка — запись произведений Дебюсси. Вот тут нужны предельные возможности по динамике, да и остальные качества тоже не помешают. Звук получился естественным, тембрально достаточно достоверным, и только на самых сложных фрагментах есть немного сглаженности.
Но не каши, не того состояния, когда звук теряет стройность и начинает рассыпаться. Просто будто через самую глубину сложности звук аккуратно переступает. И только. В эти моменты кажется, что чуть меньше становится воздуха и прозрачности. Но если не вглядываться в детали и нюансы — слушать можно вполне полноценно, без ощущения обделенности чем-либо. Неожиданно уверенный результат.
А если слушать классические произведения с меньшим количеством инструментов, то вообще не заметно никаких недостатков кроме той легкой теплоты. Тот же The Well-Tempered Clavier Баха в исполнении Святослава Рихтера просто не хотелось выключать. Как и клавесинное исполнение этого же произведения Карлом Рихтером — полноценное звучание клавесина, без суетливости, без излишней звонкости или яркости.
Дальше я поменял головку и поставил Van den Hul The Frog — вот ее сочетать с тонармом получилось на грани, резонансная частота в районе 7 Гц, практически по нижней границе нормы. Но в остальном по параметрам все настроилось гладко и тесты прошло.
На примере записи Оскара Питерсона звук получился более светлым и более воздушным, а сцена — более камерной: меньшей по ширине, но практически схожей по глубине. В подаче меньше теплоты и чуть больше красок и воздуха, звук поярче.
Чуть меньше баса, но тот, что есть — более упругий и подчеркнутый. На остальных прослушанных пластинках из подборки впечатления примерно схожие: слышно, что другая головка, что играет она иначе, но в плане системы — все предсказуемо, без странностей.
И очень неплохой получилась трактовка музыкального материала. Она точнее, вдумчивее, с большим вниманием к нюансам, с легким ощущением рассматривания музыки через увеличительное стекло. Да еще и с некоторой расцвеченностью всеми цветами спектра. Такая подача скорее подойдет для более камерных жанров. Впрочем, всякую психоделику и электронику я послушал также с хорошим результатом.
Эффект погружения в музыку сильнее выражен на любых жанрах, но на металле или симфонической музыке может не хватать фундаментальности и стройности. Однако в остальном связка и предсказуема, и интересна. Звук существенно отличается от штатной головки — но это и хорошо.
Потом поставил Ortofon Cadenza Black. Стыковка нормальная, все тесты связка прошла. А подача в третий раз другая, своя. Плотнее и масштабнее, чем предыдущие связки, достаточно строго и стройно. Без теплоты или окраски — кто-то мог бы даже назвать такой звук холодным, и это не было бы совсем далеко от правды.
Сцена более резко-голографичная, воздух сухой — будто морозный. На мой вкус и слух, к музыке Малера, Сибелиуса или Вагнера — самое то. И детальность с динамикой отличные. Точно, аналитично и честно. Но это другая полярность в звуковой стилистике, которая, как и предыдущие варианты, найдет своих ценителей.
А в рамках теста важнее всего то, что мы смогли получить три разные отчетливо прорисованные звуковые картины, три характера в рамках одной системы. И во всех случаях все предсказуемо и стабильно. В какую сторону двигаться дальше — вопрос вкуса. Важнее то, что проигрыватель и новый тонарм позволяют выбирать направления, а не задают жесткие рамки.
Выводы
Новый тонарм получился весьма неплохим. Даже с поправкой на существенную цену он не выглядит несуразным, недоделанным или сырым. Он работает — и работает достаточно интересно.
Не знаю, будет ли продолжение в виде линейки тонармов (пока это все-таки одна модель, отличающаяся отделкой) — может, будут модели помладше и постарше. Хорошо бы еще и 12-дюймовые модели, но в остальном эксперимент можно считать удачным.
Проигрыватель в части стола, диска, привода и возможной комбинаторики моторов не является чем-то новым для производителя — здесь уже все знакомо. А вот база и ее реализация — это существенный шаг вперед. И вот эти две составляющих в сумме дали аппарату другой звук, уже чуть отличный от того привычного и знакомого фирменного.
О звуке всегда можно спорить, но в моем понимании этот результат — шаг вперед, а не назад или в сторону. Такой Transrotor мне лично нравится немного больше. Он удобнее в настройке, гибче, но что важнее — он стал бережнее по отношению к тонким нюансам звука и нейтральнее жанрово.
Музыкальный материал
Bersarin Quartett — II / Denovali records — den128 / Stereo
Debussy — La Mer, L'Après-midi d'un faune, Jeux — Pierre Boulez, The New Philharmonia Orcestra / Sony SOCL 15 / Stereo
J.S. Bach — The Well-Tempered Clavier BWV 846-893 — Sviatoslav Richter / Мелодия, Victor — VIC-4072-6 / Stereo
JJ Cale & Eric Clapton — The Road To Escondido / Reprise Records, Duck Records — 44418-1 / Stereo
Oscar Peterson — Motions & Emotions / MPS Records — MPS 15251 ST / Stereo
Стол Transrotor Alto TMD без тонарма: 600 000 рублей
Проигрыватель Transrotor Alto TMD с тонармом TRA 9: 1 287 000 рублей
Тонарм Transrotor TRA 9: 527 000–673 000 рублей в зависимости от отделки
Головка звукоснимателя Transrotor Figaro: 264 000 рублей
Transrotor Alto
Тип привода: пассиковый, с возможностью использования одного, двух, или трех моторов
Конфигурация: один, два или три тонарма от 9 до 12 дюймов
Размеры (ШхГхВ): уточнить мм (может меняться в зависимости от конфигурации баз)
Масса: от уточнить грамм.
Transrotor TRA 9
Тип: поворотный, статически-сбалансированный
Материал: алюминиевый сплав
Эффективная длина: 232,8 мм
Заход: 17,8 мм
Эффективная масса: 18 г
Крепление: совместим с креплениями базы SME
Выходной разъем: DIN
Transrotor Figaro
Тип: MC
Частотный диапазон: 20 Гц — 30 кГц ±1 дБ
Разбаланс каналов: не более 1 дБ на 1 кГц
Разделение каналов: 27 дБ ±1 дБ на 1 кГц
Выходное напряжение: 0,28 мВ
Податливость: 16 мм/Н
Иглодержатель: алюминий
Заточка иглы: Vital Fine Line
Рекомендуемый импеданс: 100 Ом
Рекомендуемая емкость: 100–500 пФ
Прижимная сила: 1,7–2,0 г (1,8 рекомендуемая)
Масса: 8,8 г