В этом тесте новое все: и проигрыватель Transrotor Alto, и сделанный с нуля собственный тонарм — ранее компания тонармов не производила. Кстати, и не вошедшая в основной заголовок головка звукоснимателя Transrotor Figaro — это тоже новинка. Сложно сказать, что же из этого интереснее в первую очередь.

Пожалуй, я бы первым по списку назвал бы тонарм. Вообще, сделать тонарм с нуля задача непростая. Многие производители проигрывателей даже никогда и не пробовали делать свои тонармы, прекрасно обходясь продукцией ведущих мировых производителей. Слишком разные материи, разные производственные цепочки, да и разработка требует иных знаний и навыков.

Но некоторое время назад на рынке сложилась сложная ситуация: сначала компания SME после смены владельца перестала продавать свои тонармы отдельно от своих же проигрывателей — и не только в розницу, но и другим производителям проигрывателей. А в начале пандемийных времен прекратила выпуск продукции японская компания Jelco.

Таким образом рынок лишился двух ключевых игроков, не только выпускавших массу самостоятельных тонармов, но и снабжавших тонармами многих производителей. В среднем востребованном сегменте ($2 000–4 000) образовалась дыра, которая пока ничем не заполнилась.

Бюджетный и самый старший сегменты не пострадали, а вот тут многим производителям проигрывателей пришлось сильно задуматься. Те, для кого проигрыватели — не основной продукт, а скорее дополнение к комплекту техники, и вовсе подумывали о снятии вертушек с производства.

Transrotor Alto в паре с тонармом Transrotor TRA 9 и блоком питания Transrotor EINS

Для Transrotor кастомизированные Jelco и различные модели SME были штатной комплектацией. Но необходимость — мать изобретения, и вызывает уважение, что Transrotor решилась на такой шаг. Жаль, что тонарм недешев и пойдет в пару к средним и старшим моделям, а младшие будут поставляться с тонармами от Rega, что я не могу одобрить ни при каких условиях.

Alto

Сам по себе проигрыватель Transrotor Alto я сначала воспринимал как второстепенный аппарат в тесте — у производителя настолько устоявшиеся подходы и технологии, что удивить чем-то кроме новой формы сложно. Однако ранее младшая вертушка Transrotor Max приятно порадовала меня возможностью комплектации и кастомизации, и я решил не делать поспешных выводов только по картинкам. Практика показала, что это было правильным решением.

Внешне проигрыватель безошибочно идентифицируется как Transrotor. Тяжелый, полностью металлический, полированный — все при нем. Корпус в привычном прямоугольном смысле отсутствует полностью. Несущую роль выполняет круглое основание, устанавливаемое на трех регулируемых металлических ножках. Развязки в виде шипов у ножек нет, но есть некое  собственное демпфирование и силиконовые проставки на нижней поверхности, которые не нанесут вреда стойке. 

К основанию при помощи двух несущих вкручивающихся штифтов крепится база тонарма. Всего таких баз может быть установлено три, две пары посадочных отверстий в штатной комплектации закрыты металлическими заглушками, которые в таком случае выполняют исключительно декоративную функцию. База тонарма здесь вообще любопытна по конструкции, но пока что разберемся со столом.

Помимо баз, на нем крепится основание подшипника, его шкив и масляная ванна, масло из которой механически забирает спиральная проточка в подшипнике и прокачивает его через всю массивную конструкцию. Кроме того, наш подопытный аппарат имеет в конструкции фирменную систему TMD.

Смысл ее в том, что присутствует магнитная развязка подшипника от основного субдиска. То есть на шкив подшипника устанавливается массивный корпус стакана, а вот на ту часть, которая передает вращение на диск, само вращение уже подается через магнитную сцепку.

Корпус стакана и основного субдиска механически связаны своим внутренним подшипником, но при этом разделены системой передачи вращения. Сделано это для того, чтобы максимально отвязаться от мотора и пассика и стабилизировать вращение. Это не так сложно и габаритно, как у старших моделей, где детали развязаны полностью, но, если послушать в прямом сравнении родственные модели с TMD и без — разница в восприятии динамики будет ощутима.

Заглушки базы для крепления тонарма

Основной диск — тяжелый, цельнометаллический, дополненный традиционным для производителя толстым акриловым матом, который утапливается в диск немного ниже его внешней кромки. Это стоит учесть в том смысле, что установка сторонних матов возможна только поверх, а установка замены может быть или невозможной, или затруднительной. Впрочем, неизвестно, стоит ли тут что-либо менять — в связке с родным алюминиевым клэмпом система работает предсказуемо и вопросов не вызывает.

Вращение со шкива мотора передается на корпус стакана подшипника при помощи пассика. В нашем случае в комплекте один мотор (разумеется, выносной и никак не связанный со столом) и блок управления Transrotor EINS, рассчитанный на работу с одним мотором. Но система позволяет использовать и двухмоторную схему, а если судить по трем посадочным для пассиков, то и трехмоторная версия тоже возможна.

Место для установки моторов найдется даже при наличии трех тонармов. Блоки питания и управления, рассчитанные на синхронизацию двух и трех моторов, имеются в каталоге. Далее — только вопрос желания владельца вкладываться в эти улучшения.

С технической точки зрения смысл в схеме из нескольких моторов, безусловно, есть — это хорошо слышно в прямом сравнении. Но и в базовом варианте все работает очень неплохо. Забегая вперед, скажу, что ощущения вялого мотора нет совсем, да и базовые функции подстройки скоростей у блока EINS имеются.

А с чисто эстетической точки зрения круглый EINS, у которого переключателем скоростей выступает вся верхняя вращающаяся «крышка», к тому же лишенный вообще любой световой индикации, мне нравится больше, чем старшие блоки, выполненные в виде привычной «коробочки».

Крепление для дополнительной базы тонарма. Всего можно установить до трех тонармов

Теперь перейдем к базе тонарма. Предпосылки для этой конструкции можно найти в предыдущих моделях. Крепление к основанию на двух штифтах, изогнутая форма. Но в остальном здесь все новое и очень интересное. Первая особенность — база модульная. Чтобы установить какой-то другой тонарм с другим типом крепления нужно заменить только то кольцо-основание, к которому крепится тонарм. Это заказная позиция, тут возможны варианты.

База универсальная: под тонармы от 9 до 12 дюймов. Можно просто ослабить крепление и отодвинуть площадку по оси на нужное расстояние. Это очень удобно в случае смены тонарма. А еще у базы есть штатная плавная регулировка по высоте, не нарушающая никаких других настроек. Есть фиксирующий винт, чтобы можно было закрепить желаемое положение, но, даже если его держать незатянутым — высота никуда не уйдет.

Сам механизм регулировки — винтовой. Ручкой служит нижнее кольцо под основанием базы. Его не очень легко крутить — есть и сопротивление промазанного густой силиконовой смазкой механизма, да и сама ручка расположена не очень удобно. Однако, если приноровиться, можно не только легко выполнить регулировку, но и подстраиваться под пластинки разной толщины.

Микрометрических делений или шкалы не предусмотрено, однако можно неплохо ориентироваться по насечкам на самой ручке — особенно при том, что сдвиг очень плавный. А самое замечательное во всей этой конструкции — то, что она не люфтит. Вообще нигде и никак. Так что база как «инструмент» настройки оказывается не только функциональной, но и точной.

TRA 9

Теперь перейдем к тонарму. Здесь заметно внешнее сходство с тем же SME 309, но не стоит обращать на это внимание, потому что в деталях тонарм существенно отличается. Пожалуй, кроме внешнего отдаленного сходства можно упомянуть очень схожие посадочные размеры и три крепления тонарма к базе — размеры похожи на SME (впрочем, и на многие другие 9-дюймовые тонармы тоже).

А крепление «SME mount» стало за несколько десятилетий чем-то вроде стандарта, и многие производители делают аналогичную по размерам площадку в качестве базы или опции. Правда, тут нет фирменного сдвига тонарма относительно базы, но у базы в штатной комплектации тонарма есть возможность сдвига относительно крепежных винтов.

И еще один очень важный момент. Сам по себе тонарм, приехавший в коробке, имеет SME-образную крепежную площадку. Но для установки тонарма на Transrotor Alto эта площадка не нужна — там имеется свое крепежное кольцо, куда тонарм можно вставить и зафиксировать. Впрочем, это меня совсем не удивило — у базы столько степеней свободы, что еще одна дополнительная площадка здесь просто не нужна.

Новая база для крепления тонарма — внутренняя конструкция

По принципу работы тонарм статически-сбалансированный, без вязкостного демпфирования. Основной материал, используемый в конструкции — алюминий. И у тонарма достаточно большая эффективная масса, равная 18 граммам. Все-таки сейчас многие тонармы делают «легче», хотя встречаются и куда более «тяжелые».

В настройке TRA 9 продуман и удобен. Для установки головки есть достаточные пазы для ее сдвига, шелл не съемный, с неразрывной проводкой, но у него есть винтовой зажим, который можно ослабить и подкорректировать азимут. Прижим регулируется противовесом с винтовым сдвигом, а еще можно менять суммарный вес, прикручивая или убирая снизу дополнительные грузики.

Диапазон веса картриджей достаточно велик, да и в значение прижимной силы попасть при настройке совсем не сложно. Но только если есть весы — на глаз это не сделать. Антискейтинг магнитный — регулируется он довольно точно.

Единственное, что здесь не удобно — есть штатное красное деление, обозначающее настройку для 1,75 грамма, а дальше все надо делать только по тестовым дискам. Впрочем, даже у тонармов с кучей всяких делений в случае установки любой приличной головки звукоснимателя нужно настраиваться и проверять результат по тестовым дискам. А лучше так делать вообще всегда.

Transrotor Figaro

Настройка высоты привычная — сдвиг вверх-вниз относительно площадки крепления. Но предусмотрен удобный механизм, в чем-то похожий на то, как это делается у SME V.

В основание поворотного узла вкручиваются два длинных винта (а не один как у SME) — уперев их в базу, можно ослабить крепление и, вращая винты, точно поменять в любую сторону высоту тонарма. Правда, в случае с нашим испытуемым я эти винты даже в руки не брал — все необходимое для уже установленного на глаз тонарма позволила отрегулировать база.

Теперь про необычные моменты и особенности TRA 9. Понравилась проводка. Внутри заявлен провод Van den Hul — поскольку он исключительно тонкий, выходы из трубки тонарма дополнены гибкими силиконовыми трубочками, защищающими всю конструкцию. Разъемы для подключения головки — серебряные и очень хорошие. Я сам закупаю такие для переборки серьезных тонармов, когда нужно использовать что-то приближенное к идеалу.

Выходной кабель тонарма съемный, на классическом DIN-разъеме — и тут можно использовать все, что захочется. Каким будет штатный кабель в поставке, сказать сложно — наш тонарм приехал в виде серебряного Van den Hul с DIN-разъемом SME (которые не продаются отдельно, а значит, это просто кабель от тонарма SME), но с перепаянными на WBT RCA разъемами. 

Общий вид базы для крепления тонарма. Кольцо с насечками внизу вращается и регулирует высоту

И еще один интересный момент, касающийся поведения тонарма. Конструкция у него поворотная во всех плоскостях. К горизонтальному подшипнику вообще вопросов нет, тут все привычно. А вот движение в вертикальной плоскости не совсем обычно. Можно найти фотографии внутренней конструкции — там видно, что по бокам от трубки использованы два поворотных подшипника.

И что интересно — это не жесткая конструкция, у нее есть некоторая степень свободы. На качество настройки это никак не влияет, но ведет себя тонарм одновременно и как конструкция на обычных подшипниках, и как ножевой тонарм. Очевидно, так и было задумано. 

Figaro

Пришедшая в комплекте головка звукоснимателя Transrotor Figaro сделана на базе Goldring Ethos, но конструктивно отличается от нее корпусом и заточкой иглы, а еще, скорее всего, материалом намотки катушек. Само по себе сотрудничество Transrotor и Goldring — не новость, и эта головка далеко не единственная сделанная модель. Но они всегда отличаются от базовых как конструкцией, так и, увы, ценой.

Это дорогая головка в каталоге Transrotor, но не самая дорогая — старшую заказную модель с ценой более полутора миллионов изготавливает японская My Sonic Lab, которая делает и свои головки, и Air Tight, и TechDAS. Так что по части головок у компании Transrotor хороший вкус.

Для теста я решил взять три головки: комплектную Transrotor Figaro, Van den Hul The Frog и Ortofon Cadenza Black. Все-таки тонарм совершенно новый — интересно посмотреть, как он поведет себя в разных сочетаниях и при различных вариантах настройки. Но сначала, конечно, родная головка.

Transrotor TRA 9 на базе

Кстати, настроилось все удобно, хотя скругленные корпуса не идут на пользу этому процессу. Но с тонармом работать достаточно приятно, в том числе и с точки зрения процесса настройки. По тестам все достаточно гладко, резонанс совпал с расчетным, антискейтинг отстроился прилично. Проблем с коммутацией, фона, наводок — ничего этого нет.

Прослушивание

Первой поставил пластинку Oscar Peterson «Motions & Emotions». И сразу удивился: звук оказался мягче, чем я рассчитывал. Я не услышал свойственной трансроторам строгой подачи. Но это и не та мягкость, которую можно приравнять к замыленности. Совсем нет.

Это мягкость, которая получается за счет высокой детальности, когда звуки не слипаются, а остаются самостоятельными. В такой подаче нет огрубления. А детальность и вправду довольно высокая. Динамика ровная, без ощущения торопливости или форсированности. Ощущения натужности тоже совершенно не возникает. 

Бас неплох, в нем есть наполненность, фактурность, и что понравилось — нет излишней раздутости, «железобетонности». С основательностью все в полном порядке, а вот ощущения, что эта основа слишком тяжела и давит — нет. И все очень сообразно относительно записи.

Серединка красивая. Вроде бы не приподнятая и не раздутая, но в ней есть некая подчеркнутая красивость. Отнести ее на счет какой-то одной черты в звуке сложно, но и какой-то неровности или выпяченности я найти не смог. Местами казалось, что есть немного смягченности, но она изначально прослеживается на записи.

Верхние частоты не кажутся яркими или акцентированными, они на своем месте и сообразны звуку в целом — здесь ничего не вырвано из контекста. Яркими верха не назвать точно, но и сказать, что они тусклые или зажатые, тоже не получится. Все как-то ровно и естественно.

Сцена правильная, средних размеров. Никакой камерности не наблюдается, но и особенно большой она не становится. Локализация звуков правильная, естественная, но без голографической резкости. Воздух присутствует в достаточном количестве. 

Transrotor TRA 9, поворотный узел и армрест

Звук в целом получился очень гармоничным, «аналоговым» в хорошем смысле, с хорошей детальностью и динамикой. Есть немного теплоты и немного смягченности, но все это выражено очень в меру. Пластичность и музыкальность, которые, безусловно, присутствуют и хорошо ощутимы не есть результат окраски или сглаживания-замыливания. И звук, и атмосфера записи отыгрываются лучше, чем я ожидал.

Следующий диск — JJ Cale & Eric Clapton «The Road To Escondido». Фирменный звук этой пластинки, масштабный, основательный и экспрессивный, передан довольно близко к оригиналу. Но с хорошим контролем баса и звучания в целом. Ничего нигде не выпирает, не перегружает, но в сдержанности не просматривается зажатость. А вот некоторую теплоту слышно, но она не подчеркивается и не усиливается трактом. Объем и динамика присутствуют, но выглядят вполне естественно. Детальность — для этой записи вполне достаточная.

Сцена получилась чуть менее глубокой, чем я ожидал, но зато с шириной все в полном порядке. А больше остального мне приглянулась подача в целом. Она ровная, естественная, без строгости, но и без разгульной разнузданности. Есть немного теплоты и смягченности, да и только. Зато с пластичностью, переходами от быстрых фрагментов к тихим и обратно все отрабатывается очень неплохо. Вообще, слышно много — звук информативный, но от него не устаешь.

Дальше поставил пластинку Bersarin Quartett «II». Здесь очень понравилось погружение в атмосферу музыки. Детальность и динамика это здорово, но умение играть почти тишину и почти пустоту между звуками — ценное качество, на это способен далеко не каждый проигрыватель. Но в нашем случае все получилось очень прилично. А еще объем, воздух, хорошая сцена без камерности. Пожалуй, по всем пунктам оценки «хорошо».

Хотя здесь теплота чуть мешала. Уже понятно, что она есть у сочетания тонарма и головки (явно не у стола, который не претерпел достаточных изменений в конструкции, чтобы так изменить звук) — и если предыдущим записям она не мешала, а иногда даже могла быть маленьким украшением, то здесь лично для меня это скорее дало легкий диссонанс. Впрочем, от него очень легко отключиться — навязчивой эта теплота не становится. 

Еще одна пластинка — запись произведений Дебюсси. Вот тут нужны предельные возможности по динамике, да и остальные качества тоже не помешают. Звук получился естественным, тембрально достаточно достоверным, и только на самых сложных фрагментах есть немного сглаженности.

Но не каши, не того состояния, когда звук теряет стройность и начинает рассыпаться. Просто будто через самую глубину сложности звук аккуратно переступает. И только. В эти моменты кажется, что чуть меньше становится воздуха и прозрачности. Но если не вглядываться в детали и нюансы — слушать можно вполне полноценно, без ощущения обделенности чем-либо. Неожиданно уверенный результат.

А если слушать классические произведения с меньшим количеством инструментов, то вообще не заметно никаких недостатков кроме той легкой теплоты. Тот же The Well-Tempered Clavier Баха в исполнении Святослава Рихтера просто не хотелось выключать. Как и клавесинное исполнение этого же произведения Карлом Рихтером — полноценное звучание клавесина, без суетливости, без излишней звонкости или яркости. 

Transrotor Alto со снятым диском

Дальше я поменял головку и поставил Van den Hul The Frog — вот ее сочетать с тонармом получилось на грани, резонансная частота в районе 7 Гц, практически по нижней границе нормы. Но в остальном по параметрам все настроилось гладко и тесты прошло. 

На примере записи Оскара Питерсона звук получился более светлым и более воздушным, а сцена — более камерной: меньшей по ширине, но практически схожей по глубине. В подаче меньше теплоты и чуть больше красок и воздуха, звук поярче.

Чуть меньше баса, но тот, что есть — более упругий и подчеркнутый. На остальных прослушанных пластинках из подборки впечатления примерно схожие: слышно, что другая головка, что играет она иначе, но в плане системы — все предсказуемо, без странностей.

И очень неплохой получилась трактовка музыкального материала. Она точнее, вдумчивее, с большим вниманием к нюансам, с легким ощущением рассматривания музыки через увеличительное стекло. Да еще и с некоторой расцвеченностью всеми цветами спектра. Такая подача скорее подойдет для более камерных жанров. Впрочем, всякую психоделику и электронику я послушал также с хорошим результатом.

Эффект погружения в музыку сильнее выражен на любых жанрах, но на металле или симфонической музыке может не хватать фундаментальности и стройности. Однако в остальном связка и предсказуема, и интересна. Звук существенно отличается от штатной головки — но это и хорошо.

Переключатель скоростей у Transrotor EINS — поворачивается вся верхняя крышка блока. Индикации нет, только гравировка по металлу. Через небольшое отверстие выше можно добраться до подстройки скорости

Потом поставил Ortofon Cadenza Black. Стыковка нормальная, все тесты связка прошла. А подача в третий раз другая, своя. Плотнее и масштабнее, чем предыдущие связки, достаточно строго и стройно. Без теплоты или окраски — кто-то мог бы даже назвать такой звук холодным, и это не было бы совсем далеко от правды.

Сцена более резко-голографичная, воздух сухой — будто морозный. На мой вкус и слух, к музыке Малера, Сибелиуса или Вагнера — самое то. И детальность с динамикой отличные. Точно, аналитично и честно. Но это другая полярность в звуковой стилистике, которая, как и предыдущие варианты, найдет своих ценителей. 

А в рамках теста важнее всего то, что мы смогли получить три разные отчетливо прорисованные звуковые картины, три характера в рамках одной системы. И во всех случаях все предсказуемо и стабильно. В какую сторону двигаться дальше — вопрос вкуса. Важнее то, что проигрыватель и новый тонарм позволяют выбирать направления, а не задают жесткие рамки.

Выводы

Новый тонарм получился весьма неплохим. Даже с поправкой на существенную цену он не выглядит несуразным, недоделанным или сырым. Он работает — и работает достаточно интересно.

Не знаю, будет ли продолжение в виде линейки тонармов (пока это все-таки одна модель, отличающаяся отделкой) — может, будут модели помладше и постарше. Хорошо бы еще и 12-дюймовые модели, но в остальном эксперимент можно считать удачным.

Проигрыватель в части стола, диска, привода и возможной комбинаторики моторов не является чем-то новым для производителя — здесь уже все знакомо. А вот база и ее реализация — это существенный шаг вперед. И вот эти две составляющих в сумме дали аппарату другой звук, уже чуть отличный от того привычного и знакомого фирменного.

О звуке всегда можно спорить, но в моем понимании этот результат — шаг вперед, а не назад или в сторону. Такой Transrotor мне лично нравится  немного больше. Он удобнее в настройке, гибче, но что важнее — он стал бережнее по отношению к тонким нюансам звука и нейтральнее жанрово.

Музыкальный материал

Bersarin Quartett — II / Denovali records — den128 / Stereo

Debussy — La Mer, L'Après-midi d'un faune, Jeux — Pierre Boulez, The New Philharmonia Orcestra / Sony SOCL 15 / Stereo

J.S. Bach ‎— The Well-Tempered Clavier BWV 846-893 — Sviatoslav Richter / Мелодия, Victor — VIC-4072-6 / Stereo

JJ Cale & Eric Clapton ‎— The Road To Escondido / Reprise Records, Duck Records ‎— 44418-1 / Stereo

Oscar Peterson — Motions & Emotions / MPS Records — MPS 15251 ST / Stereo

Стол Transrotor Alto TMD без тонарма: 600 000 рублей

Проигрыватель Transrotor Alto TMD с тонармом TRA 9: 1 287 000 рублей

Тонарм Transrotor TRA 9: 527 000–673 000 рублей в зависимости от отделки

Головка звукоснимателя Transrotor Figaro: 264 000 рублей

Transrotor Alto

Тип привода: пассиковый, с возможностью использования одного, двух, или трех моторов

Конфигурация: один, два или три тонарма от 9 до 12 дюймов

Размеры (ШхГхВ): уточнить мм (может меняться в зависимости от конфигурации баз)

Масса: от уточнить грамм. 

Transrotor TRA 9

Тип: поворотный, статически-сбалансированный

Материал: алюминиевый сплав

Эффективная длина: 232,8 мм

Заход: 17,8 мм

Эффективная масса: 18 г

Крепление: совместим с креплениями базы SME

Выходной разъем: DIN

Transrotor Figaro

Тип: MC

Частотный диапазон: 20 Гц — 30 кГц ±1 дБ

Разбаланс каналов: не более 1 дБ на 1 кГц

Разделение каналов: 27 дБ ±1 дБ на 1 кГц

Выходное напряжение: 0,28 мВ

Податливость: 16 мм/Н

Иглодержатель: алюминий

Заточка иглы: Vital Fine Line

Рекомендуемый импеданс: 100 Ом

Рекомендуемая емкость: 100–500 пФ

Прижимная сила: 1,7–2,0 г (1,8 рекомендуемая)

Масса: 8,8 г