EAR Phonobox MM/MC Deluxe - последнее детище Тима де Паравичини. Как угодно можно относится к полированной блестящей передней панели этого устройства (я всегда недолюбливал яркость оформления) - но это тот случай, когда личность дизайнера перевешивает всё. И эта блестящая штучка (передняя панель EAR) - становится стилем. В остальном - полный минимализм: на передней панели круглая кнопка включения со светящимся ободком (в режиме "stand by" - красного цвета, в рабочем режиме - оранжевая) и регулятор громкости. На задней панели - RCA разъёмы для входного и выходного сигнала, удобное подключение земли от проигрывателя, кнопка переключения режима MM/MC и - разъём для подключения питания. Никаких дополнительных регулировок - нет. Напомню, что EAR Phonobox MM/MC Deluxe - ламповый фонокооректор. Luxman E-200 - сдержан в дизайне, очень удобен в использовании (пожалуй только один нюанс: предохранитель - внутри корпуса) и, напомню, в Лаксмэне есть два входа, что позволяет подключить два звукоснимателя. Это хорошая возможность, если в системе используются два тонарма. Luxman E-200 - транзисторный фонокорректор. Стоимость EAR Phonobox Deluxe в Европе составляет 1980 евро. В России, этот фонокорректор можно приобрести по цене от 189 до 200 тыс. рублей. Luxman E-200 уже не производится. На вторичном рынке его цена составляет около 80 тыс. рублей (здесь и далее - цены даны на момент написания настоящей статьи - 07.02.2022).
Наверное, корректно было бы провести тест отдельно для ММ и МС картриджей. Но у меня нет ММ картриджа. Поэтому, буду использовать то, что есть. Итак, система:
•акустика ASP Optimus Classic SB II;
•усилитель - PAS-240, модель 6;
•сетевой кабель - DH Labs Red Wave+Wattgate 320;
•акустические провода - DH Labs Prelude;
•вертушка - Pro-Ject x1;
•звукосниматель - Ortofon Quintet Black S;
•фонокабель Ortofon 6NX-TSW 1010R;
•RCA кабель - DH Labs D75+WBT 0144;
Музыкальный материал:
· The Beatles "Abbey Road" - 2019, 50-th Anniversary Edition;
· Hugh Laurie "Didn`t It Rain" - 2013, Warner Music;
· J.S.Bach "Selected Compositions for Pipe-Organ-1", Lionel Rogg, Organ of Grossmunster Zurich, Record by Harmonia Mundi - 1969, Balkanton;
· Иосиф Кобзон "Лунная рапсодия" - 1984, Мелодия (С60 21025 002)
· А.Вивальди "Времена года", Камерный оркестр Латвийской государственной филармонии - 1976, Мелодия (33С10-05143-44);
Сравнение корпусов. Luxman выполнен в строгой манере. Все органы управления выведены на переднюю панель. Корпус хорошо заглушен и на простукивание пальцами отзывается полной глухотой. EAR Phonobox выполнен в чёрном матовом корпусе с передней отполировонной металической панелью. Постукивание пальцами по верхней плоскости корпуса отзывается не то, что дребезгом, а - содраганием, чего могло бы и не быть. Впечатляют четыре массивные резиновые ножки вкрученные в нижнюю плоскость корпуса. В корпусе нет никаких отверстий. Тем не менее температура корпуса при работе не превышает 33градуса.
Перед прослушиванием, фонокорректор EAR Phonobox Deluxe был прогрет в течении 20 часов. При первоначальном включении, без прогрева, звук EAR Phonobox Deluxe был резковат. По мере прогрева резкость - ушла. Luxman E-200 в прогреве не нуждался, поскольку это мой штатный фонокорректор, который используется почти ежедневно. Сетевой кабель для обеих устройств использовался одинаковый - Fujikura 2.0 мм2, без экрана с коннекторами MonosAudio.
Luxman. "Come Together" из "Abbey Road" звучит слитно, сцена широкая, средней глубины, голос Джона Леннона чётко локализован в пространстве. Низ собранный, может быть не такой мощный, но не забивающий середину. Верха точные, без лишнего звона.
EAR. Впервые я встречаю фонокорректор, который звучит лучше Лаксмэна! Баса больше. Причём он качественный - плотный и очерченный. Разрешающая способность не хуже, глубина сцена - не меньше. Замечательно.Отмечу, что уровень фона сопоставим с Luxman.
Luxman. Пожалуй, любимое у Хью Лори - "The Weed Smoker`s Dream" звучит невероятно проникновенно. Атмосфера. Широкая и глубокая сцена. Точный без тембральных украшательств голос Габи Морено. Тут всё выверено: и низ и верха и середина. Качественная работа звукорежиссёра Райана Фриланда. Между прочим, Фриланд - пятикратный лауреат Грэмми в звукозаписи...
EAR. А тут чувствуется чуть более эмоциональная подача и чуть меньше воздуха.Плотноватый звук. Главное - пропала та чувственность, что так подкупала в исполнении Габи Морено. Баса больше. Здесь мне EAR нравится меньше, чем Luxman.
Luxman. У Баха трудно выделить что-либо. Тем не менее "Пассакалия и фуга До минор" - выдающееся произведение. Не зря именно это произведение - открывает первую пластинку швейцарского органиста Лионеля Рогга. Звук органа - как будто из одной точки - расширяется и охватывает всё пространство. Нижний регистр кажется вот-вот перейдёт в инфразвук. При этом бас глубокий и очерченный. Понятно, что здесь нет высоких частот, но глубокое пространство, с той естественной долей реверберации прекрасно передано.
EAR. В плюс - баса больше. И он лучше, чем у Лаксмэна! Но! Вот то, чуть улавливаемое присутствие цюрихского Гроссмюнстера (церковь, где производилась запись) - ушло. Здесь я бы предпочёл подачу Лаксмэна.
Luxman. Магомаева можно слушать любого. Просто его нет - позднего. А вот Кобзона позднего - лучше не слушать. В данном тесте используется пластинка 1984 года - золотой эры самого бархатного эстрадного баритона Союза. Запись очень приличная. "Эх, Андрюша! Нам ли быть в печали?!" Голос певца чётко локализован и выступает чуть вперёд. Бас-гитара, наоборот позади и хотелось бы баса больше. Тарелочки чуть с ненужным звоном. В целом - чуть резковато. Но сцена рисуется широкая и, в меру, глубокая.
EAR. А вот тут эмоциональная подача EAR - однозначно уместнее!
Luxman. "Времена года" А.Вивальди - очень популярное произведение в мире классической музыки. А запись - прекрасная - с широчайшей сценой как по фронту, так и в глубину. Скрипка хорошо локализуется. В целом - образцово. Без перекосов. Слушается с наслаждением.
EAR.И тоже - замечательно. Эмоционально, воздушно. Наслаждение!
Послесловие. Luxman E-200 чуть тоньше, менее эмоцианален, более воздушен. EAR - гуще, больше баса и он хорошего качества. Больше эмоций. Трудно однозначно сказать - что лучше. Наверняка, найдутся ценители EAR, равно как будут и приверженцы Luxman.Надо учитывать и то, что EAR дороже более, чем в два раза. Непростой выбор. Отмечу, что EAR выпускается в трёх модификациях:
· EAR Phonobox MM Normal - поддержка только MM; (цена около 102 тыс. рублей);
· EAR Phonobox MM/MC Signature - цвет чёрный; (цена около 150 тыс. руб);
· EAR Phonobox MM/MC Deluxe (цена - 189-200 тыс.руб) - чёрное с серебром, тщательный подбор и настройка;
Как создаются легенды. Внутри фонокорректора EAR Phonobox установлены три лампы, которые Тим де Паравичини маркировал как 13D16. Таких ламп просто нет в природе. Зато есть двойные триоды 6H1П-ВИ. Советские, кстати. Так вот если стереть оригинальное название и залепить туда надпись 13D16 - получим легенду ;) - эту историю я услышал в одном из Hi-Fi салонов Санкт-Петербурга.
PS. Напоследок я залез на официальный сайт EAR/Yoshino. А там - никаких упоминаний о фонокорректоре EAR Phonobox Deluxe! Есть известные корректоры 834P, 88PB - а вот об Phonobox - ни слова. Что бы это могло значить?