В начале июня на конференции WWDC 2017 глава Apple Тим Кук в ходе своего очень долгого выступления анонсировал много разных обновлений, модификаций и даже несколько новых классных «игрушек» от купертинских техногиков. Главного козыря, долгожданную смарт-колонку, Кук приберег на конец своей презентации. Девайс, получивший название HomePod (не Apple Speaker), умеет распознавать голосовые команды, интегрируется в локальную Wi-Fi-сеть и платформу HomeKit, что позволяет ему управлять буквально всем — от оконных штор до дверного замка.
Apple придумала для HomePod такой слоган: «Возможность наслаждаться домашней музыкой по-новому», но есть в этом слогане одна очевидная загвоздка: возможность наслаждаться домашней музыкой по-новому мы уже получили, и не от Apple.
Колонка HomePod стала прямым последователем популярного смарт-динамика Amazon Echo и его конкурента Google Home. Округлый дизайн новинки Apple и всенаправленная конфигурация излучателей тоже заимствована у сотен других беспроводных акустических систем, включая решения от Sonos и Samsung. Более того, даже оптимизация звука под помещение у беспроводных колонок уже есть, и появилась она несколько лет назад.
HomePod — это не инновация. Это, скорее, неохотная попытка Apple зайти на рынок: «да, такая индустрия есть» и «да, нам похоже пора в нее вливаться». Все это стало еще одним сигналом того, что создатели iPod изменили приоритеты. Теперь можно спокойно сказать, что Apple больше не новаторы в мире музыки.
В погоне за трендами
Как и HomePod, многие из последних продуктов Apple были копиями. Это не значит, что мы не получаем удовольствия от продукции компании — она предлагает конкурентоспособные товары с фирменным стилем, и многие девайсы Apple получают восторженные отзывы. Однако новые продукты Apple больше рассчитаны на сбор денег с покупателей, чем на инновации. Компания сосредоточена на том, чтобы успевать и не отставать.
Самым явным случаем копирования за последние годы стал стриминговый сервис Apple Music. Вместо того, чтобы создать свой сервис, Apple нехотя присоединилась к потоковой братии, придя на готовое, когда продажи на iTunes начали падать. Новый сервис, созданный на базе купленного Apple за 3 миллиарда долларов Beats Music, выручил компанию. Apple Music — это тот же Spotify, Deezer или другой музыкальный потоковый сервис вплоть до цен, качества контента и алгоритмов, по которым происходит оптимизация поиска нужной музыки. Самым смелым шагом, на который пошла Apple, было приглашение на Apple Music диджея Зейна Лоу (Zane Lowe), чтобы вести прямой эфир на онлайн-радиостанции Beats 1. Все остальные причины предпочесть Apple Music сервису Spotify заключаются только в вашей большой любви к компании.
Если же вы думали, что наушники AirPods стали откровением, то извините, но Apple опоздала с ними как минимум на год. Разумеется, у AirPods есть парочка заманчивых особенностей вроде умения автоматически останавливать трансляцию на один из наушников, а также способность держать подключение лучше, чем другие конкуренты, пришедшие на рынок ранее. Но этого, вообще-то, недостаточно.
На сегодняшний день есть много более качественных по звуку альтернатив AirPods, включая The Headphone от Bragi и Elite Sport от Jabra. По сути, купить AirPods можно только из-за их цены в 160 долларов. Это относительно невысокий ценник для своего класса, если вас не смущает внешний вид наушников, похожих на колышки для гольфовых мячей.
Конечно, подобным копированием занимаются и многие другие компании. Такая стратегия присуща производителям электроники, ведь нельзя отставать от трендов. Но сейчас речь об Apple. Эта компания должна быть впереди, а не идти по стопам.
Не лучшие компоненты
Проблема Apple в мире музыки не только в недостатке новых идей. С тех пор, как Джобс создал iPod и iPhone, компания будто бы почивала на лаврах вместо того, чтобы продолжить конкуренцию с другими портативными устройствами для проигрывания музыки. Время шло, и многие конкуренты ушли далеко вперед.
Смартфоны LG V20, HTC 10, Sony Xperia и многие другие оснащаются такими компонентами как ЦАПы и качественные усилители для наушников, чтобы предложить пользователям звук премиального уровня. У V20, кстати говоря, имеется 75-шаговый аналоговый регулятор громкости и ЦАП Sabre ES9218 от известного производителя ESS Technology, чипы которого используются в топовых устройствах вроде совершенно умопомрачительных плееров Astell & Kern и высококлассных ресиверов Yamaha Aventage. Телефоны Xperia и HTC тоже рассчитаны на Hi-Res-контент. Компания Sony выигрывает за счет мощных компонентов и ПО вроде технологии Clear Audio+, а у HTC 10, вообще, есть встроенные вуфер и твитер.
Apple не сотрудничает с производителями микросхем High-End-класса вроде ESS. Вместо того чтобы работать над качеством звука, компания проявляет большой интерес к производству тонких телефонов и продвижению своих технологий наподобие цифрового разъема Lightning. Рассказав все это, перейдем к конечному пункту.
Избавление от разъемов
Решение Apple отказаться от обычного разъема для наушников — это лучший аргумент в пользу того, что компания продолжает заниматься инновациями. Однако в данном случае любители музыки могли бы обойтись и без такой инновации. Несмотря на то, что в теории наушники Lightning обеспечивают более качественный сигнал по 24-битному цифровому подключению, у Apple не было значимых причин убрать вход 3,5 мм, даже если говорить о качестве звука или тем более удобстве для конечного пользователя.
Хоть такое обстоятельство и заставило сторонние компании начать производство продукции с коннекторами Lighthing и портативных ЦАПов, по качеству превосходящих фирменный Apple-адаптер из комплекта, аудиофилы, по большому счету, остались недовольны. Встраиваемые в устройства Apple усилители никогда не претендовали на High End, но теперь еще и нет входа под джек, что огорчает.
Отныне аудиофилам нужно идти на компромисс (и/или денежные вложения), чтобы оставаться с Apple. Променяете ли вы ваши лучшие наушники на новые высококачественные Audeze Sine или EL-8 Titanium с коннектором Lightning? Вы уже ищите Lightning-ЦАП или Bluetooth-ресивер, чтобы подключить старые наушники? Или же вы просто все еще пользуетесь iPhone 6 или 6S в ожидании, что Apple пересмотрит свой подход, подразумевающий создание все более тонких гаджетов? Скорее всего, вы выбрали последний вариант.
Вообще, речь не только об iPhone. Ветераны домашних студий и фанаты станционарных аудиосистем тоже заметили, как Apple беспрерывно избавляется от периферийных устройств, убирая порты из MacBook. Сначала это был Firewire, который по сей день остается основным для многих устройств прошлого поколения. Потом убрали HDMI. Следом за ним — USB. На сегодняшний день к MacBook вообще ничего не подключишь, разве что только через Thunderbolt-порт и, спасибо Apple, разъем для наушников. С каких пор все это стало ненужным?
В новый путь
До сегодняшнего дня вы, возможно, рассуждали так: «ну и что в этом плохого, если Apple выходит за установленные рамки?». И теперь мы получили то, что получили. В конце концов, эта многомиллиардная компания дошла до того, что без спроса пользователей добавила каждому в медиатеку альбом U2. Это однозначно не модель поведения лидера рынка. Сегодня уже несложно забыть, что эту компанию основал Стив Джобс. Эта компания создала iPod и iTunes, которые стоят на одном уровне вместе со звукозаписывающим лейблом группы The Beatles. Настольные компьютеры этой компании начали революцию во времена дискет.
Мы все еще любим продукцию Apple, и даже если цена HomePod в 350 долларов немного шокирует, то мы радостно будем ждать смарт-колонку, потому что Apple обещала «наполнить дома музыкой без искажений» и богатый функционал. Но не нужно ошибаться: Apple больше не новатор в мире музыки и звука. Теперь она — последователь.
Остается надеется, что компания уйдет с этого пути и подарит меломанам что-то действительно классное — iPhone 8, мы будем ждать тебя, друг.
Оригинал: ‘Me too!’ With the HomePod, Apple’s legacy of audio innovation is dead