В этом году снова после нескольких лет перерыва началась выставка — или собрание энтузиастов — «Винил Джем». Как всегда мероприятие проводит салон «Нота Плюс», и, как всегда, здесь есть что посмотреть и что послушать. Участников лишь чуть-чуть меньше, чем в некоторые предыдущие годы, но зато почти все системы можно более-менее комфортно послушать. Есть и уже хорошо зарекомендовавшие себя аппараты, есть и новинки. И это касается не только проигрывателей виниловых дисков, головок или фонокорректоров — есть разная техника. Так что идти смысл, безусловно, есть.
Armada Sound
Здесь установлен проигрыватель Thorens TD-1500 с родной же MC-головкой Thorens TAS-1500. Относительно недорогой аппарат, вполне логичный конструктивно, да и внешне неплохо выглядящий. Что интересно — аппарат несколько младше остальной системы, но в таких достаточно требовательных условиях его еще более интересно послушать и оценить.
Система — открытая акустика Thorens SoundWall HP 600, усиление — старшая линейка YBA, и их же фонокорректор. Акустика здесь показалась даже интереснее, чем на недавней большой московской выставке. То ли разыгралась и приработалась, то ли помещение и окружение больше подошли. Но интересна она и с точки зрения концепции, и по звуку. А вертушка не выглядит здесь явно слабым звеном.


DIGIS Hi-Fi
В этот раз представили далеко не самую дорогую систему. Здесь интересен проигрыватель — Transrotor Max Nero. Внешне и конструктивно он похож на младшую модель производителя — Max, но выполнен почти целиком в черном цвете. А цвет здесь — не только признак стиля, но и признак материала: основной диск у аппарата не алюминиевый, а полимерный. И даже в таких полевых условиях (а Max я в свое время внимательно тестировал) можно уловить разницу в звуке.


Головку здесь выбрали, пожалуй, выше уровнем, чем проигрыватель и установленный на нем тонарм Rega — поставили van den Hul The Frog. Дальше — уже много лет выпускающийся фонокорректор Moon 310LP, усилитель Moon 250i V2 и некрупная напольная акустика Quad Revela 2. Все в целом весьма мило и дружелюбно, с неплохой музыкальностью и ненавязчивой, но не сонной подачей. Интересно и проигрыватель послушать, и связку Moon и Quad как таковую — как мне кажется, пара получилась интересная.
Инфорком
Компания много лет представляет на российском рынке технику Rega, и у них на стенде в качестве основной собрана монобрендовая система из компонентов этого производителя. Проигрыватель — Rega P8 с MC-головкой Rega Ania, родными корректором и усилением. Да, акустика только выбивается из монобрендовой концепции — в нашем случае это небольшие, но очень музыкальные напольники французской компании Aperture.



И есть еще необычная «добавка», или вторая микро-система: проигрыватель Rega P1 в версии со встроенным ММ-корректором и головкой Rega Carbon подключен к небольшому усилителю для наушников STAX с наушниками этого же производителя. Интересный эксперимент. Бюджетная система для винила, но вовсе без акустики.
Нота+
Собственная система салона «Нота Плюс» в этот раз претерпела существенные изменения. Ни акустики ProAc, ни вертушки Michell в это раз не обещали, хотя и то, и другое в салоне встречается. Но обещали другую систему, которую я в первый день выставки обнаружил лишь частично.
Проигрыватель Kronos Audio Sparta с родным 12-дюймовым тонармом и головкой Lyra есть, как было заявлено. Повышающий трансформатор и фонокорректор S.A.Lab тоже есть.



Весьма редкое усиление Lindemann в виде преда и усилителя мощности есть. А вот по акустике — в анонсе были колонки Klipsch 60th Anniversary Klipschorn Limited Edition, но они уверенно прятались за рекламными баннерами, а в системе я увидел ProAc Carbon Pro 6. Почему так получилось — не скажу, но слушать интересно. Не возьмусь предположить, как бы повели себя в этой системе Klipschorn, а вот ProAc играли предсказуемо и хорошо. Возможно тем, кто придет во второй день представится возможность сравнить.
Но самое главное здесь — это безусловно интересный проигрыватель: и конструктивно он весьма самобытен, и по звуку есть, на что обратить внимание. Да, еще в этой системе кабельная обвязка Living Athmos: это отдельная величина, отдельный участник. Что тоже, безусловно, интересно и заслуживает внимания.
Технологика
Ее система буквально переплетена с системой «Ноты», поэтому я приведу ее следом. В своем портфеле компания не имеет проигрывателей виниловых дисков, но система получилась все равно интересная. Винил в системе есть — позаимствованные проигрыватель Acoustic Signature с родными тонармом и головкой, а также фонокорректор GoldNote свои задачи в качестве аналогового источника выполнили.


Но не менее интересен здесь, например, усилитель Myryad Z-350 — представитель давно и крепко позабытого у нас производителя, а железо весьма интересное, в том числе по соотношению цена-качество. Можно приходить знакомиться заново. Работает аппарат в паре с небольшими напольниками Davis Acoustics Courbet N°7, звук получился не худосочным и весьма эмоциональным. Также в системе есть усиление Audio Analogue, вероятно у кого-то получится послушать разные варианты.
ABV Turntables и Operly
В качестве источника здесь серийно-кастомный проигрыватель ABV — за основу берется старый роликовый ELAC, но в старшей версии кастомизации от него остается мотор Papst, часть механики переключения, да и все. Остальное — свое: подшипник с циркуляцией смазки и допусками, которым многие могут позавидовать, диск с основой из бронзы, весьма красивый и функциональный корпус со сложным демпфированием, а также система баз, позволяющая устанавливать пару самых разных тонармов.
Действительно красиво сделано и с технической и с эстетической точек зрения. И это еще звучит, даже на мой слух, а я многие роликовые аппараты недолюбливаю за лишний шум. А если еще спросить про цену… Думаю, по соотношению цена/качество это — самый интересный проигрыватель на выставке. Тонарм Acoustic Signature можно заменить на любой другой, а головка Ortofon Quintet Black S, которая была здесь установлена — безоговорочно проверенный и удачный вариант.


Но вообще в этой системе два участника: здесь также представлены необычные «открыто-рупорные» колонки Operly Intelligence II. Конструкция уже знакомая, но она получила новые динамики — и это сильно пошло на пользу звуку. Пусть акустика в принципе на любителя, но в таком виде концепция смотрится намного более цельной.
Отдельно можно поискать на проигрывателе необычную конструкцию — демпфер тонарма Operly (может быть приспособлен почти к любому поворотному тонарму): вещь необычная, но работающая.
Усиление и корректор в системе — давно выпускающиеся российские ламповые аппараты Art Audio Lab. О себе не кричат, броской внешностью не обладают, но играют вполне интересно, да и за годы репутацию себе заработали.
NewArtVinyl
Тут самое интересное — новый проигрыватель Black Forest с шасси, напечатанным на 3D-принтере. Насколько это красиво или некрасиво каждый может посмотреть сам. И послушать, конечно. Аппарат установлен с родным 12-дюймовым тонармом Black Bird.


Здесь же Black Pearl Reference и Pulse — фонокорректор, предусилитель и ламповые моноблоки. И акустика JBL из линейки Array. Как мне показалось, яркая кинотеатральная акустика — это как раз то, что здесь уместно. Система яркая, экспрессивная, тихо играть не хочет, а, может быть, даже и не может. И ей это подходит.
Overton
На своем стенде показал несколько вертушек Pro-Ject из относительно недорого сегмента и с разными головками. Весьма хорошие по соотношению цена/качество аппараты, большей частью проверенные временем. Отдельно может заинтересовать модель Pro-Ject A2 — полный автомат, сделанный по тем принципам, как делали в Европе проигрыватели-автоматы несколько десятилетий назад, да и выглядящий совсем похоже, а не как современные Pro-Ject.


Все электроника в системе тоже Pro-Ject, акустика — недорогие весьма Triangle. Но звук в разных сочетаниях получился весьма уютным, может, и не сверх-детальным, но слушать очень даже можно — и рассматривать в качестве вариантов «входного билета» в тех случаях, когда бюджет не слишком велик.
S.A.Lab
Здесь слушаем совершенно огромные по размерам транзисторные моноблоки Black Knight Reference вместе с родным предом, фонокорректором и акустикой Kharma. Проигрыватель в тракте — Michell с тонармом SME и головкой звукоснимателя Cusis.


Мне до этого случая головки, сделанные для Michell, еще не встречались, было интересно послушать даже с поправкой на не очень знакомую систему. Но здесь и акустика не менее интересна: Kharma — это редко и дорого, дорого и редко. Как минимум можно попробовать составить впечатление обо всей системе, о связке усиления и акустики. Достаточно красивый и эмоциональный звук, нешаблонный, если можно так сказать.
T-Art
В этот раз показал скорее компактную систему, но с очень взрослым проигрывателем виниловых дисков. Пассиковый VPI Classic Signature с родным поворотным тонармом, а не более привычным одноопорным, и MC-картриджем VPI Goldy. Последний, как я понимаю, делает для VPI Audio-Technica. Дальше — лампово-трансформаторный фонокорректор Trafomatic Audio Reference Phono One, ламповый же предусилитель Trafomatic Audio Reference Line One. А вот еще дальше неожиданный поворот — акустика Piega, но из активной и даже частично беспроводной линейки. Со встроенным усилением, разумеется.


И надо сказать, система не звучала как-то вычурно. Насколько я помню, первые действительно «неглупые» играющие активные колонки получились у KEF, дальше это пробовали и подхватывали многие, и, похоже, уже можно наблюдать тот этап развития, когда такую активную акустику можно подружить с аналоговым источником и не чувствовать какого-то явного провала или диссонанса.
Интересно было бы послушать вот так в одной системе эти активные Piega и аналогичные пассивные, например, в связке с мощным ламповым усилением Trafomatic. Конечно, результат получился бы разным, но интересно: был бы однозначный перевес в сторону классических решений?
Gong-AV
Компания традиционно представляет что-то достаточно редкое и дорогое. И интересное. Проигрыватель — EMT 928 II с батарейным питанием и родным тонармом, головка тоже EMT — JSD Novel Titan. Вся электроника — Aesthetix: ламповый фонокорректор Rhea, предусилитель Metis и пара гибридных моноблоков Atlas Mono Eclipse.


И акустика PBN Montana. Достойный большой звук, не очень теряющийся даже в небольшом помещении. Интересно послушать самые разные жанры. Да, тут еще можно посмотреть в действии на всякие (опять же редкие и дорогие) аксессуары японского производителя DS Audio — помогающий бороться со статикой прибор ION-001 или детектор эксцентриситата ES-001, позволяющий его выявить, а потом и скорректировать.
Gong Lux
В рамках экспозиции представили монобрендовую систему из компонентов Gold Note, начиная от головки звукоснимателя, тонарма и проигрывателя, и заканчивая корректором, усилением, акустикой и даже сетевым разветвителем.


Плюс кабельная обвязка от не совсем еще известного, но активно появляющегося на рынке производителя Zavfino, выпускающего все типы кабеля, вплоть до кабелей для внутренней проводки тонарма. Весьма цельная в своей концепции система, там есть свой звук. Понравится или нет — другой вопрос, но звучит интересно. И что необычно — у системы почти одна из самых неудачных расстановок, но ее при этом можно услышать, можно составить более-менее достоверное впечатление.
Академия Винила
Логично, что стенд заполнен всевозможной продукцией Analog Renaissance, которая, как можно догадаться, предназначена для ухода за винилом. Но если начиналось все с жидкостей для мытья, то сейчас есть и все нужное для хранения пластинок, для текущего ухода, а кроме этого и неплохие базовые инструменты для настройки. Все можно посмотреть, пощупать, получить подробные рекомендации.


Также есть машинка для мойки пластинок Pro-Ject, одна из самых ходовых моделей на рынке в принципе. Очень полезный стенд, который, по-хорошему (как и саму тему ухода и хранения), нельзя обходить ни одному человеку, увлеченному винилом.
Zavalinka Records
Здесь, понятно, слушаем аналоговые записи, но не на виниле, а на ленте, используя профессиональный катушечник Studer. Можно поговорить о том, что, как и зачем издается на лентах и немного погрузиться в соответствующую атмосферу.


И система здесь более чем интересная: усиление Dartzeel, причем не младший интегрированный усилитель, а пред и мощник, акустика — Blumenhofer Genuin FS 2. Вот только рупорная акустика в столь ближнем поле воспринимается сложно — ей нужно расстояние. Впрочем, особенности услышать все равно можно.
По итогу можно сказать, что здесь есть на что посмотреть и что послушать. Выставка проходит только 15 и 16 декабря, так что у вас есть еще один день, чтобы на нее попасть.
