Вчера открылась самая крупная российская выставка качественной AV-техники Hi-Fi & High End Show 2017. Она настолько крупная, что даже у нашего скромного издания там есть своя комната (614-я), куда мы вас, конечно же, приглашаем. А пока почитайте о самой интересной технике на этой выставке, которую вы можете увидеть, если посетите ее в этот уик-энд.
Часть 2: наше будущее и прошлое
Интересные сочетания
В 201-й комнате компании MMS собрали этакий миниатюрный домашний кинотеатр. В маленьком помещении, на акустике Procella по схеме 5.1 с добавлением нестандартного по форме сабвуфера, построенного в плоском корпусе. Но только на первый взгляд эта система может показаться маленькой, звук и способности у нее совсем не такие, как можно было бы вообразить. Советую послушать и посмотреть. Хороший пример того, что размеры и масштаб — это одно, а получаемый звуковой эффект — совсем другое.
В паре с комплектом акустики в рамках экспозиции работает электроника Primare — мультиформатный проигрыватель, процессор и многоканальный усилитель. В целом эта система прекрасно демонстрирует, что можно сделать в небольшом помещении и без использования огромного количества крупногабаритной техники.
В той же комнате можно увидеть и всевозможные вариации на тему акустики KEF LS50 — модели классические, модели активные-беспроводные. Цвета — на любой вкус. Послушать в хорошей сборке акустику, которую много где тестировали (тест на Stereo.ru), о которой много спорили, и которой самой по себе есть, что представить слушателю, конечно же, интересно, а сравнительное прослушивание (в 614-й комнате Stereo.ru, где стоит KEF LS50 Wireless) никогда не будет лишними.
Интересный и достаточно смелый эксперимент на выставке можно увидеть в 214-й комнате компании Bonanza. Акустика Focal Sopra 3 — новинка, наделавшая уже немало шума. Но тут есть нюансы: акустику разместили в небольшом помещении, меньшем, чем рекомендует разработчик. А в качестве источника и усиления поставили комплект техники Denon — намного более бюджетный, чем Audionet, с которым вся линейка Sopra тестировалась в Stereo.ru (1, 2, 3).
Однако колонки играют интересно. Они демонстрируют далеко не все, на что способны, но их особенности расслышать можно. На мой взгляд, это любопытный эксперимент, к тому же «чудить» на выставках решаются не все, а тут еще и результат интересный.
Главной и основной премьерой в 310-й комнате компании Armada Sound стала новая линейка акустики Sonus Faber Homage Tradition. Линейка, на мое личное мнение, довольно спорная, поэтому я настоятельно рекомендую нашим читателям зайти и послушать ее самостоятельно. Тем более, тут она доступна в разных вариантах: стерео и многоканальный с компонентами Mcintosh, чисто стерео вместе с Audio Research. Получившиеся системы звучат по-разному, поэтому на контрасте легко понять специфику акустики и решить, нравится она вам или нет.
Сдвоенная система из электроники Creek и акустики Epos представлена в комнатах компании Homesound (314 и 318). Интересная и незаслуженно забытая у нас в стране техника. Между тем система получилась изящной и элегантной, к тому же стоит она совсем не баснословных денег — шокового эффекта от ценника получить не удастся, а интересные впечатления от прослушивания — вполне. На мое мнение, у разработчиков получился обаятельный дизайн, и тем, кто ценит в технике рациональность, качество и классические формы такая система определенно понравится. Плюс добавьте сюда неординарное инженерное внутреннее содержание техники.
Техника от Gryphon давно причислена к лику «легендарных», уж слишком она выделяется концепцией и звуком на общем фоне. И даже поклонники этой небольшой датской фирмы признают, что при явно присутствующей созвучности аппараты у Gryphon получаются с разным характером. Причем даже деления на линейки нет, можно лишь сказать, что есть техника побольше и поменьше (и та и другая очень серьезная и дорогая), а звуковые концепции при этом получаются разные.
Система, которую на выставке представила компания «Ультра-Т» в 317-й комнате определенно заслуживает внимание посетителей. Однозначные выводы сложно будет сделать даже опытному аудиофилу, и всем нам стоит ознакомиться с этими неординарными подходами. И да, лично на мое мнение, техника у Gryphon просто неприлично красивая.
Разную акустику DALI в паре с электроникой Densen показывали в 509-й комнате. Есть и аналоговый вариант — проигрыватели Transrotor. Лаконичные и понятные системы. Но в первую очередь советую оценить именно связку: я, например, не ожидал, что DALI и Densen (кстати, обе компании родом из Дании), так хорошо уживутся вместе и будут подчеркивать сильные стороны друг друга.
Акустика Elac, думаю, хорошо знакома нашим читателям. В 413-й комнате советую послушать младшие напольники (у них стоят необычные фирменные супертвитеры круговой направленности), в связке с электроникой Hegel система получилась строгой, но честной и очень детальной.
И еще обратите внимание на проигрыватель виниловых пластинок Elac Miracord 90 Anniversary. Ведь когда-то давно Elac была хорошо известна именно своими проигрывателями, и вот, после пары десятилетий перерыва, компания вернулась на этот рынок. Причем проигрыватель получился самобытным, это не сборка из сторонних комплектующих, а собственная разработка. Ни стол, ни привод, ни тонарм совсем не похожи на комбинацию из OEM-компонентов. Даже такая мелочь, как система переключения и настройки скоростей, буквально завораживает массивными комбинированными ручками и неяркими светодиодами, отображающими работу системы стабилизации вращения диска. Красивый и оригинальный проигрыватель.
Акустика PMC в разных сочетаниях — с электроникой Chord, Cary Audio и Roksan — сочетания разные и выводы можно сделать интересные. На мое мнение, на этой выставке акустика PMC показала себя лучше, чем на прежних. Где-то вообще отлично, где-то хорошо (с поправкой на комнату), но в целом результат выше ожидаемого. Кроме того, у Chord, Cary и Roksan хватает интересных новинок, к которым советую присмотреться.
Портатив: недорого и очень недорого
В России появились наушники известного в США бренда Master&Dynamic. В 609-й комнате представлен весь модельный ряд, но особенно мне хотелось бы отметить модель MH40. Мало того, что наушники стильные и радуют не самыми банальными расцветками (особенно меня покорила серая, которая замечательно сочетается с металликом на чашке), так еще и звучат неплохо — ненавязчиво, четко, без явных перекосов.
У них овальные чашки, в отличие от младшей модели MH30, которые полностью закрывают уши — так что и сидеть в них комфортно. Кабель у них, кстати, съемный, и подключить его можно к любой чашке.
Я слушала MH40 не только со своим смартфоном, но и с плеером Cowon Plenue D — не самым новым, но от этого не менее приятным. Это суперкомпактное устройство, поддерживающее HiRes-аудио в качестве до 24 бит/192 кГц и при этом не выползающее из бюджетного сегмента. Производитель на сайте заявляет о полусотне часов непрерывного прослушивания FLAC, хотя представители компании на выставке говорили о десяти. Небольшой, легкий брусочек, который звучит традиционно по-ковоновски и совершенно не бюджетно. Находится все в той же 609-й комнате.
На стенде Pioneer в зале 19 (Portable Show) на 4-ом этаже я рекомендую послушать наушники SE-MS5T, а заодно и их беспроводную версию. Звучание наушников мне напомнило JVC HA-SS01, которые отвоевали место в моей душе на ноябрьской выставке Loudhead: мягкий, нефорсированный бас, чистая и приятная подача вокала, хорошая детальность и какая-то приятная олдскульность в звуке.
Особенно следует обратить на них внимание с учетом цены — эта лайфстайловая модель стоит всего 4 990 рублей. Она предназначена для работы со смартфонами, судя по проводу с пультом, но, видимо, сертификация Hi-Res позволила ей сыграться с плеером XDP-300R.
Заодно можно потрогать — именно руками! — диджейские HRM-6. Очень уж приятный у них софт-тач пластик на чашках.
В 605-й комнате представили самый новый плеер от Astell&Kern — Kann, в толщину достигающий целого дюйма. Массивный, серьезный плеер предлагали послушать с массивными, серьезными наушниками Fostex 610, и этот тандем не подкачал. Как мне сказали представители брендов, такой комплект подобран неспроста: наушники с достаточно ровной подачей сглаживает повышенную любовь к плеера к низким частотам, оставляя лишь слегка форсированное бумканье. У Fostex 610 объемные округлые деревянные чашки, и наушники созданы для домашнего использования — шумоизоляция в них отсутствует в принципе, да и весят они немало. Но с плеером тем не менее сыгрались.
Лайфстайловые линейки компонентов отличаются от нелайфстайловых в первую очередь внешним видом — в дизайне устройств используются яркие, нестандартные для серьезной техники цвета. В 605-й комнате таким ярким пятном стали мятные Fostex TH7. Однако цвет на характер достаточно недорогих (5 400 рублей) наушников не повлиял — они, в отличие от большинства лайфстайловых моделей, не тяготеют к басам, но отыгрывают их плотно, отчетливо.
В целом звук можно назвать увлекательным, чуть задорным и совсем не резким. Только вот слушать их предлагают с бюджетными плеерами Astell&Kern, вроде AK JR, и с ним TH7 играли недостаточно эмоционально. Плюс ко всему плеер подтормаживал, особенно заметно — при перемещении по фонотеке. Так что лучше идти со своим привычным устройством. Сидеть в TH7 можно долго — конструкция у них легкая, пластиковая, но выглядит прочной. Пластик, кстати, тоже приятно-бархатный, но не такой, как у Pioneer HRM-6.
Проекция: от малого до великого
Начнем с малого. В 305-й комнате российская компания «3D-тек» выставила собственную разработку — интерполяционные экраны. Она показывает их уже не первый год, однако впервые представила 96-дюймовый экран ценой всего 45 000 рублей. И это серьезная заявка на рынке, потому что их специфика — особый способ отражения светового потока, который эти полотна, по словам представителей компании, не отражает, а как бы переизлучает. Результатом технологии становится четкая картинка, лишенная пиксельной структуры, необычно мягкая и контрастная.
Конечно, есть и минусы, как потребность в большем световом потоке и запрете на прямое попадание ультрафиолетового излучения (солнечного света), которое испортит поверхность. На выставке экран работал в паре с Full-HD-проектором BenQ (яркость 2000 люмен), ценой около 60 000 рублей, то есть вся инсталляция с 96-дюймовым экраном обойдется в сотню тысяч рублей. Это следует помнить, если у вас будет возможность посмотреть на этот экран. За такие деньги это лучшая картинка в большой диагонали, что я когда-либо видел.
Чуть более дорогой вариант домашней проекции предложила компания LG — в комнате 213 работал компактный лазерный проектор LG ProBeam HF80J ценой 111 000 рублей. Его преимущества — высокая яркость в 2000 люмен, лазерный источник (т.е. лампы менять не придется) и функционал Smart TV. Последний полностью заимствует операционную систему WebOS, которая установлена во всех телевизорах LG, и предлагает идентичный функционал. То есть просто подвешиваем его к потолку, подключаем к локальной сети по Wi-Fi, и полноценный мультимедийный экран для кино и разного контента готов. В принципе, функционал полезный для домашнего проектора, не нацеленного на создание качественного кинотеатра. Не нацеленного, потому что качество картинки, на мое мнение, удручающее. Впрочем, допускаю, что в этой комнате были не самые лучше условия (слишком большой экран и внешняя засветка), и в другом месте он бы показал себя с лучшей стороны.
Уже дорогой, но еще не в «клубе миллионеров» проектор JVC DLA-X7500 (а также модель X5500) можно посмотреть в 205-й комнате. Это средняя модель в линейке «X» этого года. Напомню, что в этой серии проекторы оснащены Full-HD-матрицами, однако способны показывать 4К-изображение за счет оригинального алгоритма оптического сдвига e-shift. Собственно, за счет этого сдвига картинка получается мягкой и приятной, даже если смотреть обычный Full-HD-контент. Как обычно высокая контрастность (130 000:1 нативная и 1,3 млн:1 динамическая), поднята и яркость — 1 900 люмен, есть поддержка HDR (HDR10 и HLG). Хороший проектор с хорошей ценой (549 900 рублей). Такой можно ставить практически везде, если хочется получить приличный и актуальный на сегодня ДК. А если захочется большего — идем дальше.
В комнату 303 компания JVC поставила проектор DLA-Z1 (тест на Stereo.ru). Это лазерный D-ILA-проектор с физическим разрешением матриц 4К, яркостью 3000 люмен и ценой 3 999 900 рублей. Это уже очень взрослый проектор, который требует как минимум качественного экрана (в комнате висел 135-дюймовый Stewart Cima типа 4К+) и хорошей настройки — благо проектор сертифицирован isf (то есть можно отрегулировать как хочешь) и THX (способен показывать на уровне серьезного коммерческого кинотеатра и даже лучше). Преимущества: как и у других лазерных проекторов не требуется замена лампы, контрастность стала просто запредельной (∞:1, потому что лазер легко выключить полностью), традиционные для JVC хорошие возможности по сдвигу линзы и приличная яркость. На выставке обязательно посмотрите, как показывает этот проектор, даже если вы не можете его себе позволить — это все же референс. И там же послушайте небольшой рассказ @dp на тему HDR и особенностей лазерного источника света (примерно раз в час).
Но на вершину пьедестала я помещу 4К-проектор Sony VPL-VW5000ES, который стоит в 203-й комнате. Это уже практически профессиональная модель весом 43 кг. Проектору нужно место для установки — модель крупная, на стол не поставишь, придется делать потолочный лифт или закрытую стойку. А все потому, что яркость у него — 5 000 люмен. И это при том, что источник света — лазерный, а технология матриц SXRD (отраженный ЖК, как и D-ILA, что автоматически дарует высокую контрастность). Понятное дело, есть поддержка HDR, расширенный цветовой диапазон, в общем, все, что и у других современных домашних 4К-проекторов, но плюс к этому 5 000 люмен! А это, я вам скажу, дорогого стоит. Впрочем, цена у него совсем немаленькая — 4 999 900 рублей, однако на сегодняшнем рынке домашних 4К-моделей это — «царь зверей».
Там же, в комнате 203, часто включают не этого монстра, а новый ультракороткофокусный проектор Sony VPL-VZ1000ES. Его можно поставить в пяти сантиметрах от стены. Это тоже лазерный проектор с 4К-разрешением, но его яркость пониже — 2 500 люмен. Однако компания не боится конкуренции между ним и 5000-й моделью, потому что эта новинка в несколько раз дешевле и рассчитана на применение в гостиных или более универсальных комнатах (специализированная кинокомната, в которой нуждается 5000-й, ему не нужна).
Часть 2: наше будущее и прошлое