Часть первая
Одним из самых больших преимуществ моих увлечений записями на магнитных лентах — помимо того, что я постоянно открываю для себя невероятное звучание бобинного магнитофона — состоит в том, что я могу довольно много общаться с людьми, которые занимают ведущие позиции в области создания совершенного звука. Один из этих людей — Эдвард (Эд) Понг (Edward Pong), человек, представляющий уникальный в своем роде канадский лейбл UltraAnalogue Recordings.
UltraAnalogue специализируется на создании аналоговых записей камерной музыки превосходного качества и их выпуске на магнитофонных катушках в виде мастер-копий. Мы поговорим о компании и о том, как происходит запись в самой студии.
Как и многие в этой области, Эдвард Понг — страстный меломан, одержимый аудиофил, искатель совершенного звука и творческая личность, находящаяся в вечном поиске реализации наилучшего звучания. С одной стороны, я охарактеризовал бы его как консерватора, который придерживается основных правил и принципов на протяжении всего процесса звукозаписи. Но он может быть и экспериментатором — я подозреваю, что нет ничего такого, что он не был бы готов исследовать в своем стремлении к совершенству звука.
В компании UltraAnalogue Recordings, расположенной недалеко от Торонто, весь процесс записи начинается с выбора, кого и что записывать. Эдвард любит камерную музыку и именно в этой области он сосредоточил свои усилия, чтобы «сделать максимально образцовые записи некоторых из наиболее талантливых молодых музыкантов, играющих на одних из самых лучших по качеству инструментах в мире».
Если бы несколько лет назад он сказал мне, что хочет делать записи с неизвестными музыкантами, я бы почувствовал легкое замешательство от его слов. Да, я бы послушал очередную превосходно выполненную запись, но какое-то сомнение у меня все равно осталось бы — из-за того, что это было исполнено «неизвестными» исполнителями, а не музыкантами с громкими именами. Но это абсолютно неверно.
Есть множество невероятно талантливых, хорошо обученных и совершенно искусных музыкантов и исполнителей, которые, возможно, еще не имеют громких имен на международной сцене, но их уважают специалисты в области классической музыки. Фактически, в этом плане некоторые из них сейчас входят в число моих любимых музыкантов, и я даже предпочитаю их более известным исполнителям.
Я думаю, что здесь Эд Понг довольно проницателен. Музыканты, с которыми он решает работать и записывать — достойные молодые артисты, за их плечами множество наград, и некоторые из них уже находятся на пороге блестящей международной карьеры.
Эдвард прекрасно разбирается в выборе музыкальных инструментов. Но и тут опять проявляется его склонность к экспериментам. Например, большинство звукорежиссеров были бы вполне удовлетворены, если бы музыканты для записи в студии явились со скрипкой Страдивари или Гварнери, роялем Steinway или Fazioli. Но, как скрипач, Понг прекрасно понимает, что свойства инструмента могут меняться при разных условиях (температура, влажность и т.д.)
Поэтому он тесно сотрудничает с известным местным мастером по изготовлению струнных инструментов, чтобы гарантировать, что его записи отражают идеальный уровень открытости, четкости и тона. Я должен признать, что это первый раз, когда я сталкиваюсь с звукорежиссером, у которого в наличии имеются свои собственные струны, предназначенные для вашей скрипки или виолончели — или же молоточки для фортепиано. Вот это то, что я называю настоящим перфекционизмом!
Следующий этап — выбор места для записи. И Эдвард, сохраняя свойственную ему тягу к экспериментам, создал свое собственное пространство для работы. Можете ли вы себе представить, чтобы в одном помещении размещались студия звукозаписи, сцена для выступлений и бассейн? Все записи происходят именно здесь.
Стены и высокий сводчатый потолок, в основном, обшиты кедровым деревом, а само помещение спроектировано таким образом, чтобы обеспечить наилучшую акустику, которая выдвигает музыку на передний план, не внося никаких дополнительных призвуков. Разумеется, бассейн накрыт во время выступлений и записей.
Итак, наконец, сама запись. Эдвард может работать и в студийной обстановке, но в данном случае ему предстоит записывать музыкантов во время их выступления, «вживую». Музыканты на сцене, публика сидит, и каждая композиция фиксируется «как есть» за один дубль, без обработки сигнала, без микшерного пульта и без какого-либо последующего редактирования.
Используются всего два микрофона — в данном случае согласованная пара ленточных микрофонов Royer R-122v, которые подключены сделанными на заказ кабелями с использованием серебряного провода. Учитывая отсутствие микшерного пульта, Эдвард Понг тщательно позиционирует микрофоны, чтобы естественным образом запечатлеть расположение музыкантов относительно комнаты и друг друга.
В кропотливом процессе получения правильного результата, он часто тратит по полдня, физически перемещая музыкантов и микрофоны, пока не почувствует, что получился идеальный баланс. С этого момента все зависит от умения музыкантов сохранять свои позиции во время записи, контролируя свои эмоции, вызываемые при исполнении того или иного произведения.
Два микрофона подключены к микрофонному предусилителю, который сам по себе является произведением искусства. Это специально сконструированное устройство, разработанное и созданное асом по лампам Тони Ма (Tony Ma).
Этот предусилитель работает на входных лампах Western Electric WE437A и выходных WE300B (они считаются лучшими лампами для звука в аудио). Это полностью трансформаторная конструкция без конденсаторов и с повышающими, межкаскадными и выходными трансформаторами с обмотками из серебряного провода, изготовленными по индивидуальному заказу.
Во всех межкомпонентных соединениях используются сделанные на заказ серебряные кабели с активным экранированием для уменьшения помех. Все это в сумме создает невероятно прозрачную картину звука с ошеломляющим количеством мелких деталей и обеспечивает сохранение наилучшего динамического диапазона.
От предусилителя сигнал идет прямо на магнитофон. В данном случае это двухдорожечная дека Studer A80, работающая на скорости 15 ips (38 см/сек). Тони Ма модифицировал машину с использованием ламповой схемотехники и разводкой из серебряных кабелей, чтобы обеспечить невероятную чистоту сигнала и тонкую настройку тембра. Также предусмотрен отдельный аккумуляторный источник питания для аудиосхем, чтобы полностью исключить любые электрические наводки и помехи.
Еще один интересный момент, который следует отметить, заключается в том, что Эд Понг делает свои записи на несколько более высоком уровне, чем обычно (как в прошлом это делала звукозаписывающая компания Decca). Он записывает в эквализации NAB вместо CCIR на уровне 396nWb/m, что примерно на 4 дБ выше, чем стандартные 250nWb/m. Это делается для улучшения отношения сигнал/шум.
Однако если ваш магнитофон откалиброван на 250 нВт/м, то эти дополнительные 4 дБ могут привести к перегрузке, поэтому лучше всего отрегулировать выходной уровень вашей деки. Эдвард включает в свои записи тестовые звуковые сигналы, чтобы вы могли точно настроить уровень выходного сигнала. Но не волнуйтесь: если ваша дека не позволяет регулировать выходной уровень, Эд Понг по вашей просьбе с радостью запишет ленту на 250 нВт/м.
И все это потому, что каждая мастер-копия ленты UltraAnalogue создается индивидуально в реальном времени (на скорости 15 ips — 38 см/сек).
Продолжение следует…
Благодарность Дмитрию Александрову (BigD) за поддержку.
Оригинал: Putting the ‘ultra’ into analogue
Страница: UltraAnalogue Recordings