Поиск способов борьбы с вибрацией аппаратуры и акустики для любителей качественного звука были актуальны всегда. Еще во времена СССР меломаны придумывали разные приспособления из подручных материалов. Сейчас же на рынке есть большой выбор демпферов, виброразвязок различных брендов, разных конструкций и в любом бюджете.  Не так давно в руки попал демпфер Knecht среднего размера по цене 60 тыс руб. Мы с приятелем инженером решили его разобрать, чтобы понять принцип его работы и почему такая высокая цена. Было интересно, были ли использованы какие-то дорогие материалы или новый сложный механизм. Но в итоге вспомнилась известная фраза «Все новое - это хорошо забытое старое».

Фото 1
Фото 2

 По фото 1,2 видно, что демпфер снизу залит эпоксидной смолой и потребовалось немало усилий, чтобы добраться до самого механизма. Вначале работа стамеской, далее размачивание ацетоном и размягчение клея газ горелкой.

Фото 3
Фото 4

На фото 3 виден сам механизм, это маятник который крепится тремя нитями помещенный в силиконовое масло. Сам маятник (Фото 4) довольно грубо сделан из двух листов металла толщиной по 1 см. Корпус демпфера, соприкасаясь с корпусом колонки или усилителя, вибрирует вместе с ним, а маятник начинает двигаться в противофазе колебаниям корпуса, преодолевая сопротивление вязкой жидкости, тем самым уменьшая вибрации.

 

Такой принцип борьбы с вибрациями известен давно, со слов меломанов со стажем, во времена СССР делали подобную конструкцию. Брали банку из под селедки Иваси, заливали в нее отработанное машинное масло или другую вязкую жидкость, крепили сверху на бока банки стержень и подвешивали на него тяжелый грузик например, части свинцовых пластин автомобильного аккумулятора и демпфер готов, можно ставить на усилители, акустику знаменитых советских марок «Радиотехника», «Электроника», «Корвет» и др. Также известен лучший советский проигрыватель Корвет 038, в котором использовался механизм, который прозвали «яйцо» Лехницкого. На фото 5 виден тонарм с демпфером-шаром, подвешенным в сферической полости, заполненной вязкой жидкостью. Также подобный механизм гашения вибрации с помощью маятника применяют строители высотных зданий в сейсмоопасных регионах (Фото 6). Под потолком последнего этажа высотного здания крепится большой металл шар на тросах, который заполняется водой. И в случае раскачки здания при подземных толчках такой маятник не дает разрушится зданию. В общем, идея не новая, и известна давно.

Фото 5
Фото 6

По примерной рыночной оценке, стоимость материалов демпфера и его изготовления находится на уровне 5-8 тыс руб. Конечно стоимость зависит от количества заказываемых деталей, но все равно прибыль производителя около 1000% кажется завышенной. Но как говорится, цену определяет спрос и наличие конкуренции. Не удивительно, если скоро появятся китайские Демпферы по цене в несколько раз ниже. По экспрес-оценке инженера, конструкцию такого маятника можно изготовить намного проще и с меньшим количеством деталей. Так что есть смысл подождать с приобретением Демпферов за 60 тыс руб и через некоторое время увидим снижение цены.

После того как разобрались с конструкцией и ценой можно поговорить о самом главном – какой эффект и какой результат дает использование демпферов Knecht на звук. Однозначной оценки среди опрошенных любителей звука нет, были собраны мнения нескольких человек. От восклицательного наличия Вау-эффекта при первом прослушивании своей системы с Демпферами до уверенного утверждения вредности Демпферов для звука. Причем положительные отзывы дают в основном новички и люди которым нравится слегка яркий окрашенный звук. Отрицательные отзывы и не понимание, зачем они нужны, дают более опытные аудиофилы. Со слов производителя, есть люди, которые в очень дорогие системы покупали несколько демпферов Knecht после прослушивания. С другой стороны приведу мнение  авторитетного в РФ аудиоэксперта, автора акустических систем: «Звук с ними упрощается, демпферы повышают четкость читаемость звука, но уничтожают в нем живую составляющую: глубину, сложность, длительность послезвучий и тихие звуки.  То есть компактный дорогой «убийца» звука. Как бизнес проект может быть удачным, подойдут неопытным слушателям». Также есть нейтральное мнение, о том, что на некоторых композициях, например классике Демпфер дает более интересный звук, на быстрых композициях насыщенных басами наоборот немного портит.

Я также при первом прослушивании отметил эффект большей детализации звучания системы на ВЧ, СЧ. При более долгом прослушивании чрезмерная яркость и искусственное выделение некоторых частот стало немного раздражать. В моей системе демпферы с колонок я убрал, считаю, что на моей акустике они негативно влияют на качество баса. Но на ЦАП ставлю иногда, если слушаю классику, оркестровые композиции.  Демпферы действительно дают более яркую звуковую картину, выделяют некоторые тембры, особенно слышно это на легких жанрах. Да они упрощает звук, но если нравится такой эффект, то почему бы и нет. На роке, электронике, отдельно на ВЧ при размещении Демпферов на аппаратуре я не заметил никакого влияния. Отдельный отрицательный момент это риск поцарапать дорогую аппаратуру при частом упражнении поставить/убрать демпфер, т.к. он довольно таки тяжелый с металлическим дном. Подкладка из силикона, которая иногда входит в комплект, снижает эффективность Демпфера и неудобна в использовании.