Рон Корнелиус работает в McIntosh уже 26 лет. За это время сменилось как минимум одно поколение меломанов, аудиорынок полностью оцифровался, потом вернулся в прошлое к аналогу, а сама компания стала частью крупного холдинга. О том, как McIntosh получается оставаться и современным модным, и винтажно стильным, мы и поговорили с Роном Корнелиусом, нынешним амбассадором бренда.
— В вашей биографической справке я прочитал, что в аудиоиндустрии вы начали работать в 1975 году. Собственно, почему вы пришли работать именно со звуком?
— Все просто — это мое хобби. Я получил два образования: бизнес и автомобильные технологии. Во втором мы изучали электронику, что позволило мне быстрее разобраться в технических особенностях профессии. Карьерная история такова: пока я учился в колледже — половину дня подрабатывал в местном аудиосалоне, а когда закончил учебу — они пригласили меня на полный день. Проработал там около года, затем переехал в Калифорнию, где устроился продавцом к крупнейшему в этом штате хайфайному ритейлеру. Где и оставался до 1993 года, когда ко мне пришли из McIntosh и предложили работать на них. До того я уже занимался этим брендом и мне он нравился, мы входили в пятерку самых крупных дилеров McIntosh. В итоге начал работать на производителя и занимался поначалу продажами в Калифорнии, Гавайях и Неваде.
— Вот вы работаете в McIntosh уже 26 лет. Компания за это время сильно поменялась?
— Те, кто работает там каждый день, думаю, вообще никаких изменений не заметили. Кстати, у нас люди работают подолгу, есть сотрудник, который уже 50 лет в компании. И таких долгожителей много. Компания прошла через смену собственника, сам процесс был прозрачный и всем понятный. Сейчас производство стало эффективнее, у сотрудников появились дополнительные преимущества — например, полная медицинская страховка.
Всего в компании работает около 140 сотрудников. Это включая и инженеров-разработчиков, и тех, кто трудится на производстве. Последних, предположу, около 100 человек. Для High-End-рынка мы — довольно крупная компания.
— McIntosh празднует 70-летний юбилей. Это очень долгая история. Скажите, в современных моделях находится место технологиям, разработанным давным-давно?
— Конечно, есть несколько технических решений, которые мы используем чуть ли не с первых моделей. Например, трансформаторы в транзисторных моделях усилителей, фирменное название — Output Autoformer. В итоге на задней панели усилителя есть несколько клемм — на 2, 4 и 8 Ом. Если пользователь купит новые колонки с другим импедансом, ему не придется менять усилитель. Обычно же как — на 8 Омах акустика получает меньше мощности, чем при 4 Ом. А у нас нет, и никто другой так не делает.
Для ламповых усилителей тебе всегда нужен трансформатор, потому что у лампы сопротивление может быть, например, 2 500 Ом. Акустики с такими показателями не существует. Но мы придумали использовать трансформаторы и для транзисторных усилителей, и это позволяет им быть гибкими и эффективными, не беспокоиться о сопротивлении акустики.
Также хотел отметить, что с самого начала мы практически все делаем сами. Многие думают, что у нас в основном сборка, но это не так. Мы сами делаем шасси и корпус — начинаем с листа стали. Мы изготавливаем печатные платы. Мы делаем всю покраску. Все эти процессы происходят на нашей фабрике. Это не тот случай, когда только закручивают гайки. Когда к нам приезжают люди, они удивляются, что тут стоит реальный завод. И это, кстати, наше преимущество, потому что мы можем делать строго необходимое количество моделей, которое нам заказывают — нет перепроизводства, и при этом все очень гибко.
— На вашей презентации (прим. ред.: интервью проходило на конференции российского дистрибьютора Armada Sound после выступления Рона перед дилерами и его рассказа о текущих моделях и грядущих новинках) вы привели примеры так называемого «product placement», когда ваша техника появляется в голливудских фильмах. И отметили, что зачастую она там стоит и не работает. А бывали ли случаи, когда она работала?
— Некоторым актерам нравится наша техника, и они просят, чтобы стояла реальная система, которую можно включить… но мне сложно привести конкретные примеры. Мы даем оборудование для фильмов, начиная с 70-х годов. Режиссерам нравится, как McIntosh выглядит в кадре, и они обращаются к нам с запросом.
Из того, что я помню лично — фильм «Что скрывает ложь» с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер. По сюжету они живут в «доме с приведениями». В начале фильма есть сцена, когда героиню пугает неожиданно включившееся радио. Так вот, это мои личные аппараты стоят, я их привез к ним на съемку. К радиоприемнику тянули струну, чтобы можно было удаленно управлять им вне видимости камеры.
— Также на презентации вы показали картинку «из будущего» — усилитель для наушников MsIntosh MHA200. Судя по техданным, у этой модели не будет встроенного ЦАПа. Почему так?
— Финальных характеристик пока нет, поэтому ничего не могу сказать. Эта модель — часть большого плана по обновлению и выпуску новых продуктов. Цель выпуска вполне понятна — сейчас у многих пользователей огромное количество музыки хранится на портативных устройствах. Так почему бы не слушать ее через нормальный усилитель? И вероятно, цифровая часть будет отдельным компонентом — для тех, кому это надо.
— В новом гибридном усилителе McIntosh MA352 есть эквалайзер. Аудиофилы чаще выступают против использования темброблока в хайэндных продуктах.
— Конечно же, эквалайзер всегда можно отключить — в усилителе есть функция bypass. Дело в том, что у наших покупателей, помимо коллекции пластинок или дисков, могут храниться и собственные, личные записи. Когда я слушаю идеально записанный трек, мне эквалайзер не нужен, но если я смотрю видео нашего с женой танца на свадьбе — он окажется полезным.
— На презентации вы рассказали, что старым покупателям не очень-то нравится современный дизайн компонентов McIntosh — им он кажется слишком современным.
— Посмотрите на усилитель McIntosh MA352 — на стеклянной панели лампы в серебристых решетках. Внешне он хоть и похож на модели двадцатилетней давности, но более броский, яркий. Прежним пользователям он кажется слишком вычурным, но современный покупатель, наоборот, оценивает этот дизайн выше.
Подобные продукты мы делаем под кодовым именем «мой первый McIntosh». Понятно, что для кого-то он будет и последним, но наиболее успешные модели поспособствуют приобщению людей к нашей продукции. Предыдущую модель McIntosh MA252 рынок принял очень хорошо, поэтому мы решили в этом дизайне сделать еще одну. Окажется успешной — сделаем и третью.
— Какой продукт в истории McIntosh самый успешный?
— Ламповый усилитель McIntosh MC275. В 1960-х мы сделали около 6 000 таких; производство было завершено в 1969-м. А потом снова вернули его к жизни в 1993-м. Думали, что разово выпустим — и все, но его продолжали заказывать. Сейчас мы выпускаем уже шестую версию, но, по сути, она отличается повышенными требованиями к безопасности. Это как делать легендарный Ford Mustang 1964 года: люди-то и не против его купить, но производитель должен оснастить машину подушками безопасности, поставить другие бамперы, логично и мотор поменять на более эффективный. Так и в нашем случае: мы продаем в большое количество стран с разными электросетями, и нам нужно быть уверенными, что пользователь не получит удар током, если прикоснется к передней панели — ведь у ламп очень высокое напряжение.
И вот если посчитать все годы выпуска McIntosh MC275, то выйдет более 40 000 штук.
— McIntosh сегодня — часть большой семьи (прим. ред.: входит в холдинг McIntosh Group наравне с Sonus Faber, Audio Research, Wadia, Sumiko и другими). Но в семьях не всегда царит спокойствие и уют. Насколько вы хорошо уживаетесь с остальной частью «родни»?
— Я думаю, тебе приходится действовать аккуратно, когда в твоей семье настолько серьезные и настолько разные бренды. Audio Research должны оставаться Audio Research. У них свои инженеры, собственная фабрика. Если мы можем в чем-то помочь друг другу — конечно, не откажем. Но у них своя философия, и у нас тоже своя. Даже лампы мы используем разные. Также акустика из Италии должна оставаться итальянской акустикой. Нельзя смешать все в один офис — слишком непохожие продукты.
— Несколько вопросов от наших читателей. Вот первый из них: почему раньше на продуктах McIntosh писали просто «Made in USA», а сейчас там уже другая подпись?
— Закон поменялся, теперь эту фразу надо писать согласно проценту импортированных деталей. На части наших моделей по-прежнему стоит «Made In USA», но на некоторых — «Made in USA of domestic and foreign components». Вторая значит, что сделано в США, но часть деталей импортировано. Например, возьмем CD-проигрыватель: его привод сделан в Японии, и это, отмечу, его самая дорогая часть. Мы всегда закупали привод в Японии, но сейчас закон поменялся и мы обязаны указывать это.
Любопытный факт: когда я путешествовал в Азии, заметил, что у них не требуют указывать страну производства. Покупаешь футболку и не знаешь, где ее сделали — во Вьетнаме, Китае, Египте или США. Очень непривычно. Не знаю, как в России, но в США — это обязательно и точно регламентируется.
С другой стороны, когда делаем для Китая, нам нужно писать данные о продукте на китайском — согласно уже их закону. Люди могут подумать, раз иероглифы — сделано в Китае, но это не так. Наш китайский дистрибьютор присылает текст, а мы его гравируем. Надеюсь, что там написано то, что должно быть написано.
— По вашему мнению, какой класс усилителей более музыкальный: А, AB или может быть D?
— Не думаю, что класс усилителя как-то влияет на его «музыкальность». Часто на выставках вижу, что приходят люди и проводят руками около усилителя — по их мнению, он должен быть горячий. Но это неправда: он должен нагреваться, только когда я включаю его громко. Собственно, мы используем класс AB уже давно как раз по причине того, что хотим, чтобы усилитель работал без сильного нагрева как можно больше. Класс A — хороший, но слишком неэффективный, быстро нагревается, чем еще сокращает жизнь продукта.
У нас есть несколько инсталляционных усилителей D-класса, там требования к формфактору — они должны быть маленькими. Но и они нагреются, если будут долго играть с высокой громкостью.
— У вас есть колонки McIntosh линейки XRT, у которых спереди расположено огромное количество маленьких драйверов. Какую проблему вы пытаетесь решить таким образом?
— Это специфический вид акустики, давно известный науке — линейный массив (line array). Смысл в том, что звук поступает к слушателю по прямой. Возьмем обычный громкоговоритель: если слушатель сидит и его уши находятся напротив драйвера, он получает прямой звук, но если он встанет, то динамик уже не будет направлен на него. Поэтому мы и делаем высокие колонки, у которых ВЧ- и СЧ-излучатели стоят на передней панели линейным массивом. Где бы ни находился слушатель — он слышит прямой звук. Преимущества такого решения: звук может уходить далеко — на 20–40 метров без падения звукового давления. По звуку становится немного похоже на рупорный динамик, но без всякого рупора.
Линейные массивы чаще всего встречаются среди концертной акустики, ведь там обязательно нужно «послать» прямой звук (без задержек и отражений) на большое расстояние — иногда сотни метров.
— Получается, эти колонки предназначены для больших помещений?
— Их можно слушать близко, но если дистанция окажется меньше примерно 2,5 метров, громкость начнет падать, потому что вы слышите только часть динамиков. Лучше отойти на расстояние больше, чем 3 метра.
— Планирует ли McIntosh делать акустику другого типа?
— В прошлом году мы представили линейку встраиваемой акустики. Этот сегмент рынка очень насыщен, и у покупателей есть огромный выбор, но наши дилеры просили, чтобы мы сделали акустику, которая может играть реально громко и не «захлебываться». Сами знаете, люди включают кино на сумасшедшей громкости. И вот мы такие сделали, и усилители к ним — 8-канальный и два 4-канальных. Недавно на выставке CEDIA наши дилеры сделали инсталляцию из восьми усилителей и 64 каналов. Еще отмечу, что наша встройка сделана в алюминиевом закрытом корпусе, поэтому играет хорошо независимо от материала стены.
Я уверен, что придет время и появится еще какая-нибудь интересная акустика от McIntosh, но большего пока сказать не могу.
— Что вы думаете о бестрансформаторной схеме лампового усилителя (OTL), пытались сделать такой?
— Это как раз к вопросу о том, почему мы даже транзисторные усилители делаем с трансформатором по технологии Output Transformers. И это не вопрос звука, а вопрос помех и обязанностей перед покупателем. Чтобы OTL-усилитель хорошо работал, он должен безупречно сочетаться с колонками, и колонки ему нужны со специфическим сопротивлением. Получается очень ограниченный и специфический продукт.
— Есть ли у вас в планах функция изменения цвета подсветки?
— Нет. Но вы всегда можете ее выключить.
— На ваш взгляд, что ожидает рынок в ближайшие 10 лет?
— Скажи мне кто-нибудь в 1993, когда я пришел в McIntosh, что я буду в 2019 году в России разговаривать о 70-летии McIntosh и всех этих ламповых усилителях и других аналоговых продуктах, и что виниловых пластинок в США будут продавать больше, чем компакт-дисков — я бы не поверил.
Честно скажу, у меня нет никаких идей, что будет через 10 лет. Я лишь надеюсь, что McIntosh будет так же выпускать качественные усилители. Ведь мы думаем, что любые колонки лучше звучат с нашими усилителями.
— Не знаю, как в США, но из России кажется, что McIntosh символизирует американский стиль 60-70-хх — нечто большое, массивное, громкое и рок-н-рольное.
— Я бы еще прибавил синий цвет — это тоже часть нашего стиля. Действительно, McIntosh сделан в рамках американских традиций и имеет долгую историю. Я часто говорю по телефону с людьми, которые купили усилитель 20 или 30 лет назад, он до сих пор работает, им нужно лишь починить какую-нибудь мелочь — стекло, например, сломали. И эти люди счастливы. У нас нет задачи стать производителем массовой продукции. Мы хотим продать вам ваш последний усилитель — вы будете пользоваться им до конца жизни. Потому что он настолько хорош.
— В России нет долгой истории общения с дорогим и качественным стерео, я бы даже сказал, что «новая история российской аудиофилии» начинается с 2000-х годов, когда рынок «заматерел» и люди начали думать и пробовать, прежде чем покупать технику.
— Зато у вас есть записи советского периода — «Мелодия». У меня дома хранится около сотни пластинок этого лейбла — симфонические записи. Они, может быть, и не очень качественные по современным меркам, но натуральные, сырые. Если кто-то закашлялся — ну и пусть. Как будто концерт, но в студии. Очень свежее звучание, необычное.
И приведу в пример Китай, там все еще хуже — они перешли с монопластинок на 78 оборотов сразу на CD — когда страну открыли для мира. И нет ничего между. Они даже не очень понимают о чем идет речь, когда рассказываешь им историю стереозаписи. Так что вам еще, можно сказать, повезло.
— Какая громкость, по-вашему, лучше всего для прослушивания — 30% мощности усилителя, 50, 100%?
— Очень хороший вопрос, который часто задают. Но он не имеет никакого отношения к технике, нужно следовать записи. Представьте себе композицию с акустической гитарой, должна она играть громко? Ведь в жизни что голос, если это камерная запись, что гитара — они никогда не играют громко.
И обратный пример: очень часто люди слушают симфонические записи очень тихо. Но если вы придете в зал — там оркестр больше 100 дБ может выдать. Но если ставишь на эту громкость запись, просят сделать потише. Но ведь это именно так и должно играть!
Громкость должна соответствовать музыке. Не важно, на 12 часов вывернут регулятор или нет: все зависит от композиции, записи, от ее динамического диапазона. Это еще одна причина, почему я люблю пластинки «Мелодии» — у них нет никакой компрессии, все записано как есть.
— В каталоге McIntosh есть всего одна модель наушников. Вы будете развивать это направление?
— Мы практически распродали модель McIntosh MHP1000 — это был довольно успешный для нас продукт. Но мы не можем выпускать достаточные объемы, чтобы зайти на этот рынок серьезно. Нужна куда более широкая дилерская база и продавать много-много наушников, чтобы все это имело смысл.
Хотел бы я, чтобы у нас в каталоге присутствовали наушники? Да. А хотел бы я, чтобы наши инженеры тратили время на их разработку? Нет. В мире много производителей хороших наушников, но это не наша специализация. Вот усилитель для наушников — это наш сегмент. Мы можем сделать аппарат, который улучшит звук тысячи разных моделей наушников. И мне кажется, это хороший план.
— А что с проигрывателями винила?
— У нас есть несколько моделей, и все с ними прекрасно. Одна сложность — требуют больше времени от службы поддержки. Ведь усилитель в каком-то смысле простой прибор: включил — и работает. А с вертушкой начинается подбор картриджа, сочетания, сама по себе сложная механика. Пользователи звонят и задают много вопросов.
Кстати, вы знаете, мы же получаем много звонков с просьбой исправить что-нибудь в компьютерах Macintosh — наше название сыграло с нами злую шутку. Иногда даже помогаем — в пятницу вечером на прошлой неделе полчаса объясняли пожилому мужчине, как смотреть YouTube на компьютере — не бросать же его в такой непростой ситуации.
— На конференции я увидел колонку «все-в-одном» McIntosh RS200. Что это за продукт?
— Это часть нашей лайфстайловой линейки, которую мы делаем в Азии. Если делать такое в США, получится раза в три дороже. А мы в принципе рассчитываем их продавать, в основном, на азиатских рынках. Тут мы, подобно Apple, разрабатываем в США, а делаем в Китае.
— И напоследок пару советов для российских покупателей McIntosh о том, как правильно ухаживать за вашей техникой?
— Не убирайте усилители в закрытое пространство — ему нужна свобода и воздух, чтобы он охлаждался. Плохо, когда они заставлены где-нибудь в углу или внутри тумбы. Держите усилитель холодным, чистым. А еще кошки любят спать на усилителях, чего тоже лучше не допускать. Наконец, если есть возможность, всегда используйте балансное подключение.