Тонарм — неотъемлемая часть конструкции проигрывателя виниловых пластинок. В мире существует масса вариантов, различающихся по принципу работы, конструкции, материалам. И совсем необязательно приобретать тонарм в базовом комплекте с проигрывателем, не выбирать отдельно и никогда не менять. Конечно, многое зависит от того, какие возможности дает стол, можно ли там что-то заменить, как все это будет соотноситься и по звуку, и по разумности цены. Но по моему убеждению, выбор комплектации и сама возможность этого выбора очень желательны и дают большую степень свободы.
В этом тесте собраны тонармы с разной ценой, разной длины и с разными конструктивными особенностями. И конечно, это только малая часть того, что есть на рынке. Конструктивно же я ограничился только тем, что все наши испытуемые — поворотной, а не тангенциальной конструкции. В процессе теста не ставилась цель выбрать что-то наилучшее, единственно правильное, да и выбор этот, по сути, невозможен. Важнее и интереснее определиться с особенностями каждого тонарма, его конструкцией и возможной сферой применения.
Для проведения теста тонармов было сделано несколько установочных баз из одинакового материала, использовался один проигрыватель с возможностью установки двух тонармов одновременно и две пары тестовых головок. Если можно было заменить фонокабель, то это тоже учитывалось, и тонармы тестировались как с кабелями из штатного комплекта, так и с опциональными кабелями (идентичными c RCA и DIN-разъемами).
Тонарм Clearaudio Satisfy Directwired
При внешней иллюзорной простоте тонарм изготовлен и собран очень качественно и конструкцию имеет не самую обычную. Практически все детали тонарма — из алюминия. Также существуют модификации тонарма с трубкой, изготовленной из карбона. В основе поворотного механизма — «нежная» конструкция с миниатюрными подшипниками.
Тонарм 9-дюймовый, статически сбалансированный. Эффективная масса, к сожалению, неизвестна, но не думаю, что она очень мала. Противовес массивный и имеет большой ход, поэтому неудивительно, что диапазон веса головок, которые можно устанавливать, значителен. Правда, не предусмотрено никаких настроечных делений, и для настройки прижимной силы нужно будет воспользоваться или простыми механическими весами из комплекта, или электронными весами.
Для крепления головки используется не совсем обычная конструкция. По сути, шелл можно счесть несъемным, так как для частой замены головок он совершенно не подходит. Головка крепится к небольшой алюминиевой площадке, которая, в свою очередь, фиксируется к тонарму одним винтом. Здесь возможны и сдвиг головки вперед или назад, и поворот площадки вместе с головкой для получения нужной геометрии. Также есть возможность подстройки азимута, для чего нужно ослабить фиксирующий винт, находящийся снизу трубки тонарма, и повернуть всю сборку шелла в ту или иную сторону.
Регулировка тонарма по высоте вполне привычная: основание тонарма можно перемещать вверх или вниз внутри алюминиевой базы и фиксировать винтом в нужном положении. Регулировка антискейтинга магнитная, но не самая простая и не очень удобная. По сути, при настройке изменяется расстояние между магнитами, что, собственно, и позволяет регулировать значение, но никаких делений и цифр нет (в инструкции даны только три усредненных варианта положения для разных параметров головки).
Однако для наиболее точной настройки очень желательно использовать тестовый диск, тем более что в ряде случаев рекомендованное усредненное положение может отличаться от того, что получается по результатам тестов. Выходной провод у тонарма несъемный, с RCA-разъемами и клеммой заземления. Судя по названию, можно предположить, что проводка сделана неразрывной от разъемов к головке до выходных RCA. Экранирована ли внешняя часть проводки, сказать сложно, но высокой чувствительности к наводкам я не заметил.
Тонарм не так прост в настройке, несколько капризен и чувствителен к вибрации, и если использовать его в системе — проигрыватель должен быть хорошо защищен от возможных вибраций. В плане сочетания с головками предпочтительнее окажутся модели с уверенным, возможно, даже немного ярким или резким звуком, но точно не тусклые или мягко-выраженные.
За исключением этих весьма условных характеристик явно выраженной собственной окраски в звук тонарм не привносит и в целом может использоваться с самыми разными, подходящими к нему по техническим характеристикам, головками. И хотя в модельном ряду Clearaudio достаточно собственных головок, которые вполне можно использовать, это — правило необязательное.
Тонарм Ortofon TA-210
Этот тонарм — 12-дюймовый, статически-сбалансированный и с рядом необычных характеристик. При разработке специалисты уделили особое внимание демпфированию алюминиевой трубки — для этого используются разные материалы и конструкции. Впрочем, почти все тонармы имеют какие-то демпфирующие элементы, исключения весьма редки. Но на трубке, само собой, интересные моменты не заканчиваются. Необычными могут показаться характеристики: эффективная масса без шелла — всего 5 г.
Штатный съемный шелл Ortofon LH-2000E — классической конструкции и весит 15,5 г. Если же посмотреть на противовес, то становится понятно, что уравновесить можно штатный шелл с весьма тяжелыми головками — от 5,5 до 12,5 г. Более того, к противовесу в комплекте имеется дополнительное утяжеляющее кольцо весом 45 г. Таким образом, на этот тонарм можно устанавливать в том числе головки Ortofon серии SPU. И если хотя бы примерно пересчитать в этом случае полученную эффективную массу, она окажется достаточной и для таких низкоподатливых головок.
В плане настроек и регулировок тонарм сконструирован вполне привычно, настраивается все: и параметры геометрии головки, и такие моменты, как положение микролифта, и в целом вид конструкции кажется удобным и надежным. У противовеса есть шкала делений, так что выставить прижимную силу с некоторой приблизительной точностью можно и без весов. Кстати, весов в комплекте нет, хотя еще некоторое время назад в комплекте к тонармам Ortofon прилагались электронные весы Ortofon DS-1. И весы DS-1 интересны не только тем, что с их помощью можно точнее выставить прижимную силу, но своей способностью работать с диапазоном весов намного большим, чем многие специализированные настроечные весы (позволяют взвешивать головки, шеллы, всяческие крепежные винтики и т.д.) что на практике очень удобно. Регулировка антискейтинга несложная — при помощи ручки со шкалой, и результат при проверке по тестовым дискам получается вполне точным.
Выходной разъем у тонарма — под привычный DIN, и в комплекте идет очень неплохой фонокабель Ortofon 6NX-TSW-1010, которого совершенно точно хватит на первое время, а вполне возможно, что и вообще заменять не захочется.
Общее впечатление — удобная и надежная конструкция с возможностью точных настроек. Шеллы и кабели при желании можно легко менять.
В остальном же тонарм явно рассчитывался в первую очередь на работу с определенными головками собственного производства: производитель рекомендует сочетания с MC Windfeld, MC A90, SPU Series и Ortofon Xpression.
В характере влияния на звук можно отметить легкость, воздушность, сочетающиеся с хорошей микродинамикой и детальностью, незначительную долю теплоты и какую-то свою, узнаваемую музыкальность. Почерк ближе к универсальному, и действительно соглашусь с тем, что «родные» головки окажутся не то чтобы предпочтительнее, но результат будет более прогнозируем.
Тонарм Rega RB202
Внешне очень простой и немного брутальный тонарм. По конструкции — 9-дюймовый, статически сбалансированный. Металлических частей немного — трубка, поворотный узел и противовес. Установочная база, держатель микролифта и армреста, хвостовик, на который накручивается противовес, пластиковые. Трубка тонарма имеет переменное сечение и окрашена в черный цвет. Противовес также окрашен, из его особенностей — только возможность зафиксировать нужное положение при помощи винта, если, конечно, вы сочтете это необходимым.
Минималистичность конструкции сочетается с аналогичным подходом к настройке. Настроить можно только положение головки, двигая ее вперед или назад относительно несъемного шелла, прижимную силу и антискейтинг. При этом никаких шкал вообще нет, разве что у ползунка антискейтинга имеются условные деления, позволяющие задать некоторые дискретные (но не очень точные) значения. Это объясняется тем, что в случае использования головок Rega нужно будет настроить только положение головки по штатному шаблону, а противовес просто закрутить до упора. Для родных же головок есть отверстие для третьей точки крепления, что явно упрощает настройку геометрии. Регулировки азимута или даже высоты не предусмотрено.
Провод у тонарма несъемный — провода для подключения головки залиты внутри трубки тонарма, а выходной провод зафиксирован в основании. На выходе провод самый простой, разделанный неразборными разъемами в пластиковых корпусах. Также нет клеммы заземления. К наводкам эта конструкция совершенно нечувствительна, так же как и к вибрациям умеренной силы.
В комплекте к тонарму практически ничего нет, да и не нужно, разве что инструкция и настроечный шаблон. И придумать что-то дополнительное будет сложно, ведь по сути, это — законченная конструкция, предполагающая использование «как есть».
Минималистичный подход разработчиков Rega к виниловой технике известен давно, и этот тонарм мне сложно рассматривать как некую самостоятельную величину, а не как составную часть проигрывателей Rega. Хотя вполне возможно, что найдутся и другие сочетания.
По звуку — опять же все узнаваемо, особенно если использовать головки Rega, а к данному тонарму можно рекомендовать младшие модели — Carbon, Bias 2 и Elys 2. И учитывая, что регулировки по высоте нет, подбирать альтернативы будет затруднительно. Характер звучания скорее прямолинейный, с упором на эмоции. Детальность получается невысокой, а звук в целом — ярким и немного темным одновременно, с не самой точной локализацией, но с неплохим напором и насыщенностью.
Тонарм Rega RB808
Тонарм на две модели старше, чем младший и уже изученный Rega RB202. Принцип работы и конструкция схожи, но есть и масса различий. Все тонармы Rega собираются вручную в Англии (хотя как еще их можно собирать...), но вот отбор комплектующих, тех же пар подшипников, тем более строг, чем выше модель тонарма. То же относится и, например, к используемой проводке: у старших моделей более дорогие проводники и разъемы
Внешне тонарм узнаваем — та же металлическая окрашенная в черный цвет трубка переменного сечения, та же возможность трехточечного крепления для головок Rega, и тот же подход к настройкам. Но металлических частей больше — это и хвостовик тонарма, и база для крепления к столу. Хотя пластик в этой модели тоже имеется.
В плане настроек также нет регулировки по высоте и настройки азимута. Хотя отчасти высоту можно регулировать при помощи опционального комплекта проставок для базы. А вот с отсутствием регулировки азимута придется смириться. Прижим у тонарма регулируется уже более сложно и более точно. Металлический противовес служит для того, чтобы «вывесить» тонарм в ноль, а дальше прижимную силу нужно установить при помощи вращающейся ручки сбоку от поворотного механизма. Такая регулировка может косвенно указывать на то, что тонарм динамически сбалансирован, но только в теории. По факту производитель не дает информации, впрочем, это касается и многих других технических параметров тонарма, и вообще свойственно для компании Rega.
Антискейтинг настраивается относительно условно, точнее, есть регулировка по нескольким степеням, но точное значение, особенно при настройке по тестовому диску и с неродными головками, с первого раза получить сложно.
Кабель несъемный, проводка от головки залита в трубке тонарма, выходные кабели — достаточно толстые, гибкие, и разделаны неплохими RCAразъемами. А клеммы заземления нет, впрочем, ее нет у всех тонармов Rega вообще. К наводкам и вибрациям тонарм слабочувствителен. В комплекте к тонарму идет несложный настроечный шаблон для установки головки, учитывая минимум регулировок, на практике и такого шаблона будет достаточно.
Звук явно более детальный, чем у младших моделей, с лучшей проработкой нюансов и локализацией, но общий характерный эмоционально-напористый почерк и склонность к скорее прямолинейной подаче сохраняются. Формальные показатели лучше, это касается и динамики, и детальности, и проработки сцены. И хотя тонарм предполагает не самые сверхточные настройки, ими не стоит пренебрегать, по возможности используя и весы, и тестовые пластинки, особенно в тех случаях, когда устанавливаются головки других производителей. Если же хорошо отстроить систему в целом, то результаты работы будут стабильными — к частым капризам тонармы Rega точно не склонны.
Тонарм Roksan Tabriz ZI
В конструкции и внешности тонарма сочетаются как вполне привычные, так и редкие и индивидуальные черты. В общих словах это — 9-дюймовый статически сбалансированный тонарм с толстой металлической трубкой и несъемным шеллом. Относительно материалов: в конструкции сочетаются металл и легкий жесткий пластик дерлин.
Самое необычное в конструкции — это противовес, позаимствованный у старшей модели Roksan Artemiz. Это сложная многосоставная конструкция, требующая в процессе регулировки особого подхода. Система состоит из двух основных частей, большого и малого противовесов. Внешне большой противовес напоминает корзинку, в ручке которой имеется шип, а он, в свою очередь, опирается на малый, уже классический по конструкции противовес, накручиваемый на тонкий стержень-хвостовик. Также в этой конструкции, в составе малого противовеса есть дополнительные демпфирующие вставки. Плюс к этому можно изменять вес груза при помощи нескольких опциональных (но не входящих в комплект) дисков-утяжелителей. И шип, на который опирается большой противовес, можно вкрутить или выкрутить, тем самым меняя расположение центра тяжести.
Разработчики дают этой конструкции весьма подробное и пространное объяснение, которое я оставлю за скобками, но если оценивать конструкцию по существу, то при некоторой капризности и длительности настройки в целом все не лишено смысла. Остальные узлы тонарма вполне привычны: поворотный механизм, микролифт, удобная настройка антискейтинга. В комплекте есть все инструкции и шаблон для настройки. Регулировки, кроме прижимной силы, обычные и затруднений не вызывают.
Выходной кабель у тонарма собственного производства, с одной стороны с DIN-разъемом, с другой — с земляной клеммой и разъемами RCA. В процессе теста кабель показал себя очень неплохо, и это не тот случай, когда его сразу нужно менять. Ну а если захочется — фонокабелей с DIN-разъемами в природе существует немало.
Кроме кабеля у производителя есть еще несколько опций к тонарму, которые могут оказаться интересными, но раз уж с ними не удалось познакомиться на практике, то подробно их рассматривать я не стану.
В плане звуковых свойств тонарм порадовал отрытым, легким и практически неокрашенным звучанием, с хорошим балансом между точностью и музыкальностью. Особенно понравилась открытость и проработка сцены и всех ее составляющих. Правда, с подбором головок придется немного повозиться, и не всегда получается, что вроде бы хорошо знакомая головка в сочетании с тонармом при всех формально правильных настройках даст ожидаемый звук. Но это сложно назвать недостатком, поскольку в той или иной степени данное свойство присуще всем тонармам, вопрос только в степени капризности. И хотя здесь эта черта прослеживается, за рамки дозволенного она не выходит. Также я не вижу причин ограничиваться этим тонармом только в связке с проигрывателями Roksan: вполне возможны и другие сочетания, кроме тех, когда желателен очень масштабный и фундаментальный «звук-стена».
Тонарм Scheu Analog Classic mkII 10"
Одно из самых необычных устройств в тесте. По конструкции и принципу работы — 10-дюймовый, одноопорный тонарм. Первое, что замечаешь, изучая конструкцию,— вместо привычной трубки использован металлический П-образный профиль. Сейчас такие конструкции встречаются редко, но много лет назад они были распространены намного больше. В остальном тонарм — классический, далеко не самый простой в настройке и использовании, одноопорник.
Первое, с чего начинается сборка и настройка,— необходимость как-то закрепить проводку тонарма, поскольку в заводской поставке эти провода вообще никак не закреплены в «трубке». С одной стороны, неудобно, и не для начинающего виниловода, с другой, такая конструкция дает дополнительную степень свободы. Ведь способов крепления может быть множество: приклеить, зафиксировать чем-то, сделать какие-то вставки и так далее. И те, кто перебирал и ремонтировал разные тонармы, знают, что от таких, казалось бы, незначительных нюансов звук может ощутимо меняться.
Для теста я сделал несколько вставок из вспененного пластика и использовал их для фиксации проводки. После того как вопрос с проводами решен, тонарм превращается в привычный одноопорник, в котором нет ничего сверхсложного. В процессе настройки нужно выставить высоту, это делается самым обычным способом, смещая основание тонарма относительно базы и фиксируя его зажимным винтом на нужной высоте. Дальше необходимо найти правильное положение площадки микролифта, который в нашем случае служит одновременно и армрестом. И здесь необходимо учесть, что отсутствие армреста делает головку более уязвимой — тонарм просто лежит на армресте без какой-либо фиксации. Это нужно учесть и принять должные меры при выборе места для проигрывателя или опциональной защитной крышки.
Головка крепится без проблем, ее положение можно регулировать, смещая корпус вперед или назад. Прижим задается при помощи двойного противовеса, основной — металлический брусок, смещающийся относительно самого тонарма и предназначенный для выравнивания тонарма «в ноль». Второй — небольшой противовес, прикрепленный к первому на длинном шкиве с резьбой, задает уже точную прижимную силу.
Что удобно — противовесом регулируется только прижим, а для регулировки азимута по бокам от поворотного узла есть смещающиеся в обе стороны грузики. Остается антискейтинг, в нашем случае это — классическая конструкция из грузика, лески и блока. Может быть, такая настройка не самая точная, но в отличие от пружинки или магнита она будет работать и через несколько десятилетий.
При внешней неказистости тонарм оказывается удобнее в настройках по сравнению со многими другими одноопорными моделями. По звуку же тонарм практически линеен и совершенно не привносит собственной окраски. Вероятно, на самых сложных записях, в сочетании с не очень податливыми головками и можно услышать какое-то упрощение, но не более того. В остальном я не заметил ни навязывания собственного почерка, ни каких-то жанровых зависимостей. Имеет смысл обратить внимание на важность точной настройки и аккуратное обращение в процессе.
Тонарм SME M2-10
Второй «младшенький» тонарм среди всей линейки производства SME. Не самая распространенная модель (по причине длины в 10 дюймов, аналогичные модели длиной 9 или 12 дюймов встречаются чаще). Но в нашем случае это не так важно, потому что тонармы серии М2 во многом схожи. Тонарм статически сбалансированный, с качественным и точным поворотным механизмом.
Шелл съемный, изготовленный из магнезиевого сплава, со сменной проводкой, но нестандартной конструкции, и ее логичнее рассматривать как некую удобную опцию для установки головки и регулировки азимута, а не как возможность быстрой смены головок. Металлическая трубка тонарма скорее тонкая, с постоянным сечением. Противовес массивный, с плавным ходом и шкалой для регулировки.
В принципе, настроить этот тонарм с достаточной точностью можно и без весов, хотя с ними, конечно, проще и удобнее. Настройка антискейтинга осуществляется при помощи грузика, подвешенного на леске, перекинутой через блок. Но за счет того, что деления для настройки имеют небольшой шаг, вполне можно получить значение, близкое к идеальному. Настройка положения головки осуществляется традиционно для SME не сдвигом головки относительно шелла, а сдвигом всего тонарма относительно базы. Очень удобный вариант, позволяющий без особенных усилий получить высокую точность настройки.
Также интересно реализована регулировка высоты. Тонарм не просто перемещается вверх или вниз относительно базы: в конструкции есть еще и регулировочное кольцо, и резьба на основании тонарма. Эта система упрощает настройку и позволяет без труда изменять высоту на совсем небольшие величины.
Про съемную проводку в шелле я уже упомянул, что это, несомненно, хорошо. С выходным же кабелем ситуация еще интереснее. Кабель у тонарма съемный, но на выходе не привычный DIN-разъем, а пара разъемов RCA и клемма заземления. Штатный провод, идущий в комплекте, изготавливается из кабеля Van Den Hul, и я не скажу, что этот кабель идеален для данного тонарма, здесь есть потенциал для апгрейда с положительным результатом. К тому же хоть к фон кабелям по конструкции и параметрам применимы определенные требования, не факт, что нельзя использовать какой-то обычный межблочник, просто добавив к нему земляную жилу. Здесь определенно есть с чем поэкспериментировать. Учитывать стоит только то, что разъемы у тонарма направлены вбок, и могут найтись случаи, когда установить тонарм можно, а кабель уже не поместится. Хотя и это решаемо путем пары совсем не сложных манипуляций.
В комплекте имеется все необходимое для точной настройки. Из опций, как и в случае с остальными тонармами SME, я бы рекомендовал добавить вязкостный демпфер FDM2.
По функциям и влиянию на звук этот тонарм (как, впрочем, все модели в серии М2) мне, пожалуй, ближе, чем большинство других. Совокупность точности настроек с совершенно ровным, нейтральным звуковым почерком — хорошее сочетание. И что еще мне нравится: звук при отличной динамике, детальности, параметрах сцены не впадает в аудиофильские крайности, оставаясь звуком и музыкой, а не некой аудиофильской картинкой.
Тонарм SME 309
Однозначно самый сложный по деталями и техническому исполнению тонарм в этом тесте. В основе устройства — очень точная и технологичная поворотная конструкция с качественными подшипниками и трубка переменного сечения из магнезиевого сплава. Шелл также изготовлен из магнезиевого сплава, он съемный, но съемный условно. Чтобы установить новую головку, он вполне удобен, а вот использовать несколько головок на разных шеллах особогосмысла нет, так как переустановка с настройкой азимута — процесс весьма трудоемкий.
В плане настроек тонарм очень удобен. Высота настраивается привычным способом, при помощи сдвига тонарма вверх или вниз относительно базы. А вот настройка положения головки реализована необычно, но традиционно для тонармов SME. В шелле нет пазов, и головка фиксируется винтами в одном положении, сдвигается же весь тонарм, для чего у него имеется база особой конструкции. Для регулировки стоит пользоваться специальным ключом, в целом все позволяет очень точно настроить положение головки по шаблону, не затрачивая при этом лишних усилий.
Прижимная сила регулируется с помощью противовеса необычной угловатой формы. Для этого надо, используя ключ, ослабить фиксатор противовеса, а потом этим же ключом подкрутить в нужную сторону винт, двигающий противовес. Такая система позволяет с большей точностью выставлять прижимную силу, правда, считать количество поворотов ключа не очень интересно, поэтому электронные весы при настройке пригодятся.
Антискейтинг также можно настроить при помощи соответствующей ручки со шкалой.
Проводка у тонарма не непрерывная — в шелле проводки съемные, и в случае повреждения или по звуковым пожеланиям их можно заменить. Выходной кабель также съемный, с угловым DIN разъемом. Впрочем, разъем можно поворачивать, поэтому на многих столах есть возможность использовать и фонокабели с обычным, не угловым разъемом.
Штатный провод, идущий в комплекте, изготавливается из кабеля Van Den Hul и хотя функционально он неплох, но именно по звуковым свойствам кабели от тонармов SME я практически всегда рекомендую со временем заменять на что-то поинтереснее. Однако в сравнении надо согласиться, что из всего разнообразия это далеко не самый плохой штатный кабель, включенный производителями в базовую поставку.
По сумме свойств — очень продуманный и удобный тонарм, имеющий в комплекте все необходимое, включая инструменты, инструкции и шаблоны. Только о весах надо подумать самостоятельно. Из опций, пожалуй, стоило бы прибавить вязкостный демпфер, который выпускает компания SME (в данном случае модификацию FD-IV), это очень полезное дополнение.
По звуковым способностям просто отличный тонарм, способный работать с головками весьма высокого уровня, раскрывая их в полной мере без каких-либо узких мест и условностей. Разве что в некоторых сочетаниях (в том числе и со столом) звук может получиться несколько прохладно-отстраненным, но это, пожалуй, и все.
Тонарм Tonar Jelco SA-250ST
9-дюймовый тонарм одного из старейших производителей, к тому же разрабатывающего и выпускающего тонармы не только для себя, но и для других компаний. Практически все детали устройства металлические, пластика здесь минимум. Конструкция смотрится очень лаконичной, и тонарм совершенно точно не сложен в настройке. Привычный 9-дюймовый статически сбалансированный тонарм и все.
Шелл несъемный, с отверстиями-прорезями, позволяющими правильно спозиционировать головку при установке. Что понравилось — хоть шелл и несъемный, но проводку в нем можно заменить без проблем. Трубка тонарма прямая, эффективная масса невелика, но для многих современных головок вполне достаточна. Поворотный узел каких-либо вопросов или нареканий не вызывает.
Противовес — также вполне привычный, со шкалой, позволяющей при настройке при первом приближении обходиться без весов. Хорошо, что в комплекте имеется два противовеса (стандартный и утяжеленный), что позволяет устанавливать заметно более тяжелые головки, чем в случае со многими другими тонармами.
В плане регулировок есть все, кроме азимута. Можно отрегулировать и высоту, и прижимную силу в значительном диапазоне, и геометрию головки с антискейтингом при помощи простой и удобной системы с ручкой с делениями. Даже высоту армреста и микролифта в случае необходимости также можно подстроить — все фиксируется обычными винтами, а в комплекте имеется полный набор необходимых ключей.
Единственное, что разочаровало, — штатный кабель. Он совсем простенький, похожий на то, что прикладывали в комплект к недорогим тонармам много лет назад — DIN-разъем в неразборном пластиковом корпусе, черный безымянный провод и пластиковые, также неразборные RCA-разъемы, да земляная клемма. Но, возможно, в этом есть свой смысл, и вот почему действительно хороших штатных кабелей в комплектах почти не бывает. Если уж в наборе платить и за тонарм, и за некоторую времянку, то разумнее будет за эту самую времянку платить поменьше — все равно ведь менять.
Простой, работоспособный и надежный тонарм, с которым неплохо справится даже начинающий. При подборе головок я бы скорее смотрел в сторону моделей с достаточно высокой податливостью иглодержателя и не самой большой собственной массой. Нет, конечно, можно использовать опциональный противовес, но именно в данном конкретном случае я бы не пошел по этому пути в первую очередь. Также предпочтительнее смотрятся головки с хорошей детальностью и умеренно-ярким звучанием, но не тусклые. Впрочем, подчеркнуто-яркие и резкие в данном случае — тоже не лучший вариант.
Собственный звуковой почерк тонарма — слегка сглаженный, неяркий, с неплохой динамикой и детальностью, но все же некоторой склонностью к камерной подаче. В сочетании с ярко и размашисто звучащими головками заметно, что звучат-то они спокойнее и уравновешеннее. Если хочется получить очень масштабный, плотный и насыщенный звук, я бы поискал другие сочетания.
Тонарм Tonar Jelco ST-750L
12-дюймовая версия тонарма, к тому же сильно отличающаяся в деталях от младшей 9-дюймовой модели. Я бы даже не делил эти модели на младшую и старшую, а скорее отнес бы их к разным семействам. По механизму тонарм также статически сбалансированный, 12-дюймовый, с S-образной изогнутой трубкой. Большинство деталей конструкции алюминиевые.
Шелл съемный, классической конструкции. При желании его можно заменять, а в ряде случаев — попробовать с одним тонармом использовать несколько шеллов и головок, если параметры позволят обходиться без перенастройки. Сами настройки вполне понятны, и отрегулировать можно все, что нужно. Азимут не проблема, это можно сделать при помощи шелла с регулировкой, а штатный шелл как раз это позволяет.
Высота настраивается самым привычным способом: основание тонарма смещается относительно базы и фиксируется винтом. Прижимная сила задается при помощи противовеса, шкала для относительно точной настройки у него есть. Да и в комплекте имеются два противовеса для уравновешивания разных головок и шеллов.
С антискейтингом тоже никаких проблем. Высоту микролифта и армреста также можно подстроить по мере необходимости. У тонарма имеется только одна не совсем обычная, но полезная ( особенно для 12-дюймовых моделей) возможность, а именно — вязкостный демпфер.
Сверху на корпусе поворотного узла есть крышечка, которую можно открутить, и в емкость под ней залить некоторое количество демпфирующей смазки. Обратите внимание на один момент: в сочетании с разными головками эта функция может быть как необходимой, так и мало востребованной, все зависит от конкретных условий и сочетаний. Я бы рекомендовал сначала отстроить тонарм «как есть», а потом совсем понемногу добавлять демпфирующую смазку и слушать, что же получается. Если что — демпфер можно почистить и оставить незаполненным.
Про штатный кабель скажу то же самое, что и про кабель от предыдущей модели тонарма — он совсем простой и дешевый и при первой возможности подлежит замене.
Общее впечатление от этой модели — убедительный тонарм с классической конструкцией и возможностью работать с большим диапазоном головок. Удобный в настройках и стабильный в работе.
Звуковой почерк в чем-то мне показался схожим с младшей моделью, но лишь в нюансах. Получить яркий, резкий звук с этим тонармом будет сложно: он больше тяготеет к основательной, ровной подаче и ровной проработке всех составляющих звука. Подобрав подходящую по параметрам головку, можно на основе этой связки выстраивать разные звуковые концепции под разные задачи, но в большинстве случаев результат будет ровным и уверенным.
Выводы
В рамках этого теста я рассмотрел тонармы только в первом, практическом приближении. А вообще тема эта намного шире, и если вникать во все нюансы, не хватит и нескольких подобных тестов. Ведь важно все: и конструкция, и детали, и даже то, с каким усилием вы притягиваете тонарм к столу или головку к шеллу. Обо всем этом поговорим в следующий раз.
Тонарм как обязательная составляющая винилового проигрывателя — исключительно важный элемент. За годы придумана масса конструкций: и поворотные, карданные или гироскопические тонармы, и тангенциальные, и тонармы на всевозможных подвесах, и одноопорники. Выбор сочетаний, конструкций и материалов очень велик. Особенно если ко всему, что выпускается сейчас, прибавить модели из прошлых десятилетий.
Но у всех тонармов при всем разнообразии конструкций и материалов задачи идентичны — это механическая система, позволяющая максимально точно спозиционировать иглу головки звукоснимателя относительно канавки пластинки и при этом работать как динамическая механическая система. А вот дальше начинаются тонкости реализации каждой конкретной модели. Тонарм любой конструкции может оказаться отличным по своим функциональным качествам. Также наличие массы настроек или высокотехнологичных деталей или, наоборот, максимальная простота конструкции напрямую никак не свидетельствуют о том, как именно тонарм будет работать. Если отталкиваться от каких-то общих принципов, то, конечно, возможность что-то настроить — плюс. Но на практике не всем тонармам и не всем головкам жизненно необходима, допустим, настройка антискейтинга: есть модели, где данные настройки принципиально отсутствуют. И сложнейшая конструкция из карбона или использование ценных пород дерева сами по себе ничего не гарантируют. А в случае с деревом это скорее гарантия какой-то собственной окраски. В большинстве случаев, но не всегда.
Не меньше споров существует на тему того, статически или динамически тонарм должен быть сбалансирован. Споры имеют место быть, однако и среди статических, и среди динамических тонармов предостаточно как удачных, так и странных моделей.
Даже споры о длине трубки имеют право на существование. С одной стороны, 12 дюймов — это заведомо меньшая угловая ошибка, что часто заметно на концевых треках пластинки, но если рассмотреть нюансы, то и некоторые 9-дюймовые тонармы (при сочетании с подобранной головкой и с учетом заточки иглы) могут работать почти так же, и на слух искажения будут слышны едва ли. А у тангенсов вообще нет угловых искажений, но есть свои, совсем другие сложности. Хотя если высказать личное мнение, основанное на опыте, я всегда предпочту прочим вариантам хороший 12-дюймовый тонарм.
Поэтому идеальных ответов на вопросы, какой должна быть конструкция тонарма, из чего он должен быть сделан и как, нет. Но существует ряд моментов, на которые стоит обратить внимание. Конечно же, планируя сочетание тонарма и головки, крайне желательно удостовериться, что и по весу головка встанет хорошо (а не на крайних положениях противовеса) и податливость иглодержателя головки совпадает с диапазоном возможностей тонарма, и исходя из эффективной массы с резонансной частотой, все будет в норме. Иногда с этим стоит повозиться, так как не все производители указывают нужные данные, и информацию нужно искать у тех, кто уже экспериментировал с подобными сочетаниями, а свои результаты проверять при помощи тестовых дисков. Следующий вопрос, конечно же, касается настроек, и чем они точнее, тем лучше будет звук и меньше износ иголки и пластинок. Поэтому на точности настройки и инструментах экономить не стоит.
Рассматривать изолированное влияние тонарма на звук не так-то и просто. Да, как и любая другая составляющая тракта, он, конечно же, будет иметь влияние. Но часто более явно ощутимы влияния стола, привода, головки и фонокорректора. К тому же еще возникает вопрос: а насколько каждый из элементов винилового тракта раскрывается в сочетании с другими, в каких случаях суммируются положительные качества и взаимовычитаются недостатки, а в каких наоборот? Это сложные процессы, и в них очень многое определяет опыт, умения и понимание взаимодействий всех составляющих.
И напоследок просто необходимо сказать, что ценник далеко не всегда что-то или что-то гарантирует. Особенно часто меня посещает эта мысль при сравнении цен и характеристик некоторых современных тонармов с ценами и характеристиками определенных экземпляров из прошлых десятилетий.